Основное содержание урока. Понятие об устной народной прозе. Предание как жанр устной народной прозы. Предания как поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки- ведьмы», «Пётр и плотник». Предание «Пётр и плотник» в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности учащихся. Восприятие текста преданий и их выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев преданий. Выявление их исторической основы и отношения народа к героям преданий. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «устная народная проза», «предание».
Планируемые результаты Личностные: воспитание уважения к русскому фольклору и истории, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа.
Метапредметаые: развитие умений самостоятельно планировать пути достижения целей, организовывал совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Предметные: воспитание квалифицированного читателя, способного доказывать своё мнение, осуществлять смысловой и эстетический анализ текста; осознание художественной картины жизни, отражённой в преданиях.
Домашнее задание
ВСЕМ: Выполнить задание 2 из раздела учебника «Будьте внимательны к слову» и задание 4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение». Письменно ответить на вопрос «Каково отношение народных сказителей к событиям и героям преданий (на примере одного предания)?». Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович».
Задания для желающих по рядам. Подготовить краткие сообщения о собирателях былин:
1 ряд – о Кирше Данилове,
2 ряд – о П. Рыбникове,
3 ряд - А. Гильфердинге
на основе справочной литературы и ресурсов Интернета
Проверка домашнего задания
Задание 2 из раздела учебника «Проверьте себя».
Письменный ответна вопрос «Что нужно для того, чтобы стать талантливым читателем?».
Прочитайте подобранные афоризмы, пословицы и поговорки о писателях и книгах.
Прочитайте написанную для школьной газеты статью на тему «Советы читателю».
Понятие об устной народной прозе. Предание как жанр устной народной прозы
Что такое устная народная проза? Найдите этот термин в словаре литературоведческих терминов или на сайте www.gramma.ru и определите ключевые слова этой формулировки.
Какие жанры устной народной прозы вы знаете? Чем различаются фольклор и литература?
Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя». Какая народная мудрость отразилась в быличках и преданиях, изученных в 5—6 классах?
Вспомните, что такое предание. Найдите определение этого понятия в словаре литературоведческих терминов и выявите в нём ключевые слова.
Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Будьте внимательны к слову».
Предания как поэтическая автобиография народа
Чтение и обсуждение статьи учебника «Предания»:
Почему предания называют поэтической автобиографией народа? Что такое автобиография?
Как возникли предания и как они связаны с русской историей?
Какие исторические личности стали героями преданий?
Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Проверьте себя».
Выполнение заданий из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
Устный рассказ об исторических событиях в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник»
Групповая работа:
Группа 1. Прочитайте выразительно предание «Воцарение Ивана Грозного». Расскажите об историческом событии, отражённом в предании (Д/ З: Составить краткие историко- культурные комментарии к следующим реалиям: Рюрик, Иван Грозный, Пётр I, взятие Азова, Полтавская битва). В чём сходство и различие исторического сюжета и сюжета предания? Каким мы видим Ивана Грозного? Почему царя Ивана Васильевича прозвали Грозным? Как это объясняет предание? Какие фантастические элементы есть в предании? Какова их роль?
Группа 2. Прочитайте выразительно предание «Сороки - ведьмы». Расскажите о борьбе Ивана Грозного с колдунами. В чём сходство и различие исторического сюжета и сюжета предания (Д/ З). ? Каким показал в предании Иван Грозный? Какие фантастические элементы есть в предании? Какова их роль?
Группа 3. Расскажите об источниках, повествующих о работе Петра I плотником. Прослушайте предание «Пётр и плотник» в актёрском исполнении. Ответьте на вопросы 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение». В чём юмор предания и его глубокая мудрость? (Д/ З).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.