Пояснительная записка к предмету Чтение (ОВЗ),4 кл.
Оценка 4.7

Пояснительная записка к предмету Чтение (ОВЗ),4 кл.

Оценка 4.7
docx
09.12.2024
Пояснительная записка к предмету Чтение (ОВЗ),4 кл.
Пояснительная записка к предмету Чтение.docx

Чтение

 

Пояснительная записка

 

        Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

 

    Цель обучения - овладение элементарными навыками чтения, развитие устной и письменной речи обучающихся

    Задачи обучения:

-                     преодоление речевой замкнутости обучающихся, формирование у обучающихся умения сотрудничать с взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, в решении бытовых задач;

-                     развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания;

-                     коррекция недостатков и развитие сенсомоторной сферы обучающихся на основе различных упражнений по воспитанию слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционной моторики, движений кистей рук и пальцев;

-                     уточнение и расширение представлений обучающихся в связи с различными практическими действиями на уроке, во время экскурсий, наблюдений за разнообразными явлениями в окружающей среде;

-                     практическое овладение понятиями «слово» и «предложение», формирование умения правильно оформлять предложение, состоящее из 2 - 4 слов, с опорой на выполняемые действия, картинки или проведенные ранее наблюдения;

-                     знакомство с пятью звуками и обозначающими их буквами печатного шрифта, умение слышать звуки в начале и конце слова, выделять изучаемый звук;

-                     чтение двубуквенных слогов (закрытых и открытых) и слов из этих слоговых структур, их звуко-буквенный анализ (на усмотрение учителя, в зависимости от уровня обучающихся).

    Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» определяет следующие задачи:

-     формирование умения дифференцировать неречевые и речевые звуки;

-     формирование умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение);

-     развитие умения работать с условно-графическим изображением слова, предложения;

-     развитие умения слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

-     формирование умения пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;

-     формирование умения читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;

-     развитие умения соблюдать в устной речи интонацию конца предложений.

 

 

        Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

       Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

 

В процессе обучения чтению решаются следующие задачи:

- развитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в целом;

- расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире;

- формирование положительных личностных качеств учеников;

- создание условий для организации речевой среды, пробуждения речевой активности;

- создание условий для расширения словарного запаса активного и пассивного словаря, связанного с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта;

- создание условий для формирования первичных ценностных представлений учащихся о книгах и иллюстрациях;

- создание условий для знакомства учащихся с жестовыми, изобразительными средствами выразительности;

- создание условий для приобщения к словесному искусству в доступных для учащихся ситуациях;

- развитие коммуникативных функций речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;

     Уроки чтения проводятся с учетом особенностей развития детей с нарушением интеллекта. Этим объясняется небольшой объем требований, предъявляемых к учащимся специальной школы и учитывающих определенную динамику их развития.

 

Общая характеристика учебного предмета

 

     Работа по развитию речи и формированию навыка чтения должна строиться с учетом того, что у глубоко умственно отсталых детей, нарушены все компоненты речи: как произносительная сторона, так и лексическое, грамматическое и фонематическое развитие.

     Отмечается выраженное ограничение словарного запаса, которое проявляется в том, что дети пользуются только обиходными словами, часто употребляют слова в неточном значении, подменяя их по сходству, по ситуации, по звуковому составу. Нарушено овладение грамматическими формами языка: опускаются предлоги, недоговариваются или неправильно употребляются окончания, категории числа, имеются затруднения в согласовании и управлении слов в предложении.

     Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка. Поскольку речь не может быть использована детьми с умеренной умственной отсталостью в полной мере, в основу предмета «Чтение» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе как вербальной, так и невербальной коммуникации.

     Учитывая значительные ограничения вербальной коммуникации, предмет «Чтение» предполагает обучение учащихся альтернативным приёмам работы с различными видами доступной информации.

 

 

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Чтение» относится к предметной области «Язык и речевая практика».

Количество часов на изучение данного предмета: 2 часа в неделю, 68 часов в год, 34 учебные недели.

 

 

Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2)

результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения

образовательных         программ   представляют   собой   описание   возможных  результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные результаты

        Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (1 группа):

ученик знает свое имя и может ответить на вопрос «Как тебя зовут?» доступным для него средством коммуникации (словом, карточкой, табличкой), выполняет инструкцию взрослого в разных ситуациях, использует доступные средства общения во взаимодействии со сверстником; правильно использует пишущий предмет, знает и соотносит гласные звуки и буквы.

       Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети со  множественными нарушениями в развитии (2 группа):

ученик откликается на свое имя и может ответить на вопрос «Как тебя зовут?» доступным для него средством коммуникации (словом, карточкой, табличкой); выполняет простую инструкцию взрослого в знакомой ситуациях, проявляет интерес к знакомому сверстнику; правильно использует пишущий предмет, знает и соотносит звук и букву.

       Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью и большинство детей со  множественными нарушениями в развитии (3 группа):

 откликается эмоционально и двигательно на свое имя, в знакомых ситуациях положительно реагирует на сенсорные и тактильные стимулы, прослеживает за действиями знакомого взрослого.  

Предметные результаты

        Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

-Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

-Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

 

2)        Овладение  доступными  средствами  коммуникации  и  общения  –

 

вербальными и невербальными

 

-Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

-Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

-Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

 

3)Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

-Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

-Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

-Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4)Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

-Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

-Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5)Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

-Узнавание и различение образов графем (букв).

-Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

-Начальные навыки чтения и письма.



 

Скачано с www.znanio.ru

Чтение Пояснительная записка

Чтение Пояснительная записка

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия

Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка

Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка

Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями

Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2024