ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Тема: Программирование вложенных циклов

  • docx
  • 10.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л2-00139.docx

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

 

 

 

Тема: Программирование вложенных циклов

Цель: формирование практических умений по реализации вложенных циклических алгоритмов.

Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 8, ОК 9, ОК10

Материально-техническое                     и         информационное                 обеспечение:

персональные компьютеры, среда программирования QBasic.

 

 

Краткие теоретические сведения

Во многих практических задачах изменяются часто не одна переменная, а две или больше. В таких случаях в программировании используют два вложенных цикла, для каждой переменной.

 

Ход работы Задание 1 Например:

Напечатать на экране таблицу результатов умножения А•В, где А=1, 2, ...5 и В=1, 2, ...10

В    данном      примере       каждое      значение       переменной        А    должно                   быть умножено на десять значений переменной В.

Для задания переменной А можно использовать следующий цикл: FOR A=1 TO 5

NEXT A

Для переменной В: FOR B=1 TO 10 NEXT B


Для нахождения произведения цикл по переменной В вкладывают в цикл по переменной А, и получают следующую программу:

 

10 FOR A=1 TO 5

20 FOR В=1 TO 10

30 Р=А*В

40 PRINT A; ’’*’’; B; ‘’=’’; P

50 NEXT В

60 NEXT A

Наберите и исполните программу.

 

 

Задание 2

В математике функция может зависеть от нескольких переменных. Например, нужно напечатать таблицу значения функций:

Для Х=1, 2, ...10 при n=1, 2, 3   , т. е. Для каждого из трех значений n нужно посчитать 10 значений функции Z для разных значений переменной Х. Программа реализована при помощи двух вложенных циклов.

Наберите и исполните программу. 10 FOR N=1 TO 3

15 PRINT ²N=²;N

20 FOR X=1 TO 10

30 Z=N*X^2

40 PRINT Z

50 NEXT X

60 NEXT N

 

 

Строка 15 используется в программе для того, чтобы в ходе исполнения программы на экране монитора было видно, для какого значения N печатается столбик значений Z для десяти значений Х.


Самостоятельная работа

Напечатайте таблицу значений функции Z двух переменных N и X

 

Функция

Значения N

Значения Х

1

z = 2 x + n

n

N=1, 3, 5

X=1, 2,...10

2

Z = N X

N=2, 3, 4

X=1, 2,...10

3

Z = X N

N=1000, 2000,

3000

X=1, 2,...10

4

Z = N × COSX

N=5, 10, 15

X=0, 0.2, 0.4,...0.16

5

Z = ( N + 1) X

N=2, 4, 6

X=1, 2,...10

6

Z = N × COS2 X

N=3, 5, 7

X=0, 0.4, 0.8,...0.16

7

Z =   N X

N=100, 200, 300

X=1, 2,...10

8

Z = 2 N    X + 1

N=-1, -2, -3

X=0, 2, 4, ...20

9

Z=2Nex+1

N=1, 2, 3

X=0, 1, 2 ...10

10

Z= 2 X × N

N=2, 3, 4

X=1,2,...10

 

2. Вторая задача требует сочетания циклов и разветвления. Программу нужно составить таким образом, чтобы число данных К вводилось в начале программы.

1.                    Вводя  в  цикле три  оценки, определить число студентов,                    не имеющих оценок 2 и 3. В группе учится К студентов.

2.                    Заданно К троек чисел А, В, С . Вводя их в порядке возрастания и интерпретируя как длины сторон, определить сколько троек может быть использовано для построения ∆АВС. Условие возможности образования треугольника А+В≤С.

3.                    Вводится поочерёдно координаты К точек, определить сколько из них попадает в круг радиуса R с центром в начале координат. Точка с


координатами X, Y попадает в круг радиуса R при выполнении условия

X2+ Y2≤ R2

4.                    Окружность с началом в центре координат имеет радиус R. Вводя последовательно координаты K точек, являющихся центрами других окружностей того же радиуса R, определить сколько из этих окружностей пересекает данную. Для каждой вводимой окружности нужно проверять


условие


£ 2R


5.                    Вводятся координаты К точек, определить сколько точек попадает в кольцо с внутренним диаметром R1 и внешним диаметром R2. Если точка попадает в кольцо, то выполняется следующее условие:


< R и


>   R1


6.                    Ученикам 1-го класса назначается дополнительно 1 стакан молока в день, если их вес составляет меньше 30 кг. Определить сколько стаканов молока потребуется ежедневно для одного класса состоящего из К учеников.

7.                    Вводя К раз по три произвольных числа А, В, С определить сколько троек чисел в сумме не превышают некоторого заданного числа М.

8.                    Задано К точек A, B, C, D. Вводя их по очереди и интерпретируя их как стороны четырех угольника определить, сколько четверок чисел могут образовать правильный четырех угольник.

9.                    Вводя в цикле по 2 оценки каждого студента группы из К студентов, посчитать количество студентов имеющих только оценки «5».

10.               Вводя К раз по два произвольных ненулевых числа А, В определить сколько пар чисел при умножении друг на друга не превышают некоторого заданного числа Р.

 

Формы и методы контроля и оценка результатов обучения: Наблюдение и оценка выполнения практических заданий. Оценка выполнения самостоятельной работы.