Практическое пособие "Учим безопасному поведению в быту детей среднего дошкольного возраста"

  • Памятки
  • docx
  • 10.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Учим безопасному поведению в быту детей среднего дошкольного возраста»_.docx

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КГБПОУ «Славгородский педагогический колледж»

Отделение дошкольного образования, физической культуры и ОБЖ

 

Старовойтова Светлана Сергеевна

 

 «Учим безопасному поведению в быту

детей среднего дошкольного возраста»

 

Практическое пособие

 

 

 

Славгород – 2025

Автор-составитель: Старовойтова Светлана Сергеевна

 

Научный руководитель: Соловьева Надежда Игоревна, преподаватель

дисциплин психолого-педагогического цикла, канд. пед. наук, высшая

квалификационная категория

 

Старовойтова С.С. / «Учим безопасному поведению в быту детей среднего дошкольного возраста» С.С. Старовойтова. – Славгород: СПК, 2025. – 24 с.

 

 

 

Данное пособие разработано в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в качестве методического обеспечения игровой и образовательной деятельности старших дошкольников.

Пособие включает в себя методические рекомендации воспитателям по созданию и проведению представлений дошкольников о безопасном поведении детей среднего дошкольного возраста. К пособию также прилагается практическое пособие «Лэпбук»

Предлагаемое пособие может быть использовано в работе педагогов ДОУ, студентами педагогических колледжей, обучающихся по специальности «Дошкольное образование», родителями.

Оглавление

 

Пояснительная записка……………………………………………………………

4

Рекомендации для воспитателей по работе с лэпбуком…………………………

6

Содержание лэпбука «Безопасность в быту» ……………………………………

7

Технологические карты занятий…………………………………………………..

8

1.Занятие «Незнакомые люди» ……………………………………………………

8

2.Занятие «Столовые приборы» …………………………………………………...

11

3.Занятие «Бытовые электроприборы» …………………………………………...

14

4.Занятие «Лекарства» ……………………………………………………………..

18

5.Занятие «Изготовление лэпбука о пожарной безопасности» ………………….

Лэпбук «Пожарная безопасность» ………………………………………………...

21

23

Список используемой литературы ………………………………………………..

24

 


 

Пояснительная записка

 

При организации работы с детьми дошкольного возраста основной упор делается на ознакомление с правилами безопасности. Существует большое количество лэпбуков, макетов, дидактических кубиков, схем и других пособий, посвященных данным темам.

А вот личная безопасность и безопасность дома зачастую выпускается из вида. Безопасное поведение в быту – это осознанные действия в изменяющейся обстановке, позволяющие сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми. Необходимо сформировать у дошкольника представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, научить его соблюдать определенные правила, разбирая различные ситуации, объясняя причины категорических запретов. Говоря об обучении ребенка дошкольного возраста правилам безопасности, необходимо учитывать следующее его особенности:

-       стремление ребенка к самостоятельности («я сам») и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;

-       недостаточный опыт (или его отсутствие) поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности и др.

Беспокоясь о безопасности своего ребенка, взрослые должны рассказывать ему о ситуациях, которые могут быть опасными (открытое окно, балкон, включенная газовая или электрическая плита). Но только рассказы и беседы будут малоэффективны в ознакомлении дошкольника с безопасностью в домашних условиях. Здесь на помощь приходит развивающая предметно пространственная среда. Давно известно, что эффективность образовательной деятельности во многом определяется средой, в которой она осуществляется. В ходе этого процесса среда выполняет двойную роль: во-первых, является источником информации, которая позволяет ребенку предсказать возможные последствия различных способов действия; во-вторых, выступает площадкой, где и осуществляется деятельность. На сегодняшний день одной из основных задач работы педагога является создание и обогащение предметно-развивающей среды по формированию основ безопасного поведения в быту.

Исходя из вышеизложенного, возникла идея создать практическое пособие, которое будет направлено на ознакомление детей дошкольного возраста с элементарными правилами поведения в быту.

Цель пособия: обогащение представлений о безопасном поведении в быту у детей дошкольного возраста.

Задачи практического пособия:

– использовать возможности развивающей предметно-пространственной среды в усвоении детьми правил безопасного поведения в быту;

– формировать у детей представления об опасных предметах, которые встречаются в быту, необходимости этих предметов для человека, правилах пользования ими;

– расширять словарный запас по теме;

– закреплять умение классифицировать предметы по заданному признаку;

– развивать умение правильно и быстро сообщать об опасности;

– развивать мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве;

– воспитывать чувство ответственности, безопасности, самосохранения, чувство взаимопомощи;

– воспитывать навыки адекватного поведения в различных жизненных ситуациях.


 

 Рекомендации для воспитателей по работе с лэпбуком

 

Лэпбук должен быть:

1. Доступным детям данной возрастной группе, соответствующим теме;

2. Полифункциональным и содержательно насыщенным, то есть обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников;

3. Вариативным, то есть иметь несколько вариантов использования каждого раздела;

4. Пригодным к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

5. Познавательным – обладать дидактическими свойствами, нести в себе способы ознакомления с темой;

6. Средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщать его к миру искусства;

7. Разнообразным в видах игровых заданий;

8. Созданным совместно с детьми

9. С паспортом или рекомендациями, включающими в себя полное описание задач, материалов и игр, правил, входящих в состав лэпбука. Его можно набрать в текстовом редакторе и распечатать книжечкой, брошюрой, буклетом и др.

При создании лэпбука необходимо учесть:

эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки);

долговечность (с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким);

минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации);

– приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами».

Содержание лэпбука «Безопасность в быту» включает следующие разделы:

1) правила поведения;

2) блокнот «Опасные ситуации дома;

3) загадки;

4) карточки «Опасные предметы»;

5) дидактическая игра «Убери опасный предмет»;

6) раскраски и пазлы «Опасные предметы»;

7) пословицы и поговорки «Безопасное поведение»;

8) книжка «Важные номера экстренных служб».

 

Примерное содержание лэпбука представлено на рис. 1 и 2.

 

Рис. 1 Лэпбук «Безопасность в быту» (сложенный вариант)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 Лэпбук «Безопасность в быту» (развернутый вариант)


 

Технологическая карта индивидуального занятия №1

Тема: «Незнакомые люди»

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие

Возрастная группа: средняя

Цель: сформировать представление о безопасном поведении в быту (общение с незнакомыми людьми), с использованием лэпбука.

Задачи:

Образовательные: сформировать представления детей о ситуациях, опасных для жизни и здоровья, с которыми они встречаются в быту (с незнакомыми людьми); способствовать развитию умений избегать опасных ситуаций во время пребывания дома; закреплять умение детей давать полные развернутые ответы на вопросы

Развивающие: активизировать и обогащать словарный запас словами: лэпбук

Воспитательные: прививать чувство безопасности в быту

Оборудование: лэпбук

Словарная работа: лэпбук, близкий, знакомый, чужой, незнакомец

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение сказок «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка».

Планируемый результат: дети имеют представление о правилах безопасного поведения с незнакомыми людьми.

 

Этапы продолжительности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Деятельность детей

Планируемый результат

1.

Организационо-мотивационный

 

Организация направленного внимания и формирования интереса у детей к теме занятия

Ребята, сегодня, когда я пришла в сад, я нашла в нашей группе очень интересную посылку с письмом, которое отправил нам спасатель.

Хотите прочитать письмо? (да).

- Тогда слушайте внимательно.

«Здравствуйте, ребята! Узнал я, что вы в детском саду очень любите книжки читать, новое узнавать, заниматься, рисовать. Вот решил я вам отправить замечательный лэпбук. Лэпбук — это книжка непростая, а волшебная. Дружно изучайте и новое узнавайте». (вношу лэпбук)

Беседа, демонстрация

Внимательно слушают, рассматривают лэпбук

Дети с мотивированы на совместную образовательную деятельность.

 

2.основной этап

 

 

 

 

 

2.1 Этап постановки проблемы

 

активизировать и обогащать словарный запас словом: лэпбук;

 — Вот чудеса! А вы хотите ребята, узнать, что такое лэпбук?

- Давайте все хором скажем правильно слово «лэпбук» и посмотрим. (Показ лэпбука.)

- Дети, на что похож лэпбук, что есть внутри лэпбука?

- Правильно на книгу! Лэпбук – это интересная книга с разными, красивыми кармашками, в которых находятся очень интересные игры и задания. Смотрите у лэпбука есть название «безопасность детей дома» дети, а вы знаете, что такое безопасность? (ответы детей).

-Хорошо, дети спасатель пишет, что такую замечательную книжку, с интересными заданиями, прислал нам не просто так, он очень переживает что вы можете неправильно вести себя в опасных ситуациях, с незнакомыми людьми, когда находитесь одни дома, он рассказывает случается много случаев, когда маленький дети открывают незнакомым людям или отвечают на неизвестные номера.

 

Беседа, показ

-на книгу

-разные кармашки

Ответы детей

Обогатили словарный запас словом: лэпбук

2.3

Этап ознакомления с материалом

закреплять умение детей давать полные развернутые ответы на вопросы;

- Скажите, а вы остаетесь одни дома?

- Как вы поступаете, когда к вам кто-то пришел или позвонил?

Беседа, вопросы

Отвечают на вопросы

Дети отвечают полным развернутым ответом;

2.2

Этап практического решения проблемы

сформировать представления детей о ситуациях, опасных для жизни и здоровья, с которыми они встречаются в быту;

способствовать развитию умений избегать опасных ситуаций во время пребывания дома

Давайте с вами выполним задания по теме «незнакомые люди», которые находятся в лэпбуке и проверим правильно ли вы ведете себя в опасных ситуациях или нет.

-Смотрите первый кармашек называется стихи и пословицы, почитаем?

Первый кармашек «стихи и пословицы»

1.      Не открывай чужому дверь, любым словам

его не верь. Тебе он скажет: «Я от мамы, она забыла взять помаду». Ты незнакомца пустишь в дом, а он к тебе придет с ружьем. Тебя он может напугать и шубу мамину забрать.

Если в дверь звонит звонок – Посмотри сперва в глазок, кто пришел к тебе, узнай, сразу дверь не открывай! Если нет глазка, тогда «Кто там?» спрашивай всегда, а не станут отвечать - Дверь не вздумай

открывать. Если в дверь начнут ломиться – То звони скорей в милицию!

2. Если телефон звонит, кто-то в трубку говорит:

– Как тебя зовут, малыш? Дома с кем сейчас сидишь?

И куда же я попал? Номер я какой набрал? –

Ничего не отвечай, срочно маму подзывай!

Если взрослых дома нет, не веди ни с кем бесед,

– До свидания! – скажи, быстро трубку положи!

-Ребята сейчас вы прослушали стихотворения, скажите, о чем говорилось в стихотворениях? - А вы открываете незнакомым людям?

Молодцы ребята с этим заданием вы справились.

Второй кармашек - «собери пазл»

Ребята вы собрали пазл, а теперь скажите какая ситуация изображена? Что опасного делает ребенок?

Гимнастика для глаз

Ну что продолжим? (да)

Третий кармашек дидактическая игра «Убери опасный предмет»

Ребята в данном кармашке есть опасные ситуации и их нужно убрать, сейчас я буду показывать иллюстрацию, а вы мне говорите какая опасная ситуация здесь изображена.

Физминутка:

Ребята вы почти все знаете, как нужно вести себя с незнакомыми людьми, если вы одни дома.  В этом лэпбуке есть еще кармашек с раскрасками давайте возьмем и раскрасим, и отправим нашему спасателю ответ на его письмо.

Беседа, объяснение, показ.

Слушают, отвечают на поставленные вопросы, выполняют задания

Дети имеют представления о ситуациях опасных для жизни

3.

Заключительный этап

 

Закрепить представлении о безопасном поведении в быту с незнакомыми людьми, полученные на занятии

Ребята скажите, кто нам прислал посылку?

- Что было в этой посылке?

- Для чего отправил спасатель нам такой интересный лэпбук и чем он нам помог?

- Какое из заданий вам больше всего понравилось?

- Дети, а сейчас вы можете подойти к лэпбуку и рассмотреть его по внимательнее и поиграть с каким-нибудь из кармашков.

беседа

Отвечают на вопросы

Дети имеют представления о том, как вести себя с незнакомыми людьми

Технологическая карта индивидуального занятия №2

Тема: «Столовые приборы»

Возрастная группа: средняя

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Цель: сформировать представления о безопасном поведении в быту, а именно (о пользовании столовыми приборами)

Задачи:

Образовательные: расширить и уточнить представления детей о безопасном поведении в быту о пользовании столовыми приборами; учить различать опасные предметы в быту;

Развивающие: развивать у детей логическое мышление, память, слуховое внимание и восприятие;

Воспитательные: -воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.

Методы и приемы: словесные (беседа, вопросы, рассказывание, загадывание загадок), наглядные (рассматривание иллюстрации), практические (дидактические игры, пазлы)

Материалы и оборудование: лэпбук, кукла

Предварительная работа: беседы, дидактические игры, рассматривание иллюстрированного материала, чтение художественных произведений, просмотр мультфильмов

Планируемый результат: дети имеют представления о правилах безопасности о пользовании столовыми приборами.

Словарная работа: вилка, нож, ложка

 

Этапы продолжительности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Деятельность детей

Планируемый результат

1.

Организационно мотивационный

 

воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.

 

- приветствие

-сюрпризный момент

Ребята сегодня в гости к нам пришла кукла Маша, давайте поздороваемся с ней. У Маши завтра день рождение, и она позвала гостей, но вот беда, Маша не знает, с какими столовыми приборами можно играть, а с какими — нет, и боится, что гости тоже не знают, как правильно пользоваться столовыми приборами, вдруг они поранят друг друга.

Беседа, демонстрация

Внимательно слушают, приветствуют куклу Машу

Дети с мотивированы на совместную образовательную деятельность.

 

2.Основной этап

 

 

 

 

 

2.1Этап постановки проблемы

 

развивать у детей логическое мышление, память, слуховое внимание и восприятие;

Ребята а давайте поможем кукле Маше?

А как мы можем ей помочь?

Ребята а помните спасатель нам подарил интересную книгу, которая называется лэпбук? Давайте с помощью лэпбук научим Машу безопасности со столовыми приборами.

 

Беседа, показ

Внимательно слушают, отвечают на вопросы.

Предлагают разные идеи как можем помочь кукле Маше.

Дети развивают логическое мышление, восприятие проблемной ситуации.

2.2 Этап ознакомления с материалом

Формировать представление детей об опасности о пользовании столовыми приборами

Ребята, что вы знаете о столовых приборах?

А можно играть со столовыми приборами?

А как вы пользуетесь столовыми приборами?

Беседа, вопросы

Отвечают на поставленные

Имеют представления о пользовании столовых приборах

2.3 Этап практического решения проблемы

расширить и уточнить представления детей о безопасном поведении в быту со столовыми приборами; учить различать опасные предметы в быту;

 

Маша, посмотри у нас есть такой вот такой лэпбук, с помощью него мы тебе и поможем.

1 задание загадки:

На одной широкой ножке

У неё 4 рожка,

Но она совсем не пилка,

Для котлет и мяса… (вилка).

Режет овощи и фрукты,
Хлеб и многие продукты.

Мажет маслом, маргарином,
Продаётся в магазинах.

Осторожным будь, не трожь:
Очень острый этот… 
(нож).

Ей едим мы суп, компот,

Отправляем пищу в рот.

Отгадав загадки скажите, можно ли играть данными приборами? (ответы детей) А теперь я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «убери опасный предмет».

Перед вами лежат карточки, на них изображены разные предметы, вы должны показать мне тот предмет, который может быть опасным.

Выполняют задание, в процессе задания я узнаю почему именно этот предмет ты считаешь опасным? Чем он опасен? Если ребенок неправильно показал и ответил я помогаю и исправляю на правильный ответ.

Ребята а вы любите собирать пазлы? (ответы детей)

Перед тем как мы начнем собирать пазлы, давайте разомнем с вами наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

3 задание собери пазл. Перед вами на конвертиках изображена картинка, которая должна получиться у вас, если не получается попросите помощи у меня.

Молодцы все пазлы вы собрали правильно.

Маша скажи теперь ты знаешь какие опасные приборы есть у тебя дома и что играться с ними нельзя? Да большое спасибо вам ребята без вас бы я не справилась, а теперь мне пора уходить готовится к празднику. До свидания.

Беседа, объяснение, показ.

Отгадывают загадки, отвечают на поставленные вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-выполняют задания

-собирают пазлы

Расширяют представления о безопасном поведении в быту

3.Заключительный этап

 

Закрепить представления о безопасном поведении в быту со столовыми приборами, полученные на занятии.

Ребята, скажите кому мы сегодня помогали?

Как мы помогали кукле? Какие задания мы выполняли?

А вы запомнили какие опасные предметы есть у вас дома? Какие? Можно с ними играть? Молодцы ребята, вы всё запомнили и надеюсь, что будете помнить о правилах безопасности со столовыми приборами.

беседа

Беседа, отвечают на вопросы воспитателя.

Закрепление полученных представлений о безопасном поведении в быту со столовыми приборами.

 


 

Технологическая карта индивидуального занятия №3

Тема: «Бытовые электроприборы

Возрастная группа: средняя

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Цель: формирование у детей среднего возраста представлений о правилах безопасного поведения с бытовыми электроприборами (чайник, плита, утюг) с помощью лэпбука.

Задачи:

Образовательные: обобщать и расширять представления детей о бытовых электроприборах и их использовании; закрепить знания о бытовых приборах, о правилах безопасного поведения в обращении сбытовыми электроприборами в быту; формировать умение анализировать процесс и результаты занятия.

Развивающие: развивать мыслительную активность, любознательность; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
Воспитательные:
воспитывать у детей чувство осторожного обращения с бытовыми электроприборами.

Материалы и оборудование: лэпбук, письмо, карандаши

Словарная работа: утюг, плита, пылесос, чайник.

Предварительная работа: Рассматривание предметов опасных для жизни и здоровья людей, рассматривание картинок с опасными ситуациями, беседы с детьми по теме: «Опасные предметы, которые нас окружают», дидактические игры по теме «Опасные предметы»: «Собери картинку», «Что для нас опасно?»

Планируемый результат: дети имеют представление о правилах пользования бытовыми электроприборами (чайник, плита, утюг)

 

Этапы продолжительности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Деятельность детей

Планируемый результат

1.

Организационно-мотивационный

 

Развивать мыслительную активность, любознательность.

Ребята, сегодня по дороге в детский сад, мне встретился почтальон. Он протянул мне письмо и попросил передать его ребятам из группы «солнышко». Скажите это вы? Тогда читаем письмо. Письмо: здравствуйте, ребята. Пишет вам Буратино. Вы же знаете, что я очень люблю пошалить. Так вот, со мной столько всего случилось: во-первых, я качался на люстре, а она оборвалась. И меня чуть током не ударило, когда я хотел спуститься на проводе. Во-вторых, я очень люблю пить чай, поставил чайник и забыл про него. А он кипел, кипел, и весь выкипел и чуть не начался пожар. В-третьих, я обжегся об утюг. И еще много чего со мной приключилось. Помогите мне. Научите правильно   пользоваться бытовыми электроприборами.

Беседа, демонстрация

 

Дети с мотивированы на совместную образовательную деятельность.

 

2.Основной этап

 

 

 

 

 

2.1Этап постановки проблемы

 

Озвучивание проблемной ситуации и переход в ее решение

- Ребята, а как вы думаете, какие поступки совершал Буратино? - А вы хорошо знаете, правила пользования электроприборами и всегда их выполняют. - Тогда, наверное, вы сможете помочь Буратино? Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде и всюду. Без них человеку было бы трудно. Ребята а знаете, что нам поможет?

 

Беседа, показ

 

Внимательно слушают, отвечают на вопросы.

2.2 Этап ознакомления с материалом

Обобщать и расширять преставления детей о бытовых электроприборах и их использовании;

Ребята а вы знаете о бытовых электроприборах?

У вас есть дома бытовые электроприборы?

Вы умеете пользоваться ими?

Как вы думаете, как правильно нужно пользоваться бытовыми электроприборами?

Беседа,

вопросы

Отвечают на вопросы, внимательно слушают

обобщили и расширили представления детей о бытовых электроприборах

2.3 Этап практического решения проблемы

Решение проблемной ситуации

Помните наш интересный лэпбук, который нам подарил спасатель, как раз для таких случаев. Вот с помощью него мы узнаем хорошо, ли вы знаете правила поведения с бытовыми электроприборами, а начнем мы с загадок.

«Из горячего колодца,
Через нос водица льётся» — чайник.

«Ходит-бродит по коврам,
Водит носом по углам.
Где прошёл — там пыли нет,
Пыль и сор — его обед» — пылесос.

«Трудно без него прожить,

Всем он может услужить.
От платков до штор и брюк
Всё погладит нам…» — утюг

«Живу на кухне я всегда,
На мне стоит сковорода,
Кастрюля, ковшик, чайник —
Над ними я начальник!
Со мною вся семья сыта,
Ну, догадались? Я…» — плита

Правильно, отгадали все загадки, молодцы!

-А как вы думаете, зачем люди придумали электрические приборы?

-А чтобы работали все эти приборы, куда их включают?

- Для того, чтобы приборы работали, их включают в розетку.

Розетка — это входные ворота в электрическую сеть.

-А что же это такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться?  
- Правильно. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на речку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны.

А можно включать бытовые приборы без взрослых или в их отсутствие? А мокрым руками можно включать? Почему?

А сломанный бытовым электрическим приором можно пользоваться?

А теперь поиграем вами в игру, которая называется «убери опасный предмет», сейчас я достану карточки на которых изображены разные предметы, вы должна показать и назвать то предмет, который опасный, в ходе игры задаю разные вопросы (почему же он опасен?) если ребенок ответил неправильно, исправляю на правильный ответ.

Ребята, а что еще есть в нашем лэпбуке? (пазлы раскраски)

А теперь я вам предлагаю собрать пазлы, но сначала мы разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

после того как дети собрали пазл я спрашиваю: какое изображение у нас получилось? Чем оно опасно?

Правильно. Ну что ребята, теперь я вижу, что вы знаете правила пользования бытовыми электроприборами и эти правила безопасности нужно обязательно выполнять.

А чтобы Буратино запомнил правила пользования электроприборами.

 Я предлагаю вам отправить ему письмо с картинками, которые напомнят ему эти правила. Подбираем нужные картинки.

Беседа, объяснение, показ.

Внимательно слушают, отгадывают загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы делать все быстрее и было легче.

Отвечают на вопросы

Внимательно слушают проявляют интерес к занятию, выполняют задания

3.заключительный этап

 

формировать умение анализировать процесс и результаты занятия.

 

Ребята кто прислал сегодня нам письмо с просьбой помочь?

А о какой помощи просил буратино?

Чем мы сегодня с вами занимались?

А вы запомнили правила пользования бытовыми электроприборами?

Давайте их повторим:

Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

Нельзя пользоваться электроприборами мокрыми руками.

Нельзя оставлять электроприборы включенными.

Нельзя пользоваться неисправными электроприборами.

беседа

Беседа, отвечают на вопросы.

 

Дети совместно с воспитателем анализируют процесс и результат занятия

 

 


 

Технологическая карта индивидуального занятия №4

Тема: «Лекарства»

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие

Возрастная группа: средняя

Цель: формировать представления о пользе и вреде лекарственных препаратов с помощью лэпбука

Образовательные: сформировать представления, о пользе и вреде лекарственных препаратов; формировать умение анализировать процесс и результаты занятия.

Развивающие: развивать мыслительные операции: развивать умение находить предмет по определенным признакам; формировать интерес к теме занятия

Воспитательные: воспитывать аккуратность в обращении с материалом в процессе занятия

Материалы и оборудование: лэпбук, кукла Маша

Предварительная работа: чтение сказки «Неосторожная Резвушка»

Планируемый результат: дети имеют представления о пользе и вреде лекарственных препаратов с помощью лэпбука

 

Этапы продолжительности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Деятельность детей

Планируемый результат

1.

Организационно-мотивационный

 

Формировать интерес к теме занятия

Приветствие

-Ребята, посмотрите, кто к вам пришел в гости?

- Это же кукла Маша, почему же она такая грустная?

-Ребята, сегодня мою сестренку положили в больницу, а все из-за того, что она попробовала разноцветные конфетки. Но вот почему-то они оказались горькие, и у моей сестренки заболел животик.

-Ребята, что же это такие за конфетки? Как они называются?

-Правильно, ребята, это таблетки, которые не в коем случае нельзя кушать просто так.

-Маша, а ты знала, что твоя сестренка перепутала таблетки с конфетками?

Беседа

Приветствие

Дети с мотивированы на совместную образовательную деятельность.

 

2.основной этап

 

 

 

 

 

2.1Этап постановки проблемы

 

Сформировать представления, что лекарства приносят пользу только при правильном обращении с ними

-А ты знаешь, чем различаются таблетки и конфетки?

-Маша, давай мы с ребятами расскажем тебе, чем же отличаются конфетки от таблеток, а ты об этом расскажешь своей сестренке.

-Ребята, поможем Маше узнать, чем отличаются конфетки от таблеток? - А как мы можем помочь Маше?

 

Беседа

Беседа, отвечают на вопросы.

Предлагают варианты как можно помочь Маше.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы.

2.2 Этап ознакомления с материалом

Сформировать представления, о пользе и вреде лекарственных препаратов;

Скажите у вас есть дома лекарства?

А что вы знаете о лекарствах?

Вы берете их без разрешения родителей?

 

 

Имеют представления о лекарственных препаратах

2.3  Практический этап

Сформировать представления, что лекарства приносят пользу только при правильном обращении с ними; воспитывать аккуратность в обращении с материалом в процессе занятия

-ребята а помните лэпбук, который всегда нам помогает?

Может и в этот раз он нам поможет?

Маша посмотри у нас есть вот такой лэпбук, который помогает научить нас безопасности.

1.загадки.

Похожи на драже конфеты,                                        
Вот только горькие при этом.

С микробом в бой они вступают,
Их при болезнях назначают (таблетки).

Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать. (градусник)

Хоть ранку щиплет он и жжёт, отлично лечит — рыжий… (Йод).

-молодцы, все загадки вы отгадали правильно, скажите, а можно ли брать данные предметы без разрешения родителей? А играть можно ими?

2. дидактическая игра «убери опасный предмет»

В данном задании вы должны показать тот предмет, который вы считаете опасным, (в ходе задания задаю вопросы: почему именно этот предмет ты считаешь опасным? Как он может навредить? Исправляю если неправильно)

3.опасные ситуации (рассматривание иллюстрации и обсуждение по ней. Что изображено на иллюстрации? Можно ли так делать? Что нужно сделать если вам стало плохо? Вызвать скорую помощь, а вы знаете номер скорой помощи? Давайте с вами вместе повторим номер 03.

Физминутка

4. собери пазл

А теперь давайте соберем пазлы и посмотрим, что же у нас получится.

Какие вы молодцы, все правильно собрали.

Ребята теперь вы знаете, что лекарство не только лечит, но может и навредить?

-вы будете играть с лекарствами или пить без разрешения взрослых?

Ребята и кукла Маша не путайте пожалуйста конфетки от лекарств. А лучше лишний раз спросите у взрослого.

Беседа, объяснение, показ.

Да, помним

 

 

 

Отгадывают загадки, выполняют задания, отвечают на вопросы

Дети имеют представления о пользе и вреде лекарственных препаратов.

3.Заключительный этап

 

формировать умение анализировать процесс и результаты занятия.

 

- Ребята кто сегодня к нам приходил в гости?

- Почему она была грустная?

- А как мы помогли куле Маше и ее сестренке?

-Какие задания мы с вами выполняли?

-Если вам встанет плохо, что вы будете делать?

- Вам было интересно?

беседа

Отвечают на вопросы, беседа

Дети совместно с воспитателем умеют анализировать занятие.

 

 


 

Технологическая карта фронтального занятия № 5

Тема: «Изготовление лэпбука по пожарной безопасности»

Возрастная группа: средняя

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Цель: формирование представлений об основах пожарной безопасности, посредством изготовления лэпбука

Задачи:

Образовательные: закрепить представления детей о правилах пожарной безопасности; формировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности; способствовать развитию навыков взаимодействия;

Развивающие: развивать у детей логическое мышление, память, слуховое внимание и восприятие

Воспитательные: воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.

Методы и приемы: словесные (беседа, вопросы, объяснение) наглядные (рассматривание иллюстрации, показ воспитателя)

Материалы и оборудование: клей, ножниц, подготовленный материал для создания лэпбука

Предварительная работа: рассматривание плакатов по пожарной безопасности; чтение художественных произведений, например «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Пожар», «В дыму» В. Житкова; беседа о профессии пожарного и спасателя.

Планируемый результат: сформировали представления посредством изготовления лэпбука

 

Этапы продолжительности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Деятельность детей

Планируемый результат

1.

Организационно-мотивационный

 

Организация направленного внимания и формирования интереса у детей к теме занятия

-приветствие

-сюрпризный момент (в гости забегают нолик и Симка и спорят между собой, не обращая внимания на детей)

Симка: А я тебе говорю, нельзя спичками баловаться!

Нолик: да ладно тебе, я же просто вот тут немножко поиграю ими и все.

Симка: Спички – это не игрушка! Отдай их мне сейчас же!

Нолик: А вот и не отдам, пока не устрою здесь салют. Я сейчас подожгу эту замечательную веревочку и тогда … трах- бабах, тыщ- тыдыщ … и засверкает, заискрится шикарный салют!

Симка: да ты что, совсем, что ли ума лишился? Отдай мне спички.

Нолик: не отдам!

Симка: Отдай!

Нолик и Симка замечают детей и быстро превращаются в винтики, нолик, мне кажется, эти дети наши друзья, может превратимся в себя и познакомимся?

Да давай (подходят и здороваются с детьми)

Беседа, демонстрация

Приветствие, с интересом наблюдают за Ноликом и Симкой

Дети с мотивированы на совместную образовательную деятельность.

 

2.основной этап

 

 

 

 

 

 

2.1 Этап постановки проблемы

 

воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.

способствовать развитию навыков взаимодействия

Проблемная ситуация.

Нолик, Симка почему вы так громко ругались?

Нолик играется со спичками он хочет устроить салют, а я пытаюсь объяснить что это опасно, может вы мне поможете?

Ребята мы поможем Симке объяснить нолику что опасно играть со спичками и другими опасными предметами, которые могут привести к пожару?

 

Беседа

 Слушают Нолика и Симку что между ними произошло.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы.

2.2 Этап ознакомления с материалом

способствовать развитию навыков взаимодействия

Ребята скажите, что вы знаете о пожарной безопасности?

Чем опасен пожар?

По какому номеру телефона вызывают пожарных?

Чем можно потушить пожар?

Можно ли детям пользоваться спичками, зажигалками?

Беседа, вопросы

Дети отвечают на вопросы

Дети взаимодействуют с воспитателем отвечая на вопросы.

2.3 Этап практического решения

закрепить представления детей о правилах пожарной безопасности; формировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности

А как мы можем помочь?

Ребята скажите, а с помощью чего мы научились с вами правилам поведения с опасными предметами?

Да, это лэпбук, а кто нам его подарил?

Правильно, но вот беда в этом лэпбуке нет правил по пожарной безопасности, как нам быть? Что мы можем сделать?

Ребята я предлагаю вместе сделать такой же лэпбук только по пожарной безопасности и подарить Симке и нолику, чтобы он знал всё о пожарной безопасности, а если забудет, то ему поможет данный лэпбук.

Сборка лэпбука совместно с детьми с подготовленных мною материалов.

Беседа, показ.

Вместе с воспитателем собирают лэпбук о пожарной безопасности

Внимательно слушают проявляют интерес к занятию, выполняют задания

3.Заключительный этап

 

Закрепить представление детей о пожарной безопасности, полученные на занятии

Подведение итогов

Кто сегодня был в гостях?

Что хотел сделать Нолик?

А как мы помогли?

Что мы с вами сегодня делали?

беседа

Беседа ответы на вопросы

Закрепление полученных представлений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3 Лэпбук «Пожарная безопасность», изготовленный совместно с детьми


Список использованной литературы

 

1. Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», –ISBN 978-5-89814-121-9 

2. Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей»: / К. Ю. Белая. - Москва: Мозаика-Синтез, 2012. - 62, - ISBN 978-5-86775-977-3

3. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет /К.Ю.Белая - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. - 64 с. –ISBN 978 5-86775-977-3

4. Белая К. Ю «Тематический словарь в картинках. Мир человека. Я и моя безопасность» / К.Ю. Белая - «Школьная пресса», 2014– ISBN – 978-5-00013-025-4, 

5. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – Москва, СПб.: Большая Рос. энцикл., Норинт, 2000. – 1434,[21] c– ISBN 5-85270-160-2, 5-7711-0004-8.

6. Врублевская, О. А. Мотивоционно – ценностный компонент в формировании навыков безопасного поведения / О. А. Врублевская – Текст: непосредственный. // Вестник Сибирского государственного университета. – 2016. – № 3– С. 73 –77

7.Гавриловец, К. В. Безопасная жизнедеятельность в ДОО: инновационные формы / К. В. Гавриловец, И. И. Козимирская. – Москва: Просвещение, 2010. – 219 с. – Текст: непосредственный

8.Гризик Т.И. Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет: методическое пособие для воспитателей/ Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова. – М.: Просвещение,2015–96с: – ISBN978-5-09-029239-9.

9. Григорович Л. Н. Опасные ситуации в жизни детей / Л.Н. Григорьевич. / Дошкольное воспитание. – 2015 – № 7 – С. 15-20.

10. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. / Н.В. Коломеец –Москва: Учитель, 2015 172 с. – ISBN 978-5-7057-2338-6


 

Скачано с www.znanio.ru