Практическая работа № 3 Человек в группе. Многообразие мира общения
Оценка 4.8
Рабочие тетради
doc
обществознание
Взрослым
12.04.2017
Практическая работа по обществознанию включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям.
Составители: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
ПР 3.doc
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и
обществе
Тема 1.1. Природа человека, врождённые и приобретённые качества
Практическая работа № 3
Человек в группе. Многообразие мира общения
Учебная цель: формирование умения изучать письменные источники; пользоваться
учебной литературой, обобщать имеющиеся знания
Учебные задачи: научиться обобщать, анализировать и оценивать информацию;
различать коммуникативные барьеры; научиться устанавливать причинноследственные
связи.
Предметные результаты: сформированность представлений о методах познания
социальных явлений и процессов; сформированность навыков оценивания социальной
информации.
Задачи практической работы
1. Повторить материал по теме «Человек в группе. Многообразие мира общения».
2. Ответить на вопросы.
3. Прочитать отрывком из книги Е. И. Рогова «Психология общения» и ответить на
вопросы.
4. Выполнить упражнение.
5. Проанализировать утверждение
Обеспеченность занятия
1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка
3. Тексты заданий
4. Учебник: Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студентов СПО. М.,
2014 Краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме
Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.
Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение
связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по
составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных
контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными
видами средств массовой информации.
Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае
участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими
индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и
организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники
выступают как носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель –
ученик, начальник – подчиненный).
В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего
поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В
процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как
некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем,
что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность –
существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять
переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется
взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен
неофициальной информацией. А деловое общение – процесс взаимодействия людей,
выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.
Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное)
общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его
основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение – это взаимодействие при
помощи дополнительных средств (письма, аудио и видеотехники).
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Перечислите основные виды общения.
2. Дайте характеристику межличностному и массовому общению.
3. В чем различие межперсонального и ролевого общения?
4. Приведите примеры доверительного и конфликтного общения.
5. Назовите основные черты личного и делового общения.
6. В чем заключаются различия прямого и опосредованного общения?
Задания для практического занятия
1. Познакомьтесь с отрывком из книги современного психолога Е. И.
Рогова «Психология общения» и ответьте на вопросы.
Коммуникативные барьеры
Возникновение барьера понимания может быть вызвано целым рядом причин
как психологического, так и иного порядка. Он может возникать изза погрешностей
в процессе передачи информации. Феномен фонетического непонимания появляется
в результате использования коммуникатором невыразительной, быстрой речи, речи
скороговорки или речи с большим количеством звуковпаразитов. Существуют
также семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения
используют различные значения слов. И когда, скажем, летчик или танкист слышит в
театре слова: «Подать экипаж!», то это может вызвать у них легкое недоумение, так
как в пьесе речь идет о карете, а они представляют себе людей, управляющих
машиной.
Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания.
Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения говорящего либо слишком
сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит
присущей ему манере доказательства. Так, например, если спросить малыша, почему кораблик, который он пускает в тазу, плавает, он ответит: «Потому что он красный»
или «Потому что он мой». В данном случае говорят о детской логике. Можно
говорить о существовании женской и мужской психологической логики и т. д.
Нередко причиной барьера понимания могут служить социальнокультурные
различия между партнерами по общению. Это могут быть социальные,
политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к
различному объяснению тех или иных понятий. Говоря о социальных различиях,
можно вспомнить поговорку: «Сытый голодного не разумеет». Политическое
непонимание лучше всего демонстрирует Государственная дума, где каждый закон
подолгу обсуждается представителями разных партий и иногда так и не
принимается. Религиозные войны в Ирландии, Турции, Афганистане и пр. говорят о
том, что люди, исповедующие разные религии, также испытывают трудности в
общении друг с другом.
Представьте, если одну и ту же информацию вы услышите от вашего друга, от
вашего отца или от директора школы. В каком случае вы быстрее сделаете то, что
вам было предложено? Психологи показали, что барьер общения тем меньше, чем
выше авторитетность говорящего в глазах слушающего. Чем выше авторитет, тем
меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. В некоторых случаях
говорят о барьерах отношения. Речь идет о возникновении чувства неприязни,
недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую им
информацию.
Вопросы и задания:
1. Какие виды барьеров в общении указаны в тексте?
2. Какие из них в большей мере связаны с передачей, а какие — с приемом
информации?
3. Какие из указанных барьеров вы считаете наиболее существенными для
непонимания при обмене информацией?
4. Сформулируйте самостоятельно правила общения, которые помогут
преодолению коммуникационных барьеров. 2. Выполните упражнение «Мысль одна, а слов много».
Предложите как можно больше
вариантов передачи другим словами
следующей мысли: «Общение с помощью языка помогает понять другого».
Постарайтесь выполнить следующие условия:
а) не искажать смысл высказывания;
б) ни одно слово из данного в условии предложения не должно употребляться в
предлагаемых вами вариантах.
3. Согласитесь или опровергните следующее утверждение: «В речи важны
три вещи: кто говорит, как он говорит и что он говорит, причем последнее имеет
наименьшее значение» (Джон Морли, английский издатель, биограф и политик).
Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического
материала к
практическому занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь
Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 3 балла
Задание 2 – 1 балл
Задание 3 – 1 балл Форма контроля выполнения практической работы
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения
практических работ
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов
1.
Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф.
учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014.
2.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей Практикум: учеб.
пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014.
Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей
3.
социальноэкономического профиля: учебник для учреждений начального и
среднего профессионального образования. М.: «Академия», 2014.
4.
Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей
социальноэкономического профиля: практикум для учреждений начального и
среднего профессионального образования. М.: «Академия», 2014.
Практическая работа № 3 Человек в группе. Многообразие мира общения
Практическая работа № 3 Человек в группе. Многообразие мира общения
Практическая работа № 3 Человек в группе. Многообразие мира общения
Практическая работа № 3 Человек в группе. Многообразие мира общения
Практическая работа № 3 Человек в группе. Многообразие мира общения
Практическая работа № 3 Человек в группе. Многообразие мира общения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.