План-конспект открытого урока
9 класс
Тема раздела: «Конструирование и моделирование швейных изделий».
Тема урока: «Построение чертежа классических брюк в масштабе 1:4.»
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: научить учащихся строить чертёж классических брюк.
Задачи:
1. Образовательная: ознакомить с правилами и последовательностью выполнения чертежа классических брюк. Научить рассчитывать конструкции по формулам.
2. Развивающая: развивать конструкторское мышление, познавательные способности, умение работать с технической документацией.
3. Воспитательная: продолжить формирование добросовестного отношения к труду, прививать интерес к предмету.
Оборудование, наглядность, ТСО: плакат «Снятие мерок с фигуры человека», рабочие тетради, альбом, чертёжные инструменты, инструкционные карты.
Межпредметная связь: математика, элементы геометрии, черчение, история, география.
Методы и формы обучения: рассказ о биографии брюк, беседа о правилах построения чертежа, работа с технологической документацией.
Практическая работа: планирование работы. Изготовление чертежа классических брюк в М 1:4.
Словарная работа: конструктор
Литература
1. Бердник Т.О. «Швея. Портной лёгкой женской одежды». – Ростов – на Дону «Феникс».2001г. (серия учебники – ХХI века).
2. Иванова М.Н. «Работа с тканью». – Минск. «Народная АСВЕТА». 1977г.
3. Симоненко В.Д. «Технология». Москва. «Вента - Граф». 2001г.
4. Труханова А.Т. «Технология женской и детской лёгкой одежды». Москва. «Высшая школа». 2001г.
Ход урока
I. Организационный вопрос
II. Вводный инструктаж
Учебные задачи для учащихся:
1. научиться строить чертёж классических брюк.
2. научиться делать расчет конструкции по формулам.
Сегодня на уроке у нас будет работать справочное бюро, которое поможет нам разобраться в некоторых вопросах (профориентация).
III. Повторение пройденного материала
1. какие основные мерки применяются для чертежа классических брюк? (Ответ: Ст, Сб, Ди, Шн, Рост).
2. что значит построить чертёж в М1:4? (Ответ: в масштабе, в 4 раза меньше натуральной величины).
3. какие виды одежды входят в поясную группу? (Ответ: фартук, юбка, брюки, шорты).
4. только ли женская одежда сможет входить в поясную группу? (Ответ: нет. В мужской одежде тоже есть поясная группа: брюки, шорты, спортивные брюки).
IV. Формирование новых знаний учащихся
Моделирование и конструирование – важнейшие этапы швейного производства, от решения которых зависит успех работы на всех дальнейших стадиях изготовления одежды. Конструирование одежды выполняет конструктор.
Конструктор детально разрабатывает принятие к производству модели, создаёт выкройки с учётом экономного расхода ткани и передовых методов обработки изделий. Конструктор создаёт новые модели и представляет их на художественный совет для утверждения. Создавая модель, он должен учесть назначение изделия, ткань, из которой оно будет выполнено, возраст и особенность фигуры потребителя, модель должна быть удобной, красивой и экономически выгодной.
Конструктор должен работать творчески (Показ журнала «МОД»).
Девочки, какие виды одежды вы знаете? (ответы учениц).
Рассмотрим таблицу: «Виды одежды»
по назначению |
по сезону |
по силуэту |
по крою |
вид ткани |
домашняя, рабочая, спортивная, ведомственная, праздничная, карнавальная |
летняя, весенне – осенняя, зимняя |
прямые, расширенные, зауженные к низу |
прямые, клиньевые, конические, клешевые, двухшовные, одношовные, со складками |
льняные, Х/Б, шёлковые, шерстяные, искусственные, синтетические |
Вы обратили внимание на то, что виды одежды разные, и одна из них - это брюки.
Брюки как и любая одежда должны хорошо сидеть на фигуре, соответственно размеру и росту.
Мы с вами будем строить чертёж классических брюк и вам, наверно, интересно будет знать как пришли в нашу жизнь брюки? Давайте снова обратимся к справочному бюро.
Биография вещей. (Рассказывают девочки)
Считают, что брюки имеют восточное происхождение. Римляне «познакомились» с ними только во II веке до н.э. через германцев, но сами больше пользовались гамашами. В ХII веке в повседневный обиход вошли мужские чулки – штаны, которые были скорее чулками. В ХV – ХVI веках в обиходе появились штаны, имеющие разнообразные, иногда невероятные формы. На изготовление штанов порой уходило несколько метров шёлка.
В это же время в Испании, во Франции и в Англии вошли в моду короткие штаны – узкие или широкие, на них по окружности делали продольные прорези. В ХVII веке брюки стали широкими до колен и выглядели, как юбки. Вплоть до ХVIII века брюки состояли из двух частей, порознь надевавшихся на ноги и скреплявшихся на поясе шнурком.
Брюки, так же как и юбки, относятся к поясным изделиям. Они могут быть составной частью костюма или служить самостоятельным видом одежды. Брюки бывают нарядные и повседневные. Форма, длина, силуэт брюк в зависимости от моды: расширенные, зауженные, с поясом, без пояса, с застёжкой молнией, застёжкой на пуговицы и петли, низ брюк может быть с манжетами и без них.
По конструкции брюки делят на брюки навыпуск (носят поверх обуви), брюки в сапоги (форменные брюки - галифе), брюки спортивные (лыжные, для игры в гольф, шорты и пр.).
Брюки могут быть с застёжкой спереди или в боковом шве, с притачным или цельнокроеным поясом, с манжетами или без них. В брюках обрабатывают различные карманы (прорезные, накладные, в боковых швах на передних и задних частях брюк).
Передние части брюк в зависимости от назначения и вида ткани могут быть обработаны на подкладке.
Женские брюки могут иметь более или менее плотное облегание по бёдрам и разный силуэт ниже бёдер: прямые по всей длине, сужающийся к низу или сужающиеся к коленям и расширенные книзу. Они могут быть до колен, длинными, отрезными до линии колен, с кокетками на передних и задних частях брюк.
Боковые швы могут быть настрочными или расстрочными. Брюки может украшать отделочная строчка.
Построение основы чертежа
Пользуясь инструкционной картой приступим к построению основы классических брюк.
В отличии от юбки брюки начинают строить с передней половинки. Для построение чертежа классических брюк нам необходимо снять дополнительную мерку: Шн – ширина низа штанины, которая записывается в половинном размере.
Для того, чтобы правильно определить уровень линии бёдер мы воспользуемся ещё одной меркой – это рост человека.
Мерка Ди, в данном случае это длина брюк, снимается обязательно с той обувью, с которой они будут носиться.
Для начала запишем мерки, необходимые для построения чертежа брюк.
Инструкционная карта
Построение чертежа классических брюк на типовую фигуру, в М 1:4.
Мерки для построения чертежа классических брюк (чертёж классических брюк строим без прибавок на свободное облегание, исходя из многолетнего опыта моей работы закройщиком):
Ст - 38; Сб -48; Р -160; Дбр -105; Шн -30.
Построение и расчёт:
Передняя половинка брюк (рис.1)
1. Построим прямой угол с вершиной в (.)Т.
2. От (.)Т вниз по прямой линии откладываем отрезок, равный длине брюк (105 см.) и ставим (.)Н. ТН = Дбр = 105 см.
3. ТБ – уровень линии бёдер. ТБ = 0,12×Р, тогда ТБ = 0,12*160 = 19,2 см.
4. Уровень линии сидения - ТЯ. ТЯ = 0,5×Сб, тогда ТЯ = 24 см.
5. Уровень линии колена – БК. БК = 0,5×БН, тогда БК = 42,9 см. (105-19,2)*0,5=42,9
6. Ширина передней половинки брюк по линии бёдер – ББ1. ББ1 =
ТТ1 = 0,5× Сб, тогда ТТ1 = 0,5×48 = 24 см.
7. Линия шага передней половинки брюк – Я1Я2; Я1Я2 = 0,1×Сб = 4,8 см.
8. Линия шага оформляется: отрезок Б1 соединим прямой линией с (.)Я2, затем этот отрезок разделим на два, а в точке деления поставим (.)1. (.)1 и (.)Я1 соединим прямой линией, в точке деления поставим (.)2 и оформим линию шага плавной линией.
9. В точке деления отрезка ЯЯ2 на две равные части ставим (.)Я3. по этой линии находится линия сгиба или стрелки, то есть ЯЯ3 = Я3Я2.
10. Оформим ширину передней половинки брюк по линии талии. Для этого произведём расчёт: Т1Т2 = 0,5×Ст + глубина вытачки, которая равна 2 см., тогда Т1Т2 = 19+2 =21 см. Длина вытачки от 8 до 10 см. Вытачка располагается на линии стрелки.
От (.)Т2 вверх откладываем постоянную величину, равную 1,5 см. и ставим (.)Т3
11. Оформим линию бока передней половинки брюк: для этого точки Т3 и Б соединим плавной линией, под лекало.
12. Ширина низа – Н3Н2 = (Н1Н3 + Н1Н2); Н1Н2 = (Шн - 2):2 = (30-2):2=15 см.
Линия низа оформляется следующим образом: от (.)Н1 вверх по линии стрелки откладываем 0,5 см.. И точки Н3, Н1, 0,5, Н2 соединим плавной вогнутой линией. Прямыми линиями соединим (.)Б с (.)Н3, а (.)Я2 с (.)Н2
Задняя половинка брюк (рис. 2)
Построение задней половинки брюк производится на чертеже передней половинки брюк. Все основные конструктивные линии должны строго совпадать, то есть:
1. ТН = 105 см;
2. ТБ = 19,2 см;
3. ТЯ = 24 см;
4. ББ1 = ТТ1 = 0,5× Сб, тогда ТТ1 = 0,5×48 = 24 см.
5. БК = 42,9 см;
6. ББ2 = 0,1×Сб – 2 см = 4,8-2=2,8 см.;
7. Б2Б3 = ББ1 = 24 см.
8. Б3Б4 = 0,1×Сб – 1 см = 4,8-1=3,8 см.;
9. Б4Т5 = ТБ = 19,2 см.;
10. Линия стрелки должна обязательно совпадать;
Ширина низа – Н3Н2 = (Н1Н3 + Н1Н2); Н1Н5 = Н1Н4 =(Шн - 2):2 + 2= (30-2):2+2=17 см. или Н3Н5 = Н2Н4 = 2 см.;
11. Линия сидения оформляется тоже подобным образом, как и на передней половинке, но дополнительно находим (.)3, которая находится на 1 см. ниже по наклонной прямой линии от (.)2;
12. от (.)Я2 откладываем отрезок Я2Я4, равный отрезку Я1Я2, то есть 4,8 см.
13. (.)Я5 находится ниже (.)Я4 на 1 – 1,5 см по прямой линии Я4К5.
14. Линия низа оформляется плавной выпуклой линией, проходящей через точки:Н5, 0,5см., Н4. (.)0,5 см откладывается ниже (.)Н1 (см. чертёж).
15. Линия бокового шва задней половинки брюк оформляется следующим образом: (.)Б2 соединяется с (.)Н5;
16. Шаговый шов: Я5 плавной линией с (.)Н4 , (см. чертёж).
17. Средний шов оформляется через следующие точки: Т5, Б4, 3, Я5.
18. Ширина задней половинки брюк по линии талии рассчитывается аналогично передней. Вытачку можно взять шире на 1 см., чем передняя, а длина её больше на 2 - 4 см., чем у передней вытачки. Вытачка располагается на делении отрезка Т5Т6 на два, а к точке деления восстанавливается перпендикуляр, на котором откладывается вытачка длиной 12 - 14см., а шириной 3см., следовательно, ширина задней половинки брюк по линии талии (Т5Т6 = 22см.).
19. Линия бока задней половинки оформляется следующим образом: из (.)Т5, циркульно откладываем отрезок равный дуге Т5Т6, то есть 22 см., а из точки Б2, дугой, равной ТБ + 1,5 см., то есть 19,2+1,5=20,7 см. на пересечении этих двух дуг ставится (.)Т6.
20. (.)Т6 соединим прямой линией с (.)Т5, а (.)Т6 с (.)Б2 под лекало.
21. Оформим вытачку.
III. Вводный инструктаж и выполнение практической работы: «Построение основы классических брюк»
Задание:
1. Пользуясь мерками, заданными в начале объяснения и инструкционной картой, построить основу классических брюк, в М1:4.
2. Отметить на чертеже основные конструктивные линии.
Контрольные вопросы:
1. К какому виду изделия относятся брюки?
2. С какой половинки брюк начинается построение чертежа
3. Основные мерки, необходимые для построения чертежа классических брюк
4. Какие основные конструктивные линии необходимы для построения чертежа классических брюк?
5. Как отличаются передние и задние половинки брюк по линии низа?
VI. Анализ и оценка выполненной практической работы
Девочки, сегодня на уроке, мы с вами научились строить классические брюки, познакомились с профессией – конструктор, узнали историю возникновения брюк.
Ответили на заданные вопросы повторения и нового материала. В течении всей третьей учебной четверти мы с вами будем шить брюки. На следующих уроках мы научимся моделировать брюки, а это значит научимся строить новые модели брюк, понравившимся нам, - и всё это на чертеже классических брюк (основа).
Я зачитаю слова А.М. Горького: «Под красотой понимается такое сочетание материалов, а так же звуков, красок, слов – которое придаёт созданному; сработанному человеком – мастером форму, действующую на чувство и разум как сила, возбуждающая в людях удивление, гордость, радость перед их способностью к творчеству». Вы, наверное , со мной согласитесь: посмотрите, какие красивые, уникальные наряды можно изготовить на уроке и в кружке по моделированию и конструированию одежды.
Сегодня на уроке вы убедились в том, что вам понадобятся знания математики, черчения, ИЗО, истории, географии, литературы. Эти знания пригодятся вам и в будущем, чем глубже вы будете изучать предмет, тем лучше вы будете подготовлены к урокам. А сейчас нам предстоит оценить ваши знания. Я думаю, вы справились с теми задачами, которые перед вами стояли на данном уроке. Перечисляю кто и как справился с заданием.
VII. Домашнее задание:
На следующем занятии мы будем изготавливать выкройку на ваш размер, то есть строить выкройку по индивидуальным меркам. Нужно принести бумагу большого формата, можно использовать обои, цветные карандаши, циркуль, сантиметровую ленту, фломастеры, ластик, лекало, большую линейку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.