Практическое занятие 6 Тема: «Принятие управленческих решений» (деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение»)

  • docx
  • 25.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6.docx

Практическое занятие  6

1.     Тема:  «Принятие управленческих решений» (деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение»)

2.     Цель занятия: сформулировать этапы процесса принятия управленческого решения, факторы, влияющие на эффективность решения, методы принятия управленческих решений; сформировать умения принимать решения по алгоритму.

3.     Материальное обеспечение: тетради, ручки, карандаши.

4.     Исходные данные: Индивидуальные задания.

5.     Ход работы:

5.1.          Рассмотреть  методические указания по выполнению практических задач.

5.2.          В соответствии с приложением А выполнить задания.

5.3.          Составить отчет.

6.     Контрольные вопросы.

6.2 . Что следует понимать под понятием «решение»?

6.2. В какие группы можно объединять решения?

6.3. Какие существуют условия принятия управленческого решения?

6.4. Какие критерии используются при оптимизации решения?

 

7. Литература.

7.1  Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2010. —512 с.

7.2. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с

7.3. Коротков, Э.М., Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / Э.М.Коротков, И.Ю. Солдатова, - М.: Дашков и К, 2013. - 272 c.

 

 

 

 

Методические указания по выполнению практических задач

Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.

  Первая стадия процесса разработки решения состоит в признании необходимости решения и включает в себя следующие этапы: признание проблемы; формулирование проблемы; определение критериев успешного решения проблемы.

  Вторая стадия рассматриваемого процесса состоит в выработке решения и включает в себя следующие этапы: разработка альтернатив; оценка альтернатив; выбор альтернативы. 

Третья, завершающая стадия разработки управленческого решения, - это реализация решения.  Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы. Для разрешения проблемы или извлечения выгоды из имеющейся возможности решение должно быть реализовано. Эта стадия состоит из трех этапов: организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения решения; обратной связи и корректировки действий.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ 

Личностные оценки руководителя. Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые им решения. Личностные оценки субъективно влияют на критерии эффективности решения и тем самым влияют на выбор альтернативы. 

Среда принятия решения. Решения принимаются в разных обстоятельствах по отношению к риску. Эти обстоятельства классифицируются, как условия определенности, риска или неопределенности. 

Информационные и поведенческие ограничения. Необходимая для принятия решения информация может быть недоступна или слишком дорога. Поэтому управляющий должен решить, какие затраты он готов понести для получения информации. Поведенческие ограничения заключаются в том, что многие факторы, затрудняющие межличностные и внутриорганизационные коммуникации, влияют на принятие решения. Иногда это ведет к несогласию и конфликтам в процессе принятия решения.  

Негативные последствия и взаимная зависимость решений. Принятие управленческих решений во многих отношениях являются искусством нахождения эффективного компромиса, поскольку выигрыш в одном почти всегда достигается за счет ущерба в другом. Поэтому необходимо учитывать возможные негативные последствия при принятии решения.

В организации все решения взаимосвязаны. Эффективно работающий руководитель должен понимать эти связи и выбирать альтернативы, которые направлены на достижение общей цели организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Задание 1.

 

Информация для принятия решения:

Вы потерпели кораблекрушение в южной части Тихого океана. Основная ваша задача – продержаться до прибытия спасателей. Для этого у вас имеются: надувной плот, тысяча рублей и коробок спичек. Кроме этого, вы должны взять с собой все нижеперчисленные предметы, проранжировав их в порядке очередности (с 1 по 15). На первом этапе работа выполняется строго индивидуально, на втором – решение принимается группой, на третьем – вам дается экспертная оценка.

 

 

Предметы

Индивид.выбор

Групповой выбор

Экспертный выбор

Секстант

 

 

 

20 метров прозрачного пластика

 

 

 

Реппелент, отпугивающий акул

 

 

 

Бутылка водки

 

 

 

Приемник

 

 

 

Карта Тихого океана

 

 

 

Противомоскитная сетка

 

 

 

Зеркало для бритья

 

 

 

Две коробки шоколада

 

 

 

Канистра с нефтегазовой смесью

 

 

 

Коробка с проднабором

 

 

 

Рыболовная снасть

 

 

 

Надувная подушка

 

 

 

15 метров нейлонового каната

 

 

 

Канистра с водой

 

 

 

 

Выполнив задание, вы должны ответить на следующие вопросы:

 

1.     Укажите этапы процесса принятия решения.

2.     Укажите факторы, влияющие на эффективность решения.

3.     Укажите методы принятия решения, которые были использованы в данной ситуации.

 

После выполнения задания менеджеры малых групп докладывают о результатах работы.