Урок русского языка во 2 классе
тема: “Предмет и его название ”.
Цель: сформировать представление о словах - названиях предметов.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться классифицировать и объединять слова в тематические группы: названия предметов и явлений.
Познавательные формировать способность понимать учебную задачу урока, выделять главное, делать выводы, сопоставлять и сравнивать полученную информацию.
Коммуникативные формировать умение самостоятельно строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, формировать умение работать в группе, слушать собеседника и вести диалог.
Регулятивные формировать способности планировать и контролировать учебные действия, находить и исправлять допущенные ошибки, оценивать свои достижения на уроке и успешно использовать их в решении учебных задач.
Личностные формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1. Сегодня на уроке мы с вами работаем в группах. Прошу договориться между собой и распределить каждому члену группы его роль и выбрать себе карточку, определенного цвета: “Лидер группы” (тот, кто отвечает за дружную и спокойную работу группы), “Спикер или докладчик” (тот, кто в устной форме представляет решение группы), “Чтец” (человек, получающий материал и читающий задания всей группе), “Секретарь” (тот, кто ведёт все записи группы).
· Выбор сделан, начинаем наш урок.
2. Уважаемые “чтецы”, каждой группы, возьмите у себя на столе карточку жёлтого цвета и прочтите для своей группы слова, которые там записаны:
Ледник, побелка, работник, выдумка, переработанный, морозец, след, синева, беленькая, ледниковый, последний, морозный, синие, леденеет, задумчивая, белеет , посинеют, думают, следят , работают, заморозят.
· На какие группы мы их можем разделить?
· Эти слова можно разделить на группы однокоренных слов.
· Для каждой команды я предложу выписать определенную группу однокоренных слов и выделить в этих словах корень.
· Что надо знать, чтобы выполнить это задание?
В ходе обсуждения формируются и на доске появляются критерии:
1. Уметь объяснить (лексическое) значение слова.
2. Уметь находить общую часть слов.
3. Уметь правильно выделить корень.
· Посмотрите, в вашем рабочем листе для каждой группы есть свой корень слова. Возьмите рабочие листы, обсудите и запишите туда, все однокоренные слова, которые вы можете выбрать из списка. (Для каждой группы свой корень слова: -работ-, -бел-, -дум-, -лед-, -след-, -син-, мороз-).
· Давайте проверим получившиеся группы слов.
· Оцените умения своей группы в листе оценки по тем критериям, что мы с вами сформулировали:
Уметь объяснить (лексическое) значение слова. |
|
Уметь находить общую часть слов. |
|
Уметь правильно выделить корень |
· Раскрасьте квадраты соответствующими цветами:
красный- мы не поняли, нам нужна помощь;
жёлтый - сомневаемся, не уверены в своих знаниях;
зелёный - знаем, умеем, можем помочь друзьям и другой группе.
· Какой вывод мы можем сделать, всё ли так хорошо у нас получилось при выполнении этого задания? Над чем нам с вами стоит ещё поработать?
II. Постановка темы и целей урока.
1. Посмотрите на те слова, которые вы записали у себя в задании (на доске общая сводка всех групп).
· На какие три группы ещё можно разделить эти слова?
· Что общего у слов ЛЕДНИК, МОРОЗЕЦ, ПОБЕЛКА, ПОЛЁТ, ВЫДУМКА, СЛЕД, СИНЕВА? На какие вопросы они отвечают и что называют?
· Что общего у слов ЛЕДНИКОВЫЙ, БЕЛЕНЬКИЙ, ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ, ЗАДУМЧИВЫЙ, СЛЕДУЮЩИЙ, СИНИЙ? На какие вопросы они отвечают и что называют?
· Что общего у оставшихся слов? На какие вопросы они отвечают и что называют? (на доске вопросы)
2. На доске добавляются вопросы к каждому столбику слов и их определения.
· Назовите тему сегодняшнего урока. Чему мы будем учиться на уроке?
На доске оформляется схема:
СЛОВА-НАЗВАНИЯ |
||
ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ |
ПРИЗНАКОВ (ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ) |
ДЕЙСТВИЙ (ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ) |
КТО? ЧТО? |
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? |
ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? |
ледник |
ледниковый |
леденеет |
побелка |
беленькая |
белеет |
работник |
переработанный |
работают |
выдумка |
задумчивая |
думают |
след |
последний |
следят |
синева |
синие |
посинеют |
морозец |
морозный |
заморозят |
· Сегодня на уроке мы должны научиться различать и распределять слова на три группы: предметы и явления, признаки предметов и явлений и их действия.
III. Работа над новым материалом.
1. Прочитайте слова, записанные в вашем рабочем листе в задании 2.
Туман, кукушка, раннее, кукует, поднимается, стелется, густой, лесная,солнце.
· Опираясь на получившуюся схему, прошу вас определить, какие из данных слов в задании № 2 называют предметы, какие - признаки предметов, а какие - их действия.
· Что надо знать, чтобы выполнить это задание?
· Давайте попробуем создать критерии по которым мы сможем выполнить его.
В ходе обсуждения формируются и на доске появляются критерии:
1. Уметь объяснить (лексическое) значение слова.
2. Уметь правильно задать к слову вопрос.
3. Уметь определить по вопросу, какое обозначение имеет слово.
· Руководствуясь данными критериями, выполните задание.
· Распределите эти слова в три столбика в своих рабочих листах?
предмет |
признак предмета |
действие предмета |
туман кукушка солнце |
раннее густой лесная |
кукует поднимается стелется |
· Оцените умения своей группы (другим способом) в листе оценки по тем критериям, что мы с вами сформулировали:
Уметь объяснить (лексическое) значение слова. |
|
Уметь правильно задать к слову вопрос. |
|
Уметь определить по вопросу, какое обозначение имеет слово. |
· Поставьте галочку напротив того пункта, выполнение которого у вас вызвало затруднение.
· Какой вывод мы можем сделать? (Возможно, нам нужно учиться правильно задавать вопросы.)
· Какие слова отвечают на вопрос Кто?
· Какие слова отвечают на вопрос Что?
· Какие слова отвечают на вопрос Что делает?
· Какие на один из вопросов Какой? Какая? Какое? Какие?
2. Посмотрите ещё раз на слова из этого упражнения.
· Как вы думаете, что объединяет некоторые из них? (их можно связать по смыслу и составить предложения. Каждое предложение должно выражать какую-либо законченную мысль).
раннее густой лесная |
туман кукушка солнце |
кукует поднимается стелется |
· Я хочу усложнить вам это задание. Распространите эти предложения при помощи слов для справок: в еловом лесу, от него, громко.
· Что у нас получилось?
От него стелется густой туман.
Громко закуковала лесная кукушка.
В еловом лесу поднимается раннее солнце.
· Можно эти предложения назвать текстом? (нет, они не связаны между собой по смыслу).
· Что нужно сделать, чтобы получился текст? (Поменять предложения местами).
· Как правильно поменять предложения, чтобы получился текст? (Нужно, чтобы все предложения между собой были связаны по смыслу. Тогда этот текст можно будет озаглавить).
В еловом лесу поднимается раннее солнце. От него стелется густой туман. Громко закуковала лесная кукушка.
· Можем ли мы записать получившийся текст? Хватит ли нам для этого знаний?
· Какие правила нужно соблюдать при записи текста? Давайте сформулируем требования.
Текст каждой новой работы начинать с красной строки . |
|
Первое слово в предложении записывают с заглавной буквы. |
|
В конце каждого предложения ставят точку(либо вопросительный, или восклицательный знак) |
|
Следующее предложение в тексте продолжать писать на той же строчке, где закончили, не заходя за поля.Соблюдать правила переноса слов. |
|
Записи выполнять аккуратно. |
· Посмотрите в свой рабочий лист: ученик 1 класса записал этот текст в тетрадь. Я прошу поработать вас сегодня экспертами и оценить его работу с помощью тех критериев, которые необходимо соблюдать при записи текста.
· Проверьте внимательно и с помощью соответствующих знаков, сделайте отметки в правом столбике.
- хорошо знает и применяет
! - не выполняет это правило
IV. Итог урока. Рефлексия.
· Предлагаю каждой группе загадку (карточка белого цвета), прошу выполнить задание по плану. (У каждой группы план работы и таблица для выполнения задания).
План работы:
1. Прочитайте и отгадайте загадку.
2. Впишите отгадку в соответствующий столбик.
3. Заполните таблицу подходящими по смыслу словами.
Предмет |
Признак предмета |
Действие предмета |
Загадки:
С ветки на ветку, Быстрый, как мяч, Скачет по лесу Рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол И в дупло убежал. |
Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы - Уши больше головы. |
Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. Пышный хвост - ее краса. Этот зверь лесной - …. |
Бурый он и косолапый, Ловит рыбу мощной лапой. А ещё он любит мёд! Кто сластёну назовёт? |
Хочешь – верь. Или не верь. Есть в лесу сохатый зверь. Словно вешалки рога, Очень грозен для врага. Шум в лесу. Что там стряслось? То бежит огромный ... |
Дружбу водит лишь с лисой, Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый .. |
Живет спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет … |
· На какие вопросы нам удалось ответить сегодня на уроке? На какие группы мы научились распределять слова?
· Уважаемые лидеры, оцените работу вашей группы в целом, поставив знаки “плюс” или “минус” в соответствующих строках.
Работали все вместе, было тихо, не мешали другим группам. |
|
Между собой общались вежливо, не перебивали друг друга. |
|
Отвечали четко, могли доказать свой ответ |
Домашнее задание: в корпоративной почте открыть письмо, пройти по ссылке: "Домашнее задание", выполнить предложенное задание на платформе “Открытая школа”, не забыть представиться и нажать кнопку отправить учителю.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.