Практикум для обучающихся колледжа и старшеклассников по теме : "Пунктуация в бессоюзном сложном предложении"

  • docx
  • 20.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала знаки препинания в БСП.docx

 

Упражнение 1.

Выполните задание, работая с каждым предложением в следующем порядке:

1) прочитайте про себя предложение, установите, из каких частей оно состоит;

2) определите смысловые отношения между частями; для этого исполь¬зуйте приём синонимической замены бессоюзного предложения союзным сложноподчинённым или сложносочинённым;

3) выберите знак препинания, который выражает на письме эти смысловые отношения;

4) прочитайте предложение, передавая интонацией смысловые отношения между его частями;

5) запишите предложение, выделите в нём грамматические основы.


ОБРАЗЕЦ: Не нашел в себе — не ищи в других. (Если не нашел в себе, то не ищи в других. — Значение условия.)

1) Будешь трудиться будешь кормиться. 2) Утром не встал день потерял. 3) Кончил дело гуляй смело. 4) Лень, отвори дверь сгоришь. 5) Человек не грибок в день не вырастет. 6) Беспечному всё трын-трава поехал ни за чем привёз ничего. 7) Солнышко садится лентяй веселится солнышко всходит лентяй с ума сходит. (Пословицы)


Упражнение 2
.

Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений. Вставьте знаки препинания

1) Во дни веселий и желаний я был от балов без ума верней нет места для признаний и для вручения письма. (А. Пушкин) 2) Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (А. Пушкин) 3) Я выглянул в окно всё было мрак и вихорь. (А. Пушкин) 4) Надо мной в лазури ясной светит звёздочка одна справа запад тёмно-красный слева бледная луна (В. Ходасевич) 5) Служить бы рад  прислуживаться тошно. (А. Грибоедов) 6) Посмотрит рублём подарит. (Н. Некрасов) 7) Крайняя к двери пожилая женщина в зелёной шерстяной кофточке и белом в горошинку платочке вязала и часто нашёптывала напротив неё девушка в синей рябенькой кофточке и чёрных шароварах считала на маленьких счётах и потом что-то заносила в табличку за ней сидели два парня. (Б. Можаев) 8) Для рыбы нужна чистая вода  будем охранять наши водоёмы. (М. Пришвин)

Проверочная работа.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложе­нии?

Я колебался: мне не хотелось огорчать пожилых людей таки­ми неприятными известиями.

  1)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

  2)Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие того, о чём говорится во второй части.

  3)Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится во второй части.

  4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложе­нии?

Я не услышал ответ Стаса: сильный раскат грома заглушил его слова.

1)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

2)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие того, о чём говорится во второй части.

4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на цель того, о чём говорится в первой части.

3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложе­нии?

Корица обладает замечательным свойством: её аромат ак­тивизирует работу головного мозга и укрепляет память.

1)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие того, о чём говорится в первой части.

2)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения пояс­няет, раскрывает содержание того, о чём говорится в пер­вой части.

4)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложе­нии?

Интернет всё больше и больше входит в нашу жизнь: он за­меняет телевидение, радио, а часто и живое общение.

1)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие того, о чём говорится во второй части.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения пояс­няет, раскрывает содержание того, о чём говорится в пер­вой части.

4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на цель того, о чём говорится в первой части.

5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложе­нии?

Два первых залпа оказались успешными только благодаря слу­чайности: внезапный порыв встречного ветра направил всю картечь на неприятеля, который уже двинулся к редутам.

1)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения про­тивопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.

2)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения пояс­няет, раскрывает содержание первой части.

4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на результат того, о чём говорится в первой части.

6. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Все находившиеся в комнате изумленно обратились к платяному шкафу: за деревянными дверцами происходила какая-то напряжённая возня с шуршанием и отчаянным писком.  

1)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2)  Первая часть бессоюзного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во втором предложении.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится  в первой части.  

4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

7. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложения?

Вопреки распространённому мнению, Генри Форд вовсе не был первым человеком, внедрившим конвейер в производство: конвейер пытались использовать и до него.

1)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения про­тивопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.

2)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения пояс­няет, раскрывает содержание первой части.

4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на результат того, о чём говорится в первой части.

8. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложе­нии?

Бородинское сражение считается одним из самых кровопро­литных сражений XIX века: по самым скромным оценкам со­вокупных потерь, каждый час на поле погибало 8500 человек.

1)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие того, о чём говорится в первой части.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения про­тивопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.

4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

9.   Как объяснить постановку двоеточия в данном предложе­нии?

Победа над шведами имела большое значение: вражеской ар­мии не удалось отрезать Новгород от моря, захватить побе­режье Невы и Финского залива.

1)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

2)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие того, о чём говорится в первой части.

4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения про­тивопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.

10. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложе­нии?

Александр не стал дожидаться прихода дружины Ярослава: сбор войска мог затянуть дело и привести к срыву готовив­шейся операции.

1)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения про­тивопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.

2)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на результат того, о чём говорится в первой части.

     4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

 

БЛАНК ОТВЕТОВ

ФАМИЛИЯ, ИМЯ УЧЕНИКА_______________ _________________

КЛАСС_____________________

ВАРИАНТ___________________                       

ДАТА  ______________________

Вариант 1

Номер

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Правильный

ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверочная работа. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.  Вариант №2.

1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложе­нии?

Всё чаще путникам попадались признаки присутствия чело­века: следы на песке, свежие костровища, зарубки на деревьях.

1)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

2)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3)  Прямая речь следует за словами автора.

4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения пояс­няет, раскрывает содержание первой части.

 2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Пробегая мимо, спаниель даже не посмотрел в нашу сторону: он очень спешил куда-то и боялся опоздать.

1)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на время либо на условие того, о чём говорится во второй части.

2)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

4)  Обобщающее слово стоит после однородных членов пред­ложения.

 3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложе­нии?

Краткосрочное вложение капитала провоцируют несколько факторов: высокие темпы инфляции, непредсказуемые коле­бания национальной валюты, нестабильность законодатель­ства в экономической сфере.

1)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения про­тивопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.

2)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения пояс­няет, раскрывает содержание первой части.

3)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на результат того, о чём говорится в первой части.

 4. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложе­нии?

Охотнику в голову пришла хорошая мысль: он решил высы­пать порох из патрона на отсыревший трут и зажечь его.

1)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения пояс­няет, раскрывает содержание первой части.

 5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложе­нии?

Заметно сдал и неузнаваемо изменился дед Щукарь: он стал нелюдим, неразговорчив ещё более, чем прежде, слезлив.

1)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения пояс­няет, раскрывает содержание первой части.

3)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на время либо на условие того, о чём говорится во второй части.

4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения про­тивопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.

 6. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложе­нии?

Уже иные голоса зазвучали в степи в октябре: журавлиный стон в аспидно-чёрном поднебесье, грустный переклик каза­рок, сдержанный гогот гусей и посвист утиных крыльев.

1)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на результат того, о чём говорится в первой части.

2)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения про­тивопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.

4)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

 7. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложе­нии?

У нас теперь не осталось ни консервов, ни крупы, ни вяленого мяса: всё это пошло на дно реки вместе с рюкзаком.

1)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

2)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3)  Прямая речь следует за словами автора.

4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится в первой части.

 8. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложе­нии?

Джинсовая одежда обладает удивительным свойством: её лю­бят и носят независимо от социального положения, комплек­ции и возраста.

1)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на время либо на условие того, о чём говорится во второй части.

2)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения пояс­няет, раскрывает содержание первой части.

3)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится в первой части.

 9. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложе­нии?

Слухи, дошедшие до вас, правильны: ничего интересного во мне, как видите, нет.

1)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения пояс­няет, раскрывает содержание того, о чём говорится в пер­вой части.

4)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится во второй части.

10. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложе­нии?

План наш был прост: предполагалось уехать на кавказское побережье и прожить там в каком-нибудь совсем диком месте три-четыре недели.

1)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения пояс­няет, раскрывает содержание того, о чём говорится в пер­вой части.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на время либо условие того, о чём говорится в пер­вой части.

      4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится в первой части.  

БЛАНК ОТВЕТОВ

 

ФАМИЛИЯ, ИМЯ УЧЕНИКА_______________ _________________

КЛАСС_____________________

ВАРИАНТ___________________                      

ДАТА  ______________________

Номер

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Правильный

ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверочная работа. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Вариант №3. 

1. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Обилие света, искусно развешанные полотнавсё это по­могало зрителю проникнуться замыслом художника и испы­тать священный трепет приобщения к высокому искусству.

1)  Между подлежащим и сказуемым, выраженными суще­ствительными, пропущена глагольная связка.

2)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения пояс­няет, раскрывает содержание первой части.

3)  Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

4)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится во второй части.

 2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложе­нии?

Портрет считается самым трудным жанром в фотографии: он является сложным синтезом содержания и формы, харак­тера и внешности.

1)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2)  Прямая речь следует за словами автора.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на цель того, о чём говорится в первой части.

 3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

У четы Уилсон было чрезвычайно редкое увлечение: более тридцати лет супруги занимались этномикологиейнау­кой, исследующей влияние грибов на развитие культуры раз­личных народов.

1)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения пояс­няет, раскрывает содержание первой части.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на время либо условие того, о чём говорится в пер­вой части.

4)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

 4. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Не так давно в Кении, над Тсаво-парком, занимающим про­странство, равное половине Швейцарии, в течение нескольких дней кружили самолёты: шла «перепись» слонов этого вели­чайшего в Восточной Африке заповедника.

1)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на время или условие совершения того, о чём гово­рится во второй части.

2)  Обобщающее слово стоит после однородных членов пред­ложения.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

4)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на результат, следствие того, о чём говорится во вто­рой части.

 5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Роза слушала эту песню и была счастлива: соловей пел только для неё.

1)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на время или условие совершения того, о чём гово­рится во второй части.

2)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на результат, следствие.

 6. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

От мастера я узнал об опалах кое-что новое: есть, оказыва­ется, дневные камни, «оживающие» на солнце, и ночные кам­ни, горящие с наступлением темноты.

1)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения пояс­няет, раскрывает содержание первой части.

2)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на время либо условие того, о чём говорится в пер­вой части.

4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится в первой части.

 7. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложе­нии?

На общем собрании было принято решение: ремонт оборудо­вания будет оплачен из средств кооператива.

1)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения пояс­няет, раскрывает содержание того, о чём говорится в пер­вой части.

 8. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложе­нии?

Дома здесь стояли либо на сваях, либо на высоких фундамен­тах: вода во время прилива заливала половину посёлка.

1)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

4)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие того, о чём говорится во второй части.

 9. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Баркасы и баржи, катера и дебаркадеры, теплоходы и тан­керы, гудки и сирены ста различных тембров и тонально­стей, имена всех возможных городов, исторических лично­стей и планет на бортах — это всё и есть Волга товарная.

1)  Обобщающее слово стоит после однородных членов пред­ложения.

2)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на время либо условие того, о чём говорится во вто­рой части.

4)  Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выра­женными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки.

10. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Наш путь сопряжён со множеством трудностей: обвалы и оползни, ураганный ветер, бесконечные снегопады и дожди ожидали нас.

1)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на цель того, о чём говорится в первой части.

    4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения пояс­няет, раскрывает содержание  

       того, о чём говорится в пер­вой части.

БЛАНК ОТВЕТОВ

 

ФАМИЛИЯ, ИМЯ УЧЕНИКА_______________ _________________

КЛАСС_____________________

ВАРИАНТ___________________                      

ДАТА  ______________________

 

 

Номер

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Правильный

ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверочная работа. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Вариант №4. 

1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложе­нии?

Пассажиры, толпившиеся на перроне, заметно нервничали: поезд опаздывал уже на полчаса.

1)  Обобщающее слово стоит после однородных членов пред­ложения.

2)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

3)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на время либо на условие того, о чём говорится во второй части.

4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится в первой части.

 2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Андрей промолчал: ему не хотелось заранее раскрывать свой замысел друзьям.

1)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на цель того, о чём говорится во второй части.

2)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

4)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие того, о чём говорится во второй части.

 3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложе­нии?

Перед нами открылась неприглядная картина незавершённо­го строительства: перекопанная, вся в лужах и ямах земля, брошенная техника, одинокие домики и цеха давно не работа­ющего завода.

1)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится во второй части.

3)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие того, о чём говорится во второй части.

4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения пояс­няет, раскрывает содержание того, о чём говорится в пер­вой части.

 4. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Лес пестрел всякого рода спелыми ягодами: нарядными ви­сюльками сердечника, кирпично-бурой дряблой бузиной, пере­ливчатыми бело-малиновыми кистями калины.

1)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие того, о чём говорится во второй части.

2)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится во второй части.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения пояс­няет, раскрывает содержание того, о чём говорится в пер­вой части.

4)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

 5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Через некоторое время Павел Петрович получил пакет, ад­ресованный ему: в нём находилось подаренное прежде княгине кольцо с сапфиром.

1)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на время совершения того, о чём говорится во вто­рой части.

2)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится во второй части.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения пояс­няет, раскрывает содержание того, о чём говорится в пер­вой части.

4)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

 6. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложе­нии?

Заходя в гости к Кудрявцевым, брат всегда чувствовал себя неуютно: многочисленное семейство теснилось в маленькой однокомнатной квартирке.

1)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие того, о чём говорится во второй части.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на результат того, о чём говорится в первой части.

4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

 7. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложе­нии?

Всё в ней было очаровательно: и простая, внимательная от­зывчивость на чужое горе, и грациозная прелесть каприза, и наивно-резкая правдивость, и застенчивость.

1)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на время либо условие того, о чём говорится в пер­вой части.

4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения пояс­няет, раскрывает содержание первой части.

 8. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложе­нии?

Петербург меня неприятно поразил: всё время он был окутан унылым, серым покровом затяжного дождя.

1)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие того, о чём говорится в первой части.

2)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на результат, следствие.

4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

 9. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В XVII веке уездные дворянские общества приобрели политиче­ское значение: поместные дворяне из разных губерний доста­точно часто обращались к государю со своими предложения­ми и пожеланиями.

1)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на цель того, о чём говорится во второй части.

3)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие того, о чём говорится во второй части.

4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения пояс­няет, раскрывает содержание того, о чём говорится в пер­вой части.

10. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В XVII веке земли по роду владельцев делились на три разряда: церковные земли, принадлежавшие церковным учреждениям, земли служилые, находившиеся во владении служилых людей, и земли государевы.

1)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения пояс­няет, раскрывает содержание того, о чём говорится в пер­вой части.

3)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие того, о чём говорится во второй части.

4)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится во второй части.

 

БЛАНК ОТВЕТОВ

 

ФАМИЛИЯ, ИМЯ УЧЕНИКА_______________ _________________

КЛАСС_____________________

ВАРИАНТ___________________                      

ДАТА  _____________________

Номер

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Правильный

ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключи.

Проверочная работа. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Вариант№1.

 

Вариант№3.

 

Номер

задания

Правильный

ответ

Номер

задания

Правильный

ответ

1

4

 1

3

2

1

 2

3

3

3

 3

2

4

3

 4

3

5

3

 5

3

6

4

 6

1

7

3

 7

4

8

4

 8

3

9

1

 9

1

   10

 

4

10

4

Вариант№2.

 

Вариант№4.

 

Номер

задания

Правильный

ответ

Номер

задания

Правильный

ответ

    1

2

 1

2

    2

3

 2

3

    3

3

 3

1

    4

4

 4

4

    5

2

 5

3

   6

4

 6

4

   7

1

 7

2

   8

2

 8

4

   9

3

 9

4

  10

2

10

1