ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Тема: «Составление и выполнение программ. Работа с символьными переменными»

  • docx
  • 10.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л2-00140.docx

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

 

 

 

Тема: «Составление и выполнение программ. Работа с символьными переменными»

Цель:      формирование         практических        умений      по    реализации                            приемов решения задач на обработку текста.

Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 8, ОК 9, ОК10

Материально-техническое                     и         информационное                 обеспечение:

персональные компьютеры, среда программирования QBasic.

 

 

Краткие теоретические сведения

Решение многих практических задач связано с обработкой не только чисел, но и текста, в основе решения таких задач лежат действия над символьными (строковыми) переменными.

Символьная переменная представляет собой цепочку символов, в которую могут входить прописные и строчные буквы латинского и русского алфавитов, цифры, знаки препинания и некоторые специальные символы, включая пробел. Ими символьной переменной заканчивается знаком 5, например, А$. В Qbasic значение символьной переменной заключается в кавычки. Строка, не содержащая ни одного символа, называется пустой (“").

Значение символьной переменной либо оператором присваивания, либо оператором INPUT; позволяющим вводить значения с клавиатуры, как и для числовых переменных. В этом случае символьная переменная не должна начинаться с кавычек и не должна содержать запятую.

 

Ход работы:

 

 

Задание 1


Наберите текст следующей программы:

10 CLS

20 PRINT "Добрый день"

30 PRINT ""Назовите, пожалуйста, свое имя"

40 INPUT А$

50 PRINT "Рад познакомиться"; А$ 60 PRINT "Как поживаете?"

70 INPUT B$

80 PRINT "Какое совпадение! И я "; В$

Запустите программу на исполнение.

 

 

Сравнение строковых переменных

К символьным переменным применимы все операции сравнения. Строки считаются равными, если совпадают все пары символов, стоящих в позициях е одинаковыми номерами с учетом пробелов.

Порядок возрастания символьных переменных совпадает с алфавитным порядком символов.

Задание 2

Наберите и выполните программу сортировки двух символьных переменных по алфавиту,

10 PRINT "введите 1-ое слово" 20 INPUT A$

30 PRINT "'введите 2-ое слово" 40 INPUT В$

50 IF А$<В$ THEN PRINT AS, B$

60 IF B$<A$ THEN PRINT BS, A$

90 END


Объединение строк

К строкам можно применять операцию объединения, называемую склеиванием строк. при этом нужно учитывать, что пробелы в строковых значениях существенны, и могут применятся для предотвращения слияния слов в результирующей строке. Например С$=А$+" "+В$, если значения переменных a AS и В$ Петров и Вася то значение С$ = Петров Вася

Копирование подстроки позволяет делать вырезки из строки, В Qbasic служат функции: МID$(А$,I,N)- Копирует из строки А$ N символов, начиная с позиции I.

LEFT$(A$,N)- Копирует из А$ N символов слева. RIGHT$(A$,N) - Копирует из AS N символов справа.

Функция MID может использоваться также для удаления и вставки подстроки, при этом I-номер позиции в строке, начиная с которой символы будут заменены на новые, N - количество символов которые будут заменены. Новые значения символов набираются из строки, стоящей справа от функции =" "

 

Определение длины строки

При решении некоторых задач требуется определить длину строки, т.е. количество символов в строке включая пробелы. Для этого используется оператор LEN(A5).

 

Задание 3

Наберите и исполните текст программы: 5 CLS

10 A$="РЕКТОР": В$=" СТИХОТВОРЕНИЕ"

20 MID$(A$, 1,2) = " ДОМ”

30 PRINTА$

40 С$=LEFT$(B$,4) : РRINТ С$

50 D$=RIGHT$(B$,8) : PRINT D$

60 E$=MID$(B$,7,3)


70 P=LEN(A$) : PRINT слове ректор"; Р; "символов"

 

 

В результате выполнения программы:

Строка 20 заменяет два символа из AS начиная с первого. Строка 40 копирует из В$ 4 символов слева

Строка 50 копирует из В$ 8символов справа.

Строка 60 копирует ИЗ В$ 3 символа начиная с седьмого. Проверьте полученные вами результаты.

 

 

Самостоятельная работа

1.     Выполнить преобразования и печать слов:


 

2.                 Получить из слова-значения переменной А (A$=”лекарство”) новые слова со значениями переменных B,C,D

 



Формы и методы контроля и оценка результатов обучения: Наблюдение и оценка выполнения практических заданий. Оценка выполнения самостоятельной работы.