Повторяем фонетику
Оценка 4.9

Повторяем фонетику

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
17.02.2019
Повторяем фонетику
Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Урок 1.docx
Дата:03.09.18   Урок 1 Тема: Цель: познакомить учащихся с основами лингвистических знаний, с основным положениями науки о языке. Задачи: познакомить с учебником «Русский язык. 3 класс»; повторить соотношение количества гласных звуков и букв, согласных звуков и букв,   согласных звуков и букв; повторить классификацию согласных звуков русского языка; отработать умение воспроизводить звуковой состав слова с помощью транскрипции. Оборудование: запись на доске. Характеристика деятельности учащихся:         Повторяем фонетику Принимать   и   сохранять   учебную   задачу   планировать   свои   действия   в   соответствии   с   поставленными задачами.   Соотносить   собственный   ответ   на   проблемный   вопрос   с   предложенными   вариантами   ответов   и аргументированно доказывать свою позицию. Понимать информацию, представленную в виде схемы, дополнять схему.   Сравнивать   транскрипцию   с   буквенной   записью   слов.   Обобщать   результаты   наблюдений.   Группировать слова по заданному основанию, осуществлять контроль по результату выполнения задания. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможностъ / невозможность его выполнения. Анализировать группы слов, находить общий звук в словах и обозначать его с помощью транскрипции Х о д   у р о к а I. Чистописание. …///…//..иии… а о // ю ы // э е // е ё // а о // Линейка, пенал, книга // школа, этаж, окно, стена.  – Ребята, выберите две строчки, над которыми вы бы хотели поработать. Пишите аккуратно, чисто, красиво. Учащиеся по желанию выбирают две строчки для написания. II. Повторение изученного материала. 1. Беседа по вопросам: – Помните ли вы, что изучает фонетика? (Звуковую сторону речи.) – Что обозначает слово «фонетика»? (Образовано от греческого слова phone, что значит «звук».) – Что во 2 классе мы изучили из этого раздела? Учитель пишет на доске ответы учащихся. Звуки речи, ударение, слог, гласные и согласные звуки, глухие и звонкие согласные, ударные и безударные гласные, письменное обозначение звуков речи. – Что вы помните о количестве гласных звуков и букв? Посмотрите верный ответ, записанный на доске.  Упражнение 1. Н а   д о с к е  записана схема: Звуки [à] Буквы а    я [о] о    ё [и] и [ы] ы [y] у    ю [э] е    э                мал –мял        дом­мёл            мир                сыр         стул­утюг       лень­экран – Какими буквами может обозначаться [а]? – Какими буквами может обозначаться [о], [и]? – Какой звук имеет буква ы (э, у)? – Какой вывод вы можете сделать о количестве гласных звуков и букв? – Какой звук может передавать буква ­я­? ([a], [й’а].) – Что вы можете рассказать о согласных звуках? Чего больше в русском языке – согласных букв или согласных звуков? Подтвердите свои ответы, опираясь на таблицу в учебнике (ч. I, упр. 3). 2. Сравнение буквенной записи слов с записью слов с помощью транскрипции.  Р у б р и к а   « В с п о м н и   и з у ч е н н о е » 1 Н а   д о с к е  написано слово поля́. У ч и т е л ь .  Один ученик утверждает, что в этом слове все гласные звуки одинаковые. Как же так? Ведь здесь нет одинаковых букв. Как вы думаете? Приведите примеры слов, где один и тот же звук обозначен разными буквами. (Мяла, пряла.) Н а   д о с к е  записаны слова так, как они звучат в речи, с помощью транскрипции.  [атхот], [атгадат’], [патшутит’] У ч и т е л ь .  Не правда ли, лучше не писать так, как слышится? Произнесите слова так, как правильно вы бы их записали. (Отход, отгадать, подшутить.) 3. Звуки речи – «гости» урока. Учащиеся инсценируют стихотворение В. Волиной «Звуки речи».  Мы – не буквы, мы – звуки речи. Изучает фонетика нас. Мы – не буквы, мы – звуки речи, Произносят и слышат нас. Дыхание свободно в каждой гласной, В согласных – прерывается на миг, И только тот гармонии достиг, Кому чередованье их подвластно. Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных. Голос участвует, голос зовёт. Звук получается гласный. Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребёнка, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные… согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Ссс… – змеиный слышен свист. Шшш… – шуршит опавший лист. Жжж… – шмели в саду жужжат. Ррр… – моторы тарахтят.  В жизни трудящихся звуков Разное может случиться: Могут они оказаться  В слабой и сильной позиции. Гласные и согласные  Бывают такие опасные! Звук очень ясно слышится, А буква другая пишется. Проникнув в тайны фонемы, Осилим мы эти проблемы. У ч и т е л ь . Вы уже знаете, что письменная речь не может абсолютно точно копировать устную. Звуки мы слышим, а буквы пишем. В одних случаях   между   ними   есть   полное   соответствие,   а   в   других – полная неразбериха. На этом, к сожалению, сложные отношения звуков и букв не заканчиваются.  Одна,  например,  буква «Б»  трудится  в поте лица и за себя, и за других, обозначая целых четыре звука. Кто покажет, как это происходит? У ч а щ и е с я . Это подтверждают следующие примеры: буря [б], битва [б’], хлеб [п], дробь [п’].  У п р а ж н е н и е   2 . Запись слова и транскрипции слова котята. ­ Сколько в слове разных согласных звуков? (три, звуки к, т, мягкий звук т) ­ Какие звуки обозначены одной буквой? (Звуки т и ть обозначены одной буквой т.) 2 ­ Как обозначена мягкость согласного звука, когда слово записано буквами? (Мягкость согласного звука ть обозначена буквой я.) Упражнение 3. ­ Вспомним признаки согласных звуков. ­ Рассмотрите схему. Что можем рассказать о согласных звуках. Вывод: У ч и т е л ь .  В языке всё имеет звуковое выражение. Фонетика нужна врачам, логопедам, учителям, поэтому не случайно обучение в школе начинают с букв и звуков. Известно, что звуков (фонем) в русском языке 42, а букв – 33. Это значит, что отношения между звуками и буквами не такие простые, как может показаться на первый взгляд. Об этом нам поведают сами звуки речи.  У ч и т е л ь .   Вы уже знаете, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки – в царстве того, что мы слышим, а буквы – в царстве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимый.   Он   как   бы   надевает   на   звуки   одежду   в   виде   значков­букв.   Тот,   кто   читает,   действует   наоборот: переводит видимые знаки в звучащие слова. Давайте рассмотрим, как это происходит? 4. Артикуляционная гимнастика. У ч и т е л ь .  Произнесите 5–7 раз скороговорку. Архи́п оси́п, а Óсип охри́п.   Ф и з к у л ь т м и н у т к а Ванька, встань­ка! (Учащиеся встают на носки и возвращаются в исходное положение.) Ванька, встань­ка! (Повторяют это же движение.) Приседай­ка, приседай­ка! (Приседают, опять встают на носки, приседают.) Будь послушен, ишь какой! (Грозят друг другу пальцем.) Нам не справиться с тобой. (Садятся обратно на стулья.) 5. Работа с рубрикой «Давай подумаем». Н а   д о с к е  записаны слова. Ребятам предложили распределить их по группам. Щавель, черёмуха, лось, белка, червяк, йогурт, шиповник, юнга, жук, цапля, щука, шустрый, чудак. В о т   ч т о   у   н и х   п о л у ч и л о с ь : 1) Слова, которые начинаются с твердого непарного согласного звука:  щавель,  лось  шиповник,  цапля  жук, червяк. 2) Слова, начинающиеся с мягкого непарного согласного звука:  йогурт, черемуха, юнга, белка, шустрый, чудак, щука. Правильно выполненное задание должно выглядеть так: 1) шиповник, цапля, жук +шустрый 2) йогурт, черемуха, юнга, чудак, щука +щавель, червяк. 6. Выполнение упражнения 4 с комментированием (учебник). З а д а н и е :  запишите транскрипцию двух пар.  лес – [л’эс]   –   лез – [л’эс] грусть – [груст’]   –   груздь – [груст’] 3 – Почему у пар слов одинаковые транскрипции?  (Правописание согласных в корне слова; эту орфограмму надо проверять.) 7.Упражнение 5 1) во всех словах повторяется звук ш, лишних слов нет 2) во всех словах повторяется звук ф, лишних слов нет 3) повторяется звук с, лишнее слово – просьба – мягкий звук с 4) повторяется звук й, лишнее слово – пять – нет такого звука III. Итог урока. – Что изучает фонетика? – Почему нужно изучать фонетику? – Что мы повторили сегодня на уроке? – Сколько гласных звуков и букв в русском языке? – Сколько согласных звуков и букв в русском языке? Чего больше: согласных звуков или согласных букв?  Домашнее задание: закончить упражнение 4 в учебнике. 4

Повторяем фонетику

Повторяем фонетику

Повторяем фонетику

Повторяем фонетику

Повторяем фонетику

Повторяем фонетику

Повторяем фонетику

Повторяем фонетику
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019