Практическая работа №2
Тема: Коробки перемены передач легковых автомобилей, ГАЗ-53, КамАЗ-5320.
Цель задания:
изучить на практике устройство коробок перемены передач ( КПП), получить начальные навыки в операциях разборки-сборки агрегатов.
1. КПП легковых автомобилей.
Монтажное оборудование, приспособления, инструменты:
— коробки передач легковых автомобилей. Комплект инструментов, приспособление для для выпрессовки крышки подшипника, съемник трех- лапный, выколотка из мягкого металла (медная, бронзовая), пассатижи, ключи специальные торцовые 36 мм (для КПП), ключ торцовый шарнирный 14 мм, ключ гаечный накидной 41 мм, ключ шестигранный, ключи гаечные 11 и 55 мм, шплинтодер, шплинт, проволока 1,8 мм, дополнительный комплект шайб.
Основные теоретические положения:
Изучить устройство КПП, используя при изучении рис.
Порядок выполнения работы:
Частично разобрать КПП легкового автомобиля:
1. снять крышку в сборе с механизмом переключения передач и прокладкой;
2. снять фланцевую крышку подшипника первичного (ведущего) вала, извлечь его (при затрудненном извлечении вала использовать молоток и выколотку);
3. снять ведомую шестерню привода спидометра с крышки заднего подшипника вторичного (ведомого) вала, крышку заднего подшипника с ведущей шестерней привода спидометра;
4. при помощи молотка и выколотки через отверстие подшипника первичного вала выпрессовать вторичный вал настолько, чтобы можно было захватить подшипник съемником и снять его. Извлечь вал из картера вместе с шестернями и синхронизаторами;
5. рассмотреть устройство снятых деталей, их взаимное расположение, соединение.
6. продефектировать снятые детали, а также те, что остались на промежуточном валу в картере.
7. частично разобрать механизм переключения передач, для чего выполнить следующее:
Собрать КПП легкового автомобиля, выполняя операции в последовательности, обратной разборке.
2. КПП ГАЗ-53 и КамАЗ -5320.
Монтажное оборудование, приспособления, инструменты:
— коробки передач автомобилей ГАЗ-53, КамАЗ-5320, разрез коробки передач автомобиля КамАЗ-5320 (для изучения взаимного расположения шестерен и синхронизаторов). Комплект инструментов, приспособление для для выпрессовки крышки подшипника, съемник трех- лапный, выколотка из мягкого металла (медная, бронзовая), пассатижи, ключи специальные торцовые 36 мм (для КПП), 41 мм (для карданного вала), ключ торцовый шарнирный 14 мм, ключ гаечный накидной 41 мм, ключ шестигранный, ключи гаечные 11 и 55 мм, шплинтодер, шплинт, проволока 1,8 мм, дополнительный комплект шайб.
Основные теоретические положения:
Изучить устройство КПП, используя при изучении рис.
Рис. Четырехступенчатая коробка передач автомобилей ГАЗ-53: |
а — конструкция; б — муфта включения коробки передач автомобиля ГАЗ-53-12; 1 — первичный вал; 2, 8 — подшипники; 3, 17 — зубчатая шестерня постоянного зацепления первичного и промежуточного валов; 4 — синхронизатор III и IV передач; 5, 15 — шестерни III передачи; б, 14 — шестерни II передачи; 7, 12 — шестерни I передачи; 9, 11 — червячная пара привода спидометра; 10 — вторичный вал; 13 — блок шестерен передачи заднего хода; 16 — картер коробки передач; 18 — блок шестерен промежуточного вала; 19 — крышка подшипника первичного вала
Порядок выполнения работы:
Частично разобрать КПП автомобиля ГАЗ-53:
1. снять верхнюю крышку с механизмом переключения, стараясь не повредить прокладку;
2. снять фланцевую крышку первичного вала, отсоединить прокладку;
3. извлечь первичный вал КПП, повернув его срезом на конусной поверхности шестерни постоянного зацепления вниз. При затрудненном выходе вала с подшипником из гнезда использовать выколотку из мягкого материала;
4. отвернуть гайку крепления фланца кардана, снять шайбу и фланец;
5. вывернуть штуцер из крышки заднего подшипника вторичного вала и вынуть через отверстие в крышке ведомую шестерню привода спидометра;
6. отсоединить крышку от картера КПП вместе с сальником ведущей шестерни привода спидометра;
7. легким ударом молотка по выколотке сместить вторичный вал назад и извлечь вал из картера, снимая с него последовательно синхронизатор III —IV передач, шестерню III передачи с распорной втулкой, упорную шайбу, шестерню II и I передач.
8. рассмотреть устройство снятых деталей, их взаимное расположение и продефектовать все детали, как снятые, так и оставшиеся в КПП шестерни, изготовленные как одно целое с промежуточным валом и блоком шестерен заднего хода (ЗХ). Обратить особое внимание на блокирующие кольца, сухари и пружинное кольцо синхронизатора.
9. собрать КПП автомобиля ГАЗ-53. Выполняя операции в последовательности, обратной разборке, установить на место все детали, кроме верхней крышки.
10. вращая рукой первичный вал, вручную передвигать шестерню I передачи, синхронизатор III и IV передач, блок шестерен ЗХ и следить за изменением скорости и направлением вращения вторичного вала.
11. частично разобрать механизм переключения передач следующим образом:
приподнять защитный резиновый колпак рычага переключения передач;
повернуть колпак до отказа против часовой стрелки;
извлечь через горловину верхней крышки два штифта, а затем и рычаг переключения передач с находящимися на нем деталями и пружиной;
расшплинтовать болт крепления и вывернуть его из вилки I и II или III и IV передач. Вынуть освобожденные шток, шарик, пружину фиксатора, а также стопорный палец и плунжер замка.
12. рассмотреть детали вспомогательных механизмов и механизма переключения передач. Изучить их устройство и работу.
13. собрать механизм переключения передач, выполняя операции в последовательности, обратной разборке, установить верхнюю крышку на место, подложив под нее прокладку.
Частично разобрать КПП автомобиля КамАЗ-5320, для чего выполнить следующее:
1. снять верхнюю крышку с механизма переключения передач и снять прокладку;
2. снять фланцевую крышку подшипника ведущего вала делителя;
3. извлечь ведущий вал делителя;
4. снять шайбу маслонагнетательного устройства, проверить каналы подвода масла к подшипникам шестерен.
5. продефектовать снятые и оставшиеся в корпусе КПП детали. Вращая первичный вал КПП вручную, перемещать муфту для включения I передачи и передачи ЗХ, синхронизаторы для включения II и III, IV и V передач и при этом следить за изменением скорости и направлением вращения вторичного вала.
6. изучить устройство и работу привода управления механизмом переключения передач (см. рис).
Выполнить рассоединение дистанционного привода переключения передач, для чего:
1. зафиксировать стопорными болтами рычаг переключения передач в опоре рычага и поворотный фланец штока переключения передач, установленный на верхней крышке КП;
2. ослабить стяжные болты регулировочного фланца;
3. вывернуть четыре болта крепления регулировочного фланца и навернуть фланец на тягу, рассоединить привод;
4. осмотреть опоры тяг и при необходимости поменять уплотнения.
5. собрать дистанционный привод, выполняя операции в последовательности, обратной разборке. Вывернуть стопорные болты на опоре рычага на 21 мм, а на поворотном фланце на 31 мм.
собрать КПП автомобиля КамАЗ-5320, выполняя операции в последовательности, обратной разборке
Рис. Коробка передач автомобилей семейства КамАЗ:
1 — ведущий вал делителя; 2 — шестерня ведущего вала делителя; 3 — ведущий вал коробки передач; 4 — синхронизатор делителя; 5 — синхронизатор IV и V передач; 6 — шестерня IV передачи ведомого вала; 7 — шестерня III передачи ведомого вала; 8 — синхронизатор II и III передач; 9 — шестерня II передачи ведомого вала; 10— шестерня передачи заднего хода ведомого вала; 11 — блок шестерен передачи заднего хода; 12 — муфта включения передачи заднего хода и I передачи; 13 — шестерня I передачи ведомого вала; 14 — ведомый вал; 15 — зубчатый венец I передачи промежуточного вала; 16, 20— картер коробки; 17 — зубчатый венец промежуточного вала для включения передачи заднего хода; 18 — зубчатый венец II передачи; 19— шестерня III передачи промежуточного вала; 21 — промежуточный вал коробки передач; 22 — шестерня привода промежуточного вала коробки передач; 23 — шестерня привода промежуточного вала делителя; 24 — картер делителя; 25 — промежуточный вал делителя
1- кран управления делителем; 2- опора рычага переключения передач; 3- переключатель крана; 4- рычаг переключения передач; 5- трос крана управления с оплеткой; 6- головка передней тяги управления; 7- рычаг наконечника; 8, 22- контргайки; 9,21- стопорные болты; 10- передняя тяга управления; 11- сухарь шаровой опоры; 12 — уплотнительное кольцо; 13 — втулка шаровой опоры; 14 — пружина; 15 — крышка; 16 — рычаг передней тяги; 17 — промежуточная тяга; 18 — стяжной регулировочный фланец; 19 — болт; 20 — опора; 23 — шток рычага переключения передач; 24 — болт крепления регулировочного фланца
Контрольные вопросы:
1. Укажите назначение коробки передач.
2. Каким образом исключается попадание масла в сцепление из КПП автомобилей?
3. Каким образом удается исключить возможность продольного перемещения оси блока шестерен ЗХ в КПП?
4. На каком валу шестерни перемещаются свободно?
5. Какие детали удерживают штоки (ползуны) переключения передач от самопроизвольного перемещения? Укажите назначение замкового устройства.
6. Где установлено маслонагнетательное устройство КПП в автомобиле КамАЗ-5320?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.