Практическое занятие 1. Тема: «Определение стратегических направлений развития предприятия (организации), построение дерева целей»

  • docx
  • 25.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.docx

Практическое занятие  1

1.     Тема:  «Определение стратегических направлений развития предприятия (организации), построение дерева целей»

2.     Цель занятия: закрепить теоретические знания о процессе стратегического планирования; формирования навыков формулирования миссии предприятия (организации), построения дерева целей, использования СВОТ – анализа для исследования внешней и внутренней среды предприятия и формулирования стратегических направлений развития.

3.     Материальное обеспечение: тетради, ручки, карандаши.

4.     Исходные данные: Индивидуальные задания.

5.     Ход работы:

5.1.          Рассмотреть  методические указания по выполнению практических задач.

5.2.          В соответствии с приложением А выполнить задания.

5.3.          Составить отчет.

6.     Контрольные вопросы.

        6.1. В какой последовательности осуществляется процесс планирования?

6.2   . Какие типы планов разрабатываются в организации?

6.3   Какие требования необходимо учитывать при определении целей организации?

6.4   Что Вы понимаете под термином «Стратегия»?

6.5   Что собой представляет миссия организации? Как ее определяют? Приведите примеры миссии организации.

7. Литература.

7.1  Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2010. —512 с.

7.2. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с

7.3. Коротков, Э.М., Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / Э.М.Коротков, И.Ю. Солдатова, - М.: Дашков и К, 2013. - 272 c.

Методические указания по выполнению практических задач

 

Цели – это параметры деятельности фирмы, достижение которых обусловлено ее миссией и на реализацию которых направлена ее хозяйственная деятельность. В табл. 1 представлены примеры целей организации. 

Таблица 1 -  Цели организации

Основные цели предприятия

Подцели, показатели

Завоевание рынка, конкурентоспособность

Доля рынка, оборот, роль и значимость товара, охват новых рынков 

Рентабельность

Прибыль, рентабельность оборота, рентабельность собственного капитала, рентабельность общего капитала 

Финансовая устойчивость

Кредитоспособность, ликвидность, уровень самофинансирования, структура капитала 

Социальные цели

Удовлетворенность работой, уровень дохода и социальной защиты, социальная интеграция, развитие личности

Позиция на рынке

Независимость, общественное признание

 

Цели должны быть:

 • актуальные; 

• реалистичные;

• конкретные, поддающиеся количественной и/или качественной оценке в процессе их постановки и достижения;

 • контролируемые.

Чем четче сформулированы цели, тем конкретнее может быть разработан план. Цели предприятия должны быть взаимоувязаны, упорядочены в соответствии с их приоритетностью и подчинены основной, главной цели, т. е. выстроены в дерево целей. Цели увязываются через количественные показатели как в пределах подразделений, так и по всему предприятию. Одновременно происходит уточнение приоритетов и согласование ресурсов.

 

Миссия и видение как инструменты определения генеральных целей компании.

Миссия – это макроцель организации, ключевые вопросы, на которые должна отвечать миссия:

- что есть бизнес (продукция, услуги);

- кто потребители его продукции (услуг);

- чем бизнес отличается в бизнесе от конкурентов.

Миссия обычно не формулируется в терминах прибыли, поскольку прибыль скорее не цель, а условие функционирования и развития компании.

Стратегические цели всегда предполагают ключевые с точки зрения руководителя результаты взаимодействия фирмы с внешней средой. Для бизнеса отдельную категорию целей составляют финансовые цели, вторая составляющая целей чаще всего связана с положением на рынке (доля рынка), удовлетворенностью клиентов (качество продукции или услуг), параметрами внутренних бизнес-процессов, инновационной активностью.

Стратегические цели должны устанавливаться не только для организации в целом, но и для каждого подразделения, руководители которых отвечают за достижение конкретных результатов деятельности. Стратегическая цель разбивается на множество подцелей разного уровня, за достижение которых несут ответственность конкретные сотрудники. Постановка целей происходит сверху вниз по административной иерархии, этим обеспечивается согласованное, ориентированное на единые цели развитие компании.

Матрица SWOT. Разрабатывается для отдельных компаний по направлениям деятельности и представляет собой четыре квадранта, каждый из которых имеет свое значение (таблица 2).

 

Матрица SWOT

Сильные стороны – S

1

2

3 Перечень

4 сильных сторон

Слабые стороны – W

1

2

3 Перечень

4 слабых сторон

Возможности – O

1

2 Список

3 возможностей

SO альтернативы

2

Развитие

WO альтернативы

2 Компенсация угроз

Угрозы – Т

1

2 Список

3 угроз

ST альтернативы

2 Что изменить?

WT альтернативы

1

2 Стратегические проблем

                                   Рис. 2. Матрица SWOT

 

1-й квадрант показывает, может ли фирма использовать благоприятную ситуацию на рынке для своего развития, достаточно ли для этого ресурсов.

2-й квадрант показывает, как приспособиться к потенциальным угрозам внешней среды, используя свои сильные стороны.

3-й квадрант показывает, можно ли используя возможности внешней среды, подтянуть свои слабые места.

4-й квадрант показывает, что слабые стороны деятельности фирмы могут быть усугублены воздействием угроз внешней среды и дает возможность сформулировать стратегические проблемы фирмы. 

Использование матрицы SWOT позволяет провести детальный анализ возможностей и угроз, исходящих из внешней среды бизнеса; определить ключевые факторы успеха (виды деятельности, в которых компания обладает наилучшими возможностями и может достичь наилучших результатов); оценить сильные и слабые стороны профессиональной подготовки персонала, который должен действовать в наиболее перспективных направлениях стратегического развития; проанализировать готовность компании к успешному противостоянию внешним угрозам.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Задание 1.

Задание выполняется в малой группе. После выполнения задания менеджеры малых групп докладывают о результатах работы.

Выберите известное Вам предприятие, укажите его сферу деятельности, организационно-правовую форму. Сформулируйте миссию этого предприятия. Данные о предприятии занесите в таблицу:

 

Сфера деятельности

Организационно-правовая форма

Миссия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

Задание выполняется в малой группе. После выполнения задания менеджеры малых групп докладывают о результатах работы.

 

Проведите СВОТ (SWOT) – анализ выбранного предприятия. Заполните матрицу, указав возможности и угрозы со стороны внешних факторов, сильные и слабые стороны предприятия.

После заполнения матрицы установите парные комбинации и сформулируйте на их основе стратегические направления развития выбранного предприятия. Заполните таблицу 1.

 

 

 

 

Таблица 1

 

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

 

 

Слабые стороны

 

 

 

Задание 3.

Задание выполняется в малой группе. После выполнения задания менеджеры малых групп докладывают о результатах работы.

 

На основе результатов выполнения 1 и 2 задания постройте «дерево целей» для выбранного предприятия, сформулировав цели в следующих  сферах: доходы, в отношении работы с клиентами, в отношении работы с сотрудниками, в отношении социальной ответственности.

Сформулированные цели декомпозируйте на 2 уровня.