ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Программирование вложенных циклов
Цель: формирование практических умений по реализации вложенных циклических алгоритмов.
Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 8, ОК 9, ОК10
Материально-техническое и информационное обеспечение:
персональные компьютеры, среда программирования QBasic.
Краткие теоретические сведения
Во многих практических задачах изменяются часто не одна переменная, а две или больше. В таких случаях в программировании используют два вложенных цикла, для каждой переменной.
Ход работы Задание 1 Например:
Напечатать на экране таблицу результатов умножения А•В, где А=1, 2, ...5 и В=1, 2, ...10
В данном примере каждое значение переменной А должно быть умножено на десять значений переменной В.
Для задания переменной А можно использовать следующий цикл: FOR A=1 TO 5
NEXT A
Для переменной В: FOR B=1 TO 10 NEXT B
Для нахождения произведения цикл по переменной В вкладывают в цикл по переменной А, и получают следующую программу:
10 FOR A=1 TO 5
20 FOR В=1 TO 10
30 Р=А*В
40 PRINT A; ’’*’’; B; ‘’=’’; P
50 NEXT В
60 NEXT A
Наберите и исполните программу.
Задание 2
В математике функция может зависеть от нескольких переменных. Например, нужно напечатать таблицу значения функций:
Для Х=1, 2, ...10 при n=1, 2, 3 , т. е. Для каждого из трех значений n нужно посчитать 10 значений функции Z для разных значений переменной Х. Программа реализована при помощи двух вложенных циклов.
Наберите и исполните программу. 10 FOR N=1 TO 3
15 PRINT ²N=²;N
20 FOR X=1 TO 10
30 Z=N*X^2
40 PRINT Z
50 NEXT X
60 NEXT N
Строка 15 используется в программе для того, чтобы в ходе исполнения программы на экране монитора было видно, для какого значения N печатается столбик значений Z для десяти значений Х.
Самостоятельная работа
![]()
Напечатайте таблицу значений функции Z
двух переменных N и X
|
№ |
Функция |
Значения N |
Значения Х |
|
1 |
z = 2 x + n n |
N=1, 3, 5 |
X=1, 2,...10 |
|
2 |
Z = N X |
N=2, 3, 4 |
X=1, 2,...10 |
|
3 |
Z = X N |
N=1000, 2000, 3000 |
X=1, 2,...10 |
|
4 |
Z = N × COSX |
N=5, 10, 15 |
X=0, 0.2, 0.4,...0.16 |
|
5 |
Z = ( N + 1) X |
N=2, 4, 6 |
X=1, 2,...10 |
|
6 |
Z = N × COS2 X |
N=3, 5, 7 |
X=0, 0.4, 0.8,...0.16 |
|
7 |
Z = N X |
N=100, 200, 300 |
X=1, 2,...10 |
|
8 |
Z = 2 N X + 1 |
N=-1, -2, -3 |
X=0, 2, 4, ...20 |
|
9 |
Z=2Nex+1 |
N=1, 2, 3 |
X=0, 1, 2 ...10 |
|
10 |
Z= 2 X × N |
N=2, 3, 4 |
X=1,2,...10 |
![]()
2. Вторая задача требует
сочетания циклов и разветвления. Программу
нужно составить таким образом, чтобы число данных К вводилось в начале программы.
1. Вводя в цикле три оценки, определить число студентов, не имеющих оценок 2 и 3. В группе учится К студентов.
2. Заданно К троек чисел А, В, С . Вводя их в порядке возрастания и интерпретируя как длины сторон, определить сколько троек может быть использовано для построения ∆АВС. Условие возможности образования треугольника А+В≤С.
3. Вводится поочерёдно координаты К точек, определить сколько из них попадает в круг радиуса R с центром в начале координат. Точка с
координатами X, Y попадает в круг радиуса R при выполнении условия
X2+ Y2≤ R2
4.
Окружность с началом в центре координат имеет радиус R. Вводя последовательно координаты K точек, являющихся центрами
других окружностей того же радиуса
R, определить сколько
из этих окружностей пересекает данную.
Для каждой
вводимой окружности нужно проверять
условие
£ 2R
5.
Вводятся координаты К точек, определить
сколько точек попадает
в кольцо с внутренним диаметром R1 и внешним диаметром R2. Если точка попадает в кольцо, то выполняется следующее условие:
< R2 и
> R1
6. Ученикам 1-го класса назначается дополнительно 1 стакан молока в день, если их вес составляет меньше 30 кг. Определить сколько стаканов молока потребуется ежедневно для одного класса состоящего из К учеников.
7. Вводя К раз по три произвольных числа А, В, С определить сколько троек чисел в сумме не превышают некоторого заданного числа М.
8. Задано К точек A, B, C, D. Вводя их по очереди и интерпретируя их как стороны четырех угольника определить, сколько четверок чисел могут образовать правильный четырех угольник.
9. Вводя в цикле по 2 оценки каждого студента группы из К студентов, посчитать количество студентов имеющих только оценки «5».
10. Вводя К раз по два произвольных ненулевых числа А, В определить сколько пар чисел при умножении друг на друга не превышают некоторого заданного числа Р.
Формы и методы контроля и оценка результатов обучения: Наблюдение и оценка выполнения практических заданий. Оценка выполнения самостоятельной работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.