Праздник "Русской берёзки2
Оценка 4.7

Праздник "Русской берёзки2

Оценка 4.7
docx
01.03.2020
Праздник "Русской берёзки2
Министерство образования и науки Российской Федерации -на конкурс.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования Кудымкарского муниципального района

МАОУ «Ошибская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Праздник «Русской берёзки»

 

 

 

 

                                       Подготовила учитель начальных классов
                      Брагина Светлана Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

2015

Праздник «Русской берёзки»

   Цель: 
-        повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение школьников к основам православной культуры, ориентированное на воспитание у детей духовности и нравственности посредством знакомства с православными праздниками.

     - формировать представление о народной культуре, обычаях и обрядах, толерантность;

      - совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами русского фольклора;

     - развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни, потешки, загадки, танцы, стихи.

 

Задачи: Через знакомство с произведениями фольклора, обрядовыми праздниками мы прививаем детям любовь к родной природе, помогаем обрести любовь к родному языку, старинным напевам, к творчеству, а в конечном итоге, любовь к своей Родине

 Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.

  Создать условия для творческой деятельности.

Форма: Интеллектуально- познавательная программа

Оборудование: презентация, выставка рисунков и творческих работ учащихся, книг и журналов о березе, русские народные костюмы для ведущих, музыкальный центр, диски с записью песен «Во поле береза стояла», «Береза моя, березонька», цветные ленты для украшения березы, мешки для подвижной игры, глиняные игрушки, свистульки, сладости, чай бусы, венки, пища для берёзы, большой красочный платок.

 

Подготовка к мероприятию:

 

1.     Беседа с показом слайдов: «Троица. Семик».

Беседу проводит учитель для всех детей, где рассказывает об истории возникновения праздника, обычаях и обрядах на Троицу, о поверьях и особенностях празднования Троицы в нашей местности. (Cм. приложение)

 

      2. Каждый отряд готовится к мероприятию самостоятельно

- дети наряжают берёзку и готовят танец – хоровод «Во поле берёза стояла»;

- раскрашивают заранее сваренные яйца, дар берёзке;

- готовятся к выразительному чтению стихов и прозы о берёзке;

- плетут венки и готовят другие элементы костюма.

- игру по теме.

Праздник начинается на площадке, где растет береза.

 

ПЛАН

1.     Вступление

2.     Монтаж

3.     Страница первая « Историческая »

4.     Страница вторая «Поэтическая »

5.     Страница третьяя «Березовая аптека»

6.     Станция четвёртая  «Плясовая»

7.     Станция  пятая «Игровая»

8.     Итог мероприятия – Викторина

9.     Монтаж.

Ход праздника:

I.                  Организационный момент.

Добрый день, дорогие гости!   Сегодня мы совершим путешествие на воздушном шаре к такой знакомой незнакомке. Что же она?

Загадка:

Зелена , а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрявая ,а не волос… (берёза)

Клейкие почки,

Зеленые листочки,

С белой корой

Стоит над горой.

(береза)

 

Молодцы! Наша интеллектуально – познавательная программа  «Люблю березку русскую» начинается! Береза стала поэтическим олицетворением России. Где бы ни был русский человек, как бы далеко от родной земли судьба не забросила его, он всегда, тоскуя о Родине, воскрешает в памяти шумящую на ветру, залитую солнцем или запорошенную морозным инеем стройную красавицу березку.

II.               Актуализация занятия.

1.Ребята, посмотрите на это дерево. Кто сможет сказать, как оно называется? ( Березка). А как вы догадались, что это березка? (У нее белый ствол и черные полоски на нем). А что говорят в народе о ее ветвях? ( Кудрявые). (Далее - беседа о листочках, о корне, о прическе).

  Ветер ласковый клонит березу,
  Ветер сильный клонит ее до земли.
 Ребята посмотрите, сколько листочков осыпалось с деревьев. Давайте поиграем с вами в игру " Ветерок".

Ветер, ветер зашумел, листик с дерева слетел.

Лист березовый возьмем и в лукошко отнесем.

Читаем вопросы, которые написаны на листочках   и  найдём ответы на наши   вопросы.
-Что вы знаете о берёзе?

-Что вы хотите узнать ?

-Что мы с вами будем выполнять на проекте? . Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.

 

2.Сегодня мы наш проект проведём в виде экскурсии по станциям, каждая станция нам расскажет об этом замечательном дереве.

На поляне, на пригорке

Под окном среди полей

Белокурая березка

-Символ родины моей.

               Березы русские, родные!
               О вас и пишут и поют,
               Разливы ваши снеговые
               И мне покоя не дают.
 
               Пускай зовут в дорогу дали,
               Но где бы жить не довелось,
               Я не могу себе представить
               Мою Россию без берез.

 

3.Станция «Историческая»

Почему мы попали на эту станцию?
Ребята этой станции расскажут вам  об истории берёзы.

Берёза- лиственное дерево с тонкими розовато- коричневыми веточками с гладкой корой, покрытой тёмными полосками. Своё название  она получила по цвету коры. Корень «бер» означает ясный свет, светлый, белый. В прежние времена ее называли берзой, а теперь березой, березкой.

Береза- издавна считалась символом России, символом Родины. На земном шаре нет дерева красивее и милее березы. Стройная березовая роща, где все деревья покрыты белой окраской,  напоминают хоровод. А на отдельно растущую где-то березу всегда смотрим с жалостью, т.к. она  напоминает грустную девушку, которая опоздала на хоровод и не смеет подойти к кругу.

Появляется такое желание: подойти к ней, обнять, поласкать и грусть ее прогнать.

Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез, как у нас. Хороши и чисты светлые березовые рощи. В них собирается множество перелетных птиц и их голоса радуют душу людей. Береза хорошо растет в смешанных лесах, а живет она 150 лет и более.

      Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной полянке.
 Растет  она быстро и за 25 лет, может вырасти на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых местах, здесь дерево выпивает до 40 литров влаги в день.
Русский народ давно оценил полезность этого  дерева,  все  из  березы идет в дело. Из почек готовят лекарство, целебными свойствами обладают
молодые листочки, гриб - чага собирается с березы круглый год.  Из бересты - она отделяется слоями мастерят лукошки, туеса, а раньше писали
на ней, плели  из  бересты лапти. Березовые дрова  -  лучшее топливо в
русских печах,  тепла дают много, горят  быстро и жарко.  Из древесины
изготавливают мебель, прочные лыжи, скипидар, древесный спирт, уксус.
А как можно представить себе русскую парную без  березового веника, он
и хворь всю выгоняет и силу телу придает. Нельзя представить себе жизнь наших предков без березы. Дегтем из березовой коры смазывали оси колес. Столетиями освещала крестьянскую избу березовая  лучина, горела долго  без  копоти  и искр. Всего в мире насчитывается более  140 видов берез. Они растут от суб- тропиков до тундры. Ныне 4 вида занесены в Красную книгу.  Возраст березы достигает порой 120 лет.

 

4.Отправляемся на следующую станцию.

  Станция«Поэтическая»
А теперь давайте присядем около березки и расскажем о ней стихи.

Дети рассказывают стихи о березе и показывают картинки, которые соответствуют стихотворению (по временам года).

1  ученик:
Люблю березку русскую
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике,
С платочком в карманчике,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками!

2 ученик :  
Стройная красивая,
Зеленая прическа
Всем нам очень нравится
Русская березка.

 

3  ученик :
Березка белоствольная,

высокая и стройная,

Кудрявая ,пушистая,
С листочками душистыми.


4ученик:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится!

 

 Ведущий : Любят березку люди, о ней написано немало хорошего. По заслугам и честь. И следующая остановка «Березовая аптека». Приглашаю доктора березовых наук.

5.Станция « Берёзовая аптека»

Веником березовым полезно в бане париться, настоем листьев лечат ожоги и потливость. Березовый уголь – карболен принимают при отравлениях. Почки березы используют как мочегонное, желчегонное и противовоспалительное средство.

Полезен и приятен березовый сок. Его издавна употребляли как напиток, делали квас. Сок пьют для укрепления организмам при цинге, ангине, малокровии. Им умываются, моют волосы для укрепления и роста.

Даже больная береза помогает нам: наросты гриба – чаги используются для лечения тяжелых заболеваний, из него делают мази и капли при заболевании вен.

Вы сами знаете, что весной идет березовый сок, но собирать  его надо
разумно по  пословице "Березовицы на  грош, а леса на рубль изведешь".
Раненное дерево очень быстро истощается,  в  ствол  попадают микробы и
вызывают различные болезни.  Поэтому собирают сок только с тех деревь-
ев, которые уже старые и  их  будут вырубать. Местная поэтесса Н.  Во-
робьева написала на эту тему стихотворение.
             БЕРЕЗКИНЫ СЛЕЗЫ
         Кто-то ходит у березы
         А по веткам не роса -
         На ветру роняют слезы
         Терпеливая краса.
         Листопад осенний прожит,
         Не погибла и в буран
         А сегодня зябнет кожа
         И коробится от ран.
         То не милый к ней приходит
         Что заботушкою люб,-
         Беззащитную изводит
         Кровопийца-душегуб.
         Жизнь березкина стекает
         В жадный рот,ведро, в стакан...
         Не наденет молодая
         Изумрудный сарафан!
 
       А  еще,  кроме всего прочего, береза обладает способностью  пополнять
биоэнергетический запас человека. Но оказывает она  помощь не каждому,
алчный, завистливый,  недоброжелательный,  злобный человек не может на
нее рассчитывать. Не даст она ему своего тепла и силы. Людей же добрых,
несущих другим радость и облегчение одаривает сверх нормы. 
-Подойдите к березе , прижмитесь к ней всем телом и почувствуете как в вас вливаются живительные силы этого  дерева, проходит тоска и боль, улучшается настроение и на душе становится спокойно и радостно.
    Вот такая она русская красавица, помощница и целитель - береза.
          Деревце посаженное мной,
          Выросло кудрявою березой.
          И шумит она листвой,
          Радуясь ветрам и грозам.
          У деревьев долгий век,
          Значит, жизнь моя продлится.
          Должен каждый человек
          Только к доброму стремится.

 Ведущая:
 
Много песен о березе спето,
Много танцев танцевал народ
Вот и мы, у белоствольной,
Заведем сегодня хоровод.

А после трапезы вокруг деревца водили хороводы и пели песни. (Песня «Во поле берёза стояла»)      

Описание массового хороводного танца на мелодию “Во поле берёзонька стояла”.

2 круга: внутренний – дети, внешний – родители. Взявшись за руки, руки на уровне глаз.

I часть (24 такта): 12 простых шагов влево.

Детский круг

12 простых шагов вправо
12 простых шагов вправо

Родительский круг

12 простых шагов влево

II часть (12 тактов):

6 простых шагов с правой ноги к центру
6 простых шагов (назад) от центра
Кружатся вправо – прихромкой на 6 тактов, кружатся влево – прихромкой на 6 тактов.

Танец исполняется 3 – 4 раза. Во время танца все поют русскую народную песню “Во поле берёзонька стояла”.

-Ой, вы, девицы, раскрасавицы! Все румяные да нарядные, все пригожие да улыбчивые! А берёзка ваша плакучая не наряжена, не ухожена.   

В Семик девушки уходили в рощу "завивать" на березах венки . Выбрав березу с плакучими ветвями, девушки начинали завивать их, т. е. скручивать ветви друг с другом, заплетать в косы, пригибать к земле и там закреплять колышками, связывать несколько веток ленточками. Завивали веночки "на желание", "на себя" и на всех родных. Березку украшали лентами, бусами, платками, а в некоторых местах еще и печеньем в виде веночков.

Ведущий.                                                                                   

Белая берёза, милая сестра
Ты  расти не бойся злого топора
Белая берёза – птицы по ветвям,
Я тебя в обиду никому не дам,
Белая берёза дует ветерок
Он к тебе заглянет в синий вечерок
Белая берёза  он к тебе с высот
Из-за синя - моря песню принесёт
Белая берёза – мой поклон тебе
Ты в судьбе России и в моей судьбе
Белая берёза – русская земля,
И печаль, и радость, и любовь моя.

Игра «Веночек».

Дети – «цветы» встают в шеренгу с одной стороны площадки. Водящий находится на другой стороне на расстоянии 8 -10м. от детей, подходя к ним  произносит слова:

Ведущая:
 Я иду сорвать цветок

Из цветов сплести венок.

Дети «цветы» отвечают:

Не хотим, чтоб нас сорвали,

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в лесу остаться,

Будут нами любоваться.

Произнеся последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их осалить. Пойманный становиться водящим.

Ведущая:: Ребята, присаживайтесь на нашу полянку. Скажите мне

пожалуйста, чем нам людям, полезна береза, что мы можем «взять» у неё?

Дети: Березовый сок, из листьев можно заваривать чай.

 Ведущая: Да, правильно, а еще чай можно заваривать и из почек и

веточек березы. Так же из березовых веточек делают веники, чтобы париться в бани и тем самым «выгоняли» хворь из тела.

Ещё, из березы делали лучины. Кто знает, что это такое? Изба долгое время освещалась березовой лучиной. Раньше не было ни свечек, ни лампочек, поэтому делали из березы такие палочки, их называли лучина и ими освещали избу.

Ведущая: А теперь давайте играть “плетень заплетать»

ИГРА «Плетень»

 

 Ведущая:
 Белая березка!

 Милости просим к нам,

 Ой девица! Ой красная!

 В Троицу березку надо бы украсить, надо бы косы завивать!

Девочки попеременно:

-Ау нас есть ленты красные..
А у нас есть ленты синие..
А у нас есть ленты разные…
Вокруг берёзки хожу-похаживаю,
Вокруг подружки хожу-похаживаю.
Я берёзоньку мою разукрашиваю
Наряжаю её, приговариваю:
-Вот тебе .берёзонька, ленточки                

( Предлагается детям  самим украсить березу. На мероприятие они при-

ходят все с ленточками.  Каждый  завязывая ленту на березке загадывает свое сокровенное желание)

 

Ведущая : А теперь встанем все вокруг березки и сводим хоровод

 

Хоровод под рус.нар. мел. “В хороводе были мы”

 

1.В хороводе были мы.

В хороводе были мы.  Были мы, были мы, были мы. /Дети ходят по кругу/

 

2.Кого надо видели,

Кого надо видели.  Видели, видели, видели, видели.

 

3.Красавицу девицу,

Красавицу девицу.  Девицу, девицу, девицу, девицу.

 

4.Встань, девчонка, подбодрись

Подбодрись, подбодрись.

Вправо-влево повернись, Повернись, повернись.

 

5.Хоть немножко пританцуй,

Пританцуй, пританцуй.

Кого хочешь поцелуй,  Поцелуй, поцелуй.

 

В круг входит девочка с платочком в руке. Роняет платочек около выбранного мальчика. Мальчик поднимает платок, целует девочку, провожает ее в хоровод. Сам выбирает другую, роняет около нее платок. Теперь избранница подняв платок целует мальчика, провожает его в хоровод и т.д. в конце игры мальчик дарит девочке платок.

 

Ведущая : Чтобы наша земля цвела, чтобы росли на ней цветы и деревья, нужен был дождь, нужна была вода. Вот поэтому березку поливали, вызывали дождь. И шли дожди проливные, поливали луга заливные. А охраняли реки и озера русалки и водяные.

В народе были такие, поверяя: сумели на Троицу прогнать Русалку, все пойдет благополучно.

ИГРА“Не пролей водицу”

Для игры надо - 2 ведра с водой, 2 ведра пустых, 2 большие деревянные ложки. Дети делятся на 2 команды. Нужно перенести воду в ложках в пустые ведра, не пролив ее.

А в конце нашего праздника  мы составим наш коллективный проект их берёз .Посадим наши берёзы на этот листок. Если  праздник понравился зелёную берёзу, если было не интересно , то посадите жёлтое дерево, если было грустно , то приклеить пустой свтол дерева.

 А заканчивается наше веселье со сладким угощением- кисельком да крендельком, да вкусным пирогом. Дети угощаются чаем на травах.

 


 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Праздник «Русской берёзки»

Праздник «Русской берёзки»

Праздник начинается на площадке, где растет береза

Праздник начинается на площадке, где растет береза

Ребята, посмотрите на это дерево

Ребята, посмотрите на это дерево

Почему мы попали на эту станцию?

Почему мы попали на эту станцию?

Станция«Поэтическая» А теперь давайте присядем около березки и расскажем о ней стихи

Станция«Поэтическая» А теперь давайте присядем около березки и расскажем о ней стихи

Ведущий : Любят березку люди, о ней написано немало хорошего

Ведущий : Любят березку люди, о ней написано немало хорошего

Изумрудный сарафан! А еще, кроме всего прочего, береза обладает способностью пополнять биоэнергетический запас человека

Изумрудный сарафан! А еще, кроме всего прочего, береза обладает способностью пополнять биоэнергетический запас человека

II часть (12 тактов): 6 простых шагов с правой ноги к центру 6 простых шагов (назад) от центра

II часть (12 тактов): 6 простых шагов с правой ноги к центру 6 простых шагов (назад) от центра

И венки из нас сплетали. Мы хотим в лесу остаться,

И венки из нас сплетали. Мы хотим в лесу остаться,

Кого надо видели, Кого надо видели

Кого надо видели, Кого надо видели
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2020