Чтение
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Цель обучения - овладение элементарными навыками чтения, развитие устной и письменной речи обучающихся
Задачи обучения:
- преодоление речевой замкнутости обучающихся, формирование у обучающихся умения сотрудничать с взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, в решении бытовых задач;
- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания;
- коррекция недостатков и развитие сенсомоторной сферы обучающихся на основе различных упражнений по воспитанию слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционной моторики, движений кистей рук и пальцев;
- уточнение и расширение представлений обучающихся в связи с различными практическими действиями на уроке, во время экскурсий, наблюдений за разнообразными явлениями в окружающей среде;
- практическое овладение понятиями «слово» и «предложение», формирование умения правильно оформлять предложение, состоящее из 2 - 4 слов, с опорой на выполняемые действия, картинки или проведенные ранее наблюдения;
- знакомство с пятью звуками и обозначающими их буквами печатного шрифта, умение слышать звуки в начале и конце слова, выделять изучаемый звук;
- чтение двубуквенных слогов (закрытых и открытых) и слов из этих слоговых структур, их звуко-буквенный анализ (на усмотрение учителя, в зависимости от уровня обучающихся).
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» определяет следующие задачи:
- формирование умения дифференцировать неречевые и речевые звуки;
- формирование умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение);
- развитие умения работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
- развитие умения слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
- формирование умения пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
- формирование умения читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
- развитие умения соблюдать в устной речи интонацию конца предложений.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
В процессе обучения чтению решаются следующие задачи:
- развитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в целом;
- расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире;
- формирование положительных личностных качеств учеников;
- создание условий для организации речевой среды, пробуждения речевой активности;
- создание условий для расширения словарного запаса активного и пассивного словаря, связанного с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта;
- создание условий для формирования первичных ценностных представлений учащихся о книгах и иллюстрациях;
- создание условий для знакомства учащихся с жестовыми, изобразительными средствами выразительности;
- создание условий для приобщения к словесному искусству в доступных для учащихся ситуациях;
- развитие коммуникативных функций речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
Уроки чтения проводятся с учетом особенностей развития детей с нарушением интеллекта. Этим объясняется небольшой объем требований, предъявляемых к учащимся специальной школы и учитывающих определенную динамику их развития.
Общая характеристика учебного предмета
Работа по развитию речи и формированию навыка чтения должна строиться с учетом того, что у глубоко умственно отсталых детей, нарушены все компоненты речи: как произносительная сторона, так и лексическое, грамматическое и фонематическое развитие.
Отмечается выраженное ограничение словарного запаса, которое проявляется в том, что дети пользуются только обиходными словами, часто употребляют слова в неточном значении, подменяя их по сходству, по ситуации, по звуковому составу. Нарушено овладение грамматическими формами языка: опускаются предлоги, недоговариваются или неправильно употребляются окончания, категории числа, имеются затруднения в согласовании и управлении слов в предложении.
Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка. Поскольку речь не может быть использована детьми с умеренной умственной отсталостью в полной мере, в основу предмета «Чтение» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе как вербальной, так и невербальной коммуникации.
Учитывая значительные ограничения вербальной коммуникации, предмет «Чтение» предполагает обучение учащихся альтернативным приёмам работы с различными видами доступной информации.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Чтение» относится к предметной области «Язык и речевая практика».
Количество часов на изучение данного предмета: 2 часа в неделю, 68 часов в год, 34 учебные недели.
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2)
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (1 группа):
ученик знает свое имя и может ответить на вопрос «Как тебя зовут?» доступным для него средством коммуникации (словом, карточкой, табличкой), выполняет инструкцию взрослого в разных ситуациях, использует доступные средства общения во взаимодействии со сверстником; правильно использует пишущий предмет, знает и соотносит гласные звуки и буквы.
Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети со множественными нарушениями в развитии (2 группа):
ученик откликается на свое имя и может ответить на вопрос «Как тебя зовут?» доступным для него средством коммуникации (словом, карточкой, табличкой); выполняет простую инструкцию взрослого в знакомой ситуациях, проявляет интерес к знакомому сверстнику; правильно использует пишущий предмет, знает и соотносит звук и букву.
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью и большинство детей со множественными нарушениями в развитии (3 группа):
откликается эмоционально и двигательно на свое имя, в знакомых ситуациях положительно реагирует на сенсорные и тактильные стимулы, прослеживает за действиями знакомого взрослого.
Предметные результаты
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
-Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
-Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения –
вербальными и невербальными
-Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
-Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
-Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
3)Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
-Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
-Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
-Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
4)Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
-Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
-Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5)Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
-Узнавание и различение образов графем (букв).
-Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
-Начальные навыки чтения и письма.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.