Цели праздника:
· мотивировать интерес к учению, формировать устойчивый интерес к чтению;
· развивать интерес и любовь детей к чтению книг;
· воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;
· способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.
Вступительное слово учителей:
1.Здравствуйте гости, родители, дети.
День необычный сегодня на свете.
2. Сегодня праздник состоится у нас,
С Азбукой прощается наш первый класс!
Ученик 1:
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
Ученик 2:
Знают взрослые и дети
И шахтер и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.
Ученик 3:
Первый класс – это первый
задорный звонок.
Первый класс – это первый серьёзный урок.
Первый класс – это первая в жизни оценка,
Это шумная, радостная переменка.
Ученик 4:
Знает каждая девчонка и
каждый мальчишка:
Первый класс – это первая школьная книжка.
Учились по этой книге всегда,
А книга эта – Азбука.
Ученик 5:
Она научила буквам нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Ученик 6:
Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Вбегает Буратино.
Буратино: Привет ребята! Узнал, что у вас сегодня праздник “Прощание с Азбукой”, а я так люблю праздники! И вот я здесь. Но неужели вы так быстро научились читать и писать?
Дети: научились!
Буратино: Ой, какие вы молодцы! А меня, помните, Мальвина учила читать, но я не был прилежным учеником и сейчас читаю плохо. Ладно, теперь я честно обещаю вам, что буду стараться и скоро научусь читать, как вы. Знаете что, давайте пригласим на праздник Мальвину.
Дети соглашаются. (Буратино выбегает за дверь и возвращается, ведя за собой Мальвину)
Мальвина: Здравствуйте, ребята! Буратино сказал, что вы уже хорошо научились читать. Это правда? Наверное, у вас была волшебная книга? Как она называется?
Дети: Азбука!
Мальвина: А знаете ли вы, что в сказках случаются порой невероятные вещи? Так вот, сейчас и произойдет чудо.
(Хлопает в ладоши) Раз, два, три.
Выходит Азбука.
Азбука -
Только в школу вы пришли –
Встретилась я с вами.
Дни учебы потекли,
Стали мы друзьями.
Я учила буквам вас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Вас сегодня не узнать:
Стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас:
Рада я, друзья, за вас!
А где же мои помощники-буквы?
Мальвина : Не волнуйся, дорогая Азбука. Ты ведь знаешь, что я немножко
волшебница. Сейчас скажу заветные слова – и весь алфавит появится перед тобой.
Шарма, фарма, туквы, муквы,
Дети, превращайтесь в буквы!
(Дети надевают на головы шапочки с изображением
букв алфавита.)
Буратино. Уважаемая
Азбука! Принимай парад букв!
Азбука. Есть принимать парад! Команда славная моя, стройся в ряд от А до Я!
Песня «Азбука»
Мальвина: Садись, дорогая Азбука. Сегодня ты – самый желанный гость на нашем празднике и вы, ребята, садитесь. ( все дети садятся)
Азбука: Расскажите мне, ребята, чему вы научились, что нового узнали? Буквы-то точно знаете хорошо?
Дети: Да!
Мальвина: Сейчас мы проверим как хорошо вы изучили буквы алфавита.
Отгадайте буквы по их описанию.
1. Вот два столбика
наискосок,
Мальвина
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква….
2. Эта буква так кругла – Буратино
Укатиться бы могла….
3. Вы посмотрите: Азбука
Кто такой, загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув, баранкой ногу?
4. На эту букву посмотри, Мальвина
Она совсем как цифра три….
5 .Ты с этой буквой знаком: Буратино
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок…
Буратино: Что такое звук? А буква? Какие звуки вы знаете?
(выходят ребята)
1-й ученик: Воздух свободно идет через рот,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный –
Плавный, певучий, прекрасный!
2-й ученик: А согласные... согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
3-й ученик: Ссс... — змеиный слышен свист.
Шшш... — шуршит опавший лист
Жжж... — шмели в саду жужжат.
Ррр... — моторы тарахтят.
4- й ученик: Очень важно, нужно очень,
Чётко звук произносить.
А иначе в неприятность
Можно смело угодить.
Стихотворение « Буква Р» Н. Тимчак.
У Олесика всегда
С буквой «эр» была беда.
Скажет «рак» —
Выходит «лак».
Вместо «рожь» —
Выходит «ложь».
У щенка, который злился,
Он рычанью научился.
И теперь назло беде
Произносит «эр» везде:
«Крокодир» и «мороток»,
«Мороко» и «коробок».
В зоопарке «рев» и рвица»...
У кого же «эл» учиться?
Мальвина: А сейчас давайте поиграем. Я буду называть разные слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите согласный – топните. Готовы?
Утюг, апельсин, лошадь, игра, доска, стол, окно, карандаш, доска, яма (ловушка), книга, школа, ослик, жук, эхо.
Буратино : Продолжаем наш разговор о звуках и буквах . Вы знаете, какая история однажды произошла с буквами?
Сценка “Азбука” ( выходят Я, Ф, С, П, А, Х, О, Б,Ю)
Автор:
Всем известно:
Буква Я в Азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Ну так слушайте рассказ.
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала,
Взбунтовалась буква Я!
Буква Я:
Я, - сказала буква Я, -
Главная заглавная!
Я хочу, чтобы по всюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Автор: Говорят ей:
Буквы: Встань на место!
Автор: Отвечает:
Буква Я:
Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мною -
Недоразумение! Недоразумение –
Не более, не менее!
Автор: Тут
вся Азбука пришла
В страшное волнение.
Буква Ф: Фу-ты, ну-ты!
Автор: Фыркнул ЭФ. От обиды покраснев.
Буква С: “Срам!”
Автор: Сердито ЭС сказала!
Все кричат.
Буквы: Воображала!
Автор: Проворчала П:
Буква П: “Попробуй потолкуй с такой особой!”
Автор: Я затопала ногами.
Буква Я:
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!
Автор:
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы: Хорошо, идем на спор!
Буква А:
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку, -
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я:
Чтобы Я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!
Автор:
Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела и потела…
Написать она сумела только
ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ!
Автор: Как зальется буква ХА:
Буква Х: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Буква О: О от смеха покатилась!
Буква А: А за голову схватилась!
Буква Б: Б схватилась за живот…
Автор:
Буква Я сперва крепилась,
А потом – как заревет!
Буква Я:
Я, ребята, виновата!
Признаю свою вину!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы Ю!
Автор: “Что ж”, - решил весь алфавит, -
Буква А: Если хочет, пусть стоит
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Буквы: Чтобы
все от А до Я –
Жили как одна семья!
Азбука: Спасибо вам, ребята! Чудесную сказку показали. Автор этой сказки – Борис Заходер. Мы будем встречаться с его произведениями на страницах детских книг. А знаете ли вы, когда бала напечатана первая азбука на Руси? В 1574 году. В этом году “Азбуке” исполняется 443 года. А кто из вас знает, откуда взялось мое имя? (Ответы детей).Давным-давно, у наших предков алфавит открывала буква А, но называлась она тогда “Аз”. Вторая буква, которая похожа на современную букву Б, называлась “Буки”. “Аз” и “Буки” - вот и получилось слово “Азбука”!
- Чему ещё вы научились, изучая Азбуку?
(выходят ребята)
1) Звуки свистели и звуки шипели,
Гласные громко песенки пели.
Составляли предложенье,
Находили ударенье.
2) В нашем классе, как в лесу,
Громко звали мы лису.
Закричали мы: «Лиса!» -
Зазвенели голоса.
Это мы искали все ударение в «лисе».
3. Мне слово чУдно
Изменить не трудно:
Поставим ударение на О-
Исчезло чУдно,
Родилось чуднО.
4. Пересохла глина,
Рассердилась Нина,
Не мукА, а мУка-
Поварам наука.
5. Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведёрко руку окунИ,
Не бойся: это Окуни.
6. Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились.
Сосёт Алёнушка ирИс,
А вышивает Ирис.
7.Ударение- коварная штука.
Но мы научились его различать
Уверенно будем учиться на пять!
Азбука: Молодцы! А теперь выходите буквы: А, Я, О, В, С, Н, К.
Попробуйте встать в таком порядке, чтобы образовалось слово.(Овсянка)
Сценка “Овсянка” (2 девочки)
- А у меня дома овсянка!
- Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!
- Как я люблю овсянку!
- И я люблю!
- Она жёлтая, красивая такая!
- И вкусная. Особенно с молоком!
- Как это- вкусная?
- Да так! А ещё хороша, с маслом и сахаром!
- Да ты про что говоришь?
- Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?
- И я про овсянку!
- Ты про какую овсянку?
- Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?
- Какая каша? Не каша, а птица!
- Птица овсянка, что ли? Не слахал про такую.
- Идем ко мне – мою овсянку слушать!
- Идем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!
Учитель: Я думаю, вы поняли секрет этого диалога? С какими многозначными словами мы встречались на страницах Азбуки?(Коса, ручка, ножка, замок)
Учитель: Бывает, что не сразу все получается у первоклассников, но они не унывают и даже частушки поют.
Дети поют частушки
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про своих успехи.
Припев:
Елочки-сосёночки
Колкие, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
Припев:
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
Припев:
Буквы гласные мы любим
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
Припев:
Ах, ты бабушка, моя,
Снова не согласна!
Ты запомни навсегда,
Есть лишь десять гласных.
Припев:
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
прочитаю вашу книжку
Одним махом “проглочу”!
Припев:
С Азбукой кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер круг –
Уважаю с детства труд!
Припев:
Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
Кончились странички.
Припев:
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Азбука: Нам понравилось ваше выступление. Но пора спешить к другим ребятам, которые не научились читать.
Учитель. До свидания, Азбука! Давайте на прощанье вместе споём.
(выстраиваются на сцене)
Уч.1.Прощай, родная Азбука,
Учебник первый мой.
Три четверти дружили,
Играли мы с тобой.
2 Учили раньше буквы,
Слагали их в слога
И складывали лесенкой
Весёлые слова.
3. Спасибо чудо, Азбука,
Наставник первый мой!
Пусть правила ученые
Останутся со мной.
Все буквы: Прощай, «Азбука»!
Буратино: Подождите, Азбука! А как же ребята? Что же у них не будет книги для чтения?
Азбука:
Ах! Забыла я, друзья,
Что представить вам должна,
Кто на смену мне придет,
Дальше вас учить начнет.
Звучит музыка. Выходит Книга для чтения
Книга для чтения: Здравствуйте, ребята. Я – Книга для чтения. Надеюсь мы подружимся.
Но и Азбуку не забывайте. Ведь это первая ваша книга, по ней вы научились читать.
Я — «Книга для чтения».
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Буратино подходит к книге, листает страницы.
Буратино:
Пушкин. Лермонтов, Толстой...
Да, учебник непростой.
Так много интересного,
Пока мне неизвестного.
Книга для чтения:
Я от «Азбуки» слыхала,
Что вы знаете немало.
Любознательных люблю,
Щедро знания дарю.
Всем, кто хочет много знать,
Хорошо надо читать.
Я знаю, ребята, что вы все аккуратные, и всё же я хочу, чтобы вы выполняли мою просьбу.
Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплёт не выгибай
И корешок не поломай.
Меня в бумагу оберни.
Где взял меня – туда верни.
Запомни я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Азбука. Со мной первоклассники обращались очень бережно.
Дети знают, как обращаться с книгами.
Учитель:: Я думаю ребята помнят правила обращения с книгой. Но на всякий случай, проверим.
Азбука дала вам знанья,
Они с вами навсегда.
Самый первый свой учебник
Помнить будете вы? (Да).
Впереди ребят ждут книги,
Знаний принесут вам свет.
Они любят аккуратность.
Будете вы рвать их? (Нет).
Книги многое расскажут,
Не обманут никогда.
Нужно только быть прилежным.
Будете лениться? (Нет).
Будь ты с книгой аккуратен,
Сохрани на много лет.
Не рисуй, не ставь в ней пятен.
Все тебе понятно? (Да).
Прочти книгу с интересом,
В каждой книге есть совет.
Книга станет лучшим другом.
Друга бросите вы? (Нет).
Знайте, каждая из книжек,
Словно яркая звезда.
Книги знайте и любите.
Будете беречь их? (Да).
Азбука:
Вот
и пришла пора проститься,
И я хочу Вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться
И Азбуку не забывать!
Азбука: - До свидания! Счастливого пути! (Уходит Азбука)
Ведущий: Ну, что, ребята, дальше по лестнице знаний поведёт нас книга – Литературное чтение. Она научит нас быть честными, смелыми, добрыми. Успехов вам в учёбе!
Все участники выступления поют на мотив песни «Голубой вагон».
Праздник наш сегодня завершается,
С Азбукой простились мы сейчас.
Наши мамы пусть не беспокоятся,
С радостью мы ходим в первый класс.
Припев:
Солнышко ласково
В небе улыбается,
Детские песенки
Слышим там и тут.
Дружные, дружные
Девочки, мальчики
Радостно учатся,
Весело живут.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.