Приложение №1
к приказу Департамента образования
Мэрии г. Грозного
от ______________2022 г. №_______
Положение
о проведении муниципального этапа Всероссийского конкурса
«Учитель года России» в 2022 году
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2022 году (далее - Конкурс) устанавливает организационно-технологическую модель его проведения, определяет цель и задачи, условия и правила, перечень документов и материалов, регламентирующие участие в конкурсе; структуру, формат конкурсных испытаний и критерии их оценивания; порядок формирования и компетенции организационного комитета, Жюри и Счетной комиссии, отбора, награждения победителей конкурса и вопросы финансирования.
1.2. Учредителем муниципального этапа Конкурса является Департамент образования Мэрии г. Грозного.
1.3. Для руководства Конкурсом создается организационный комитет (далее - Оргкомитет).
1.4. Организационно-методическое сопровождение Конкурса обеспечивает научно-методический центр Департамента образования Мэрии г. Грозного.
1.5. Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования, поддержку инновационных технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе.
1.6. Девиз конкурса «Учить и учиться».
1.7. Цель проведения Конкурса: выявление талантливых учителей, их поддержка и поощрение, повышение социального статуса педагога и престижа педагогической профессии, распространение инновационного педагогического опыта лучших учителей г. Грозного.
1.7. Задачи:
- способствовать непрерывному профессиональному и личностному росту учителя;
- транслировать лучшие образцы педагогической практики и распространять инновационные идеи и достижения.
- выявлять высокопрофессиональных учителей, осуществлять их поддержку и поощрение;
- развивать творческую деятельность учительства по обновлению содержания образования с учетом норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Закона Чеченской Республики от 30 октября 2014 года № 37-РЗ «Об образовании в Чеченской Республике», федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544-н;
- содействовать росту профессионального мастерства педагогических работников;
- выявлять, обобщать и распространять лучшие педагогические практики учителей города.
2. Условия участия, требования к документам и материалам Конкурса
2.1. Участниками Конкурса могут стать граждане Российской Федерации, которые являются педагогическими работниками муниципальных общеобразовательных организаций г. Грозного и соответствующих следующим критериям:
- замещение по основному месту работы должности «Учитель»;
- преподавание учебных предметов, входящих в предметные области, определённые ФГОС.
Участниками муниципального этапа Конкурса являются учителя со стажем педагогической работы не менее трех лет.
К участию в Конкурсе не допускаются руководители и заместители руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их структурных подразделений, являющихся учителями путем совмещения должностей.
2.2. От каждой общеобразовательной организации для участия в муниципальном этапе конкурса направляется победитель школьного этапа.
2.3. Выдвижение участников Конкурса производится с их согласия руководителями общеобразовательных организаций. Участие в Конкурсе является добровольным волеизъявлением.
2.4. Для участия в региональном этапе Конкурса определяются 4 победителя предметных циклов: 1 – гуманитарного, 1 - естественно-математического, 1 - эстетической направленности и 1 - начального общего образования.
2.5. Исключается участие в Конкурсе победителей прошлых лет до истечения 5-ти лет.
2.6. Для участия в Конкурсе участникам необходимо направить на адрес электронной почты nmc_madina_ibragimova@bk.ru следующие документы и материалы:
- выписка из протокола заседания Оргкомитета школьного этапа Конкурса о выдвижении кандидатур на участие в Конкурсе (приложение);
- заявление кандидата на участие в Конкурсе по образцу (приложение 1);
- информационная карта участника (приложение 3);
- справка об итогах школьного этапа конкурса (приложение 4);
- согласие кандидата на участие на обработку персональных данных (приложение 5);
- скан-копия паспорта участника;
- скан-копия трудовой книжки кандидата на участие в конкурсе, заверенная руководителем муниципальной общеобразовательной организации.
В информационной карте обязательно указать ссылку на ресурс участника в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет»
2.6. Прием документов кандидатов на участие в Конкурсе в формате PDF осуществляется до 18:00 12 февраля 2022 года в научно - методический центр (ул. Кан-Калика, 60) и на электронный адрес nmc_madina_ibragimova@bk.ru.
Контактный номер телефона: 8(928)-894-98-87.
2.7. Не подлежат рассмотрению материалы, подготовленные с нарушением требований к их оформлению или поступившие с нарушением сроков. Материалы, представляемые в Оргкомитет, не возвращаются.
По завершении сбора документов и материалов, указанных в п.2.6. настоящего Положения, формируется списочный состав участников Конкурса, который утверждается Оргкомитетом.
3. Структура и организация проведения Конкурса
3.1. Конкурс проводится поэтапно. Устанавливаются следующие этапы конкурса:
I этап: уровень общеобразовательной организации.
Каждая муниципальная общеобразовательная организация самостоятельно решает, какую процедуру взять за основу выбора своего представителя на муниципальный этап Конкурса.
Функцию жюри может взять на себя орган государственно-общественного управления данной муниципальной общеобразовательной организации.
Победители данного этапа направляются на II муниципальный этап.
II муниципальный этап (городской).
3.2. Муниципальный этап Конкурса проводится в 3 тура: один заочно - очный и два очных тура (первый, второй). Очные туры Конкурса по решению Оргкомитета могут быть проведены (при необходимости) в дистанционном формате.
3.2.1. Заочно-очный тур «Методическое портфолио» включает 2 конкурсных испытания: «Интернет - ресурс» и письменная работа (эссе) «Я – учитель» (конкретная тема в рамках общей темы сообщается участникам перед началом конкурсного испытания).
В заочно-очном туре проводится экспертиза методического портфолио участников конкурса, размещённого на личном сайте (блоге, страничке на сайте школы) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» конкурсанта, письменной работы (эссе) на заданную тему.
3.2.2. В первом очном туре «Учитель-профессионал» принимают участие все участники Конкурса и проходят 3 конкурсных испытания: «Представление образа учителя», «Методическая мастерская», «Урок».
Конкурсное испытание «Методическая мастерская» состоит из пояснительной записки (не более 4 страниц печатного текста) и презентации в формате PowerPoint (PPT, PPTX, PPS, PPSX до 15 слайдов). На представление отводится 15 минут, ответы на вопросы членов Жюри - 10 мин.
Конкурсное испытание «Урок» проводится участником в классе, который выбирает участник, по своему предмету. Продолжительность урока - 40 минут. Самоанализ урока, ответы на вопросы членов жюри - 10 минут.
Тема урока участнику сообщается за день до урока в соответствии с календарно - тематическим планированием по предмету в общеобразовательной организации, являющейся площадкой для проведения Конкурса.
3.2.3. По итогам очно-заочного и первого очного туров из всех участников отбираются 12 финалистов, набравших максимальное количество баллов в общем рейтинге.
3.2.4. Во втором очном туре «Учитель - мастер» участвуют 12 финалистов, баллы которых за предыдущие два тура обнуляются, и проходят 3 конкурсных испытания: «Мастер - класс», «Классный час» и «Образовательный проект».
По итогам второго очного тура из 12 финалистов отбираются 4 участника, набравших максимальное количество баллов в общем рейтинге по итогам второго и третьего очного туров и объявляются лауреатами.
3.2.5. В третьем очном туре «Учитель - лидер» участвуют 4 лауреатов, которые проходят 2 конкурсных испытания: «Публичная лекция» и «Круглый стол образовательных политиков».
Конкурсные испытания (при необходимости) по решению Оргкомитета могут быть проведены в дистанционном формате.
3.2.6. По итогам третьего тура из числа лауреатов определяется победитель, набравший максимальное количество баллов в общем рейтинге по итогам второго и третьего очного туров.
4. Организация работы Оргкомитета, жюри и счетной комиссии Конкурса.
4.1. Для организационно-методического обеспечения и проведения Конкурса создается Оргкомитет, который состоит из председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря и членов Оргкомитета; утверждаются составы жюри (далее-жюри) в счетной комиссии (далее - Счетная комиссия).
Оргкомитет:
обеспечивает публикацию в средствах массовой информации сообщений об объявлении Конкурса, его ходе и итогах;
устанавливает процедуру проведения Конкурса, систему и критерии оценивания конкурсных заданий;
определяет требования к оформлению материалов, представляемых на Конкурс;
формирует состав жюри Конкурса и Счетной комиссии, определяет регламент их работы;
определяет порядок, форму, место и сроки проведения Конкурса.
Решение Оргкомитета считается принятым, если за него проголосовало более половины его списочного состава и оформляется протоколом, который подписывается председателем, а в его отсутствие заместителем председателя.
Председатель Оргкомитета – председатель Жюри наделяется исключительным правом внесения дополнительных конкурсных испытаний во второй и третий тур без предварительного согласования (при необходимости).
4.2. В состав Жюри могут входить педагогические работники муниципальных общеобразовательных организаций г. Грозного (руководители, учителя, психологи, социальные педагоги), победители и лауреаты предыдущих лет муниципального и регионального уровней, руководители общественно-профессиональных педагогических сообществ, представитель общественных организаций, а также представители других ведомств по согласованию.
Жюри оценивает выполнение конкурсных заданий в баллах по критериям, утвержденным решением Оргкомитета конкурса. По каждому конкурсному мероприятию члены Жюри заполняют оценочные листы.
4.3. Счетная комиссия (не менее 3-х человек) несет ответственность за правильность подсчета баллов, подготовки сводных ведомостей по результатам выполнения конкурсных испытаний, заполнения оценочных листов членами Жюри, а также за конфиденциальность информации, касающейся участников, их предварительных результатов и т.д.
4.4. Состав Оргкомитета, Жюри и Счетной комиссии утверждается приказом Департамента образования Мэрии г. Грозного и публикуется на его официальном сайте.
5. Подведение итогов и финансирование Конкурса
5.1. Финансирование конкурса осуществляют учредители Конкурса.
5.2. Расходы по командированию участников школьного этапа Конкурса берут на себя соответствующие муниципальные общеобразовательные организации, они же обеспечивают условия для участников: своевременную организацию замещения с сохранением заработной платы на период прохождения Конкурса, логистики и к месту проведения конкурсных мероприятий и обратно, психолого-методического сопровождения.
5.3. Все участники, члены Жюри, Счетной комиссии Конкурса получают благодарственные письма, 12 финалистов - дипломы финалиста.
5.4. Четыре финалистов, признанные лучшим по итогам второго очного тура, объявляются лауреатами Конкурса, награждаются дипломами лауреата.
5.5. Лауреат Конкурса, набравший наибольшее количество баллов по результатам второго и третьего очного туров, объявляется победителем конкурса и награждается дипломом победителя.
5.6. Победитель конкурса и лауреаты конкурса награждаются дипломами и денежными поощрением.
5.7. Организаторы Конкурса оставляют за собой право учреждать дополнительные номинации.
5.8. Организация и проведение конкурсных мероприятий, поощрение победителя, лауреатов и финалистов Конкурса производится за счет средств Департамента образования Мэрии г. Грозного.
6. Освещение и пропаганда Конкурса
6.1. Вопросы, не отраженные в настоящем Положении, решаются Оргкомитетом исходя из своей компетенции в рамках сложившейся ситуации, и в соответствии с действующим законодательством Чеченской Республики и Российской Федерации.
6.2. Опыт финалистов муниципального этапа Конкурса «Учитель года – России» обобщается и представляется на муниципальном уровне, а также вводится в информационный банк педагогического опыта научно – методического центра Департамента образования Мэрии г. Грозного.
7. Система и критерии оценивания конкурсных заданий.
7.1. Заочно - очный тур
7.1.1. Конкурсное испытание «Интернет - ресурс»
Цель: демонстрация использования информационно - коммуникационных технологий как ресурса повышения качества профессиональной деятельности педагога.
Формат конкурсного испытания: представление Интернет - ресурса (личный сайт, страница, блог на сайте образовательной организации), на котором можно познакомиться с участником конкурса и публикуемыми им материалами.
Оценка выполнения конкурсного задания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых содержит по 7 показателей. Каждый показатель оценивается в 0 или 1 балл и имеет равнозначный вес. Максимальный общий балл – 35.
Критерии |
Показатели |
Баллы |
Информационная насыщенность |
количество представленной информации |
от 0 до 7 |
образовательная и методическая ценность (развивающий характер) |
||
различное структурирование информации (тексты, таблицы, схемы и т.п.) |
||
разнообразие содержания |
||
тематическая организованность информации |
||
научная корректность |
||
методическая грамотность |
||
Безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды |
понятное меню (рубрикация) |
от 0 до 7 |
удобство навигации |
||
разумная скорость загрузки |
||
удобный формат для коммуникации |
||
языковая культура |
||
наличие инструкций и пояснений для пользователей |
||
защищённость и адекватность виртуальной среды образовательным целям |
||
Эффективность обратной связи |
разнообразие возможностей для обратной связи |
от 0 до 7 |
доступность обратной связи |
||
наличие контактных данных |
||
возможности для обсуждений и дискуссий |
||
удобство использования механизмов обратной связи |
||
систематичность и адресная помощь в проведении обратной связи |
||
интенсивность обратной связи и количество вовлечённых пользователей |
||
Актуальность информации |
регулярность обновления информации |
от 0 до 7 |
связь информации с текущими событиями |
||
наличие информации о нормативно-правовой базе |
||
разнообразие групп пользователей |
||
новизна и оригинальность информации |
||
возможности создания детско-взрослых виртуальных сообществ |
||
наличие возможностей использования информации для лиц с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями |
||
Оригинальность и адекватность дизайна |
выстроенная информационная архитектура |
от 0 до 7 |
грамотные цветовые решения |
||
оригинальность стиля |
||
корректность обработки графики |
||
сбалансированность разных способов структурирования информации |
||
учёт требований здоровьесбережения в дизайне |
||
внешний вид размещённой информации |
||
Максимальное количество баллов |
35 |
7.1.2. Конкурсное испытание «Я - учитель»
Цель: раскрытие мотивов выбора учительской профессии, собственных педагогических принципов и подходов к образованию, своего понимания миссии педагога в современном мире, смысла педагогической деятельности, демонстрация видения современных проблем и возможных путей их решения средствами образования.
Формат конкурсного испытания: текст эссе (не менее 4 и не более 6 страниц), тема которого определяется оргкомитетом конкурса и объявляется на установочном семинаре. Время написания эссе в аудитории - 4 часа. Использование технических средств и дополнительных материалов не допускается.
Оценка выполнения конкурсного задания осуществляется по 7 критериям, каждый из которых содержит по 3 показателя. Каждый показатель оценивается в 0 или 1 балл и имеет равнозначный вес.
Максимальный общий балл – 21.
Критерии |
Показатели |
Баллы |
Языковая грамотность текста (речевая, грамматическая, орфографическая и пунктуационная) |
речевая грамотность |
от 0 до 3 |
орфографическая грамотность |
||
пунктуационная грамотность |
||
Обоснование актуальности |
широта и масштабность взгляда на профессию |
от 0 до 3 |
умение видеть тенденции развития образования |
||
связь с практикой, обращение внимания на вызовы времени и запросы социума |
||
Наличие ценностных ориентиров |
понимание ценностных ориентиров современной системы образования и наличие мировоззренческой позиции |
от 0 до 3 |
постановка воспитательных целей |
||
обращение внимание на формирование гражданской позиции обучающихся |
||
Аргументированность позиции |
чёткость аргументов, отделение фактов от мнений |
от 0 до 3 |
использование иллюстрирующих примеров и фактов |
||
наличие выводов и обобщения |
||
Умение формулировать проблемы и видеть пути их решения |
чёткость и обоснованность при формулировании проблем |
от 0 до 3 |
способность выделять значимое и последовательность в изложении своей позиции |
||
нестандартность предлагаемых решений |
||
Рефлексивность |
понимание смысла собственной педагогической деятельности |
от 0 до 3 |
анализ и оценка собственных принципов и подходов к образованию |
||
навыки самоанализа педагогической деятельности |
||
Оригинальность изложения |
художественный стиль и нестандартность изложения |
от 0 до 3 |
яркость и образность изложения |
||
ясность и целостность изложения |
||
Максимальное количество баллов |
21 |
7.2. Очные туры (первый, второй и третий)
7.2.1. Первый (очный) тур («Учитель - профессионал»)
Первый (очный) тур («Учитель - профессионал») включает 3 конкурсных испытания: «Представление образа учителя», «Методическая мастерская», «Урок».
7.2.2. Конкурсное испытание: «Представление образа учителя»
Цель - дать жюри первое представление об участнике как о личности, о его лидерских качествах, креативности, увлечениях и интересах.
Формат конкурсного испытания: на усмотрение конкурсанта. Регламент: до 7 минут.
Конкурсное задание оценивается по 4 критериям, каждый из которых оценивается от 0 до 2 баллов соответственно. Максимальный общий балл за конкурсное испытание – 8.
Критерии оценивания конкурсного задания |
Баллы |
оригинальность, индивидуальный стиль |
от 0 до 2 |
соответствие образа |
от 0 до 2 |
общий интеллектуальный и культурный уровень |
от 0 до 2 |
педагогический артистизм |
от 0 до 2 |
Максимальное количество баллов |
8 |
7.2.3. Конкурсное испытание «Методическая мастерская»
Цель: демонстрация участником методической компетентности, соотнесения педагогической теории с практикой, способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования (далее - ФГОС), профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утверждённого приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. №544 н (далее - профессиональный стандарт «Педагог»).
Формат конкурсного испытания: методическая мастерская.
Регламент - 15 минут.
Проводится перед началом для всех участников конкурсного испытания «Урок», что позволяет соотнести заявленные теоретические положения с практикой их реализации. Конкурсант представляет эффективные на его взгляд методические практики организации процесса обучения и воспитания обучающихся в соответствии с ценностными ориентирами и современными социокультурными тенденциями развития образования.
Выступление может сопровождаться мультимедийной презентацией (до 15 слайдов). Для представления методических материалов участником может быть использован собственный интернет – ресурс (блог, страничка на сайте общеобразовательной организации).
Затем в течение 10 минут проходит диалог членов жюри с конкурсантом в форме вопросов и ответов.
Оценивание конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых раскрывается включает через 5 показателей. Каждый показатель оценивается по шкале от 0 до 2 баллов, где 0 баллов – «показатель не проявлен», 1 балл – «показатель проявлен частично», 2 балла – «показатель проявлен в полной мере».
Все критерии являются разнозначными и оцениваются по 10 баллов. Максимальный общий балл за конкурсное испытание – 50.
Критерии |
Показатели |
Баллы |
Результативность и практическая применимость |
применение методики на практике и внесение изменений в практику преподавания (связь с проведённым уроком) |
от 0 до10 |
наличие количественных и качественных показателей достижения результата и разнообразие результатов (предметные, метапредметные, личностные) |
||
соотнесение методики преподавания с планируемыми результатами |
||
воспитательный и ценностный потенциал представленного опыта педагогической деятельности учителя |
||
осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания |
||
Коммуникативная культура |
умение вести диалог и понимать суть обсуждаемых проблем |
от 0 до10 |
точность и полнота ответов на вопросы экспертов |
||
широкий взгляд на существующие проблемы, умение выделять главное и наличие собственной позиции по обсуждаемым вопросам |
||
целеполагание и проведение рефлексии |
||
толерантное отношение к различным позициям и уважение различных точек зрения |
||
Оригинальность и творческий подход |
умение увидеть новые стороны в обсуждаемых вопросах преподавания |
от 0 до10 |
творческий подход и способность найти неожиданные решения педагогических задач |
||
проявление индивидуальности и отход от существующих шаблонов |
||
яркие примеры и образы, используемые в выступлении и ответах на вопросы |
||
разнообразие методического содержания и его метапредметный потенциал |
||
Научная корректность и методическая грамотность |
убедительное и аргументированное методическое обоснование эффективности представленного педагогического опыта |
от 0 до10 |
точность и корректность использования педагогической терминологии, отсутствие фактических ошибок |
||
технологичность и логическая последовательность в представлении опыта педагогической деятельности (выстраивание шагов и наличие алгоритмов) |
||
использование активных и интерактивных подходов для мотивации и поддержки самостоятельности обучающихся |
||
адекватная оценка и мониторинг собственных педагогических достижений в области методики преподавания |
||
Информационная и языковая грамотность |
визуализация информации и иллюстративность |
от 0 до10 |
грамотность речи, ясность выражения мыслей и владение навыками ораторского мастерства |
||
разнообразие источников информации и образовательных ресурсов |
||
структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.) |
||
педагогический кругозор и общая эрудиция |
||
Максимальное количество баллов |
50 |
7.2.4. Конкурсное испытание «Урок»
Цель: демонстрация участником профессиональных компетенций в области планирования, проведения и анализа урока, проявление творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации, знания своего предмета и способности выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни.
Формат конкурсного испытания: урок по предмету.
Регламент - 40 минут, самоанализ урока и ответы вопросы жюри - 10 минут.
Тема урока определяется в соответствии с календарно - тематическим планированием и рабочей программы по соответствующему предмету с учётом их фактического выполнения в соответствующем классе.
Тема обнародуется за день до начала конкурсных испытаний. В случае, если преподаваемый конкурсантом предмет не изучается в образовательной организации, урок проводится на вводную тему.
Возрастная группа (класс), в котором будет проводиться урок, выбирается участником.
Оценивание конкурсного испытания осуществляется по 10 критериям, каждый из которых раскрывается через 5 показателей. Каждый показатель оценивается по шкале от 0 до 2 баллов, где 0 баллов – «показатель не проявлен», 1 балл - «показатель проявлен частично», 2 балла – «показатель проявлен в полной мере». Все критерии является равнозначным и оценивается от 0 до 10 баллов. Максимальный общий балл за конкурсное испытание - 100 баллов.
Критерии |
Показатели |
Баллы |
Информационная и языковая грамотность |
корректность учебного содержания и использования научного языка (термины, символы, условные обозначения), глубина и широта знаний по теме |
от 0 до10 |
доступность изложения, адекватность объёма информации (возрастным особенностям обучающихся и требованиям образовательной программы) |
||
навыки в ИКТ, культура поведения в виртуальной среде и визуализация информации |
||
языковая культура учителя и обучающихся (наличие заданий на составление связного текста и развитие культуры речи) |
||
использование разных источников информации, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.) |
||
Результативность |
достижение предметных результатов |
от 0 до10 |
достижение метапредметных результатов |
||
достижение личностных результатов |
||
вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность (выдвижение гипотез, сбор данных, поиск источников информации) |
||
соотнесение действий с планируемыми результатами |
||
Методическое мастерство и творчество |
разнообразие методов и приёмов, смена видов деятельности |
от 0 до10 |
новизна и оригинальность подходов, нестандартность действий и индивидуальность учителя |
||
использование сравнительных подходов, формирование умения аргументировать свою позицию, использование дискуссионных подходов и проектирования |
||
разнообразие форм работы с информацией и использование разных источников |
||
соответствие методов и приемов целеполаганию (реализации цели, решению задач, достижению результатов) |
||
Мотивирование к обучению |
использование различных способов мотивации и умение удивить |
от 0 до10 |
системность и последовательность проведения мотивации в структуре занятия |
||
доброжелательная атмосфера, безопасная и комфортная образовательная среда |
||
использование проблемных ситуаций, опора на интересы и потребности обучающихся (умение сформулировать или вывести на формулировку проблемы, опора на жизненный опыт учеников) |
||
поддержка образовательной успешности для всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями и ограниченными возможностями. |
||
Рефлексивность и оценивание |
объективность и открытость оценивания, связь с целеполаганием |
от 0 до10 |
разные способы оценивания и рефлексии, умение их обосновать при самоанализе |
||
обратная связь, наличие возможностей для высказывания собственной точки зрения |
||
понятность процедуры и критериев оценивания |
||
адекватность оценки и рефлексии проведенного урока, точность ответов на вопросы |
||
Организационная культура |
постановка и понимание целей, задач и ожидаемых результатов |
от 0 до10 |
наличие инструкций и пояснений для выполнения заданий |
||
установление правил и процедур совместной работы на уроке |
||
обращение внимание на индивидуальные запросы и интересы обучающихся, создание возможностей для инклюзивного образования |
||
осознание своей деятельности, понимание достижений и проблем, умение оценить проведенный урок и провести критический анализ |
||
Эффективная коммуникация |
организация взаимодействия и сотрудничество обучающихся между собой, с учителем и с различными источниками информации |
от 0 до10 |
поддержка толерантного отношения к различным позициям, возможности для высказывания учащимися своей точки зрения |
||
наличие эффективной обратной связи на занятии, способность учителя задавать модель коммуникации |
||
использование вопросов на понимание, развитие умений учащихся формулировать вопросы |
||
развитие навыков конструктивного диалога, в том числе и при самоанализе |
||
Наличие ценностных ориентиров |
воспитательный эффект урока и педагогической деятельности учителя |
от 0 до10 |
поддержка безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни |
||
обращение внимания учащихся на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания |
||
поддержка толерантного отношения к различным мнениям и культурным особенностям |
||
создание ситуаций для обсуждения и принятия общих ценностей гражданской направленности |
||
Метапредметный и междисциплинар-ный подход |
формирование универсальных учебных действий разных видов |
от 0 до10 |
использование потенциала различных дисциплин и корректность в использовании содержания других дисциплин |
||
понимание особенностей метапредметного подхода и его отличия от использования междисциплинарных связей |
||
системность и целесообразность использования междисциплинарных и метапредметных подходов |
||
умение анализировать проведённое занятие с учетом использования метапредметных и междисциплинарных связей, обоснование метапредметных результатов урока |
||
Поддержка самостоятельности, активности и творчества обучающихся |
использование активных и интерактивных подходов для развития самостоятельности обучающихся (работа в группах, формулирование вопросов и т. п.) |
от 0 до10 |
создание на уроке ситуаций для выбора и самоопределения |
||
поддержка личной и групповой ответственности при выполнении заданий |
||
решение творческих задач, возможности для самостоятельной работы и создание ситуаций успеха на уроке |
||
уважение личного достоинства каждого ученика и доброжелательная атмосфера |
||
Максимальное количество баллов |
100 |
7.3. Второй тур: «Учитель-мастер»
Второй (очный) тур («Учитель-мастер») включает 3 конкурсных испытания: «Мастер-класс», «Классный час» и «Образовательный проект».
7.3.1. Конкурсное испытание «Мастер - класс»
Цель: демонстрация финалистами профессионального мастерства в презентации и трансляции инновационного опыта в ситуации профессионального взаимодействия.
Формат конкурсного испытания: публичная индивидуальная демонстрация способов профессиональной деятельности, доказавшие свою эффективность в практической работе участника.
Регламент: выступление конкурсанта - до 20 мин., ответы на вопросы жюри - до 5 мин.
Оценивание конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых разрывается через 5 показателей. Каждый показатель оценивается по шкале от 0 до 2 баллов, где 0 баллов – «показатель не проявлен», 1 балл – «показатель проявлен частично», 2 балла – «показатель проявлен в полной мере».
Все критерии являются равнозначными и оцениваются от 0 до 10 баллов. Максимальный общий балл за конкурсное испытание - 50.
Критерии |
Показатели |
Баллы |
Актуальность и методическое обоснование |
доказательство значимости методической проблемы для образования |
от 0 до 10 |
убедительное и аргументированное методическое обоснование предлагаемых способов обучения |
||
оригинальность и новизна методических приёмов |
||
технологичность и практическая применимость, внесение изменений в практику преподавания на основе требований ФГОС |
||
разнообразие методических приёмов |
||
Творческий подход и импровизация |
творческий подход, оригинальность решений и способность удивить |
от 0 до 10 |
проявление индивидуальности и нахождение нестандартных путей в решении педагогических задач |
||
использование приёмов театральной педагогики, артистизм |
||
умение осмыслить и переработать имеющийся опыт |
||
удачное сопровождение выступления (иллюстрации, компьютерная презентация, яркие примеры) |
||
Рефлексивная культура |
способность к анализу своей деятельности и осмыслению опыта (включение рефлексных компонентов) |
от 0 до 10 |
умение оценить выбор методов и достигнутые результаты |
||
осознание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте |
||
осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания |
||
адекватность оценки и рефлексии проведённого мастер-класса, точность ответов на вопросы |
||
Информационная и языковая культура |
корректность и грамотность использования понятийного аппарата и научного языка, отсутствие фактических ошибок, глубина и широта знаний по теме |
от 0 до 10 |
разнообразие источников информации и форм работы с образовательными ресурсами |
||
использование разных источников информации, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.) |
||
удачная обработка и представление информации (структурирование, интерпретация, сравнение, обобщение) |
||
грамотность речи |
||
Ценностные ориентиры и воспитательная направленность |
акцент на воспитательный эффект в педагогической деятельности |
от 0 до 10 |
обращение внимания на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания |
||
поддержка уважения достоинства личности и толерантного отношения к культурным различиям |
||
поддержка безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни |
||
педагогическая деятельность в области формирования ценностей морально-нравственной и гражданско-патриотической направленности |
||
Максимальное количество баллов |
50 |
7.3.2. Конкурсное испытание «Классный час»
Цель: демонстрация финалистами профессионально-личностных компетенций в области воспитания и социализации обучающихся.
Формат конкурсного испытания: обсуждение в классе с обучающимися, предложенной самими обучающими, темы. Продолжительность - 20 минут.
Регламент конкурсного испытания: 30 минут: проведение классного часа – 20 минут, ответы на вопросы членов жюри – до 10 минут.
Тему для обсуждения участниками выбирается по жребию из предложенного перечня тем.
Перечень тем для обсуждения, в количестве не менее 15, определяется Оргкомитетом и доводится до участников на установочном семинаре.
Перечень тем для обсуждения доводится до участников финала конкурса в день объявления лауреатов финала конкурса.
Оценивание конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям. Каждый критерий включает 5 показателей, каждый из которых оценивается по шкале от 0 до 2 баллов, где 0 баллов – «показатель не проявлен», 1 балл – «показатель проявлен частично», 2 балла – «показатель проявлен в полной мере».
Все критерии являются равнозначными и оцениваются по 10 баллов.
Максимальный общий балл за конкурсное испытание - 50.
Критерии |
Показатели |
Баллы |
Актуальность и воспитательная ценность проведенного классного часа |
поддерживает обсуждение темы с ценностных и мировоззренческих позиций |
от 0 до 10 |
показывает актуальность и акцентирует внимание на воспитательном значении обсуждаемых вопросов |
||
ориентируется на личностные и эмоциональные особенности обучающихся |
||
использует содержание из разных областей знаний и современных достижений науки, техники и культуры |
||
опирается на реальные жизненные ситуации и личный опыт обучающихся |
||
Методическая и психолого-педагогическая грамотность при проведении классного часа |
выбирает форму, использует адекватные методы в соответствии с воспитательными возможностями различных видов деятельности обучающихся |
от 0 до 10 |
показывает продуманность, целесообразность и последовательность действий в организации и проведении классного часа |
||
демонстрирует понимание возрастных особенностей и интересов обучающихся |
||
стимулирует активность и интерес обучающихся к обсуждаемым вопросам |
||
демонстрирует понимание и использование знаний из разных предметных областей |
||
Творческий и адекватный подход к решению воспитательных задач |
демонстрирует нестандартные подходы в решении воспитательных задач |
от 0 до 10 |
ориентируется на значимые общечеловеческие ценности, культурное наследие и традиции многонационального народа Российской Федерации |
||
способствует рассмотрению проблемных ситуаций, позволяющих обучающимся делать выбор и принимать ответственные решения |
||
создает атмосферу доверия, творческой активности и конструктивности при обсуждении проблем |
||
демонстрирует личный интерес и адекватные эмоциональные реакции в диалоге с обучающимися
|
||
Результативность и эффективность решения воспитательных задач |
опирается в своей воспитательной работе на моральные нормы и духовно-нравственные ориентиры, глубоко раскрывая тему классного часа |
от 0 до 10 |
эффективно организует совместную работу обучающихся и дает возможности для выражения личностной индивидуальной позиции |
||
способствует формированию у обучающихся личностно значимого отношения к базовым общественным ценностям |
||
выражение обучающимися своих мировоззренческих взглядов и обращается к их социально ответственной позиции |
||
создает возможности для высказывания разных точек зрения и личностной самореализации |
||
Коммуникативная и речевая культура, личностная ориентированность |
демонстрирует точность и выразительность речи, образцы языковой грамотности, соблюдает языковые нормы русского языка |
от 0 до 10 |
понимает возрастные особенности и интересы обучающихся, целесообразно использует информацию, способствует развитию речевой и коммуникативной культуры |
||
грамотно выстраивает диалоговое взаимодействие с обучающимися и поддерживает содержательную «обратную связь», отвечает на вопросы членов жюри точно, содержательно, грамотно и адекватно |
||
точно использует информацию и понятийный аппарат |
||
противодействует проявлениям агрессивности, показывает примеры эмоциональной устойчивости |
||
Максимальное количество баллов |
50 |
7.3.3. Конкурсное испытание «Образовательный проект»
Цель: демонстрация финалистами конкурса культуры проектирования в образовании, видения существующих проблем и путей их решения, умения продуктивно работать в команде и выстраивать конструктивное взаимодействие.
Формат конкурсного испытания: группы из 4 финалистов (состав определяется жребием) в течение 15 минут проводят обсуждение и выбирают тему образовательного проекта, распределяют зоны ответственности каждого члена команды. Группы получают 3 часа для разработки образовательного проекта и его оформления в электронном и/или другом формате. Для разработки проекта каждой группе отводится учебный кабинет с соответствующим техническим оборудованием (компьютер без доступа к сети Интернет, принтер). Для представления образовательного проекта на сцене группа получает 20 минут и в течение 10 минут отвечает на вопросы членов жюри.
Оценивание конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых оценивается по шкале от 0 до 2 баллов, где 0 баллов – «показатель не проявлен», 1 балл – «показатель проявлен частично», 2 балла – «показатель проявлен в полной мере».
Все критерии являются равнозначными и оцениваются от 0 до 10 баллов. Максимальный общий балл за конкурсное испытание - 50.
Критерии |
Показатели |
Баллы |
Исследовательская деятельность |
продуманный и разносторонний анализ ситуации |
от 0 до 10 |
видение разных проблем и понимание сути решаемой проблемы |
||
способность выдвигать гипотезы и предположения, проводить проверку и обосновывать свои выводы |
||
продуманность и чёткая последовательность плана действий |
||
выстраивание целеполагания (умение ставить и осознавать цели, понимание ожидаемых результатов, соотнесение задач с поставленными целями) |
||
Коммуникационная и языковая культура |
выстраивание конструктивного взаимодействия в командной работе (умение слушать и слышать) |
от 0 до 10 |
вовлеченность в разработку и представление проекта, умение осмыслить и переработать имеющийся опыт |
||
культура речи и корректное использование понятийного аппарата |
||
умение формулировать вопросы, делать комментарии и отвечать на поставленные вопросы |
||
культура ведение дискуссии (уважение других точек зрения, понимание других точек зрения) |
||
Актуальность и реалистичность решений |
доказательство значимости проблемы проекта для образования |
от 0 до 10 |
видение разных путей их решения проблемы, обоснование гипотезы и аргументированность выбора решения |
||
видение путей эффективного решения существующих проблем и значимости решений для образования |
||
реалистичность ресурсного обеспечения и минимизация возможных рисков |
||
возможность распространения и внедрения проекта в образовательную практику, потенциал тиражирования |
||
Результативность |
объективность и наглядность достижения поставленных целей и выполнения задач проекта |
от 0 до 10 |
прогнозируемость результатов, соотнесение достигнутых и планируемых результатов |
||
конкретность и продуктивность деятельности (продукты и эффекты проекта) |
||
использование сравнительных подходов в разработке и представлении образовательного проекта (сопоставление и использование лучших практик) |
||
эффектность, наглядность и культура представления проекта |
||
Творчество и оригинальность в представлении проекта |
нестандартность и оригинальность идей и предложений |
от 0 до 10 |
умение видеть новые стороны в обсуждаемой проблеме |
||
инициативность и ответственность при выполнении задач образовательного проекта |
||
адекватность оценки и самооценки деятельности и результатов проекта, способность к внесению корректив |
||
проявление творчества, индивидуальности и яркий стиль представления проекта |
||
Максимальное количество баллов |
50 |
7.4. Третий тур: «Учитель - лидер»
Третий (очный) тур («Учитель - лидер») включает конкурсных испытания – «Вопрос учителю года».
7.4.1. Конкурсное испытание пресс-конференция «Вопрос учителю года»
Цель конкурсного испытания: демонстрация способности лауреатов муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» к конструктивному диалогу со всеми участниками образовательных отношений и представителями общественности по актуальным вопросам развития образования.
Формат конкурсного испытания: пресс - конференция, в ходе которой призеры Конкурса отвечают на вопросы интервьюеров.
Регламент конкурсного испытания: до 90 минут.
Оценка конкурсного испытания осуществляется по 3 критериям. Каждый критерий включает 5 показателей, раскрывающих содержание критерия. Варианты оценки по показателю имеют следующее выражение в баллах: 2 балла - «показатель проявлен в полной мере»; 1 балл - «показатель проявлен частично»; 0 баллов - «показатель не проявлен».
Максимальная оценка, выставляемая одним экспертом за конкурсное испытание, – 30 баллов.
Критерии |
Показатели |
Баллы |
Ценностные основания и аргументированность профессионально -личностной позиции |
Демонстрирует знание тенденций в развитии современного образования |
от 0 до 10 |
Демонстрирует мотивацию и личный интерес в обсуждаемых вопросах |
||
Показывает связь своей профессиональной деятельности с запросами семьи и общества в целом |
||
В ответах на вопросы опирается на собственный профессиональный опыт |
||
Убедительно аргументирует свою позицию по обсуждаемым вопросам |
||
Масштабность видения проблем и нестандартность предлагаемых решений |
Демонстрирует понимание значения и роли педагогов в современном обществе |
от 0 до 10 |
Показывает способность масштабно анализировать проблемы образования на различных уровнях 2 |
||
Демонстрирует творческий подход и способность предложить конструктивные решения обсуждаемых проблем |
||
Высказывает оригинальные идеи и учитывает возможные риски их воплощения |
||
Демонстрирует педагогический кругозор и общую эрудицию |
||
Коммуникативная культура, грамотность речи, конструктивность позиции |
Выделяет главное при выражении своей профессиональной позиции |
от 0 до 10 |
Проявляет лидерские качества, умение слышать другие точки зрения и способность к импровизации |
||
Демонстрирует способность поддерживать конструктивный диалог, соблюдать нормы профессиональной этики и уважительное отношение к коллегам и аудитории |
||
Соблюдает нормы культуры речи, владеет вербальными и невербальными средствами коммуникации, ораторскими приемами |
||
Выступает четко и конкретно, излагает позицию ясно и кратко, показывает точное видение сути обсуждаемых вопросов |
||
Максимальное количество баллов |
30 |
Приложение 1
к Положению
Образец заявления кандидата на участие в конкурсе
В оргкомитет муниципального этапа
Всероссийского конкурса «Учитель года - 2022»
_____________________________________
(фамилия, имя, отчество в родительном падеже)
учителя _______________________________
(наименование учебного предмета
согласно записи в трудовой книжке)
___________________________________________
(полное наименование образовательной
организации согласно её уставу)
заявление.
Я, ,
(фамилия, имя, отчество)
даю согласие на участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2022 г., внесение сведений о кандидате на участие в конкурсе, указанных в информационной карте, представленной
____________________________________________________________________,
(наименование органа управления образованием администрации муниципального района
(городского округа) Чеченской Республики)
в базу данных об участниках конкурса и использование, за исключением разделов 7 - 9 («Контакты», «Документы», «Личные банковские реквизиты»), в некоммерческих целях для размещения в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», буклетах и периодических изданиях с возможностью редакторской обработки.
«____ »____________ 2022 г. (подпись)
Приложение 2
к Положению
Представление Заявителя
(бланк организации)
В оргкомитет конкурса муниципального
этапа Всероссийского конкурса
«Учитель года - 2022»
_________________________________________________________________
(полное наименование выдвигающей организации - Заявителя)
выдвигает________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество участника Конкурса)
_________________________________________________________________
(занимаемая должность и место работы участника Конкурса)
на участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года - 2022»
Руководитель организации Подпись
________________________________ _____________________ (фамилия, имя, отчество)
М.П.
Приложение 3
к Положению
фотопортрет 4x6 см |
Информационная карта кандидата на участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года - 2022»
____________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
учитель_____________________________________________
(наименования учебного предмета
и образовательной организации согласно её уставу)
1. Общие сведения |
|
Населённый пункт |
|
Дата рождения (день, месяц, год) |
|
Место рождения |
|
Адрес личного Интернет-ресурса, где можно познакомиться с участником и публикуемыми им материалами |
|
Адрес школьного сайта в Интернете |
|
2. Работа |
|
Место работы (полное наименование образовательной организации в соответствии с её уставом) |
|
Занимаемая должность (наименование в соответствии с записью в трудовой книжке) |
|
Преподаваемые предметы |
|
Классное руководство в настоящее время, в каком классе |
|
Общий трудовой стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) |
|
Общий педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) |
|
Дата установления квалификационной категории (если она имеется), какой именно категории |
|
Почётные звания и награды (наименования и даты получения в соответствии с записями в трудовой книжке) |
|
Послужной список (места и сроки работы за последние 10 лет)[1] |
|
Преподавательская деятельность по совместительству (место работы и занимаемая должность) |
|
3. Образование |
|
Название и год окончания организации профессионального образования |
|
Специальность, квалификация по диплому |
|
Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования дополнительных профессиональных программ, места и сроки их освоения) |
|
Знание иностранных языков (укажите уровень владения) |
|
Учёная степень |
|
Название диссертационной работы (работ) |
|
Основные публикации (в т. ч. книги) |
|
4. Общественная деятельность |
|
Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления) |
|
Участие в деятельности управляющего совета образовательной организации |
|
Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия) |
|
5. Семья |
|
Семейное положение (фамилия, имя, отчество и профессия супруга) |
|
Дети (имена и возраст) |
|
6. Досуг |
|
Хобби |
|
Спортивные увлечения |
|
Сценические таланты |
|
7. Контакты |
|
Рабочий адрес с индексом |
|
Домашний адрес с индексом |
|
Рабочий телефон с междугородним кодом |
|
Мобильный телефон с междугородним кодом |
|
Рабочая электронная почта |
|
Личная электронная почта |
|
8. Документы |
|
Паспорт (серия, номер, кем и когда выдан) |
|
ИНН |
|
Свидетельство пенсионного государственного страхования |
|
9. Личные банковские реквизиты |
|
Наименование банка |
|
Корреспондентский счет банка |
|
БИК банка |
|
ИНН банка |
|
Расчетный счет банка |
|
Лицевой счет получателя |
|
Предмет для урока |
|
Класс для урока |
|
Информационная карта должна дополняться компакт - диском с электронной копией информационной карты, сканированными копиями паспорта, трудовой книжки и приложений 5 и 6 к Порядку
Приложение 4
к Положению
Образец справки об итогах школьного этапа конкурса
Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2022 г.
СПРАВКА
об итогах школьного этапа конкурса
Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2022 г.
Участие в школьном этапе конкурса приняли _____ чел. Таким образом, общее количество участников школьного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2022 г. составило _____ чел.
Руководитель МБОУ «СОШ №__» (подпись)
М. П.
Приложение 5
к Положению
Образец согласия на обработку персональных данных
СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
«_____» ______ 2022 г.
Я, ___________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество полностью)
серия __________________________№____________________________________
(вид документа, удостоверяющий личность)
выдан_____________________________________________________________,
(кем и когда)
проживающий(ая) по адресу__________________________________________
настоящим даю своё согласие Министерству образования и науки Чеченской Республики (далее - оператор) на обработку (включая получение от меня и/или от любых третьих лиц с учётом требований действующего законодательства Российской Федерации) моих персональных данных и подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую в соответствии со своей волей и в своих интересах.
Согласие даётся мною в целях заключения с оператором любых договоров, направленных на оказание мне или другим лицам услуг по представлению документов в оргкомитет городского конкурса «Учитель года - 2022» для обеспечения моего участия в конкурсе и проводимых в рамках него мероприятий, и распространяется на следующую информацию: мои фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное положение, образование, профессия и любая иная информация, относящаяся к моей личности, доступная либо известная в любой конкретный момент времени оператору (далее - персональные данные), предусмотренная Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152 - ФЗ «О персональных данных».
Настоящее согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении моих персональных данных, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая - без ограничения - сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передача) персональных данных, а также осуществление любых иных действий с моими персональными данными с учётом требований действующего законодательства Российской Федерации.
Обработка персональных данных осуществляется оператором с применением следующих основных способов (но не ограничиваясь ими): хранение, запись на электронные носители и их хранение, составление перечней.
Настоящим я признаю и подтверждаю, что в случае необходимости предоставления персональных данных для достижения указанных выше целей третьим лицам (в том числе, но не ограничиваясь, Минобрнауки России и т. д.), а равно как при привлечении третьих лиц к оказанию услуг в моих интересах оператор вправе в необходимом объёме раскрывать для совершения вышеуказанных действий информацию обо мне лично (включая мои персональные данные) таким третьим лицам, а также предоставлять таким лицам соответствующие документы, содержащие такую информацию (копия паспорта, копия трудовой книжки).
Подпись: ____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество полностью, подпись)
Скачано с www.znanio.ru
[1] Поля информационной карты, выделенные курсивом, не обязательны для заполнения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.