Методическая разработка практического занятия «Дорога безопасности».
Познавательно-игровое занятие «Я до садика дойду – пусть меня научат» в первой младшей группе.
Педагог:
Русын Любовь Геннадьевна, первая квалификационная категория, воспитатель МКДОУ д/с «Солнышко» п. Маромица.
Проблема: незнание детьми правил дорожного движения, правил поведения на улице и на дороге, световых сигналов светофора, а также безопасного маршрута до детского сада.
Обоснование проблемы:
1. Родители не достаточно уделяют внимание теме «Правила поведения на дороге», «Правила поведения на улице», «Правила дорожного движения»; не объясняют и не показывают детям безопасный маршрут к детскому садику и его значение.
2. Нет знаний у детей о правилах поведения на дороге, о смене сигналов светофора, их смысл.
Участники: дети младшей группы «Солнышко», педагог Русын Любовь Геннадьевна, сказочные персонажи: Петрушка и Светофорик, родители.
Цель:
Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного поведения на дорогах. Показать и объяснить значение безопасного маршрута до детского сада.
Задачи:
1. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения, со светофором. Учить понимать значение световых сигналов светофора. Формировать начальные навыки безопасного поведения на дороге и на улице.
2. Активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей речь, воображение и мышление. Закрепить названия цветов (желтый, зеленый, красный).
3. Приучать детей выполнять ПДД, действовать в коллективе, уметь выбирать безопасный маршрут до детского сада
4. Активизировать словарь: светофор - зеленый, красный, желтый огонек, руль, безопасность, дорога, транспорт, тротуар, проезжая часть, обочина, пешеходный переход, перекрёсток.
Предварительная работа с детьми:
1. Рассматривание материала по теме «Правила дорожного движения», «Мой другсветофор», «Правила поведения на дороге и на улице», иллюстрации с изображением транспортных средств, альбомы по теме;
2. Беседа «Мой друг-светофор»;
3. Изготовление макета транспортного светофора;
4. Аппликация с элементами рисования «Дорога и светофор»;
5. Чтение стихотворений, загадывание загадок на тему «ПДД», «Светофор»;
6. Дидактические игры: «Дорожные знаки», «Собери машину по частям»,
«Светофор», «Угадай транспорт», «Собери машину» (из 4-х частей), пазлы; 7. Подвижные игры: «По длинной извилистой дорожке», «Воробушки и автомобиль», «Цыплята и автомобиль», «Поезд», «Машины», «Трамвай»,
«Цветные автомобили»;
8. Пальчиковая гимнастика;
9. Сюжетно–ролевая игра «Шофёры», «Водители и пешеходы», «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта), игры с макетом;
10. Дыхательная гимнастика - «Вот какие мы большие»;
11. Артикуляционная гимнастика «Заборчик»;
12.Выкладывание из геометрических фигур и счетных палочек (светофор, транспорт);
13. Гимнастика для глаз «Глазки видят всё вокруг»;
14. Физкультминутка «По ровненькой дорожке», «Светофор».
15.Раскраски по ПДД;
16. Конструирование различных улиц из строительного материала для закрепления знаний о ПДД;
17. Игровое задание «Сколько у светофора цветов»;
18. Просмотр презентации «Наш друг светофор».
Итог:
Познавательно – игровое занятие в группе по ПДД с выходом за территорию детского сада с целью закрепления с детьми правил поведения на улице, перекрестке, дороге, закрепление понятий: светофор, дорожные знаки, транспорт, тротуар т.д., а также показ и объяснение безопасного маршрута до детского сада.
Ход познавательно – игрового занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- Дети, послушайте, к нам кто – то стучится (стук в дверь).
- Кто же это?
- Ой, да это же Светофорик со своим другом Петрушкой.
- Давайте поздороваемся и улыбнёмся им.
Светофорик:
- Здравствуйте, ребята!
Петрушка:
- Привет, друзья! Мы так к вам торопились, чуть не попали под машину. Сколько на улицах машин?! И с каждым годом их становится все больше и больше. Мчатся по нашим дорогам тяжелые МАЗы, КРАЗы, ГАЗели, автобусы, летят легковые автомобили. А мы в детский сад не ходим и правила дорожного движения не знаем.
Светофорик:
- Петрушка, а мы с тобой ещё и безопасный маршрут до детского садика не знаем. Бежим, как торопышки по разным улицам.
Воспитатель:
- Проходите, сейчас ребята вам все покажут и расскажут.
Петрушка:
- Я очень хочу вам загадать загадку.
Днём и ночью я горю, Всем сигналы подаю, Есть три цвета у меня.
Как зовут меня, друзья?»
Дети:
- Светофор. (Воспитатель показывает Светофорика) Воспитатель:
- Петрушка, расскажи нам, для чего нам нужен твой друг Светофорик?
Петрушка:
- Что рассказать? Похож на ёлочку, горят разноцветные огоньки, вокруг его можно хоровод водить.
Воспитатель:
- Ребята, правильно ли говорит Петрушка ?
Дети:
- Нет.
Воспитатель:
- Дети, а что обозначают сигналы светофора?
Дети показывают огни светофора и хором говорят:
Красный – стой,
Жёлтый – жди,
А зелёный – проходи!
Воспитатель:
-Петрушка, на какой сигнал светофора, ты будешь переходить дорогу?
Петрушка:
- Забыл.
Воспитатель:
- АЙ! АЙ! АЙ! Дети, на какой сигнал светофора мы переходим дорогу? Дети:
- Зелёный.
Воспитатель:
- Ребята, где вы видели светофор? (ответы детей)
-Правильно, ребята! Вы ездите в город Киров с мамами и с папами или в гости в другие города, там видите большую и широкую дорогу, которую надо переходить при помощи светофора по пешеходному переходу. Светофор командует переходом.
- Ребята, а сейчас мы вместе со Светофориком поиграем и покажем Петрушке, как и где правильно надо переходить дорогу.
Воспитатель:
«Везде и всюду правила, Их надо знать всегда. Без них не выйдут в плаванье Из гавани суда.
По городу, по улице Не ходят просто так: Когда не знаешь правила, Легко попасть впросак. Всё время будь внимательным И помни наперёд:
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход»
Воспитатель:
- Вот стоит светофор, он зажигает красный свет. Значит, стой на месте! Переходить дорогу – запрещено! Машины несутся во всю прыть. Выходить на дорогу опасно. Машины, мотоциклы и даже велосипеды не успеют остановиться!
«Не ходи на красный свет.
Красный свет – опасный!
Налетит велосипед,
Станешь ты ужасный!»
-Вот светофор зажигает жёлтый свет. Это сигнал – “внимание”! Все машины начинают тормозить, чтобы вовремя остановиться. А мы - пешеходы готовимся к переходу. Еще не идём, а только собираемся идти.
«И при жёлтом – нет проходу. Жёлтый свет – внимание!
Приготовься к переходу
Ты, мой друг, заранее»
- Наконец зажигается зелёный свет. Теперь можно свободно переходить. Все машины остановились, иди себе на здоровье: не трусь, не медли и не беги – вдруг упадешь!
«Свет зеленый – переходный Ты его, конечно, ждешь.
Свет зелёный – пешеходный,
Если ты пешком идешь!»
Воспитатель:
- В пешеходном деле самое главное и трудное - переходить дорогу. Вот и ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: где и как пешеходы должны переходить дорогу?
Дети:
- По пешеходному переходу на зеленый огонек Светофора.
Петрушка:
- Я запомнил, ура! По пешеходному переходу.
Воспитатель:
- Дети, правильно ответил Петрушка?
Дети:
- Да.
Петрушка:
- Больше не могу - устал, устал и Светофорчик, мы хотим отдохнуть.
Физкультминутка «Светофор».
Педагог поднимает красный флажок — дети стоят на месте, желтый — хлопают в ладоши, зеленый — топают ногами.
2.Рассматривание иллюстраций, беседа по ним.
Воспитатель:
- Ребята, а давайте Петрушку и Светофорчика пригласим сесть на ковер и рассмотреть иллюстрации с разными ситуациями на дороге и дорожные знаки. (Все садятся на ковер и рассматривают иллюстрации с ситуациями и дорожные знаки)
Воспитатель:
- Ребята, кто помогает пешеходам перейти дорогу? (ответы детей)
«Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь-
Зеленый, желтый, красный»
Воспитатель:
- Почему опасно разговаривать при переходе дороги? (ответы детей).
« Если ты, переходя, будешь разговаривать,
Можешь быстро угодить в дорожную аварию»
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! А ты, Петрушка, запоминай.
Петрушка:
- Я всё внимательно слушаю.
Воспитатель:
- А можно ли бежать при переходе дороги? (ответы детей)
«Перед быстрою машиной Никому нельзя бежать!
У дороги надо маму.
Крепко за руку держать!»
Воспитатель:
- Можно ли играть у дороги с мячом? (ответы детей)
«Надо помнить ежечасно: у дорог играть опасно!
Надо место выбирать, где не страшно поиграть».
Петрушка:
- Ой, что – то я опять утомился, глазки у меня устали, хочу с вами поиграть. 3.Гимнастика для глаз «Глазки видят всё вокруг» Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано - Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
4.Светофорчик:
- Я тоже хочу поиграть с ребятками.
Подвижная игра «Мы переходим улицу»
При переходе на них посмотри.
Если в окошечке красный горит: «Стой! Не спеши! »- он говорит.
Красный свет - идти опасно,
Не рискуй собой напрасно (дети стоят перед пешеходным переходом)
Если вдруг жёлтое вспыхнет окошко,
Подожди, постой немножко (дети приготовились идти)
Если в окошке зелёный горит, Ясно, что путь пешеходу открыт. Зелёный свет зажёгся вдруг, Теперь идти мы можем.
Ты, светофор, хороший друг
Шофёрам и прохожим (дети идут по переходу)
Дети:
- Петрушка и Светофорчик, мы хотим с вами поиграть ещё в одну игру
«Цыплятки и автомобиль»
Ребенку, изображающему автомобиль, дают руль. Остальные дети, играющие роль цыпляток, надевают шапочки с изображением цыплят. «Цыплята» весело клюют зернышки. По сигналу «Автомобиль!» они убегают. Автомобиль едет и гудит: «Би- Би»)
Воспитатель:
- Петрушка и Светофорик, а ребята еще хотят вас научить складывать пазлы или разрезные дорожные знаки. (Дети работают за столом под контролем педагога)
Петрушка:
- Я научился, как здорово!
Светофорик:
- И мне понравилось складывать, хоть очень трудно. Спасибо вам, ребята за знания, которыми вы с нами поделились.
5.Итог
Воспитатель:
- Петрушка, ты всё запомнил?
- Да, запомнил, запомнил….
- Светофорчик, и ты теперь тоже знаешь – для чего ты нужен на дороге?
Светофорчик:
- Чтобы помогать и водителям и пешеходам на дороге. Чтобы не было аварий и все были живы и здоровы.
Воспитатель:
- Петрушка, что же надо соблюдать для того, чтобы не попасть под машину?
Петрушка:
- Нужно соблюдать правила дорожного движения.
Воспитатель:
- Дети, правильно ответил Петрушка?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Друзья, а мы еще хотим вам показать безопасный маршрут до детского сада, чтобы в следующий раз вы к нам пришли в гости уже правильным и безопасным маршрутом.
(Воспитатель, дети и сказочные персонажи выходят за территорию детского сада, чтобы показать безопасный маршрут до детского сада «Солнышко»).
Воспитатель:
- Спасибо Петрушке и Светофорику за то, что они к нам зашли в гости. Теперь они знают правила дорожного движения и будут их всегда выполнять. А для того, чтобы они их не забывали, мы подарим им книгу о правилах дорожного движения. Прочитайте её внимательно и познакомьтесь с другими правилами, о которых мы сегодня ещё не говорили.
Петрушка:
- Спасибо вам, ребята.
Светофорик:
- До свидания!
(дети прощаются с Петрушкой и Светофориком) Воспитатель:
- Вот и завершилась наша игра. Ребята, теперь вы знаете правила дорожного движения и как вести себя на дороге. Но это ещё не все правила. В другой раз мы продолжим знакомство с ними.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.