Практическое занятие 3
1. Тема: «Формирование системы мотивации и стимулирования труда».
2. Цель занятия: закрепить теоретические знания о мотивации и стимулировании труда, сформировать умения проектировать систему стимулирования максимально адекватную существующим потребностям работников.
3. Материальное обеспечение: тетради, ручки, карандаши.
4. Исходные данные: Индивидуальные задания.
5. Ход работы:
5.1. Рассмотреть методические указания по выполнению практических задач.
5.2. В соответствии с приложением А выполнить задания.
5.3. Составить отчет.
6. Контрольные вопросы.
6.1. Раскройте сущность понятий «потребности» и «мотивация». Чем они отличаются?
6.2. Как связаны между собой потребности, побудительные мотивы, цели и вознаграждения в модели процесса мотивации?
6.3. Какие идеи положены в основу теории иерархии потребностей А. Маслоу?
7. Литература.
7.1 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2010. —512 с.
7.2. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с
7.3. Коротков, Э.М., Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / Э.М.Коротков, И.Ю. Солдатова, - М.: Дашков и К, 2013. - 272 c.
Методические указания по выполнению практических задач
Люди являются основой любой организации. Невозможно представить себе организацию, которую покинул весь персонал. Управление этой внутренней переменной представляет наибольшую сложность для менеджера. Как заставить людей выполнять те задачи, которые стоят перед организацией? Как сделать так, чтобы эффективность функционирования организации стала неотъемлемой задачей людей, составляющих эту организацию. Менеджеры называют это мотивацией. Таким образом, под мотивацией понимают процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации. Теории мотивации используют понятия потребности и вознаграждения. Потребности — психологический или физиологический дефицит чего-либо, вызывающий побуждение к действию. Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерить. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Потребности можно разделить на две категории: первичные и вторичные.
Первичные потребности заложены генетически, т.е. по своей природе являются физиологическими. Это потребность в еде, воде, одежде, жилище, отдыхе и т.п.
Вторичные потребности вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта, т.е. по своей природе являются психологическими. Это потребности в привязанности, уважении, успехе, власти.
Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, и предлагал разделить их на пять групп в виде строгой иерархической структуры (рис. 1). Этим он хотел показать, что потребности более высокой группы могут быть удовлетворены только после полного или частичного удовлетворения потребностей низшего уровня. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более сильной и важной. Потребность более низкого уровня должна быть удовлетворена прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека. С развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью реализована. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.
Самовыражение
Успеха
Руководитель должен наблюдать за своими подчиненными, чтобы знать, какие потребности движут ими. Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая активно сработала один раз, будет эффективно работать все время. Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Удовлетворять потребности каждого работника возможно посредством такого образа действий, который способствовал бы повышению производительности в достижении целей всей организации. Однако критики теории Маслоу утверждают, что в ней не учтены индивидуальные отличия человека.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Задание 1.
Задание выполняется в малой группе. После выполнения задания менеджеры малых групп докладывают о результатах работы.
Предложите методы стимулирования, направленные на удовлетворение следующих потребностей:
|
Потребности |
Методы стимулирования |
|
1.Физиологические потребности |
1. 2. 3. |
|
2.Потребности в безопасности и уверенности в будущем |
1. 2. 3. |
|
3. Социальные потребности |
1. 2. 3. |
|
4. Потребности в уважении и самоуважении |
1. 2. 3. |
|
5.Потребности в самореализации |
1. 2. 3. |
Задание 2.
Задание выполняется в малой группе. После выполнения задания менеджеры малых групп докладывают о результатах работы.
Разработайте проект системы стимулирования для одной категории сотрудников (по выбранному вами ранее предприятию). Результаты оформите в таблице:
|
Вид стимулирования |
Форма стимулирования |
|
1. Экономическое
|
1. 2. 3. 4. 5. |
|
2. Неэкономическое
|
1. 2. 3. 4. 5. |
Задание 3.
Задание выполняется в малой группе. После выполнения задания менеджеры малых групп докладывают о результатах работы.
Разработайте и подготовьте презентацию проекта Положения о моральном стимулировании сотрудников выбранного Вами ранее предприятия. Для разработки проекта воспользуйтесь рекомендациями по разработке Положения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.