Практическая работа № 1 Выявление общих черт и различий основных концепций управления

  • docx
  • 25.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л1-1344.docx

Практическая работа 1

Выявление общих черт и различий основных концепций управления

 

Цель работы на основе изучения зарубежных и отечественных теорий управления сформировать индивидуальную концепцию и определить пути реализации ее на практике.

Пояснения к работе Требования к знаниям:

-                     знать сущность современных подходов к менеджменту;

-                     знать национальные особенности менеджмента;

-                     знать особенности исторических периодов развития менеджмента;

-                     знать отличительные черты основных школ управления.

Требования к умениям:

-         уметь выявлять общие черты и различия основных концепций управления.

В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом.

Основные этапы истории менеджмента:

1.                  Промышленный переворот 20-30-х по 80-90-е гг. XIX в.).

2.                  Эпоха массового производства (первые три десятилетия XX в.).

3.                  Эпоха массового сбыта (30-50-е гг. XX в.).

4.                  Постиндустриальное общество (60-90-е гг. XX в.).

5.                  Постэкономическая эпоха начала XXI в.).

Научные школы.

1.     Школа научного управления (1885-1920) создана Ф. Тейлором. Суть подхода гласит:

«Управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, системном учете».

2.      Школа административного управления (1920-1950) основана на научном подходе, разработанном А. Файолем, главная идея которого – рациональное построение организации как иерархической структуры.

3.   Школа человеческих отношений и поведенческие науки (1950 г. – по настоящее время) как научное направление являются естественным продолжением упомянутой выше школы научного управления и логично дополняют ее понимание важности психологической составляющей в трудовой деятельности человека. Авторами этих школ считают М. Фоллет, Э. Мейо, К. Арджирис.

Задание 1.

Опишите общие черты и различия основных концепций управления.

Задание 2.

Вашему вниманию предлагаются два наиболее распространенных взгляда на менеджмент:

1.                  Менеджмент, как и любая наука, может быть механически заучен (как таблица умножения) и применен на практике в любой ситуации.

2.                  Менеджмент – это сложное социально-экономическое и технически-информационное явление, так как ситуации не стандартны. Важна не сама теория менеджмента, а искусство ее применения на практике.

Постановка задачи:

1.                  Какую позицию Вы считаете правильной? Обоснуйте свой ответ.

2.                  В какой степени современный менеджер должен руководствоваться наукой управления, а в какой – опираться на искусство управления? Заполните таблицу. Обоснуйте свой ответ.

 

Наименование

Индивидуальная оценка

Наука, знание

 

Искусство, интуиция

 

Итого

100%


3.                  В какой степени современный менеджер должен использовать опыт, интуицию и теорию менеджмента? Заполните таблицу. Обоснуйте свой ответ.

 

Наименование

Индивидуальная оценка

Наука, знание

 

Искусство, интуиция

 

Теория менеджмента

 

Итого

100%

Задание 3.

Вам предлагается рассмотреть две наиболее распространенные точки зрения на вклад различных школ в теорию менеджмента:

1.                  Все действующие научные школы образуют единую, общепринятую и законченную модель теории менеджмента.

2.                  Создать    такую    теорию    не    возможно,    но   нужно    учитывать    и    использовать рациональное содержание позиций всех существующих школ.

Постановка задачи:

1.                  Какую точку зрения вы считаете правильной? Обоснуйте свой ответ.

2.                  Опытный, преуспевающий менеджер часто любит повторять: «У меня своя концепция управления!». Согласны ли Вы с подобным убеждением? Обоснуйте свой ответ.

3.                  Из    каких    элементов    известных    школ    управления   вы    планируете    составить индивидуальную концепцию управления организацией и персоналом?

Задание 4.

Постарайтесь условно оценить, в какой степени менеджер должен быть специалистом, управляющим, экономистом и т.д. Заполните таблицу. Обоснуйте свой ответ.

 

Наименование

Индивидуальная оценка

Управленец

 

Экономист

 

Специалист

 

Юрист

 

Социолог

 

Психолог

 

Педагог

 

Итого

100%

Задание 5.

Знакома    ли    вам    хоть    одна    из    перечисленных   ниже    фамилий   западных    ученых? Основоположниками каких теорий они являются?

1.                  Ф. Тейлор.

2.                  М. Фоллет.

3.                  А. Файоль.

4.                  Э. Мейо.

5.                  К. Арджирис.

Задание 6.

Какой подход к управлению вы знаете и считаете наиболее современным? Обоснуйте свой ответ.

1.                  Процессный.

2.                  Ситуационный.

3.                  Системный.


Задание 7.

Какая система поощрения персонала кажется вам наиболее прогрессивной? Обоснуйте свой ответ.

1.                  Поощрения за успехи.

2.                  Поощрения за результат.

3.                  Комплексная система.

4.                  Другая                       .

Содержание отчета: практическая работа должна быть оформлена в тетрадях для практических работ, ответы на вопрос должны быть четкими, краткими и конкретными.

Контрольные вопросы:

1.                  Чем основана необходимость применения менеджмента на практике?

2.                  Каковы сферы применения теории менеджмента?

3.                  Какова роль менеджмента в истории развития общества?

4.                  Каковы основные этапы эволюции (развития) менеджмента?

5.                  С какими современными теориями менеджмента вы знакомы?

6.                  Перспективы и направления развития менеджмента.