Модульный урок русского языка 10 классе
«ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ» ГЛАГОЛОВ 02.03.15
|
Оргмомент. В процессе работы над модулем учащиеся должны достигнуть таких целей: формировать орфоэпический навык; повторить правила правописания гласных в суффиксах существительных, прилагательных, знать правописание суффиксов глаголов; уметь: -находить изученные орфограммы в словах; -правильно писать суффиксы, применяя соответствующую орфограмму; - применять полученные знания в решении задания А16 на ЕГЭ; -осуществлять контроль и взаимоконтроль. Задачи: повторение темы «Глагол». Тип урока: комбинированный.
|
|
Письменно
|
Орфоэпическая разминкаЦель: формировать орфоэпический навыкСпишите, расставьте ударениеХристианин, приданое, корысть, украинский, поняла, жалюзи, танцовщица, облегчить, эксперт, включит |
Самоконтроль КЛЮЧ№1 Нет ошибок –3 балла, 1 ош.-2 б. Более 2 ош.- 0б. |
Устно! Самоконтроль
Работа в парах Письменно
|
Входной контроль.Повторение по теме «Правописание суффиксов существительных и прилагательных» Цель: актуализировать имеющиеся теоретические знания по теме урока 1 этап Закончите начатые утверждения:1. Суффикс -иц- пишется у существительных… 2. Суффикс –иньк- пишется в словах-исключениях: … 3. Чтобы правильно написать гласную в суффиксах существительных -ек-, -ик-, нужно… 4. В суффиксах прилагательных -ев-, -ив- и пишется… 5. Суффиксы -инск-, -ин- + -ск- характерны для имён прилагательных, образованных от основ, оканчивающихся на…
2 этап Применяя изученные правила, вставьте пропущенные буквы. Рыж..ватый, растень..це, часоч..к, за..нька, соч..нский, солом..нка, нул..вой, доверч..вый, Тан..чка, ландыш..вый.
|
Самоконтроль КЛЮЧ №2
1 ответ-1б.
Взаимопроверка. КЛЮЧ №3 Нет ошибок –4б, 1 ош.-3 б. 3ош. – 1б. Более 3ош.- 0б
|
Изучение нового материала.
|
Цель: выучить правило о правописании суффиксов глагола. Запись теоретического материала. Правописание суффиксов глаголов 1. В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы: -а- (слышать, делать); -я- (сеять, лаять); -е- (видеть, обидеть);-и- (нянчить, пилить). Запомните: 1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс -е-. В этой позиции под ударением может быть только суффикс -я- или -и- (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс -я- пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс -и- — в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить; 2) после мягких согласных (кроме ч) в безударном положении суффикс-я- пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс -е- — в глаголахвидеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь; 3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Например: выздороветь — выздоровел, лаять — лаял, клеить — клеил. 2. Суффиксы -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-). В глаголах с суффиксом -ыва- (-ива-) (всегда безударным),имеющих значение несовершенного вида (иногда также многократности действия), пишутся перед в буквы ы или и, например: свёртывать, размазывать, видывать; заваливать, переговариваться, подскакивать, слыхивать, закручивать, упрашивать, настаивать . Глаголы с суффиксом -ыва- (-ива-) следует отличать на письме от глаголов с суффиксом -ова- (-ева-). Глаголы этих двух типов по-разному образуют формы настоящего времени: глаголы на -овать (-евать ) имеют форму 1-го лица на -ую (-юю ) (при отсутствии -ов-, -ев-), например: беседую – беседовать, заведую – заведовать, завидую – завидовать, исповедую – исповедовать, проповедую – проповедовать, бичую – бичевать, горюю – горевать; у глаголов же на -ывать (-ивать ) форма 1-го лица оканчивается на -ываю (-иваю ) (с сохранением -ыв-, -ив-), например: осматриваю – осматривать, развёртываю – развёртывать, разведываю – разведывать, проведываю – проведывать . 3. Гласные перед -ва-. В глаголах несовершенного вида с суффиксом -ва-, имеющих форму 1-го лица на -ва-ю, безударные гласные перед в проверяются по общему правилу, например: одолева-ть (одоле-ть), устарева-ть (устаре-ть ), запива-ть (запи-ть ), запева-ть (запе-ть ),засева-ть (засе-ять), затева-ть (зате-ять ), застыва-ть (засты-ть ),застава-ть (заста-ть). Однако в следующих глаголах на -ва-ть (в 1-м лице -ва-ю ) пишется особый суффикс -ева- с буквой е на месте непроверяемого безударного гласного: затмева-ть, продлева-ть, растлева-ть (затми-ть, продли-ть, растли-ть ), застрева-ть, встрева-ть (застря-ть, встря-ть ); обурева-ть, увещева-ть, намерева-ться, сомнева-ться . 4. -е(ть), -и(ть). Различаются глаголы на -еть и -ить . Глаголы на -еть (в 1-м лице -ею ) – непереходные I спряжения – имеют значение ‘стать каким-нибудь, приобрести признак’, например: обессилеть, обессилею ‘стать бессильным, лишиться силы’, обездушеть, посуроветь ‘стать суровым’. Глаголы на -ить (в 1-м лице и отсутствует) – переходные II спряжения – имеют значение ‘сделать каким?нибудь, наделить признаком’, напр.:обессилить, обессилю ‘сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы’,обезболить, обезвредить, обездушить, ослабить. Сравните те же суффиксы под ударением в глаголах типа (по)беле-ть и (по)бели-ть, (о)слабе-ть , (раз)весели-ть. 5. -ене(ть), – ени(ть). Приобретение какого-нибудь признака, переход в другое состояние выражается также в непереходных глаголах I спряжения на -ене-ть, в которых безударный гласный перед н передается буквой е: леденеть, костенеть, деревенеть, коченеть, травенеть, торфенеть, окровенеть, остекленеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть . Соотносительные переходные глаголы II спряжения на -ени-ть, обозначающие наделение признаком, тоже пишутся с буквой е: леденить, коченить, окостенить, окровенить, остервенить, оцепенить и т. п. Написание глаголов на -енеть и -енить не согласуется с написанием соответствующих относительных прилагательных, в которых (если они имеются) пишется в суффиксе перед н буква я: ледяной, костяной, кровяной, травяной, деревянный и т. п. Исключение: в глаголах багряне-ть и багряни-ть (вариант: багря-нить ) пишется буква я, как в прилагательном багряный.
Ответьте на вопросы: - Написание каких глагольных суффиксов зависит от формы 1 лица ед.ч.? - Есть ли в этом правиле исключения? - Вспомните, какие глаголы называются переходными/непереходными. В каких из этих глаголов пишется суффикс -и-, а каких -е-? - От чего зависит написание гласной перед суффиксом -л- у глаголов прошедшего времени? |
Работа в парах В любой форме Без оценки!
|
|
Цель: закрепить теоретические знания, научиться соотносить слова с изученными орфограммами Составьте таблицу «Правописание суффиксов глагола», заполните её данными примерами. Съездил, обессилел (лишился сил), беседовал, ненавидел, настаивал, обезводил (лишил воды), продлевать, обезденежел (лишился денег), клеил, радовался, спрашивала, веял, командовать, завидовала. |
Самоконтроль КЛЮЧ №4 Без ош.-3б. 1ош.-2б. 2ош.-1б. Более-0б.
|
|
Цель: развивать умение применять изученные орфограммыВыпишите слова с пропусками, вставляя пропущенные буквы 1.Кто вынянч..л эти здания? 2.Только сердце почему-то сладко та..ло в груди. 3.Накрап..вало, в переулках было пусто. 4.Бабушка се..ла муку в амбаре. 5.Сосед мой, ткач, сына обездол..л. 6.Пошатнулась Австрийская империя, обезлюд..ла Германия. 7.Вот и нынче про Стегнея Борисовича тоже вывед..вала, до всего ей дело. 8.Это ехал Абогин протест..вать, делать глупости. 9.Я удерж..ваю за собой право сказать и своё мнение. 10.Князь Андрей с беспокойным любопытством вгляд..вался в это неподвижное лицо. 11.Горничная Веры принесла ему записку, которая его совершенно обезум..ла. 12.Чтоб достичь этого, не брезг..вал ничем. 13.Много пили мёду и горилки; охмелели, обезум..ли гости. 14.Братья треб..вали от отца раздела имущества.
|
Взаимоконтроль КЛЮЧ №5 За каждую правильно вставленную букву -0.5 б. |
Контроль Тест
|
Цель: определить уровень усвоения темы, выполнив задание А16ЕГЭ А16. 1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пишется Е? А. Разговорч..вый В. Пристра..ваться Б. Привередл..вый Г. Буш..вал 1) А 2) А,Г 3)Г 4)Б,В 2. В каком варианте ответа указаны все слова, где пишется И? А. Танц..вать В. Плюш..вый Б. Глуб..на Г. Переинач..вать 1) А,Б 2) Б,Г 3)Б,В,Г 4)А,В 3. В каком варианте ответа указаны все слова, где пишется Е? А. Тиш..на В. Раска..ваться Б. Затм..вать Г. Придир..вый 1) А,Б 2) А,Б,В 3)Б 4)В 4. В каком варианте ответа указаны все слова, где пишется Е? А. Игруш..чный В. Перешаг..вать Б. Фланел..вый Г. Раскраш..вать 1) А,Б 2) В,Г 3)Б,Г 4)А,В 5. В каком варианте ответа указаны все слова, где пишется И? А. Ялт..нский В. Нищ..нский Б. Ореш..к Г. Изнаш..вать 1) А,В 2) Б,Г 3)В 4)А,Г 6. В каком варианте ответа указаны все слова, где пишется И? А. Расклан..лся В. Застр..вать Б. Упрям..ца Г. Никел..вый 1) Б 2) А,Б,В 3)А,Г 4)Б,Г |
Сдать на проверку |
|
Домашнее задание: упр. 344 |
|
|
Итог урока.Сделайте вывод, достигли ли вы учебной задачи? Посчитайте количество баллов, набранное за урок Оцени свою работу на уроке: 20-22б.-«5»; 16-19б.-«4»; 11-15б.-«3» Меньше 11б.-«2» Выставление оценок. |
|
КЛЮЧ №1
ХристианИн, придАное, корЫсть, украИнский, понялА, жалюзИ, танцОвщица, облегчИть, экспЕрт, включИт
КЛЮЧ №2
1.женского рода и среднего рода при ударении на основе
2. паинька, заинька, баиньки
3. произменять
4. под ударением
5. ин, ы(и), а (я)
КЛЮЧ №3
Рыжеватый, растеньице, часочек, заинька, сочинский, соломинка, нулевой, доверчивый, Танечка, ландышевый.
КЛЮЧ №4
орфограмма |
пример |
-ова- (-ева-), если в 1-м лице ед.ч. на -ую, -ую -ыва-(-ива-), если в 1-м лице ед.ч. на -ываю, -иваю Искл.: застревать, затмевать, намереваться, продлевать |
Беседовал, радовался, командовать, завидовала.
Настаивал, спрашивала
Продлевать |
-и- в перех. Глаг. -е- в неперех. глаг. |
Обезводил, (лишил воды) обессилел (лишился сил), обезденежел (лишился денег) |
В форме прош.вр. перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в основе инф. |
Съездил, ненавидел, клеил, веял |
КЛЮЧ №5
1.Вынянчил
2.Таяло
3.Накрапывало
4.Сеяла
5.Обездолил
6.Обезлюдела
7. Выведывала
8.Протестовать
9.Удерживаю
10.Вглядывался
11.Обезумила
12.Брезговал
13.Обезумели
14. Требовали
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.