Практическое занятие 6
1. Тема: «Принятие управленческих решений» (деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение»)
2. Цель занятия: сформулировать этапы процесса принятия управленческого решения, факторы, влияющие на эффективность решения, методы принятия управленческих решений; сформировать умения принимать решения по алгоритму.
3. Материальное обеспечение: тетради, ручки, карандаши.
4. Исходные данные: Индивидуальные задания.
5. Ход работы:
5.1. Рассмотреть методические указания по выполнению практических задач.
5.2. В соответствии с приложением А выполнить задания.
5.3. Составить отчет.
6. Контрольные вопросы.
6.2 . Что следует понимать под понятием «решение»?
6.2. В какие группы можно объединять решения?
6.3. Какие существуют условия принятия управленческого решения?
6.4. Какие критерии используются при оптимизации решения?
7. Литература.
7.1 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2010. —512 с.
7.2. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с
7.3. Коротков, Э.М., Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / Э.М.Коротков, И.Ю. Солдатова, - М.: Дашков и К, 2013. - 272 c.
Методические указания по выполнению практических задач
Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.
Первая стадия процесса разработки решения состоит в признании необходимости решения и включает в себя следующие этапы: признание проблемы; формулирование проблемы; определение критериев успешного решения проблемы.
Вторая стадия рассматриваемого процесса состоит в выработке решения и включает в себя следующие этапы: разработка альтернатив; оценка альтернатив; выбор альтернативы.
Третья, завершающая стадия разработки управленческого решения, - это реализация решения. Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы. Для разрешения проблемы или извлечения выгоды из имеющейся возможности решение должно быть реализовано. Эта стадия состоит из трех этапов: организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения решения; обратной связи и корректировки действий.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
Личностные оценки руководителя. Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые им решения. Личностные оценки субъективно влияют на критерии эффективности решения и тем самым влияют на выбор альтернативы.
Среда принятия решения. Решения принимаются в разных обстоятельствах по отношению к риску. Эти обстоятельства классифицируются, как условия определенности, риска или неопределенности.
Информационные и поведенческие ограничения. Необходимая для принятия решения информация может быть недоступна или слишком дорога. Поэтому управляющий должен решить, какие затраты он готов понести для получения информации. Поведенческие ограничения заключаются в том, что многие факторы, затрудняющие межличностные и внутриорганизационные коммуникации, влияют на принятие решения. Иногда это ведет к несогласию и конфликтам в процессе принятия решения.
Негативные последствия и взаимная зависимость решений. Принятие управленческих решений во многих отношениях являются искусством нахождения эффективного компромиса, поскольку выигрыш в одном почти всегда достигается за счет ущерба в другом. Поэтому необходимо учитывать возможные негативные последствия при принятии решения.
В организации все решения взаимосвязаны. Эффективно работающий руководитель должен понимать эти связи и выбирать альтернативы, которые направлены на достижение общей цели организации.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Задание 1.
Информация для принятия решения:
Вы потерпели кораблекрушение в южной части Тихого океана. Основная ваша задача – продержаться до прибытия спасателей. Для этого у вас имеются: надувной плот, тысяча рублей и коробок спичек. Кроме этого, вы должны взять с собой все нижеперчисленные предметы, проранжировав их в порядке очередности (с 1 по 15). На первом этапе работа выполняется строго индивидуально, на втором – решение принимается группой, на третьем – вам дается экспертная оценка.
|
Предметы |
Индивид.выбор |
Групповой выбор |
Экспертный выбор |
|
Секстант |
|
|
|
|
20 метров прозрачного пластика |
|
|
|
|
Реппелент, отпугивающий акул |
|
|
|
|
Бутылка водки |
|
|
|
|
Приемник |
|
|
|
|
Карта Тихого океана |
|
|
|
|
Противомоскитная сетка |
|
|
|
|
Зеркало для бритья |
|
|
|
|
Две коробки шоколада |
|
|
|
|
Канистра с нефтегазовой смесью |
|
|
|
|
Коробка с проднабором |
|
|
|
|
Рыболовная снасть |
|
|
|
|
Надувная подушка |
|
|
|
|
15 метров нейлонового каната |
|
|
|
|
Канистра с водой |
|
|
|
Выполнив задание, вы должны ответить на следующие вопросы:
1. Укажите этапы процесса принятия решения.
2. Укажите факторы, влияющие на эффективность решения.
3. Укажите методы принятия решения, которые были использованы в данной ситуации.
После выполнения задания менеджеры малых групп докладывают о результатах работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.