Практическая работа
Тема: « Сравнение природных зон по 40-ой параллели Евразии и Северной Америки»
(7 класс)
Цель: формирование умений устанавливать и объяснять пространственные и причинно-следственные связи через сравнение природных зон на двух материках: Евразии и Северной Америки.
Образовательные задачи:
1. Развитие картографических умений при работе с тематическими картами ( природных зон, климатической, комплексной);
2. Развитие умений по установлению и объяснению пространственных и причинно-следственных связей;
3. Развитие умений по заполнению и анализу таблиц;
4. Развитие умений по составлению графического конспекта;
5. Развитие умений при работе с интернет-ресурсами;
6. Развитие письменной и монологической речи;
7. Развитие коммуникативных способностей;
Содержание работы, задания учащимся:
1.Анализируя карту физическую и «Природные зоны мира», или же карты «Природные зоны Северной Америки», «Природные зоны Евразии» заполнить профиль Северной Америки и Евразии: подписать названия крупных форм рельефа, следующих с запада на восток по 40-ой параллели, а так же с помощью условных знаков подписать природные зоны ( далее ПЗ).( профиль по С.А. и Евразии выдается)
2.Выделить зеленым цветом общие для двух материков ПЗ. С помощью климатической карты объяснить наличие данных природных зон на материках.
3. Найти черты различия общих природных зон.
4. С помощью климатической карты Северной Америки и Евразии заполнить таблицу 1. С использованием данных таблицы 1 и анализируя профиль рельефа Северной Америки и Евразии объяснить черты различия общих ПЗ.
Таблица 1.Климатические показатели Северной Америки и Евразии
|
запад |
запад |
центр |
центр |
восток |
восток |
показатели |
С.А. |
Евразия |
С.А. |
Евразия |
С.А. |
Евразия |
Средние температуры января |
|
|
|
|
|
|
Средние температуры июля |
|
|
|
|
|
|
Среднее количество осадков |
|
|
|
|
|
|
Направление ветров |
|
|
|
|
|
|
5. С использованием интернет-ресурсов и комплексной карты материка составить качественную характеристику одной из ПЗ, расположенных на двух материках по плану: почвы, растительный и животный мир, изменение в результате хозяйственной деятельности. Какие общие черты и черты различия и почему будут характерны для данных ПЗ.
6. На профиле выделить красным цветом ПЗ, характерные только для С.А. и Евразии. С помощью профиля и таблицы 1 объяснить наличие данных ПЗ на материке.
7. Рассчитать протяженность материков по 40-ой параллели. Объяснить, как данный фактор влияет на размещение природных зон.
8. Составить графический конспект «Факторы, определяющие размещение ПЗ в С.А.» и «Факторы, определяющие размещение ПЗ в Евразии».
9. Составить устный рассказ-защита работы в парах - из 5-7 предложений, отобрав содержание, позволяющее раскрыть тему практической работы.
Способы познавательной деятельности:
· Работа в парах;
· Работа с физической картой Северной Америки и Евразии, с тематическими картами: природных зон, климатической картой, комплексной;
· Работа с текстом учебника;
· Работа с интернет-ресурсами;
· Работа по заполнению таблицы, по составлению характеристики ПЗ
· Графический конспект
· Устная защита работы ( т.к ПЗ много устные рассказы будут отличаться друг от друга)
Форма представления учащимися результата работы:
· Заполненный профиль ( подписанные крупные формы рельефа Северной Америки и Евразии, с помощью условных знаков природные зоны);
· Графический конспект: Факторы размещения ПЗ по материкам;
· Качественная характеристика одной из ПЗ, расположенная на двух материках
· Устный рассказ-защита с самостоятельным отбором материала по теме практической работы
Источники знаний:
1. Атлас . География 7 класс
2. Профиль рельефа (Лист формата А-4) по 40-ой параллели Северной Америки и Евразии
3. Учебник И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев. География. Материки, океаны, народы и страны.- М., Дрофа,2013. Параграфы 46, 53.
4. Интернет-ресурсы: ???
Анализ практической работы
«Сравнение природных зон по 40-ой параллели Евразии и Северной Америки»
(7 класс)
Образовательные задачи:
1. Развитие картографических умений при работе с тематическими картами ( природных зон, климатической, комплексной);
2. Развитие умений устанавливать пространственные и причинно-следственные связи;
3. Развитие умений по заполнению и анализу таблиц;
4. Развитие умений по составлению графического конспекта;
5. Развитие умений при работе с интернет-ресурсами;
6. Развитие письменной и монологической речи;
7. Развитие коммуникативных способностей;
8. Развитие умений организовывать и планировать
Планируемый результат
1. Заполненный профиль по двум материкам( формы рельефа и ПЗ).
2. Установление климатических характеристик ПЗ.
3. Объяснение причин сходства (нахождение в одном климатическом поясе).
4. Объяснение причин различия ПЗ и установление пространственных и причинно-следственных связей: протяженность материка-количество осадков; удаленность от океанов - количество осадков, температура; горы- циркуляция в.м., количество осадков; направление ветров- количество осадков, температура.
5. Оформленный графический конспект.
6. Качественная характеристика одной общей ПЗ ( нахождение общих черт и черт различия, их объяснение).
7. Устный рассказ по теме.
Достигнутый результат
1. Учащиеся, работая в парах приблизительно одинаковых по уровню знаний, заполнили профиль Северной Америки и Евразии. Подписали с помощью условных знаков природные зоны по 40-ой параллели, распределяя обязанности между собой, сравнивая и помогая друг другу. Трудности при выполнении данной работы не испытали.
2. Учащиеся выделили общие природные зоны и объяснили их размещение (один тип климата).
3. Выделили одну черту различия в общих ПЗ- площадь распространения и с помощью заполнения таблицы №1, и нахождения протяженности материков, учащиеся закрепили знания при работе с масштабом. Не у всех получилось.
4. Так как в классе есть интернет и ноутбуки на каждом столе, ребята быстро и легко нашли информацию по природным зонам. Сложность заключалась в отборе информации. Пришлось скорректировать работу, отослать к плану характеристики ПЗ и разделить пары по вариантам, т.е. несколько пар готовили одну и ту же природную зону, расположенную на двух материках.
5. Найдены различия в размещении природных зон. Но не у всех получилось объяснить данные различия. В классе из 10 человек (такова наполняемость данного класса, двое имеют высокий уровень знаний, двое средний, остальные - низкий).
6. Заполнение конкретного графического конспекта для Северной Америки и Евразии было трудным заданием., т.к. две пары не приступали к его оформлению.
7. Защита- устный рассказ- состоялся у всех пяти пар, но отбор содержания материала был разный.
8. Отметка выставлялась с учетом заполненного профиля, заполненной таблицы №1, сравнительной характеристики общей ПЗ, графического конспекта и устной защиты- рассказа по теме практической работы.
9. Только одна пара успела к концу урока выполнить всю практическую работу. С остальными учащимися 7 класса под руководством учителя продленного дня данная работа была доделана. Начав работу 15.05, на следующий день 16.05 состоялась защита устных рассказов и оценивание.
Мнение о курсе
1. Актуальность
Данный курс является актуальным, т.к. организация и проведение практических работ для любого учителя «головная боль». Данный курс предоставляет новый подход в проведении практических работ - практико-ориентированный, комплексный, творческий.
2. Практическая направленность
На мой взгляд, данный курс ориентирует учителя на практическую направленность в проведении практических работ, проведение практических работ строится на более вдумчивом, глубоком анализе содержания и отборе материала.
3. Научная обоснованность
Курс базируется на принципах системного, последовательного, комплексного, спирального подхода к изучению отдельных тем и географии в целом.
4. Методическая разработанность
Курс является в полной мере методически разработанным. Прохождение данного курса позволило лично мне выйти на более высокий уровень преподавания географии во всех классах.
Изучение данного курса не закончится написанием контрольной работы №3. К материалу данного курса нужно еще и еще раз возвращаться, что бы сверять запланированную работу с выдвинутыми требованиями и открывать новое, может быть не увиденное и не понятое с первого прочтения.
Большое вам человеческое спасибо!!!
С уважением учитель географии
Алексеева Ж.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.