МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КГБПОУ «Славгородский педагогический колледж»
Отделение дошкольного образования, физической культуры и ОБЖ
Старовойтова Светлана Сергеевна
«Учим безопасному поведению в быту
детей среднего дошкольного возраста»
Практическое пособие
Славгород
– 2025
Автор-составитель:
Старовойтова Светлана Сергеевна
Научный руководитель: Соловьева Надежда Игоревна, преподаватель
дисциплин психолого-педагогического цикла, канд. пед. наук, высшая
квалификационная категория
Старовойтова С.С. / «Учим безопасному поведению в быту детей среднего дошкольного возраста» С.С. Старовойтова. – Славгород: СПК, 2025. – 24 с.
Данное пособие разработано в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в качестве методического обеспечения игровой и образовательной деятельности старших дошкольников.
Пособие включает в себя методические рекомендации воспитателям по созданию и проведению представлений дошкольников о безопасном поведении детей среднего дошкольного возраста. К пособию также прилагается практическое пособие «Лэпбук»
Предлагаемое пособие может быть
использовано в работе педагогов ДОУ, студентами педагогических колледжей,
обучающихся по специальности «Дошкольное образование», родителями.
Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………………………… |
4 |
Рекомендации для воспитателей по работе с лэпбуком………………………… |
6 |
Содержание лэпбука «Безопасность в быту» …………………………………… |
7 |
Технологические карты занятий………………………………………………….. |
8 |
1.Занятие «Незнакомые люди» …………………………………………………… |
8 |
2.Занятие «Столовые приборы» …………………………………………………... |
11 |
3.Занятие «Бытовые электроприборы» …………………………………………... |
14 |
4.Занятие «Лекарства» …………………………………………………………….. |
18 |
5.Занятие «Изготовление лэпбука о пожарной безопасности» …………………. Лэпбук «Пожарная безопасность» ………………………………………………... |
21 23 |
Список используемой литературы ……………………………………………….. |
24 |
Пояснительная записка
При организации работы с детьми дошкольного возраста основной упор делается на ознакомление с правилами безопасности. Существует большое количество лэпбуков, макетов, дидактических кубиков, схем и других пособий, посвященных данным темам.
А вот личная безопасность и безопасность дома зачастую выпускается из вида. Безопасное поведение в быту – это осознанные действия в изменяющейся обстановке, позволяющие сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми. Необходимо сформировать у дошкольника представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, научить его соблюдать определенные правила, разбирая различные ситуации, объясняя причины категорических запретов. Говоря об обучении ребенка дошкольного возраста правилам безопасности, необходимо учитывать следующее его особенности:
- стремление ребенка к самостоятельности («я сам») и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
- недостаточный опыт (или его отсутствие) поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности и др.
Беспокоясь о безопасности своего ребенка, взрослые должны рассказывать ему о ситуациях, которые могут быть опасными (открытое окно, балкон, включенная газовая или электрическая плита). Но только рассказы и беседы будут малоэффективны в ознакомлении дошкольника с безопасностью в домашних условиях. Здесь на помощь приходит развивающая предметно пространственная среда. Давно известно, что эффективность образовательной деятельности во многом определяется средой, в которой она осуществляется. В ходе этого процесса среда выполняет двойную роль: во-первых, является источником информации, которая позволяет ребенку предсказать возможные последствия различных способов действия; во-вторых, выступает площадкой, где и осуществляется деятельность. На сегодняшний день одной из основных задач работы педагога является создание и обогащение предметно-развивающей среды по формированию основ безопасного поведения в быту.
Исходя из вышеизложенного, возникла идея создать практическое пособие, которое будет направлено на ознакомление детей дошкольного возраста с элементарными правилами поведения в быту.
Цель пособия: обогащение представлений о безопасном поведении в быту у детей дошкольного возраста.
Задачи практического пособия:
– использовать возможности развивающей предметно-пространственной среды в усвоении детьми правил безопасного поведения в быту;
– формировать у детей представления об опасных предметах, которые встречаются в быту, необходимости этих предметов для человека, правилах пользования ими;
– расширять словарный запас по теме;
– закреплять умение классифицировать предметы по заданному признаку;
– развивать умение правильно и быстро сообщать об опасности;
– развивать мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве;
– воспитывать чувство ответственности, безопасности, самосохранения, чувство взаимопомощи;
– воспитывать навыки адекватного поведения в различных жизненных ситуациях.
Рекомендации для воспитателей по работе с лэпбуком
Лэпбук должен быть:
1. Доступным детям данной возрастной группе, соответствующим теме;
2. Полифункциональным и содержательно насыщенным, то есть обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников;
3. Вариативным, то есть иметь несколько вариантов использования каждого раздела;
4. Пригодным к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
5. Познавательным – обладать дидактическими свойствами, нести в себе способы ознакомления с темой;
6. Средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщать его к миру искусства;
7. Разнообразным в видах игровых заданий;
8. Созданным совместно с детьми
9. С паспортом или рекомендациями, включающими в себя полное описание задач, материалов и игр, правил, входящих в состав лэпбука. Его можно набрать в текстовом редакторе и распечатать книжечкой, брошюрой, буклетом и др.
При создании лэпбука необходимо учесть:
– эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки);
– долговечность (с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким);
– минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации);
– приветствуется большое
количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами».
Содержание лэпбука «Безопасность в быту» включает следующие разделы:
1) правила поведения;
2) блокнот «Опасные ситуации дома;
3) загадки;
4) карточки «Опасные предметы»;
5) дидактическая игра «Убери опасный предмет»;
6) раскраски и пазлы «Опасные предметы»;
7) пословицы и поговорки «Безопасное поведение»;
8) книжка «Важные номера экстренных служб».
Примерное содержание лэпбука представлено на рис. 1 и 2.
Рис. 1 Лэпбук «Безопасность в быту» (сложенный вариант)
Рис. 2 Лэпбук «Безопасность в быту» (развернутый вариант)
Технологическая карта индивидуального занятия №1
Тема: «Незнакомые люди»
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие
Возрастная группа: средняя
Цель: сформировать представление о безопасном поведении в быту (общение с незнакомыми людьми), с использованием лэпбука.
Задачи:
Образовательные: сформировать представления детей о ситуациях, опасных для жизни и здоровья, с которыми они встречаются в быту (с незнакомыми людьми); способствовать развитию умений избегать опасных ситуаций во время пребывания дома; закреплять умение детей давать полные развернутые ответы на вопросы
Развивающие: активизировать и обогащать словарный запас словами: лэпбук
Воспитательные: прививать чувство безопасности в быту
Оборудование: лэпбук
Словарная работа: лэпбук, близкий, знакомый, чужой, незнакомец
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение сказок «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка».
Планируемый результат: дети имеют представление о правилах безопасного поведения с незнакомыми людьми.
Этапы продолжительности |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Методы, формы, приемы |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
1. Организационо-мотивационный
|
Организация направленного внимания и формирования интереса у детей к теме занятия |
Ребята, сегодня, когда я пришла в сад, я нашла в нашей группе очень интересную посылку с письмом, которое отправил нам спасатель. Хотите прочитать письмо? (да). - Тогда слушайте внимательно. «Здравствуйте, ребята! Узнал я, что вы в детском саду очень любите книжки читать, новое узнавать, заниматься, рисовать. Вот решил я вам отправить замечательный лэпбук. Лэпбук — это книжка непростая, а волшебная. Дружно изучайте и новое узнавайте». (вношу лэпбук) |
Беседа, демонстрация |
Внимательно слушают, рассматривают лэпбук |
Дети с мотивированы на совместную образовательную деятельность.
|
2.основной этап |
|
|
|
|
|
2.1 Этап постановки проблемы
|
активизировать и обогащать словарный запас словом: лэпбук; |
— Вот чудеса! А вы хотите ребята, узнать, что такое лэпбук? - Давайте все хором скажем правильно слово «лэпбук» и посмотрим. (Показ лэпбука.) - Дети, на что похож лэпбук, что есть внутри лэпбука? - Правильно на книгу! Лэпбук – это интересная книга с разными, красивыми кармашками, в которых находятся очень интересные игры и задания. Смотрите у лэпбука есть название «безопасность детей дома» дети, а вы знаете, что такое безопасность? (ответы детей). -Хорошо, дети спасатель пишет, что такую замечательную книжку, с интересными заданиями, прислал нам не просто так, он очень переживает что вы можете неправильно вести себя в опасных ситуациях, с незнакомыми людьми, когда находитесь одни дома, он рассказывает случается много случаев, когда маленький дети открывают незнакомым людям или отвечают на неизвестные номера. |
Беседа, показ |
-на книгу -разные кармашки Ответы детей |
Обогатили словарный запас словом: лэпбук |
2.3 Этап ознакомления с материалом |
закреплять умение детей давать полные развернутые ответы на вопросы; |
- Скажите, а вы остаетесь одни дома? - Как вы поступаете, когда к вам кто-то пришел или позвонил? |
Беседа, вопросы |
Отвечают на вопросы |
Дети отвечают полным развернутым ответом; |
2.2 Этап практического решения проблемы |
сформировать представления детей о ситуациях, опасных для жизни и здоровья, с которыми они встречаются в быту; способствовать развитию умений избегать опасных ситуаций во время пребывания дома |
Давайте с вами выполним задания по теме «незнакомые люди», которые находятся в лэпбуке и проверим правильно ли вы ведете себя в опасных ситуациях или нет. -Смотрите первый кармашек называется стихи и пословицы, почитаем? Первый кармашек «стихи и пословицы» 1. Не открывай чужому дверь, любым словам его не верь. Тебе он скажет: «Я от мамы, она забыла взять помаду». Ты незнакомца пустишь в дом, а он к тебе придет с ружьем. Тебя он может напугать и шубу мамину забрать. Если в дверь звонит звонок – Посмотри сперва в глазок, кто пришел к тебе, узнай, сразу дверь не открывай! Если нет глазка, тогда «Кто там?» спрашивай всегда, а не станут отвечать - Дверь не вздумай открывать. Если в дверь начнут ломиться – То звони скорей в милицию! 2. Если телефон звонит, кто-то в трубку говорит: – Как тебя зовут, малыш? Дома с кем сейчас сидишь? И куда же я попал? Номер я какой набрал? – Ничего не отвечай, срочно маму подзывай! Если взрослых дома нет, не веди ни с кем бесед, – До свидания! – скажи, быстро трубку положи! -Ребята сейчас вы прослушали стихотворения, скажите, о чем говорилось в стихотворениях? - А вы открываете незнакомым людям? Молодцы ребята с этим заданием вы справились. Второй кармашек - «собери пазл» Ребята вы собрали пазл, а теперь скажите какая ситуация изображена? Что опасного делает ребенок? Гимнастика для глаз Ну что продолжим? (да) Третий кармашек дидактическая игра «Убери опасный предмет» Ребята в данном кармашке есть опасные ситуации и их нужно убрать, сейчас я буду показывать иллюстрацию, а вы мне говорите какая опасная ситуация здесь изображена. Физминутка: Ребята вы почти все знаете, как нужно вести себя с незнакомыми людьми, если вы одни дома. В этом лэпбуке есть еще кармашек с раскрасками давайте возьмем и раскрасим, и отправим нашему спасателю ответ на его письмо. |
Беседа, объяснение, показ. |
Слушают, отвечают на поставленные вопросы, выполняют задания |
Дети имеют представления о ситуациях опасных для жизни |
3. Заключительный этап
|
Закрепить представлении о безопасном поведении в быту с незнакомыми людьми, полученные на занятии |
Ребята скажите, кто нам прислал посылку? - Что было в этой посылке? - Для чего отправил спасатель нам такой интересный лэпбук и чем он нам помог? - Какое из заданий вам больше всего понравилось? - Дети, а сейчас вы можете подойти к лэпбуку и рассмотреть его по внимательнее и поиграть с каким-нибудь из кармашков. |
беседа |
Отвечают на вопросы |
Дети имеют представления о том, как вести себя с незнакомыми людьми |
Технологическая карта индивидуального занятия №2
Тема: «Столовые приборы»
Возрастная группа: средняя
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Цель: сформировать представления о безопасном поведении в быту, а именно (о пользовании столовыми приборами)
Задачи:
Образовательные: расширить и уточнить представления детей о безопасном поведении в быту о пользовании столовыми приборами; учить различать опасные предметы в быту;
Развивающие: развивать у детей логическое мышление, память, слуховое внимание и восприятие;
Воспитательные: -воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.
Методы и приемы: словесные (беседа, вопросы, рассказывание, загадывание загадок), наглядные (рассматривание иллюстрации), практические (дидактические игры, пазлы)
Материалы и оборудование: лэпбук, кукла
Предварительная работа: беседы, дидактические игры, рассматривание иллюстрированного материала, чтение художественных произведений, просмотр мультфильмов
Планируемый результат: дети имеют представления о правилах безопасности о пользовании столовыми приборами.
Словарная работа: вилка, нож, ложка
Этапы продолжительности |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Методы, формы, приемы |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
1. Организационно мотивационный
|
воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.
|
- приветствие -сюрпризный момент Ребята сегодня в гости к нам пришла кукла Маша, давайте поздороваемся с ней. У Маши завтра день рождение, и она позвала гостей, но вот беда, Маша не знает, с какими столовыми приборами можно играть, а с какими — нет, и боится, что гости тоже не знают, как правильно пользоваться столовыми приборами, вдруг они поранят друг друга. |
Беседа, демонстрация |
Внимательно слушают, приветствуют куклу Машу |
Дети с мотивированы на совместную образовательную деятельность.
|
2.Основной этап |
|
|
|
|
|
2.1Этап постановки проблемы
|
развивать у детей логическое мышление, память, слуховое внимание и восприятие; |
Ребята а давайте поможем кукле Маше? А как мы можем ей помочь? Ребята а помните спасатель нам подарил интересную книгу, которая называется лэпбук? Давайте с помощью лэпбук научим Машу безопасности со столовыми приборами. |
Беседа, показ |
Внимательно слушают, отвечают на вопросы. Предлагают разные идеи как можем помочь кукле Маше. |
Дети развивают логическое мышление, восприятие проблемной ситуации. |
2.2 Этап ознакомления с материалом |
Формировать представление детей об опасности о пользовании столовыми приборами |
Ребята, что вы знаете о столовых приборах? А можно играть со столовыми приборами? А как вы пользуетесь столовыми приборами? |
Беседа, вопросы |
Отвечают на поставленные |
Имеют представления о пользовании столовых приборах |
2.3 Этап практического решения проблемы |
расширить и уточнить представления детей о безопасном поведении в быту со столовыми приборами; учить различать опасные предметы в быту;
|
Маша, посмотри у нас есть такой вот такой лэпбук, с помощью него мы тебе и поможем. 1 задание загадки: На одной широкой ножке У неё 4 рожка, Но она совсем не пилка, Для котлет и мяса… (вилка). Режет овощи и фрукты, Мажет маслом, маргарином, Осторожным будь, не трожь: Ей едим мы суп, компот, Отправляем пищу в рот. Отгадав загадки скажите, можно ли играть данными приборами? (ответы детей) А теперь я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «убери опасный предмет». Перед вами лежат карточки, на них изображены разные предметы, вы должны показать мне тот предмет, который может быть опасным. Выполняют задание, в процессе задания я узнаю почему именно этот предмет ты считаешь опасным? Чем он опасен? Если ребенок неправильно показал и ответил я помогаю и исправляю на правильный ответ. Ребята а вы любите собирать пазлы? (ответы детей) Перед тем как мы начнем собирать пазлы, давайте разомнем с вами наши пальчики. Пальчиковая гимнастика 3 задание собери пазл. Перед вами на конвертиках изображена картинка, которая должна получиться у вас, если не получается попросите помощи у меня. Молодцы все пазлы вы собрали правильно. Маша скажи теперь ты знаешь какие опасные приборы есть у тебя дома и что играться с ними нельзя? Да большое спасибо вам ребята без вас бы я не справилась, а теперь мне пора уходить готовится к празднику. До свидания. |
Беседа, объяснение, показ. |
Отгадывают загадки, отвечают на поставленные вопросы
-выполняют задания -собирают пазлы |
Расширяют представления о безопасном поведении в быту |
3.Заключительный этап
|
Закрепить представления о безопасном поведении в быту со столовыми приборами, полученные на занятии. |
Ребята, скажите кому мы сегодня помогали? Как мы помогали кукле? Какие задания мы выполняли? А вы запомнили какие опасные предметы есть у вас дома? Какие? Можно с ними играть? Молодцы ребята, вы всё запомнили и надеюсь, что будете помнить о правилах безопасности со столовыми приборами. |
беседа |
Беседа, отвечают на вопросы воспитателя. |
Закрепление полученных представлений о безопасном поведении в быту со столовыми приборами. |
Технологическая карта индивидуального занятия №3
Тема: «Бытовые электроприборы
Возрастная группа: средняя
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Цель: формирование у детей среднего возраста представлений о правилах безопасного поведения с бытовыми электроприборами (чайник, плита, утюг) с помощью лэпбука.
Задачи:
Образовательные: обобщать и расширять представления детей о бытовых электроприборах и их использовании; закрепить знания о бытовых приборах, о правилах безопасного поведения в обращении сбытовыми электроприборами в быту; формировать умение анализировать процесс и результаты занятия.
Развивающие: развивать мыслительную
активность, любознательность; развивать стремление
к поисково-познавательной деятельности;
Воспитательные: воспитывать у детей чувство осторожного обращения с бытовыми
электроприборами.
Материалы и оборудование: лэпбук, письмо, карандаши
Словарная работа: утюг, плита, пылесос, чайник.
Предварительная работа: Рассматривание предметов опасных для жизни и здоровья людей, рассматривание картинок с опасными ситуациями, беседы с детьми по теме: «Опасные предметы, которые нас окружают», дидактические игры по теме «Опасные предметы»: «Собери картинку», «Что для нас опасно?»
Планируемый результат: дети имеют представление о правилах пользования бытовыми электроприборами (чайник, плита, утюг)
Этапы продолжительности |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Методы, формы, приемы |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
1. Организационно-мотивационный
|
Развивать мыслительную активность, любознательность. |
Ребята, сегодня по дороге в детский сад, мне встретился почтальон. Он протянул мне письмо и попросил передать его ребятам из группы «солнышко». Скажите это вы? Тогда читаем письмо. Письмо: здравствуйте, ребята. Пишет вам Буратино. Вы же знаете, что я очень люблю пошалить. Так вот, со мной столько всего случилось: во-первых, я качался на люстре, а она оборвалась. И меня чуть током не ударило, когда я хотел спуститься на проводе. Во-вторых, я очень люблю пить чай, поставил чайник и забыл про него. А он кипел, кипел, и весь выкипел и чуть не начался пожар. В-третьих, я обжегся об утюг. И еще много чего со мной приключилось. Помогите мне. Научите правильно пользоваться бытовыми электроприборами. |
Беседа, демонстрация |
|
Дети с мотивированы на совместную образовательную деятельность.
|
2.Основной этап |
|
|
|
|
|
2.1Этап постановки проблемы
|
Озвучивание проблемной ситуации и переход в ее решение |
- Ребята, а как вы думаете, какие поступки совершал Буратино? - А вы хорошо знаете, правила пользования электроприборами и всегда их выполняют. - Тогда, наверное, вы сможете помочь Буратино? Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде и всюду. Без них человеку было бы трудно. Ребята а знаете, что нам поможет? |
Беседа, показ |
|
Внимательно слушают, отвечают на вопросы. |
2.2 Этап ознакомления с материалом |
Обобщать и расширять преставления детей о бытовых электроприборах и их использовании; |
Ребята а вы знаете о бытовых электроприборах? У вас есть дома бытовые электроприборы? Вы умеете пользоваться ими? Как вы думаете, как правильно нужно пользоваться бытовыми электроприборами? |
Беседа, вопросы |
Отвечают на вопросы, внимательно слушают |
обобщили и расширили представления детей о бытовых электроприборах |
2.3 Этап практического решения проблемы |
Решение проблемной ситуации |
Помните наш интересный лэпбук, который нам подарил спасатель, как раз для таких случаев. Вот с помощью него мы узнаем хорошо, ли вы знаете правила поведения с бытовыми электроприборами, а начнем мы с загадок. «Из горячего колодца, «Ходит-бродит по коврам, «Трудно без него прожить, Всем он может услужить. «Живу на кухне я всегда, Правильно, отгадали все загадки, молодцы! -А как вы думаете, зачем люди придумали электрические приборы? -А чтобы работали все эти приборы, куда их включают? - Для того, чтобы приборы работали, их включают в розетку. Розетка — это входные ворота в электрическую сеть. -А что же это такое невидимое сидит в розетке и заставляет
домашние машины трудиться? А можно включать бытовые приборы без взрослых или в их отсутствие? А мокрым руками можно включать? Почему? А сломанный бытовым электрическим приором можно пользоваться? А теперь поиграем вами в игру, которая называется «убери опасный предмет», сейчас я достану карточки на которых изображены разные предметы, вы должна показать и назвать то предмет, который опасный, в ходе игры задаю разные вопросы (почему же он опасен?) если ребенок ответил неправильно, исправляю на правильный ответ. Ребята, а что еще есть в нашем лэпбуке? (пазлы раскраски) А теперь я вам предлагаю собрать пазлы, но сначала мы разомнем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика после того как дети собрали пазл я спрашиваю: какое изображение у нас получилось? Чем оно опасно? Правильно. Ну что ребята, теперь я вижу, что вы знаете правила пользования бытовыми электроприборами и эти правила безопасности нужно обязательно выполнять. А чтобы Буратино запомнил правила пользования электроприборами. Я предлагаю вам отправить ему письмо с картинками, которые напомнят ему эти правила. Подбираем нужные картинки. |
Беседа, объяснение, показ. |
Внимательно слушают, отгадывают загадки
Чтобы делать все быстрее и было легче. Отвечают на вопросы |
Внимательно слушают проявляют интерес к занятию, выполняют задания |
3.заключительный этап
|
формировать умение анализировать процесс и результаты занятия.
|
Ребята кто прислал сегодня нам письмо с просьбой помочь? А о какой помощи просил буратино? Чем мы сегодня с вами занимались? А вы запомнили правила пользования бытовыми электроприборами? Давайте их повторим: Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие. Нельзя пользоваться электроприборами мокрыми руками. Нельзя оставлять электроприборы включенными. Нельзя пользоваться неисправными электроприборами. |
беседа |
Беседа, отвечают на вопросы.
|
Дети совместно с воспитателем анализируют процесс и результат занятия |
Технологическая карта индивидуального занятия №4
Тема: «Лекарства»
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие
Возрастная группа: средняя
Цель: формировать представления о пользе и вреде лекарственных препаратов с помощью лэпбука
Образовательные: сформировать представления, о пользе и вреде лекарственных препаратов; формировать умение анализировать процесс и результаты занятия.
Развивающие: развивать мыслительные операции: развивать умение находить предмет по определенным признакам; формировать интерес к теме занятия
Воспитательные: воспитывать аккуратность в обращении с материалом в процессе занятия
Материалы и оборудование: лэпбук, кукла Маша
Предварительная работа: чтение сказки «Неосторожная Резвушка»
Планируемый результат: дети имеют представления о пользе и вреде лекарственных препаратов с помощью лэпбука
Этапы продолжительности |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Методы, формы, приемы |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
1. Организационно-мотивационный
|
Формировать интерес к теме занятия |
Приветствие -Ребята, посмотрите, кто к вам пришел в гости? - Это же кукла Маша, почему же она такая грустная? -Ребята, сегодня мою сестренку положили в больницу, а все из-за того, что она попробовала разноцветные конфетки. Но вот почему-то они оказались горькие, и у моей сестренки заболел животик. -Ребята, что же это такие за конфетки? Как они называются? -Правильно, ребята, это таблетки, которые не в коем случае нельзя кушать просто так. -Маша, а ты знала, что твоя сестренка перепутала таблетки с конфетками? |
Беседа |
Приветствие |
Дети с мотивированы на совместную образовательную деятельность.
|
2.основной этап |
|
|
|
|
|
2.1Этап постановки проблемы
|
Сформировать представления, что лекарства приносят пользу только при правильном обращении с ними |
-А ты знаешь, чем различаются таблетки и конфетки? -Маша, давай мы с ребятами расскажем тебе, чем же отличаются конфетки от таблеток, а ты об этом расскажешь своей сестренке. -Ребята, поможем Маше узнать, чем отличаются конфетки от таблеток? - А как мы можем помочь Маше? |
Беседа |
Беседа, отвечают на вопросы. Предлагают варианты как можно помочь Маше. |
Внимательно слушают, отвечают на вопросы. |
2.2 Этап ознакомления с материалом |
Сформировать представления, о пользе и вреде лекарственных препаратов; |
Скажите у вас есть дома лекарства? А что вы знаете о лекарствах? Вы берете их без разрешения родителей? |
|
|
Имеют представления о лекарственных препаратах |
2.3 Практический этап |
Сформировать представления, что лекарства приносят пользу только при правильном обращении с ними; воспитывать аккуратность в обращении с материалом в процессе занятия |
-ребята а помните лэпбук, который всегда нам помогает? Может и в этот раз он нам поможет? Маша посмотри у нас есть вот такой лэпбук, который помогает научить нас безопасности. 1.загадки. Похожи на драже
конфеты, С микробом в бой они вступают, Я под мышкой посижу И что делать укажу: Или разрешу гулять, Или уложу в кровать. (градусник) Хоть ранку щиплет он и жжёт, отлично лечит — рыжий… (Йод). -молодцы, все загадки вы отгадали правильно, скажите, а можно ли брать данные предметы без разрешения родителей? А играть можно ими? 2. дидактическая игра «убери опасный предмет» В данном задании вы должны показать тот предмет, который вы считаете опасным, (в ходе задания задаю вопросы: почему именно этот предмет ты считаешь опасным? Как он может навредить? Исправляю если неправильно) 3.опасные ситуации (рассматривание иллюстрации и обсуждение по ней. Что изображено на иллюстрации? Можно ли так делать? Что нужно сделать если вам стало плохо? Вызвать скорую помощь, а вы знаете номер скорой помощи? Давайте с вами вместе повторим номер 03. Физминутка 4. собери пазл А теперь давайте соберем пазлы и посмотрим, что же у нас получится. Какие вы молодцы, все правильно собрали. Ребята теперь вы знаете, что лекарство не только лечит, но может и навредить? -вы будете играть с лекарствами или пить без разрешения взрослых? Ребята и кукла Маша не путайте пожалуйста конфетки от лекарств. А лучше лишний раз спросите у взрослого. |
Беседа, объяснение, показ. |
Да, помним
Отгадывают загадки, выполняют задания, отвечают на вопросы |
Дети имеют представления о пользе и вреде лекарственных препаратов. |
3.Заключительный этап
|
формировать умение анализировать процесс и результаты занятия.
|
- Ребята кто сегодня к нам приходил в гости? - Почему она была грустная? - А как мы помогли куле Маше и ее сестренке? -Какие задания мы с вами выполняли? -Если вам встанет плохо, что вы будете делать? - Вам было интересно? |
беседа |
Отвечают на вопросы, беседа |
Дети совместно с воспитателем умеют анализировать занятие. |
Технологическая карта фронтального занятия № 5
Тема: «Изготовление лэпбука по пожарной безопасности»
Возрастная группа: средняя
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Цель: формирование представлений об основах пожарной безопасности, посредством изготовления лэпбука
Задачи:
Образовательные: закрепить представления детей о правилах пожарной безопасности; формировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности; способствовать развитию навыков взаимодействия;
Развивающие: развивать у детей логическое мышление, память, слуховое внимание и восприятие
Воспитательные: воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.
Методы и приемы: словесные (беседа, вопросы, объяснение) наглядные (рассматривание иллюстрации, показ воспитателя)
Материалы и оборудование: клей, ножниц, подготовленный материал для создания лэпбука
Предварительная работа: рассматривание плакатов по пожарной безопасности; чтение художественных произведений, например «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Пожар», «В дыму» В. Житкова; беседа о профессии пожарного и спасателя.
Планируемый результат: сформировали представления посредством изготовления лэпбука
Этапы продолжительности |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Методы, формы, приемы |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
1. Организационно-мотивационный
|
Организация направленного внимания и формирования интереса у детей к теме занятия |
-приветствие -сюрпризный момент (в гости забегают нолик и Симка и спорят между собой, не обращая внимания на детей) Симка: А я тебе говорю, нельзя спичками баловаться! Нолик: да ладно тебе, я же просто вот тут немножко поиграю ими и все. Симка: Спички – это не игрушка! Отдай их мне сейчас же! Нолик: А вот и не отдам, пока не устрою здесь салют. Я сейчас подожгу эту замечательную веревочку и тогда … трах- бабах, тыщ- тыдыщ … и засверкает, заискрится шикарный салют! Симка: да ты что, совсем, что ли ума лишился? Отдай мне спички. Нолик: не отдам! Симка: Отдай! Нолик и Симка замечают детей и быстро превращаются в винтики, нолик, мне кажется, эти дети наши друзья, может превратимся в себя и познакомимся? Да давай (подходят и здороваются с детьми) |
Беседа, демонстрация |
Приветствие, с интересом наблюдают за Ноликом и Симкой |
Дети с мотивированы на совместную образовательную деятельность.
|
2.основной этап |
|
|
|
|
|
2.1 Этап постановки проблемы
|
воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость. способствовать развитию навыков взаимодействия |
Проблемная ситуация. Нолик, Симка почему вы так громко ругались? Нолик играется со спичками он хочет устроить салют, а я пытаюсь объяснить что это опасно, может вы мне поможете? Ребята мы поможем Симке объяснить нолику что опасно играть со спичками и другими опасными предметами, которые могут привести к пожару? |
Беседа |
Слушают Нолика и Симку что между ними произошло. |
Внимательно слушают, отвечают на вопросы. |
2.2 Этап ознакомления с материалом |
способствовать развитию навыков взаимодействия |
Ребята скажите, что вы знаете о пожарной безопасности? Чем опасен пожар? По какому номеру телефона вызывают пожарных? Чем можно потушить пожар? Можно ли детям пользоваться спичками, зажигалками? |
Беседа, вопросы |
Дети отвечают на вопросы |
Дети взаимодействуют с воспитателем отвечая на вопросы. |
2.3 Этап практического решения |
закрепить представления детей о правилах пожарной безопасности; формировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности |
А как мы можем помочь? Ребята скажите, а с помощью чего мы научились с вами правилам поведения с опасными предметами? Да, это лэпбук, а кто нам его подарил? Правильно, но вот беда в этом лэпбуке нет правил по пожарной безопасности, как нам быть? Что мы можем сделать? Ребята я предлагаю вместе сделать такой же лэпбук только по пожарной безопасности и подарить Симке и нолику, чтобы он знал всё о пожарной безопасности, а если забудет, то ему поможет данный лэпбук. Сборка лэпбука совместно с детьми с подготовленных мною материалов. |
Беседа, показ. |
Вместе с воспитателем собирают лэпбук о пожарной безопасности |
Внимательно слушают проявляют интерес к занятию, выполняют задания |
3.Заключительный этап
|
Закрепить представление детей о пожарной безопасности, полученные на занятии |
Подведение итогов Кто сегодня был в гостях? Что хотел сделать Нолик? А как мы помогли? Что мы с вами сегодня делали? |
беседа |
Беседа ответы на вопросы |
Закрепление полученных представлений |
Рис. 3 Лэпбук «Пожарная безопасность», изготовленный совместно с детьми
Список использованной литературы
1. Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», –ISBN– 978-5-89814-121-9
2. Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей»: / К. Ю. Белая. - Москва: Мозаика-Синтез, 2012. - 62, - ISBN 978-5-86775-977-3
3. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет /К.Ю.Белая - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. - 64 с. –ISBN 978 5-86775-977-3
4. Белая К. Ю «Тематический словарь в картинках. Мир человека. Я и моя безопасность» / К.Ю. Белая - «Школьная пресса», 2014– ISBN – 978-5-00013-025-4,
5. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – Москва, СПб.: Большая Рос. энцикл., Норинт, 2000. – 1434,[21] c– ISBN 5-85270-160-2, 5-7711-0004-8.
6. Врублевская, О. А. Мотивоционно – ценностный компонент в формировании навыков безопасного поведения / О. А. Врублевская – Текст: непосредственный. // Вестник Сибирского государственного университета. – 2016. – № 3– С. 73 –77
7.Гавриловец, К. В. Безопасная жизнедеятельность в ДОО: инновационные формы / К. В. Гавриловец, И. И. Козимирская. – Москва: Просвещение, 2010. – 219 с. – Текст: непосредственный
8.Гризик Т.И. Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет: методическое пособие для воспитателей/ Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова. – М.: Просвещение,2015–96с: – ISBN978-5-09-029239-9.
9. Григорович Л. Н. Опасные ситуации в жизни детей / Л.Н. Григорьевич. / Дошкольное воспитание. – 2015 – № 7 – С. 15-20.
10. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. / Н.В. Коломеец –Москва: Учитель, 2015 172 с. – ISBN 978-5-7057-2338-6
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.