Прагмалингвистика
Оценка 4.8

Прагмалингвистика

Оценка 4.8
pptx
07.11.2023
Прагмалингвистика
Прагмалингвистика.pptx

Прагмалингвистика Составитель:

Прагмалингвистика Составитель:

Прагмалингвистика

Составитель: Наймушина Ирина Александровна, магистрант I курса УРГПУ, группа РАС 2341
Преподаватель: Христолюбова Людмила Викторовна к.фил.н., доцент кафедры теории и методики обучения лиц с ОВЗ
Дисциплина: лингвистические проблемы специального (дефектологического) образования

Вопросы Что изучает современная прагмалингвистика?

Вопросы Что изучает современная прагмалингвистика?

Вопросы

Что изучает современная прагмалингвистика?
Какие термины используются в прагмалингвистике?
Назовите учёных, которые занимаются проблемами прагмалингвистики

История прагмалингвистики Само понятие и термин прагматика (от греч

История прагмалингвистики Само понятие и термин прагматика (от греч

История прагмалингвистики

Само понятие и термин прагматика (от греч. корня со значением ‘действие’, ‘дело’, ‘польза’) были введены американским ученым Чарльзом Моррисом (Ch. Morris) в конце 30-х годов ХХ века. Теория знака у Ч. Морриса складывалась из трех частей: семантики, т. е. отношения знаков к объектам, синтактики, т. е. отношений между знаками, и прагматики, т. е. отношения между знаками и говорящим.

Георг Клаус (G. Klaus, 1967) Отношение к другим знакам здесь – это синтактика, отношение к людям – прагматика, отношение к значению (смыслу) – семантика

Георг Клаус (G. Klaus, 1967) Отношение к другим знакам здесь – это синтактика, отношение к людям – прагматика, отношение к значению (смыслу) – семантика

Георг Клаус (G. Klaus, 1967)

Отношение к другим знакам здесь – это синтактика, отношение к людям – прагматика, отношение к значению (смыслу) – семантика. Г. Клаус различает отношение знака к самому объекту (референту) – это сигматика – и отношение к понятию о нем (отражению знака в нашем сознании) – это семантика

Язык - речь Адам Евгеньевич Супрун «Прагматический и синтаксический аспекты касаются использования, употребления слова

Язык - речь Адам Евгеньевич Супрун «Прагматический и синтаксический аспекты касаются использования, употребления слова

Язык - речь

Адам Евгеньевич Супрун

«Прагматический и синтаксический аспекты касаются использования, употребления слова. В то же время семантический и сигматический аспекты характеризуют слово без относительно к его непосредственному использованию. Прагматика и сигматика характеризуют слово со стороны его внелингвистических связей, а семантика и синтактика – со стороны его внутрилингвистических особенностей» (А. Е. Супрун, 1975)

Джон Лэнгшо Остин Джон Роджерс

Джон Лэнгшо Остин Джон Роджерс

«лингвопрагматика» =«прагмалингвистика»

Джон Лэнгшо Остин

Джон Роджерс Сёрл

Сфера знаний сформировалась в связи с появлением в 1960–70-х годах «Теории речевых актов»

Определение Лингвопрагматика (прагмалингвистика) занимается изучением поведения языковых знаков в реальных процессах коммуникации

Определение Лингвопрагматика (прагмалингвистика) занимается изучением поведения языковых знаков в реальных процессах коммуникации

Определение

Лингвопрагматика (прагмалингвистика) занимается изучением поведения языковых знаков в реальных процессах коммуникации.
Прагматика – область исследований в семиотике и языкознании, в которой изучается функционирование языковых знаков в речи. (Лингвистический энциклопедический словарь (1990))
«Прагматика касается как интерпретации высказываний, так и выбора их формы в конкретных условиях» (В. Г. Гак, 2009)

Определение прагмалингвистики Прагмалингвистика - дисциплина, которая включает комплекс вопросов, связанных с говорящим субъектом, адресатом, взаимодействием, в коммуникации, ситуацией общения [Арутюнова, 1990: 389]

Определение прагмалингвистики Прагмалингвистика - дисциплина, которая включает комплекс вопросов, связанных с говорящим субъектом, адресатом, взаимодействием, в коммуникации, ситуацией общения [Арутюнова, 1990: 389]

Определение прагмалингвистики

Прагмалингвистика - дисциплина, которая включает комплекс вопросов, связанных с говорящим субъектом, адресатом, взаимодействием, в коммуникации, ситуацией общения [Арутюнова, 1990: 389]
Прагмалингвистика (лингвистическая прагматика) определяется как область лингвистических исследований, имеющих своим объектом отношение между языковыми единицами и условиями их употребления в определённом коммуникативно-прагматическом пространстве, в котором взаимодействуют говорящий/пишущий и слушающий/читающий и для характеристики которого важны конкретные указания на место и время их речевого взаимодействия, связанные с актом общения цели и ожидания [Сусов, 1983: 3-15]

Прагмалингвистика

Прагмалингвистика

Предмет, объект, задачи прагмалингвистики

Предмет, объект, задачи прагмалингвистики

Предмет, объект, задачи прагмалингвистики

Объектом прагмалингвистики выступают воздействующие функции языка, реализуемые в зависимости от целей, задач, намерений и интенций отправителя текста [Матвеева, Ленец, Петрова, 2014: 21].
Предметом прагмалингвистики является выбор отправителем текста наиболее оптимальных из имеющихся в языке средств для наиболее успешного воздействия на слушающего или читающего, для эффективного достижения намеченной цели в конкретных обстоятельствах речевого общения [Степанов, 1981: 325-326]
Задачи, наука помогает понять:
зачем (с какой целью) люди вступают в речевое общение;
почему (по какой причине) коммуниканты выбрали в данных конкретных условиях данные конкретные слова, выражения, предложения и т. д.;
как именно (осознанно/неосознанно, по привычке) говорящие в речевом общении выбирают слова, выражения, предложения и др. [Матвеева, Ленец, Петрова, 2014: 22].

Система терминов прагмалингвистики

Система терминов прагмалингвистики

Система терминов прагмалингвистики

Коммуникативная ситуация - это сочетание разных обстоятельств, в которых проходит общение.
Для коммуникативной ситуации важны: коммуниканты (говорящий и слушающий); отношения между говорящими (дружеские, официальные и др.); цель общения; средство общения (язык, жесты, мимика); способ общения (устный, письменный и др.); место общения; время общения.
Коммуникативная компетенция - это способность человека к общению.
Интенция - намерение сделать что-то с помощью языка (передать информацию, получить информацию и др.

Направления прагмалингвистики В функциональной прагмалингвистике исследуется осознаваемый, продуманный выбор слов, выражений, предложений, которые использует говорящий в речевом общении

Направления прагмалингвистики В функциональной прагмалингвистике исследуется осознаваемый, продуманный выбор слов, выражений, предложений, которые использует говорящий в речевом общении

Направления прагмалингвистики

В функциональной прагмалингвистике исследуется осознаваемый, продуманный выбор слов, выражений, предложений, которые использует говорящий в речевом общении. Цели речевого общения в таком случае ясны - привлечь внимание слушателя, понравиться слушателю и т. д

В скрытой прагмалингвистике изучается неосознаваемый, автоматический, привычный и мгновенный выбор слов, выражений, предложений, которые употребляет говорящий в речевом общении. В таких случаях говорят об особых привычках, которые можно заметить в речи говорящего.

Таким образом, современная наука прагмалингвистика изучает язык в употреблении.

Речевой акт и его структура

Речевой акт и его структура

Речевой акт и его структура

Имя собственное и имя нарицательное в контексте называния и обращения

Имя собственное и имя нарицательное в контексте называния и обращения

Имя собственное и имя нарицательное в контексте называния и обращения

Человек должен вступить в кон­такт с другим человеком - и прежде всего обратиться к нему. Как ?
приятель, сосед, девушка, тетя, коллега, земляк, мужик, товарищ, лей­тенант, товарищ лейтенант, ваша честь, Ваше высочество, батюшка, гражданин, гражданин начальник и т. п. - это все имена нарицательные.
По имени – имя собственное

Классификация речевых актов Натальи

Классификация речевых актов Натальи

Классификация речевых актов Натальи Ивановны Формановской

Сообщения - репрезентативы.
Обязательства - комиссивы
Побуждения - директивы.
Вопросы -рогативы.
Декларации, объявления - декларации / декларативы.
Выражения эмоций - экспрессивы.
Выражения речевого этикета - контактивы.

Различия прямого и косвенного речевого акта

Различия прямого и косвенного речевого акта

Различия прямого и косвенного речевого акта. Типы косвенных речевых актов

Речевой акт

Прямой

Косвенный

Производство и произнесение такого высказывания, в котором иллокутивная сила выражается однозначно, т. е. высказывание, в котором есть одно значение, оно выражено открыто

Имплицитное выражение коммуникативного намерения говорящего, т. е. высказывание, в котором есть несколько значений: прямое и скрытое

Конвенциональный косвенный речевой акт

Контекстуально­ситуативный косвенный речевой акт

Вопросительные предложения в качестве просьбы и другие этикетные формы общения

Речевой акт для адекватного понимания которого необходим контекст

Например Прямой речевой акт: Скажите, пожалуйста, который час?

Например Прямой речевой акт: Скажите, пожалуйста, который час?

Например

Прямой речевой акт:
Скажите, пожалуйста, который час?
Просьба покинуть помещение.
Косвенный (непрямой) речевой акт:
Ты опоздал. - Этот речевой акт содержит сообщение и упрёк.
Не могли бы вы подвинуться? - Этот речевой акт содержит вопрос и просьбу.
Какой ты грязнуля! - Этот речевой акт содержит упрёк и ругательство.
Конвенциональный косвенный речевой акт: 
Нет ли у вас соли?
Вам не трудно пересесть на другой стул?
Контекстуально-ситуативный косвенный речевой акт
Давай съедим мороженого.
У меня болит горло (= Я не могу есть мороженое, так как у меня болит горло)


Общение и его признаки Модель коммуникации

Общение и его признаки Модель коммуникации

Общение и его признаки Модель коммуникации Г. Лассуэлла

Кто?

Сообщает
что?

По какому каналу?

Кому?

С каким эффектом?

Коммуникатор, отправитель

Сообщение

Канал

Получатель

Эффект

Отдельный человек, группа людей, государственные учреждения и др.

Осмысленная и оформленная с помощью языковых (или каких-либо других ) знаков информация. Обычно это высказывания или тексты


Средства, с помощью которых передаётся сообщение от отправителя к получателю (устная передача, телефонный разговор, электронная почта и др.)

Тот (те), кому направлено сообщение (отдельный человек, группа людей, государственные учреждения и др.)

Положительный или отрицательный результат коммуникации

Виды общения

Виды общения

Виды общения

Категории и постулаты Г. П. Грайса

Категории и постулаты Г. П. Грайса

Категории и постулаты Г. П. Грайса

Категории

Постулаты

Количества

Твоё высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется для достижения текущих целей диалога

Твоё высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется для достижения текущих целей диалога

Качества

Старайся, чтобы твоё высказывание было истинным

Не говори того, что ты считаешь ложным

Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований

Категория
отношения

Не отклоняйся от темы

Категория
способа
выражения

Выражайся ясно

Избегай непонятных выражений

Избегай неоднозначности

Будь краток (избегай ненужного многословия)

Будь организован

Коммуникативная стратегия. Коммуникативная тактика

Коммуникативная стратегия. Коммуникативная тактика

Коммуникативная стратегия. Коммуникативная тактика

Коммуникативная стратегия - это особое речевое поведение, в котором разные языковые/вербальные (слова, предложения и др.) и неязыковые/невербальные (мимика, жесты и др.) средства используются для достижения коммуникативной цели. Выбор коммуникативной стратегии зависит от коммуникативной ситуации

Коммуникативные тактики - конкретные речевые приёмы, которые помогают осуществить коммуникативную стратегию (т. е. достичь поставленных целей в определённой ситуации). На каждом этапе коммуникативной стратегии говорящий решает конкретную задачу. Для этого применяется определенная коммуникативная тактика. Последовательное осуществление коммуникативных тактик позволяет достичь коммуникативной цели.

Типы речевых стратегий О. С. Иссерс основные стратегии (семантические, когнитивные)

Типы речевых стратегий О. С. Иссерс основные стратегии (семантические, когнитивные)

Типы речевых стратегий О. С. Иссерс

основные стратегии (семантические, когнитивные) .
Стратегия называется основной, если на данном этапе коммуникации именно она реализует наиболее значимую цель (стратегия дискредитации, подчинения).
вспомогательные стратегии (оптимизируют воздействие на адресата) Вспомогательные стратегии делятся в свою очередь на:
Прагматические (коммуникативно-ситуационные). Стратегии, затрагивающие общую ситуацию речевого общения и каждый его элемент (автор, адресат, канал связи, коммуникативный контекст). Это могут быть статусные и ролевые стратегии, эмоционально настраивающие стратегии, стратегия построения имиджа.
Диалоговые (конверсационные). Данные стратегии осуществляют контроль за организацией диалога (стратегия контроля за темой, контроля за инициативой, мониторинга степени понимания в процессе общения).
Риторические. Стратегии с использованием приёмов риторических техник и ораторского искусства для более эффектного воздействия на адресата (стратегия привлечения внимания, стратегия драматизации) [Иссерс, 2008: 105-107]

Типология коммуникативных неудач

Типология коммуникативных неудач

Типология коммуникативных неудач Н. И. Формановской

Коммуникативные неудачи

Социокультурные
коммуникативные
неудачи

Психосоциальные
коммуникативные
неудачи

Собственно языковые коммуникативные неудачи

Различия в картинах мира, сформированных разными национальными культурами

У коммуникантов разные метальные модели фрагмента действительности.
Ощущение партнёра как «не того» лица - по статусу, социальной роли, психологическим установкам и др.
Нарушены условия места и времени коммуникации, помехи от присутствия третьего лица.
Нарушение речевого поведения, в том числе и правил вежливости.
Нарушение канала связи.
Изменение
эмоционального состояния партнёра (как правило, в худшую сторону).
Неверное прочтение интенции в инициирующей реплике.
Употребление коммуникативных стереотипов оценочного и модального характера.
Неверные пресуппозиции и импликации

Неверное употребление многозначных слов, паронимов, омонимов.
Неверное употребление окказионализмов, диалектизмов, жаргонизмов.
Неточное понимание значений грамматических средств.
Неточная референциальная отнесенность.
Неточное указание на денотат

Вопросы Что изучает современная прагмалингвистика?

Вопросы Что изучает современная прагмалингвистика?

Вопросы

Что изучает современная прагмалингвистика?
Какие термины используются в прагмалингвистике?
Назовите учёных, которые занимаются проблемами прагмалингвистики

Литература: Норман Б. Ю. Лингвистическая прагматика (на материале русского и других славянских языков): курс лекций /

Литература: Норман Б. Ю. Лингвистическая прагматика (на материале русского и других славянских языков): курс лекций /

Литература:

Норман Б. Ю. Лингвистическая прагматика (на материале русского и других славянских языков): курс лекций / Б. Ю. Норман. – Минск, 2009. – 183 с.
Прагмалингвистика : учеб.-метод. пособие сост. Н. А. Мартьянова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. 40 с.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2023