ТЕМАТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА «БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине;
- воспитание уважительного отношения к защитникам отечества, ветеранам;
-воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных
ценностей;
-обогащать нравственно-эстетический опыт воспитанников.
Развивающие:
- развивать у детей интерес к истории своей страны;
-развивать память, внимание и наблюдательность.
-развитие монологической речи, речевого слуха, зрительного внимания.- учить
Образовательные:
-расширять представления детей о родном городе.
- активизировать знания воспитанников об одном из этапов истории своего
города;
- расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо
блокады»;
-формировать систему ценностей на примере подвига ленинградцев в период
блокады
- эмоционально воспринимать музыку героического характера.
Предварительная работа:
- чтение художественных произведений по теме
- слушание песен и музыки военных лет,
- слушание и разучивание стихотворений о блокадном городе,
- выставка рисунков.
Материалы: Ноутбук, телевизор,
подборка фото видеоматериалов по теме «блокада» – сайт 900 idr.net/kartinki/istori,
выставка рисунков и плакатов, презентация
Дети входят в зал под музыку марша «
Славянки». Делая круг, садятся на стулья
Здравствуйте ребята, Вы знаете, по
какому поводу мы с вами собрались?
Сегодня мы поговорим о блокадном Ленинграде. Хоть вы еще маленькие, но по
книгам, фильмам и рассказам взрослых тоже знаете о страшной смертоносной
войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве. Много лет
тому назад, когда нас ещё не было на свете, была Великая Отечественная Война
с фашистской Германией. Это была жестокая война. Она принесла много горя и
разрушений. Беда пришла в каждый дом. Эта война была самым страшным
испытанием для народа.
Кто же напал на нашу страну?
В 1941 году на нашу Родину напала
фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев. Город наш
тогда назывался Ленинградом, а его жители - ленинградцами. В
начале войны родилась замечательная песня. Она звала на борьбу народ: «
Вставай, страна огромная!» И весь русский народ встал на защиту своей Родины!
Звучит фонограмма песни «Вставай страна огромная»
Очень скоро враги оказались рядом с городом. Днем и ночью фашисты
бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, падали на землю убитые.
Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить его блокадой.
Фашисты окружили город, перекрыли все выходы и входы в город. Наш город
оказался в блокадном кольце.
Что такое блокада? Это осадное кольцо, в которое взяли
город.
Проводится игра: собери картинку
«Танк» и «Самолёт»
Но жители Ленинграда, ленинградцы – мужчины, женщины, пожилые люди,
дети, проявляли стойкость и мужество, и всеми силами поднялись на защиту
города.
Ребёнок:
В войну солдаты город защищали,
Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.
За нас с тобою жизнь они отдали,
Чтоб в мире больше не было войны.
В город перестало поступать
продовольствие. Отключили свет, отопление, воду… Наступила зима…Настали
страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900…Это почти 2,5 года .
Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала
воздушная тревога
Запись воздушной тревоги
Когда люди слышали такой сигнал, то
все прятались в бомбоубежище, и чтобы их успокоить по радио звучал звук
метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь
продолжается.
А что такое бомбоубежище? (Это
специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки)
Жизнь в городе становилась всё труднее.
В домах не работал водопровод, от
сильных морозов вода в нём замёрзла. Еле живые люди спускались на невский лёд
за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. А
потом долго, долго везли домой.
Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю
блокадного Ленинграда- 125 грамм. И всё, больше ничего - только вода.
Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки,
маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то
согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного
дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.
Вот дети, какое тяжелое испытание выпало Ленинградцам. До сих пор в этом
городе сохранилось особое отношение к хлебу. Вам понятно почему?
-ответы детей: Потому, что город пережил голод. Потому что ничего, кроме
кусочка хлеба в день не было.
Правильно, потому, что только маленький кусочек хлеба спас много жизней. И,
давайте, и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу. Да, сейчас у нас
всегда много хлеба на столе, он разный, белый и черный, но он всегда вкусный.
И все вы должны помнить, что хлеб нельзя крошить, нельзя оставлять
недоеденным.
Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы. И
те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг
маленьких ленинградцев.
Ленинград продолжал жить и работать. Кто же работал в блокадном
городе?
На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали
на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли
стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра
здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. А как ещё
помогали взрослым дети? (Они тушили зажигалки сброшенные с фашистских
самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что
водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец.
карточкам. Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели
песни читали стихи , танцевали.
Девочки исполняют танец «Катюша»
Давайте, сейчас исполним песню о Ленинградских мальчишках в память об их
героических делах, ведь многие из них не дожили до наших дней, но память о
них жива в наших сердцах.
♫ песня о ленинградских мальчишках
Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь
города Работало радио, и люди узнавали новости с фронта. В труднейших
условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали
кинохроники.
Музыка звучала для воинов – ленинградцев. Она помогала людям бороться и
оставалась с ними до самой победы.
Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую
симфонию, которую назвал «Ленинградской. » Музыка рассказывала о мирной
жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.
Эта симфония впервые прозвучала в блокадном Ленинграде, в большом
зале Филармонии. Чтобы гитлеровцы не помешали концерту, наши войска вступили
в бой с противником. И ни одного вражеского снаряда не упало тогда в районе
Филармонии.
Послушайте отрывок из Седьмой симфонии Шостаковича. Звучит грамзапись .
Зима голодно, холодно.Хлеб давали по карточкам, но его было очень мало и
многие умирали от голода. В городе оставалось много детей и только одна
дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку
и крупу. Где проходила эта дорога? Эта дорога проходила по льду Ладожского
озера. Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни» А почему она так
называлась? К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли
прямо по воде, иногда проваливались, и водители снимали дверцы кабины, чтобы
успеть выскочить из тонущего грузовика…
звучит песня « Ладога»
В январе наши войска перешли
в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили смертоносный удар на врага. И вот
пришел этот час. 27 января 1944 года советские войска прогнали фашистов с
Ленинградской земли. Ленинград был освобождён от блокады.
В честь победы в городе был праздничный салют. Все люди вышли из своих
домов и со слезами на глазах смотрели на салют.
900 дней и ночей боролся наш город и выстоял и победил.
Каждый день отделяет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и
помнить подвиг защитников В память о павших в те дни, на Пискарёвском
кладбище, у братских могил горит вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат,
думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех,
кому мы обязаны мирной жизнью.
Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне,
чтобы она никогда не повторилась.
Поэтому и собрались мы с вами, чтобы вы услышали об этом подвиге Ленинграда и
Ленинградцев
|