Беседа по правовому воспитанию
«Права детей».
Цель: формирование представления об основных правовых документах: "Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка";
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения правовых документов, их значением в жизни ребенка; ознакомить со статьями Конвенции;
2. Показать единство прав и обязанностей;
3. Расширять правовые знания воспитанников, развивать умение применять их на практике;
3 .Воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого человека.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
II. Знакомство с новым материалом.
1. Постановка цели занятия. - Ребята, сегодня наша встреча посвящена теме "Ваши права ". - Вы познакомитесь с новыми понятиями и постараетесь вспомнить все, что уже знаете по этой теме.
2. Вступительная беседа. - Подумайте и скажите, что означает слово "право"? (дети высказываются). - За точным определением обратимся к словарю Ожегова. - Я попрошу прочитать . (Один ребенок читает вслух).
ПРАВО - есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми. - Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.
Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей. - Люди должны жить по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и порядка. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка. - Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети). - Конечно же, в первую очередь взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами. Это родители, педагоги, воспитатели и многие др. - Но о детях также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является Организация Объединенных Наций - (ООН). - Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что, если случится Третья мировая война, она уничтожит все человечество. - Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы многих стран решили объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций (ООН). - В результате, 10 декабря 1948 года государствами, входящими в ООН, была подписана Всеобщая декларация прав человека. - Это документ, в котором государства пообещали своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое. - Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства, так-как по-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты,
аварии, стихийные бедствия, эпидемии, совершаются преступления, в результате которых страдают и дети. - Именно поэтому 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием "Конвенция о правах ребенка". . 1. Вы граждане, но все же дети, Бывает, для защиты повод есть. Поэтому Конвенцию придумали на свете, Чтоб знали вы права и отстояли честь. - Конвенция - это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии". - В Конвенции 54 статьи. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся. 3. Знакомство со статьями Конвенции о правах ребенка. - Какие еще права детей вы можете назвать? (Отвечают дети). - В Конвенции 54 статьи о правах ребенка. Я назову вам 10 самых важных, которые вы должны знать. - С некоторыми статьями Конвенции мы познакомимся подробнее. Внимание на экран. (1 Презентация). (1 слайд) Статья 1 "Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста". - До 18 лет за вас несут ответственность взрослые, после 18 - за свои поступки отвечаете вы сами. (2 слайд) Статья 6 "Каждый ребенок имеет право на жизнь". - Это главное право каждого человека. Разумеется, маленький человек тоже имеет это право. Но часто то в одном, то в другом государстве приходится сталкиваться с вопросами о ценности жизни. - Скажите, нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других больных детях? - Было в древности государство Спарта - вы слышали о нем на уроках истории. Спарта славилась своими непобедимыми воинами - выносливыми, сильными, здоровыми, неустрашимыми! Но как относились спартанцы к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если слабый, больной - он не нужен Спарте. Сбросить его со скалы! А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким: он может стать ученым-изобретателем или талантливым художником, мудрым врачом или даже полководцем! Просто больного надо лечить, слабому - помогать...
(3 слайд) Статья 7 "С момента рождения ребенок имеет право на имя". - У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество. - Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию? - Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении (4слайд). Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас! - А когда исполняется 14 лет, выдается другой документ. - Как он называется? (паспорт) (5 слайд.) - На следующих страницах изображена Красная площадь, герб России, фото, ФИО, дата и место рождения. (6 и 7 слайды) - Паспорт меняется в 20 лет и 45. (8 слайд) Статья 13 "Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение". - Ребенок может высказывать вслух все, что думает; написать и даже напечатать в газете или журнале. Только помните, прежде, чем что-то сказать или написать, нужно хорошо подумать. (9 слайд) Статья 16 "Каждый имеет право на владение имуществом, на неприкосновенность жилища". (10 слайд) Статья 28 "Ребенок имеет право на бесплатное образование" - Не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет особую заботу о будущем наших детей. Поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться. (11 слайд) Статья 31 "Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг". - А в некоторых странах дети вынуждены работать, помогать родителям содержать семью. - К сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются ими только во благо своих интересов, не считаясь с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаете права других. (12 слайд). - Вы обязаны уважать права других людей. . (13 слайд) Статья 32 "Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации".
- Что означает слово "эксплуатация"? (Из словаря С.И. Ожегова: "Эксплуатация - это присвоение результатов чужого труда"). - Незаконное использование в собственных целях труда других людей. При 8-ми часовом рабочем дне у взрослых, дети с 14 до 16 лет имеют право работать по 4 часа в день, с 16 до 18 лет - 6 ч в день в свободное от учебы время с согласия родителей или опекунов. - Очень часто заявление о своих правах служит оправданием нежелания что-либо делать, получать все и ничего не отдавать взамен. Например, вас просят вынести мусор, убраться в комнате или в шкафу с личными вещами. Вы скажете: "Не имеете права использовать труд детей". - Скажите, вы будете правы? - Конечно - же, нет. Это не принудительный труд, а посильная для вас помощь по хозяйству, самообслуживание. (14 слайд) Статья 37 а) "Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким видам обращения и наказания"; б) " Ни один ребенок не может быть лишен свободы незаконным способом". - Арест или задержание ребенка осуществляется согласно закону и лишь в качестве крайней меры. - Со скольки лет наступает уголовная ответственность? (С 16 лет, за особо тяжкие преступления - с 14 лет). - Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать. Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от национальности. Права нельзя отобрать - никто не может лишить прав другого человека, ни по какой причине. Мы все рождаемся свободными и равными. - Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права. - Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права. - Но еще нужно всегда помнить о том, что человек имеет не только права, но и обязанности. - Скажите, что такое обязанность? (Отвечают дети). - Напоминаю точное определение. Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. - Вспомним высказывание известного политического деятеля. -(Читают хором) "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав".
- Какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, беречь природу, любить Родину). - Главная ваша обязанность - хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране. - Сегодня вы познакомились еще с одной обязанностью. - Кто сможет ее назвать? "Уважать права других людей". - Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать. - Помните золотое правило морали: " Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе".
- Я предлагаю вам воспользоваться своим правом на отдых. Ш. Актуализация новых знаний. Правовая викторина. - А сейчас мы проведем викторину и узнаем, кто из вас самые лучшие знатоки прав. Задание 1. Экспресс-опрос. (Презентация 2). - Выбрать и назвать правильный ответ. Задание 2. "Сказочная викторина". (Презентация 3) - Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки и автора. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права. (1 слайд) - Как называется сказка? Кто автор? (русская народная сказка "Колобок"). - Лиса говорит: "Колобок, колобок, я тебя съем!" - Какую статью нарушила Лиса? (статью 6) - Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь). (2 слайд)- Как называется эта сказка? Кто её написал? (рус. нар. сказка "Маша и Медведь", в книгах встречается в обработке А.Н. Толстого). - Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? (статья 37) - Медведь говорил: "Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить". - Как должна ответить Маша, защищая свои права?:... (Не имеешь права лишать меня свободы).)
(3 слайд)- Назовите сказку. Кто автор? - Какую статью нарушил Карабас-Барабас, когда подвесил Буратино на крючок, а затем хотел бросить его в костер? (статья 37) "Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению". IV. Итог занятия. - Ребята, скажите, что важного для себя вы поняли сегодня на занятии? - Нужно ли знать свои права? - Для чего их нужно знать? (чтобы уметь защитить себя). - Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе. - Нужно не только знать свои права, но и всегда помнить про обязанности. - Надеемся, что полученные знания обязательно пригодятся вам в дальнейшей жизни. Наше занятие подошло к концу. Спасибо всем за участие и внимание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.