Цели урока: Обучающие: Пополнить знания уча¬щихся о предлогах ис¬пользовании их в речи. Систематизи¬ровать знания, умения и навы¬ки по изучен¬ной теме.
Развивающие: Пополнить словарный за¬пас учащихся.Формировать навыки грамот¬ного чтения и письма . Раз¬вивать орфо¬графическую зоркость
Воспитатель¬ные: эстетическое воспитание учащихся знать об истории музеев
К 1 - умеет четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, составляя монологические высказывания по содержанию прочитанного текста с небольшими изменениями. К 6 - может получать сведения о новостях науки и техники из соответствующих возрасту источников на русском языке (в пределах изученного).
Тип урока: урок открытия нового знания Комбинированный урок
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, Частично-поисковый, Коммуникативный
Методические приёмы, исполь¬зуемые на уроке: Беседа Самостоятельная работа над учебным мате-риалом Упражнения Диалог Дискуссия
Вид используемых на уроке средств: Учебник «Русский язык»,Предметные рисунки Опорные таблицы Презентация,
Работа с иллюстративным материалом. Составление кластера, диалогов и монологов по ситуации.
Способы работы Работа со словарями, мозговой штурм, кластер, работа в группах. Сопоставление фактов родного и русского. языка.
Разработка урока на тему Предлог.docx
РАЗРАБОТКА УРОКА УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ БОЙКУЗИЕВА
МИРЗОХИДА ЗОЙРАЛИЕВИЧА.
Дата урока:__________________ 10 « » класс
Тема: Предлог
Цели урока: Обучающие: Пополнить знания учащихся о предлогах использовании их в речи.
Систематизировать знания, умения и навыки по изученной теме.
Развивающие: Пополнить словарный запас учащихся.Формировать навыки грамотного чтения и
письма . Развивать орфографическую зоркость
Воспитательные: эстетическое воспитание учащихся знать об истории музеев
К 1 умеет четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, составляя
монологические высказывания по содержанию прочитанного текста с небольшими
изменениями. К 6 может получать сведения о новостях науки и техники из соответствующих
возрасту источников на русском языке (в пределах изученного).
Тип урока: урок открытия нового знания Комбинированный урок
Методы обучения: Объяснительноиллюстративный, Частичнопоисковый, Коммуникативный
Методические приёмы, используемые на уроке: Беседа Самостоятельная работа над учебным мате
риалом Упражнения Диалог Дискуссия
Вид используемых на уроке средств: Учебник «Русский язык»,Предметные рисунки Опорные
таблицы Презентация,
Работа с иллюстративным материалом. Составление кластера, диалогов и монологов по ситуации.
Способы работы Работа со словарями, мозговой штурм, кластер, работа в группах. Сопоставление
фактов родного и русского. языка.
.Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний Вопросноответная беседа:
Опрос пройденной темы
Изучение нового материала
Служебные части речи – предлоги, союзы, частицы. Они не изменяются и не бывают членами
предложения. • Предлог выражает зависимость существительного, числительного или
местоимения от других слов в словосочетании.Предлоги уточняют значения косвенных падежей и
выражают различные отношения:
пространственные (находится в галерее, подошли к музею, пришли с выставки);
временные (открыт сутра до вечера, пришли на каникулах);
причинные (наградили за заслуги, испортились изза мороза, прыгали от радости); целевые (сохранить для музея, послать за экскурсоводом) и другие.
Непроизводные предлоги (в, с, из, от) не образованы от других частей речи. Производные предлоги
образованы от самостоятельных частей речи: существительных (при условии, в течение), наречий
(около, возле, после), деепричастий (несмотря на, не считая).
Производные предлоги могут быть из одного слова, то есть простые (в, на, от, с, для) или из двух и
более слов (вдоль по, несмотря на, в течение, в отличие от) составные.
Производные предлоги
от существительных
вследствие болезни в
продолжение дня в
течение года в
отличие от меня в
связи с ремонтом в
от деепричастий
от наречий
благодаря
вдоль улицы
спонсорам спустя
напротив
неделю несмотря
здания впереди
на грипп невзирая
класса возле
на трудности
витрины вблизи
В узбекском языке употребляются послелоги (ko‘makchilar).
Я купил для тебя билет в музей. – Sen uchun muzeyga bilet
oldim.
Упражнение 1. Восстановите словосочетания, выбрав подходящий предлог.
Прийти (из, со) музея, приехать (на, в ) выставку, уйти (на, в) работу, приходить (с, из) театра,
отставать (благодаря, изза, вследствие) болезни, победить(благодаря, изза, вследствие) помощи.
Большинство предлогов – многозначные.
выглядывал изза дома
достали изпод шкафа
пить чай какой? с удовольствием с кем? с бабушкой как? с мятой когда? с утра
Упражнение 2. Измените предложения, употребив предлог в.
Образец: Он надел светлую рубашку. – Он был в светлой рубашке.
1. Она всегда носит тёмные очки. 2. Ребята надели спортивную форму.3. Артист выбрал полосатый
костюм. 4. Его лицо покрывали морщины. 5. На скатерти появились пятна. 6. На мебели были старые
чехлы.
Упражнение 3. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
застеклить – oyna solmoq группировать – to‘plamoq обеспечить – ta’minlamoq доступ – kirish huquqi
произведение искусства – san’at asari
1. Где раньше хранили произведения искусства?
2. Когда возникли первые художественные галереи?
3. В каких музеях мира вы хотели бы побывать?
Упражнение 4. Найдите предлоги в тексте. Какой предлог встречается чаще всего? Одинаковые или
разные отношения выражают предлоги в словосочетаниях в древности и в замках? Укажите
предлоги с тем же значением.
• Предлоги благодаря (tufayli), согласно (muvofiq) и их антонимы вопреки (qaramasdan, qarshi),
наперекор (qarshi) употребляются с дательным падежом существительных.
Упражнение 5. Прочитайте предложения, вставляя по смыслу предлоги благодаря, согласно или
вопреки, наперекор.
Производные предлоги следует отличать от существительных, наречий или деепричастий. После
предлогов всегда стоит существительное или местоимение
Различайте омонимы
самостоятельные части речи
Художник писал пейзаж, а они
стояли возле. (недалеко, рядом)
Они шли, не смотря под ноги. (не
смотрели)
В следствие по делу Петрова
вмешался прокурор.
Мы вышли из музея, благодаря экс
курсовода за лекцию. (вышли и
благодарили)
предлоги
Возле музея стоял памятник. (у музея,
около музея)
Несмотря на годы, картина сохранила
яркие краски.
Выставку отменили вследствие
болезни художника (изза болезни)
Мы нашли выход из музея благодаря
экскурсоводу. (с помощью
экскурсовода)
Упражнение 6. Подумайте, в каких из данных пар предложений употребляются
существительные с предлогами?
1. Цветы растут вокруг дома. Вокруг растут цветы. 2. Мы спаслись благодаря другу. Уходя, мы
благодарили друга. 3. Несмотря на непогоду ребята играли. Он ушёл, не смотря на оставшихся. 4.
Согласно приказу вы должны ехать в столицу. Они живут согласно.
Упражнение 7. Опишите по образцу предметы и людей, употребив предлоги. Составьте 2
предложения с этими словосочетаниями.
Сравните и запомните!
кем?
(действует
один)
с кем?
(действуют
вместе)
Узбекистан гордится музеем имени
Савицкого.
Профессор интересовался молодым
художником.
Архитектор беседует с инженером.
(Архитектор и инженер беседуют).
Ученики встретились с реставратором.
(Ученики и реставратор встретились)
O‘zbekiston Savitsskiy nomli muzey bilan
faxrlanadi.
Professor yosh rassom bilan qiziqdi.
U bo‘yoqlar bilan chizadi.
O‘gilbola to‘p bilan o‘ynaydi.
. Me’mor injener bilan suhbatlashdi.
O‘quvchilar restavrator bilan
uchrashdilar.
Упражнение 8. Составьте антонимичные пары словосочетаний с предлогами по образцу
ИТОГ УРОКА
Домашняя работа
Упражнение 9. Как вы понимаете выражения человек со странностями, девушка с характером,
парень с головой? Упражнение 10. Напишите по материалам справочной литературы, Интернета минисочинение о
Музее искусств Узбекистана или музее имени И.Савицкого в Нукусе.
Предлог
Предлог
Предлог
Предлог
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.