Урок русского языка в 10 классе
Тема: Служебные части речи. Предлог (2 часа)
Цель : Повторить и обобщить изученное по служебным частям речи.
Задачи:
Познавательные:
1. активизировать знания учащихся о служебных частях речи;
2. уметь находить в тексте служебные части речи и классифицировать их;
3. формировать навыки различия служебных частей речи от самостоятельных.
Развивающие: развивать умение работать в парах, применять теоретические знания на практике, память, орфорграфическую зоркость.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к предмету, чувство ответственности.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас,
наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить
чудные законы его.
Н.В. Гоголь
ОРГМОМЕНТ.
I. 1. Объявление темы урока и цели.
2. На доске записываем предложение.
Солнце садилось в травы, в туманы и росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива в кустах со стороны полотна (К Паустовский).
Найти все служебные части речи.
(В этом предложении 23 слова, из них служебных 8. Одни служат для связи слов в предложении, другие для связи простых предложений в составе сложного, а служебное слово «не» выражает отрицание).
а) Назовите предлоги б) Чем отличаются предлоги от союзов и частиц?
Предлог – служебная часть речи, обозначает отношение между объектом и субъектом, выражает зависимость существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетании и предложении. Предлоги не являются членами предложения, не имеют лексического значения, к ним нельзя задать вопрос.
Предлог
Классификация по происхождению и строению
Непроизводные (древнейшие) – в, без, до, из, к, на, по, о, от, перед, через, с, у, за, над, об, под, про, для.
Производные предлоги образовались в более позднее время от других частей речи
и подразделяются на:
Ø Наречные: вблизи, вглубь, вдоль, возле, около, вокруг, впереди, после и др.
Ø Отыменные: посредством, в роли, в зависимости от, путем, насчет, по поводу, ввиду, по случаю, в течение и др.
Ø Глагольные (образованы в большинстве своем от деепричастий нежели глаголов – благодаря, несмотря на, спустя и др.)
Классификация по структуре
Простые (состоят из одного слова): в, с, к, у, над, на.
Сложные (состоят из двух, соединенных дефисом): из-под, из-за и др.
Составные (состоят из нескольких слов) : несмотря на, в отличии от, в связи с и др.
Классификация по отношениям
Пространственные - около, в , среди, на и др. Временные - в течение, в предложение и др.
Причинные в виду, благодаря, вследствии, в связи, из – за и др. Целевые для.
Употребление предлогов по падежам
С Родительным: без, вокруг, для, до, из, от, у и др.
С Дательным: благодаря, вопреки, согласно, наперекор, навстречу.
С Винительным: про, сквозь, через, несмотря на и др.
С Творительным : между, над, перед.
С Двумя падежами: в, на – (с В. п. и Пр. п.)
за, под – (с В. п. и Тв. п.) С несколькими с, по – (Р.п., В.п., Тв. П.)
Многозначные предлоги – это те, которые могут употребляться с разными падежами.
Правописание предлогов
Слитно |
Раздельно |
Через дефис |
вследствие |
в течение |
из-за |
ввиду |
в продолжение |
из-под |
наподобие |
по прчине |
по - над |
вместо |
в целях |
|
насчет (о) |
со стороны |
|
Иметь в виду (в три слова) Предлоги : благодаря
согласно употребляются вопреки с дательным наперекор падежом
навстречу
Закрепление знаний.
1.Выполните тест с взаимопроверкой.
№1
Что такое предлог?
а) часть речи, которая обозначает предмет речи;
б) служебное слово, которое служит для связи слов в словосочетании и предложении;
в) самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их;
г) группа слов, которые не входят в классификацию частей речи, а указывает на эмоции и чувства;
№2
С какими частями речи употребляются предлоги?
а) с существительными, местоимениями, числительными;
б) с существительными, прилагательными;
в) с глаголами, прилагательными;
г) с междометиями, наречиями;
д) с числительными, глаголами
№3
С какой частью речи предлог на употребляется?
а) с существительным;
б) с прилагательным;
в) с местоимением;
г) с глаголом;
д) с существительным и местоимением.
№4
Какие бывают предлоги по происхождению?
а) однозначные, многозначные;
б) производные, однозначные;
в) сложные, простые;
г) производные, непроизводные;
д) непроизводные, составные.
№5
Найдите группу отглагольных предлогов.
а) вблизи, вдали, вокруг;
б) вследствие, насчет, около;
в) в, до, перед;
г) из-за, ввиду,с;
д) благодаря, включая, исключая.
№6
Найдите группу непроизводных предлогов.
а) подобно, вопреки;
б) из-под, по;
в) вопреки, согласно;
г) ввиду, благодаря;
д) в, спустя.
№ 7
Какое место по частоте употребления занимает предлог?
а) первое;
б) второе;
в) третье;
г) четвертое;
д) пятое.
№8
Что в переводе с греческого языка означает термин «предлог»?
а) член предложения;
б) часть речи;
в) перед корнем;
г) перед словом;
д) слово.
№ 9
Какие бывают предлоги по структуре?
а) однозначные, многозначные;
б) составные , производные;
в) многозначные, простые;
г) простые, составные, сложные;
д) непроизводные, производные, составные.
№ 10
Укажите группу сложных предлогов.
а) из-зи, по-за, из-под;
б) благодаря, вопреки;
в) несмотря на, около;
г) под, до,у;
д) по приезде, вследствие.
№ 11
Какие предлоги многозначные?
а) употребляются с несколькими падежами;
б) употребляются с одним падежом;
в) образованы от наречий;
г) непроизводные;
д) связывают однородные части.
№ 12
Какие предлоги употребляются с тремя падежами?
а) между, меж;
б) в, на;
в) обо, об;
г) с, по;
д) без, через.
№ 13
В каком словосочетании предлог выражает целевые отношения?
а) сидеть возле костра;
б) остановиться для ночлега;
в) идти впереди колонны;
г) не выехать ввиду непогоды;
д) объявить после выступления.
№ 14
С каким падежом употребляются предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, навстречу, подобно?
а)с родительным;
б) с винительным;
в)с дательным;
г)с творительным;
д) с предложным.
№ 15
Найдите ряд с ошибкой
а)Благодаря болезни;
б)Благодаря хорошей погоде;
в)Вопреки предсказанию;
г)Согласно инструкции;
д)Наперекор стихии.
2. Распределительный диктант (индивидуальная работа с совместной проверкой)
Задание: распределите в три столбика: союзы, предлоги, частицы
В течение, бы, потому что, из-под, вследствие, давай, -ка, с тех пор как, не, в случае, ли, так как.
3. Работа в парах.
Задание 1 паре – выписать из текста все предлоги и определить их разряд.
Задание 2 паре – выписать все союзы и частицы и определить их разряд
Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёю.
4.Выполнение самостоятельной работы по теме «Служебные части речи»
1. Укажите слово, на конце которого пишется е:
а) в течени.. реки; б) впоследстви..; в) вследстви..; г) в связ.. .
2. Укажите подчинительный союз:
а) не только – но и; б) зато; в) чтобы; г) либо.
3. В каком предложении пишется не?
а) На небе н.. облачка.
б) Времени осталось н..чтожно мало.
в) Что бы он н.. делал, где бы н.. находился, его преследовало одно видение.
г) Его н.. могла н.. волновать н..спокойная красота этой девушки.
4. Укажите предложение, в котором есть отрицательная частица НИ.
а) Нельзя было (н..)почувствовать сурового великолепия северной природы.
б) Как (н..)старался отец казаться спокойным, я заметил его волнение.
в) Олжас сохранял спокойствие (н..)возмутимое.
г) Я тебя (н..)кому в обиду (н..)дам.
5. Укажите сочинительный разделительный союз:
а) то – то; б) зато; в) как – так и; г) однако.
6. Укажите правильный вариант написания НЕ-НИ в предложении: Покорно, как ребенок, он слез с коня и остановился (н..)жив (н..)мертв перед Тарасом.
а) не (через дефис), б) ни (раздельно), в) ни (слитно), г) не (слитно).
7. Слитно пишутся предлоги:
а) (в)продолжение занятий, (в)течение суток,
б) (в)силу обстоятельств, (в)заключение выступления,
в) работать (в)течение года, (в)целях повышения урожайности,
г) (в)следствие снегопада, (на)счет подписки.
8. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение:
Я силы черпал у России, что(бы) России их отдать.
а) чтобы – пишется слитно всегда;
б) что бы – пишется раздельно всегда;
в) чтобы – союз подчинительный, пишется слитно;
г) что бы – местоимение с частицей бы, пишется раздельно.
9. Определите, в каком из предложений нет формообразующей частицы:
а) Светит, да не греет. б) А я придумал бы еще лучше.
в) Пусть бор бушует под дождем. г) Да здравствуют знания!
10. Укажите вариант с написанием слова через дефис:
а) не было (ни)у(кого), б) рассказать кое(про)кого,
в) были(же) случаи, г) (кое)какой товар,
11. Укажите формообразующую частицу:
а) пусть; б) разве; в) что за; г) как.
12. Определите предложение, в котором частица пишется раздельно:
а) Тебе(ль) с ним тягаться! б) «Точно так(с),» - промолвил Петр.
в) В последние дни погода была довольно(таки) сырая. г) Книгу(то) ты прочел?
13. Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется раздельно:
а) Помириться с ним он все(таки) не захотел. б) Необходимо прийти (во)время.
в) Что(бы) ни говорили, а я выполню эту работу. г) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
14. Определите разряд модальных частиц в предложении:
Говорил, говорил о дружбе, а товарищу помочь все-таки отказался.
а) указательная, б) вопросительная, в) уточняющая, г) усилительная.
15. Укажите производный предлог:
а) через; б) благодаря; в) под; г) без.
16. Укажите ССП с противительным союзом:
а) Мы собирались ехать за город, наши родственники, гостившие у нас в это лето, также захотели ехать с нами.
б) На реке было холодно и ветрено, зато рыба клевала.
в) Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы.
г) То птица из-под ног у них вспорхнет, то краснобокая лисица в кусты цветущие нырнет.
17. Выберите предложение, в котором предлог пишется раздельно:
а) Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (в)роде серенькой.
б) (В)виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым и приподнятым.
в) Дальнейший наш путь был утомителен и (в)следствие этого малоинтересен.
г) (В)продолжение ночи я не спал ни минуты.
18. Среди записанных слов укажите то, которое не является частицей:
а) неужели; б) вряд ли; в) ввиду; г) уж.
19. Какие частицы пишутся через дефис?
а) –бы, -ли, -же, -нибудь, б) –бы, -ли, -ка, -то,
в) -нибудь, -ка, либо-, -то, г) –ежели, -ка, кое-, -нибудь,
20. Выберите пример, в котором правильным является раздельное написание
а) Молод, (за)то талантлив. б) Может, птица какая-нибудь (в)роде цапли.
в) Его ценят (за)то, что умен. г) Предмет (на)подобие куба.
VI.Подведение итогов.
VII. Домашнее задание: выучить конспект, упр. 363.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.