Преимущества и ограничения ИКТ
Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.
Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Эволюция общества привела к изменению концепции обучения, как и концепции учебной программы. Эти изменения требуют разработки стратегий для внедрения ИКТ в учебные планы XXI века, включая использование ИКТ и как инструмента обучения, и как цели обучения.
Использование компьютеров в повседневной жизни, а также различных форм цифровых технологий (например, планшетов, смартфонов, роботов) требует от исследователей, политиков и специалистов переосмысления образовательного потенциала ИКТ. К ним относятся все технологии, используемые для обработки информации и коммуникации.
Современные информационные и коммуникационные технологии обладают дидактическими свойствами и функциями под дидактическими функциями современных ИКТ понимаются внешние проявления средств ИКТ, используемые в учебно-воспитательном процессе для реализации поставленных целей [20].
Выделяются следующий дидактические свойства, которыми обладают современные ИКТ и которые оказывают влияние на интенсификацию процесса обучения:
ü Многоязычие и поликультурность информационных Интернет- ресурсов.
ü Многоуровневость информационных Интернет-ресурсов
ü Разнообразие функциональных типов Интернет-ресурсов
ü Мультимедийность ресурсов
ü Гипертекстовая структура документов
ü Возможность создания личной зоны пользователя
ü Возможность организации синхронного и асинхронного общения
ü Возможность автоматизации процессов информационно- методического обеспечения и организации управления учебной деятельностью обучающихся и ее контроль [9].
При проектировании урока учитель может использовать различные программные продукты:
1. Языки программирования - с их помощью учитель может составить различные программные продукты, которые можно использовать на различных этапах урока, но их применение для преподавателя- предметника затруднительно. Составление проекта при помощи языка программирования требует специальных знаний и навыков, и больших трудозатрат.
2. Возможно при подготовке и проведении урока использование готовых программных продуктов (энциклопедий, обучающих программ и т.п.). Использование компьютерной технологии при изучении химии в средней школе открывает широкие возможности для создания и использования сложного наглядно-демонстрационного сопровождения на уроке или при выполнении лабораторной работы.
Кроме того, при повторении пройденного материала ученик самостоятельно воспроизводит все демонстрационные эксперименты, которые учитель показывал на уроке. При этом он может прервать эксперимент, остановить его или повторить ту часть, которая плохо усвоилась. Такой подход развивает инициативу и способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету.
3. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint.
4. Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.
5. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал.
6. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией.
ИКТ в образование имеет ряд достоинств и ограничений. Прежде всего, обозначим достоинства информационно-коммуникационных технологий:
ü ИКТ обладают мощными инструментами для работы с текстовой, числовой и графической информацией, составляющей основу образовательной среды. В сочетании с коммуникационными технологиями и Интернетом они создали феноменальную по своим возможностям всемирную среду обучения [14].
ü Информационно-коммуникационные технологии могут применяться в качестве средства демонстрации тематического материала, как специальные дидактические программы, интегрируемые непосредственно в процесс обучения и используемые в процессе самоподготовки, как средство контроля и самоконтроля.
ü Информационно-коммуникационные технологии могут быть достаточно действенными в реализации воспитательного потенциала. В рамках изучаемой темы информационно-коммуникационные технологии дают возможность наглядно представить различные проблемные аспекты, акцентировать на них внимание, тем самым воздействуя на целенаправленное формирование личностных качеств обучающихся [4].
Однако, несмотря на обозначенные достоинства, существуют определенные недостатки информационно-коммуникационных технологий, на которые также следует акцентировать внимание:
ü Для эффективного использования ИКТ необходимо обладать компьютерной грамотностью для создания действительно качественных оригинальных обучающих компьютерных продуктов. Несмотря на то, что сегодня в сети можно найти самые разнообразные разработки, самостоятельно созданное средство обладает многими преимуществами.
ü В настоящее время не существует единой универсальной методики использования информационно-коммуникационных технологий в обучении. Иногда достаточно сложно интегрировать конкретные информационно-коммуникационные средства в структуру занятия.
ü Не стоит забывать, что чрезмерное использование информационно - коммуникационных технологий может оказывать негативное влияние на здоровье как обучающихся, так и обучающего. По данной причине, использование информационно-коммуникационных технологий должно быть продуманным и обоснованным [4].
ü Множество видов применения ИКТ в образовании терпят неудачу или показывают результаты ниже ожидаемых, так как фундаментальные особенности технологии потеряны из-за внимания, сфокусированного на отдельно взятых устройствах, а не системе в целом [6].
Возможности и недостатки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении могут быть расширены, детализированы и конкретизированы.
Таким образом, на сегодняшний день необходимо выработать систематический подход к применению ИКТ с целью повышения эффективности и качества учебного процесса и его результатов на всех уровнях образования на основе интеграции ИКТ и педагогики. Это позволит оправдать все ожидания современного общества, движущегося по пути к своей новой стадии развития – Глобальному обществу знаний.
Высшее образование должно заново продумать свою роль в мире в условиях Глобального общества знаний, где открытые образовательные ресурсы обеспечивают возможность доступа к высококачественному контенту для огромного числа студентов, которые готовы и рады с легкостью совмещать работу и обучение.
Однако решение этих глобальных проблем невозможно без выработки соответствующих политик и стратегий применения ИКТ в образовании на национальных и региональных уровнях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.