ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: «Использование составных условий в операторе условного перехода»
Цель: формирование практических умений объединять несколько простых условий в одно используя логические связки И и ИЛИ при программировании разветвляющихся алгоритмов
Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 8, ОК 9, ОК10
Материально-техническое и информационное обеспечение:
персональные компьютеры, среда программирования QBasic.
Краткие теоретические сведения
В простейших случаях условиями служат отношения между величинами. Для переменных имеющих числовые значения эти отношения записываются также как и в математике. Например, А>B C<=D. Такие условия называются простыми. Но в некоторых случаях возникают более сложные условия, состоящие из нескольких простых. Такие условия называют составными.
Ход работы:
Задание 1
Определить принадлежит ли точка с координатой Х отрезку числовой прямой [В, С ]
. В С
![]()
В£Х£ С
В данной задаче точка принадлежит отрезку в том случае, если одновременно выполняются два условия: Х³В и Х£С. Логическая связка
между двумя этими условиями И в Бейсике она реализуется при помощи служебного слова AND.
Следовательно, программа будет выглядеть следующим образом: 10 INPUT Х, В,С
20 IF Х³В AND Х£С THEN PRINT “принадлежит отрезку” ELSE PRINT “не принадлежит отрезку”
30 END
Наберите и исполните программу для:
Х=6 отрезок [1,10]
X=-5 отрезок [0,5]
Задание 2
Кроме логического И простые условия могут объединяться логическим
ИЛИ OR
![]()
![]()
Вычислить значение функции
x + y z = 2xy
при при
0 < x < 10
У < 0 или
Y > 3
10 INPUT
Х, У
остальных
случаях
20 IF Х>0 AND Х<10 THEN Z=X+Y : GOTO 40
30 IF Y<0 OR Y>3 THEN Z=2*X*Y ELSE Z=0
40 PRINT “Z=”;Z
Наберите программу и исполните ее для следующих значений: Х=5 У=2
Х=15 У=-1
Х=-5 У=1
У вас должно получиться три результата Z=7 Z=-30 Z=0
Первые данные удовлетворяют условию 20-ой строки 0<5<10, значит Z=5+2, вторые данные удовлетворяют условия У>3 и следовательно Z=2*15*(- 1)
Значения Х=-5 и У=1 не удовлетворяют ни одному из имеющихся условий, значит выполняется оператор присваивания Z=0 в 30-ой строке после ELSE.
Оператор GOTO 40 необходим для того, чтобы не выполнять 30-ую строку, если первое условие выполнилось и перейти к печати результата Z.
Самостоятельная работа
1. Составьте и исполните программу вычисления значения функции:
|
1 |
x + 2x при x > 5 или х £ 0 z = 2xy при 0 < x £ 5 |
|
2 |
1 при x ³ 4 или х £ -1 z = 2x sin(x + y) в остальных случаях |
|
3 |
2x sin x при 0 < x £ 19 y = 1 в остальных случаях |
|
4 |
x 2 + y 2 при X > 6 или x < 0 z = при £ £ 0 0 6 0 |
|
5 |
x 2 при x > 0 или x < -3 z = 2x sin(x + y) при - 3 £ x £ 0 случаях |
|
6 |
x 2 + _ 2x + 1,5 при 0 < X < 5 y = 0 при x £ 0 или x ³ 5 |
|
7 |
2x - 2 при x ³ 0 или x < -5 y = 0 при - 5 £ x < 0 |
|
8 |
x - y при x > y и x > 0 z = 2 cos(xy) в остальных случаях |
|
9 |
x 2 + 10x + 1 при 1 < x < 3 y = x + 3x в остальных случаях |
|
10 |
x 2 - y 2 при y £ 0 и x £ 0 z = 2 2 x + y в остальных случаях |
2. Составить программу и исполнить ее для различных исходных данных:
1.
Определить принадлежит ли заданная
точка фигуре:
1 Решить задачу для точек с координатами (-0,5; 2), (0,5; 0,4).
-1 1
2. Определить принадлежит ли заданная точка фигуре:
1 Решить задачу
для точек с координатами (-2,5; 0,4), (1,5; -0,2).
–1 1
-1
3. Заданы координаты двух точек (Х1,У1) и (Х2 , У2) определить лежат ли они на одной окружности с центром в начале координат. Задачу решить для точек с координатами (0, 2) ; (2, 0) ; (1, 3) ; (2, 2)
4. Заданы площади круга S1 и квадрата S2, определить поместится ли круг в квадрате. Задачу решить при S1 =3,2 и S2=3,5
S1 =3,2 и S2=4 S1 =6 и S2=9
5. Определите большее из четырех вводимых чисел.
6.
![]() |
Определить принадлежит ли заданная точка фигуре. Решить
задачу для точек с координатами (-2,5; 0,4), (1,5; -0,2).
-1
7. Определите меньшее из четырех вводимых чисел.
8. Заданы площади круга S1 и квадрата S2, определить поместится ли квадрат в круг. Задачу решить при S1=70 и S2=36,74
S1=0,86 и S2=0,64
9. В ЭВМ поступают результаты соревнований по плаванию трех спортсменов. Напечатать лучший результат. Решить программу для следующих данных:
11,3; 10,6; 11
10; 10,09; 13
16; 18; 13
10.
Составить программу, определяющую какому квадранту
плоскости принадлежит точка,
заданная своими координатами X0 , Y0.
Формы и методы контроля и оценка результатов обучения: Наблюдение и оценка выполнения практических заданий.Оценка выполнения самостоятельной работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.