Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Урок 1.docx
Дата:03.09.18
Урок 1
Тема:
Цель: познакомить учащихся с основами лингвистических знаний, с основным положениями науки о языке.
Задачи: познакомить с учебником «Русский язык. 3 класс»; повторить соотношение количества гласных звуков и
букв, согласных звуков и букв, согласных звуков и букв; повторить классификацию согласных звуков русского
языка; отработать умение воспроизводить звуковой состав слова с помощью транскрипции.
Оборудование: запись на доске.
Характеристика деятельности учащихся:
Повторяем фонетику
Принимать и сохранять учебную задачу планировать свои действия в соответствии с поставленными
задачами. Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов и
аргументированно доказывать свою позицию. Понимать информацию, представленную в виде схемы, дополнять
схему. Сравнивать транскрипцию с буквенной записью слов. Обобщать результаты наблюдений. Группировать
слова по заданному основанию, осуществлять контроль по результату выполнения задания. Учитывать степень
сложности задания и определять для себя возможностъ / невозможность его выполнения. Анализировать группы
слов, находить общий звук в словах и обозначать его с помощью транскрипции
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
…///…//..иии…
а о // ю ы // э е // е ё // а о //
Линейка, пенал, книга // школа, этаж, окно, стена.
– Ребята, выберите две строчки, над которыми вы бы хотели поработать. Пишите аккуратно, чисто, красиво.
Учащиеся по желанию выбирают две строчки для написания.
II. Повторение изученного материала.
1. Беседа по вопросам:
– Помните ли вы, что изучает фонетика? (Звуковую сторону речи.)
– Что обозначает слово «фонетика»? (Образовано от греческого слова phone, что значит «звук».)
– Что во 2 классе мы изучили из этого раздела?
Учитель пишет на доске ответы учащихся.
Звуки речи, ударение, слог, гласные и согласные звуки, глухие и звонкие согласные, ударные и безударные
гласные, письменное обозначение звуков речи.
– Что вы помните о количестве гласных звуков и букв? Посмотрите верный ответ, записанный на доске.
Упражнение 1.
Н а д о с к е записана схема:
Звуки
[à]
Буквы
а я
[о]
о ё
[и]
и
[ы]
ы
[y]
у ю
[э]
е э
мал –мял доммёл мир сыр стулутюг леньэкран
– Какими буквами может обозначаться [а]?
– Какими буквами может обозначаться [о], [и]?
– Какой звук имеет буква ы (э, у)?
– Какой вывод вы можете сделать о количестве гласных звуков и букв?
– Какой звук может передавать буква я? ([a], [й’а].)
– Что вы можете рассказать о согласных звуках? Чего больше в русском языке – согласных букв или согласных
звуков? Подтвердите свои ответы, опираясь на таблицу в учебнике (ч. I, упр. 3).
2. Сравнение буквенной записи слов с записью слов с помощью транскрипции.
Р у б р и к а « В с п о м н и и з у ч е н н о е »
1 Н а д о с к е написано слово поля́.
У ч и т е л ь . Один ученик утверждает, что в этом слове все гласные звуки одинаковые. Как же так? Ведь здесь
нет одинаковых букв. Как вы думаете? Приведите примеры слов, где один и тот же звук обозначен разными
буквами. (Мяла, пряла.)
Н а д о с к е записаны слова так, как они звучат в речи, с помощью транскрипции.
[атхот], [атгадат’], [патшутит’]
У ч и т е л ь . Не правда ли, лучше не писать так, как слышится? Произнесите слова так, как правильно вы бы их
записали. (Отход, отгадать, подшутить.)
3. Звуки речи – «гости» урока.
Учащиеся инсценируют стихотворение В. Волиной «Звуки речи».
Мы – не буквы, мы – звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы – не буквы, мы – звуки речи,
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг,
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт.
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные… согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс… – змеиный слышен свист.
Шшш… – шуршит опавший лист.
Жжж… – шмели в саду жужжат.
Ррр… – моторы тарахтят.
В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться:
Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции.
Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
Проникнув в тайны фонемы,
Осилим мы эти проблемы.
У ч и т е л ь . Вы уже знаете, что письменная речь не может абсолютно точно копировать устную. Звуки мы
слышим, а буквы пишем. В одних случаях между ними есть полное соответствие, а в других – полная
неразбериха. На этом, к сожалению, сложные отношения звуков и букв не заканчиваются. Одна, например, буква
«Б» трудится в поте лица и за себя, и за других, обозначая целых четыре звука. Кто покажет, как это происходит?
У ч а щ и е с я . Это подтверждают следующие примеры: буря [б], битва [б’], хлеб [п], дробь [п’].
У п р а ж н е н и е 2 .
Запись слова и транскрипции слова котята.
Сколько в слове разных согласных звуков? (три, звуки к, т, мягкий звук т)
Какие звуки обозначены одной буквой? (Звуки т и ть обозначены одной буквой т.)
2 Как обозначена мягкость согласного звука, когда слово записано буквами? (Мягкость согласного звука ть
обозначена буквой я.)
Упражнение 3.
Вспомним признаки согласных звуков.
Рассмотрите схему. Что можем рассказать о согласных звуках.
Вывод:
У ч и т е л ь . В языке всё имеет звуковое выражение. Фонетика нужна врачам, логопедам, учителям, поэтому не
случайно обучение в школе начинают с букв и звуков.
Известно, что звуков (фонем) в русском языке 42, а букв – 33. Это значит, что отношения между звуками и
буквами не такие простые, как может показаться на первый взгляд. Об этом нам поведают сами звуки речи.
У ч и т е л ь . Вы уже знаете, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки – в царстве того, что мы
слышим, а буквы – в царстве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир
видимый. Он как бы надевает на звуки одежду в виде значковбукв. Тот, кто читает, действует наоборот:
переводит видимые знаки в звучащие слова. Давайте рассмотрим, как это происходит?
4. Артикуляционная гимнастика.
У ч и т е л ь . Произнесите 5–7 раз скороговорку.
Архи́п оси́п, а Óсип охри́п.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Ванька, встанька!
(Учащиеся встают на носки и возвращаются
в исходное положение.)
Ванька, встанька!
(Повторяют это же движение.)
Приседайка, приседайка!
(Приседают, опять встают на носки, приседают.)
Будь послушен, ишь какой!
(Грозят друг другу пальцем.)
Нам не справиться с тобой.
(Садятся обратно на стулья.)
5. Работа с рубрикой «Давай подумаем».
Н а д о с к е записаны слова. Ребятам предложили распределить их по группам.
Щавель, черёмуха, лось, белка, червяк, йогурт, шиповник, юнга, жук, цапля, щука, шустрый, чудак.
В о т ч т о у н и х п о л у ч и л о с ь :
1) Слова, которые начинаются с твердого непарного согласного звука: щавель, лось шиповник, цапля жук,
червяк.
2) Слова, начинающиеся с мягкого непарного согласного звука: йогурт, черемуха, юнга, белка, шустрый,
чудак, щука.
Правильно выполненное задание должно выглядеть так:
1) шиповник, цапля, жук +шустрый
2) йогурт, черемуха, юнга, чудак, щука +щавель, червяк.
6. Выполнение упражнения 4 с комментированием (учебник).
З а д а н и е : запишите транскрипцию двух пар.
лес – [л’эс] – лез – [л’эс]
грусть – [груст’] – груздь – [груст’]
3 – Почему у пар слов одинаковые транскрипции? (Правописание согласных в корне слова; эту орфограмму
надо проверять.)
7.Упражнение 5
1) во всех словах повторяется звук ш, лишних слов нет
2) во всех словах повторяется звук ф, лишних слов нет
3) повторяется звук с, лишнее слово – просьба – мягкий звук с
4) повторяется звук й, лишнее слово – пять – нет такого звука
III. Итог урока.
– Что изучает фонетика?
– Почему нужно изучать фонетику?
– Что мы повторили сегодня на уроке?
– Сколько гласных звуков и букв в русском языке?
– Сколько согласных звуков и букв в русском языке? Чего больше: согласных звуков или согласных букв?
Домашнее задание: закончить упражнение 4 в учебнике.
4
Повторяем фонетику
Повторяем фонетику
Повторяем фонетику
Повторяем фонетику
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.