Практическая работа №1
Тема: Кривошипно-шатунный механизм двигателя легкового автомобиля и двигателя КамАЗ-740.
Цель работы:
изучить на практике устройство сборочных единиц кривошипно - шатунного механизма (КШМ) двигателя и приобрести навыки по их разборке и сборке. Научиться правильно устанавливать поршневые кольца на поршень, поршень вместе с шатуном в цилиндр, собирать шатунные и коренные вкладыши.
1. КШМ легкового автомобиля
Монтажное оборудование, приспособления и инструменты:
монтажный блок цилиндров с КШМ; детали механизма, коленчатый вал с шатунами, поршнями и крышками опор; специальный съемник для извлечения поршневых колец; специальное приспособление для обжатия поршневых колец при установке поршня в гильзу цилиндра; щуп; комплект инструментов, ключ торцовый 15 мм, динамометрический ключ, специальный торцовый ключ для отворачивания гаек держателя сальника заднего конца коленчатого вала, ключ накидной 17 мм, деревянная выколотка.
Основные теоретические положения:
Изучить устройство КШМ, используя при изучении рисунки.
Порядок выполнения работы:
Разобрать КШМ двигателя легкового автомобиля (частично), одновременно изучая его устройство.
Порядок разборки:
1. снять всасывающий (впускной) коллектор, прокладки;
2. снять с одного ряда крышку головки блока и ось коромысла в сборе;
3. вынуть штанги, при помощи специального съемника извлечь толкатели;
4. снять головку цилиндров, прокладку головки;
5. выполнить три последние операции на другом ряду цилиндров;
6. снять переднюю крышку распределительных шестерен и маслоотражатель;
7. вывернуть болты крепления фланца (через отверстие в шестерне) и извлечь вал с шестерней;
8. расшплинтовать гайки крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала первого и пятого цилиндров, отвернуть гайки и снять крышки вместе с вкладышами;
9. отвернуть контргайки и гайки с болтов шатунных крышек первого и пятого цилиндров, снять крышки с вкладышами;
10. вынуть из этих цилиндров поршни с шатунами;
11. зажать в тисках шатун и извлечь стопорные кольца из канавок бобышек;
12. зажать в тисках через деревянные губки поршень и снять с него с помощью специального приспособления компрессионные кольца и два кольцевых диска маслосъемного кольца;
13. разобрать расширители маслосъемного кольца;
14. снять стопорное кольцо поршневого пальца и выпрессовать палец;
15. провести диагностику всех снятых деталей на наличие дефектов, т.е. выполнить дефектацию снятых деталей.
Собрать KШM двигателя в следующем порядке:
1. установить на место крышки первого и пятого коренных подшипников коленчатого вала в сборе с вкладышами, предварительно смазав их моторным маслом;
2. завернуть гайки крепления крышек сначала торцовым, а затем окончательно динамометрическим ключом (момент силы 100... 110 Н м) и зашплинтовать гайки новой проволокой 01,8 мм;
3. соединить поршень с шатуном поршневым пальцем, предварительно нагрев поршень до 60 0С в чистом моторном масле. Шатуны правого ряда соединять с поршнями так, чтобы выштампованный номер на стержне шатуна и надпись «Перед» на поршне располагались на противоположных сторонах; для шатунов левого ряда — на одной;
4. застопорить кольцом поршневые пальцы;
5. установить компрессионные кольца на поршень внутренней выточкой вверх, а замки должны располагаться один относительно другого через 180°;
6. установить маслосъемное кольцо и расположить замки кольцевых дисков через 180° один от другого, а радиальный и осевой расширители — под углом 90° к ним и в противоположные стороны;
7. смазать поршень моторным маслом и при помощи специального приспособления обжать поршневые кольца и вставить поршень в гильзу цилиндров надписью «Перед» к носку коленчатого вала;
8. смазать вкладыш шатуна моторным маслом и установить шатун на шейку коленчатого вала так, чтобы номер на стержне шатуна совпадал с меткой (выступом) на крышке шатуна;
9. затянуть гайки шатунов сначала торцовым, а затем динамометрическим ключом (момент силы 68...75 Н м). Контргайки завернуть до упора и окончательно завернуть на один-два оборота.
2. КШМ двигателя КамАЗ-740.
Монтажное оборудование, приспособления и инструменты:
монтажный блок цилиндров с КШМ; детали механизма, штанги, коленчатый вал с шатунами, поршнями и крышками опор; специальный съемник для извлечения поршневых колец; специальное приспособление для обжатия поршневых колец при установке поршня в гильзу цилиндра; щуп; комплект инструментов, динамометрический ключ, специальный торцовый ключ для отворачивания гаек держателя сальника заднего конца коленчатого вала, деревянная выколотка, специальные съемники для разборки головки цилиндра и снятия форсунок.
Основные теоретические положения:
Изучить устройство КШМ, используя при изучении рисунки.
Стыки головки цилиндра и гильзы, головки и блока цилиндров:
2. - кольцо стопорное;
3. - головка цилиндра;
4. - прокладка; 4-блок цилиндров; 5 - кольцо уплотнительное гильзы; 6-гильза цилиндров
|
1 - шейка шатунная коленчатого вала; 2 - гильза цилиндра; 3 - поршень; L - расстояние от образующей шатунной шейки в верхнем ее положении до уплотнительного выступа гильзы; Ll - расстояние от оси отверстия под поршневой палец до днища поршня; а - выступание поршня
Порядок выполнения работы:
Разобрать КШМ двигателя КамАЗ-740 (частично), одновременно изучая его устройство.
Порядок разборки:
1. вывернуть болты и гайки крепления картера (поддона) двигателя и снять картер;
2. для первого и пятого цилиндров снять крышки шатунов, вкладыши и извлечь поршни с шатунами;
3. снять поршневые кольца;
4. извлечь стопорное кольцо поршневого пальца, выпрессовать поршневой палец;
5. продефектовать снятые детали, удалить нагар из канавок поршня.
Собрать КШМ двигателя КамАЗ-740 в обратном порядке, соблюдая следующие технические условия:
1. шатун с поршнем собрать так, чтобы выборки под клапаны в днище поршня и паз в шатуне под замковый ус вкладыша были на одной стороне;
2. компрессионные кольца ставить скошенной стороной (клеймом «Вверх») в сторону камеры сгорания, а замки расположить в противоположные стороны;
3. при установке маслосъемных колец сначала разместить пружинный расширитель, затем — маслосъемное кольцо, при этом стык расширителя должен находиться диаметрально противоположно замку кольца;
4. выборки в днище поршня должны располагаться ближе к середине блока;
5. гайки шатунных болтов затягивать в два приема. Момент силы при проведении первого приема (30 ± 1) Н м; вторым приемом довернуть гайку на 90°. Перед затягиванием резьбу шатунных болтов смазать моторным маслом.
Контрольные вопросы:
1. Каким образом уплотняется гильза в нижней части блока цилиндров двигателей?
2. Как устанавливаются поршни в сборе с шатунами в цилиндры правого и левого рядов?
3. Как устанавливаются компрессионные кольца в поршень и как располагаются замки колец?
4. Чему равен момент силы затяжки болтов и гаек крышек крепления коренных и шатунных вкладышей?
5. Как определить ВМТ первого цилиндра?
6. Как определить номер цилиндра?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.