Правила УЗК рельс ПКЗ

  • pptx
  • 10.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Правила УЗК рельс ПКЗ.pptx

Правила ультразвукового контроля
рельсов покилометрового запаса

Преподаватель ЮУрУЦПК Головчик Юрий Александрович

Презентация для профессиональной подготовки операторов дефектоскопных тележек

УЗК рельсов ПКЗ осуществляют на основании телефонограммы или письменной заявки дорожного мастера ПЧ с целью предотвращения укладки в путь рельсов с дефектами.
Дефектоскопы обслуживают операторы (6÷8) разряда по ЕТКС. Количество операторов, обслуживающих дефектоскоп, определяется РЭ на конкретный тип дефектоскопа.
Доставка бригады операторов на место работы и обратно осуществляется поездами или специально выделенным ПЧ транспортом и планируется с учетом проведения контроля в светлое время суток.
Подготовка (очистка) поверхности катания рельсов ПКЗ, подлежащих УЗК, осуществляется работниками бригад по текущему содержанию пути.
Ответственность за выполнение УЗК и оформление его результатов возлагается на оператора, непосредственно проводившего контроль.
Ответственность за организацию УЗК рельсов ПКЗ возлагается на начальника (мастера) участка диагностики пути.

Общие положения

Оборудование, материалы и вспомогательные приспособления

Комплект оборудования для УЗК рельсов ПКЗ включает в себя:

а) съемный однониточный или двухниточный дефектоскоп;
б) ПЭП П121-2,5-50, П112-2,5, П121-2,5-70, П121-2,5-65, П121-2,5-45 (или П121-2,5-42), необходимые для организации подтверждающего ручного УЗК;
в) ОСО-3Р;
г) инструмент (металлическая линейка длиной не менее 300 мм, штангенциркуль, рулетка, зеркало, лупа, кисточка, ветошь, скребок, фонарик);
д) краску масляную белую;
е) контактирующую жидкость.

Оборудование, материалы и вспомогательные приспособления

Документация оператора, необходимая при проведении УЗК, включает в себя:
а) рабочий журнал дефектоскопа (форма ПУ 27);
б) выписку о наработке тоннажа рельсов, лежащих на данном участке;
в) журнал регистрации инструктажа по охране труда (форма ТНУ – 19);
г) ТИ по УЗК используемым типом дефектоскопа.

Подготовка к контролю

Оператор, перед выполнением УЗК, обязан:
пройти у бригадира пути или мастера дорожного целевой инструктаж по охране труда с записью в журнале (форма ТНУ-19) темы инструктажа с разъяснением маршрута и порядка следования к месту проведения работ;
провести подготовку дефектоскопа, а именно:
а) подготовить механическую часть дефектоскопа в соответствии с РЭ дефектоскопа;
б) произвести заправку дефектоскопа контактирующей жидкостью;
в) проверить наличие акустического контакта;
г) провести поканальную проверку (настройку) дефектоскопа, т.е. проверить (настроить) значения основных параметров контроля (точку выхода луча, угол ввода, мертвую зону, условную (или эквивалентную) чувствительность) для каждого ПЭП (в том числе для ручных ПЭП) в соответствии с ТИ или РЭ.
д) записать в память дефектоскопа и рабочий журнал результаты настройки (проверки) основных параметров контроля.

Подготовка к контролю

Примечания:
угол ввода и мертвую зону необходимо проверять, а условную чувствительность настраивать ежедневно перед проведением УЗК, и в случае замены ПЭП в соответствии с таблицей



Угол ввода
, град



Мертвая зона М, мм



Условная/эквивалентная
чувствительность
Ку/Кэ, дБ


0


6


16 (по эхо-методу)


70


3


16


45


не проверяется


18


55 (58)


16

Подготовка к контролю

Примечания:
условную чувствительность зеркально-теневого метода для ПЭП с =0 необходимо настраивать по подошве рельса на бездефектном участке.
эквивалентную чувствительность эхо-метода для ПЭП с углом ввода =70 необходимо настраивать по отверстию диаметром 6 мм, расположенному в ОСО-3Р на глубине 15 мм.
условную чувствительность эхо-метода для ПЭП с углами ввода =55 (58), 45, 0 необходимо настраивать по отверстию диаметром 6 мм, расположенному в ОСО-3Р на глубине 44 мм.

Подготовка к контролю

Если в процессе УЗК температура окружающего воздуха изменилась более чем на 10 С относительно температуры, при которой осуществлялась проверка (настройка) дефектоскопа, необходимо проверить угол ввода и настройку условной (эквивалентной) чувствительности для всех используемых ПЭП

Проведение контроля

1. Записать исходные данные (дата и время проведения УЗК, фамилия (табельный номер) оператора, номер рельсов ПКЗ в рабочий журнал дефектоскопа.
2. Провести визуальный осмотр рельсов ПКЗ на наличие в них:
а) неснятых фасок болтовых отверстий;
б) дополнительных отверстий и вдавленных маркировочных знаков в зоне накладок;
в) выколов и трещин подошвы рельсов;
г) сварных стыков в зоне болтовых отверстий.
Рельсы с данными нарушениями подлежат изъятию из ПКЗ.
3. Установить дефектоскоп на рельс ПКЗ и проверить наличие акустического контакта.
4. В процессе УЗК оператор обязан соблюдать технологию УЗК рельсов данным типом дефектоскопа, приведенную в ТИ.

Проведение контроля

5. Сплошному УЗК с поверхности катания подлежат зоны рельсов ПКЗ в соответствии с таблицей


№ п/п


Контролируемая

зона рельса


Метод

контроля


,

град


,

град


1


Шейка и ее

проекции в головку

и подошву


Эхо и ЗТМ


0


2


Шейка и ее

проекция в подошву


Эхо


45 или 42


0


3


Головка

(рабочая и нерабочая

грани)


Эхо


58


34


4


Головка

(средняя часть)


70


0

Проведение контроля

При обнаружении сечения рельса с возможным дефектом, оператор обязан провести подтверждающую проверку ручным ПЭП в соответствии Правил вторичного ультразвукового контроля рельсов. Для дефектов первой группы оператор обязан с помощью линейки и штангенциркуля измерять геометрические размеры и глубину их расположения.

Проведение контроля

После завершения УЗК оператор обязан:
а) доложить начальнику (мастеру) участка диагностики пути и мастеру дорожному (или бригадиру (освобожденному) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений) о проделанной работе, обнаруженных ОДР;
б) уточнить у начальника (мастера) участка диагностики пути задание на следующий рабочий день.

Оформление результатов контроля

1. Оператор по окончании контроля рельсов ПКЗ выполняет их маркировку (тип рельса, длина, тип и номер дефектоскопа, дата проведения контроля). Маркировка наносится белой краской на поверхности катания.
2. При обнаружении ОДР оператор, осуществлявший УЗК, обязан сообщить об этом мастеру дорожному или бригадиру (освобожденному) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений. Рельс, в котором был найден недопустимый дефект, подлежит маркировке в соответствии с Инструкцией «Дефекты рельсов. Классификация, каталог и параметры дефектных и остродефектных рельсов», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 23 октября 2014 г. № 2499р, и изъятию из ПКЗ.
3. На каждый стеллаж рельсов ПКЗ оператором и мастером дорожным или бригадиром (освобожденном) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений составляется акт установленной формы в 2-х экземплярах с указанием данных по каждому рельсу и заключения о его годности.

Проведение контроля

4. После окончания работы оператор обязан записать в рабочем журнале дефектоскопа местоположении и данные о проконтролированных рельсах ПКЗ.
5. Мастер дорожный или бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений личной подписью в рабочем журнале обязаны подтвердить факт проверки рельсов ПКЗ. Мастер дорожный или бригадир пути совместно с оператором, проводившим УЗК, обязаны расписаться в акте проверки ПКЗ. Один экземпляр данного акта должен храниться у мастера дорожного, а другой у начальника (мастера) участка диагностики пути.

Спасибо за внимание