Пресса во Франции

  • docx
  • 17.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Появление массовой прессы во Франции.docx

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Глава I. История формирования Французской прессы. 4

1.2 Начало становления Французской газеты XVXVI вв. 4

1.2 Политическое влияние на становление газеты XVII- XVIII вв. 5

1.3 Популяризация прессы в XIX вв. 7

1.4 Контроль за выпуском прессы во Франции XIX-XX вв. 7

1.5 Особенности современной прессы во Франции. 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Развитие французской массовой газеты и особенности ее трансформации во второй половине XX в. - феномен, представляющий значительный научный интерес для современного этапа исследования российских и зарубежных СМИ. Особенности редакционной и экономической модели массовой газеты, приемы, использующиеся* этим типом периодических изданий для привлечения читателей, способы преодоления кризисных ситуаций и многие другие параметры, которые анализируются в настоящей работе, могут послужить полезным опытом для других. Параллельно с этим выявленные закономерности могут помочь осмыслить суть изменений, ключевые тенденции развития изданий, рассчитывающих на широкую аудиторию, в условиях непрекращающегося кризиса печатной прессы на примере отдельно взятой страны (в данном случае - Франции), где он приобрел особенно острые формы.

Кроме того, актуальность исследования обусловлена тем, что тип массовой газеты во Франции в целом, как и ее основные характеристики на разных этапах в частности, не попадали еще в поле зрения исследователей. Французская пресса исследована в отечественной науке довольно неравномерно

Цели и задачи исследования. Настоящая работа предпринимается с целью проследить основные этапы развития французской массовой газеты, а также провести ее типологический анализ. Рассмотрение массовой газеты в этих двух ракурсах — историческом и типологическом - дает возможность систематизировать параметры, позволяющие говорить о качественных изменениях в типе, формуле французских массовых газет. Для достижения поставленных целей ставятся следующие задачи: определить место массовой газеты в истории французской прессы, выделить этапы ее становления;

- изучить развитие французской массовой газеты во взаимосвязи с политическими, социальными, культурными, экономическими и техническими изменениями, происходившими в жизни Франции;

- выявить основные характеристики экономической и редакционной модели французской массовой газеты, проанализировать факторы, влияющие на ее успех на рынке, а также средства, используемые на разных этапах с учетом необходимости адаптации к новым условиям; охарактеризовать типологические признаки массовой газеты во Франции;

- проанализировать основные причины кризиса массовой газеты на французской почве; исследовать ключевые тенденции развития массовой газеты во Франции на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. История формирования Французской прессы.

1.2 Начало становления Французской газеты XVXVI вв.

 

 

Французская журналистика с первых своих шагов качественно отличалась как от немецкой, так и от английской периодики своей содержательностью. Один из историков печати 19 - начала 20 века Людвиг Саламон сравнивает французскую печать с «вечно колеблющейся поверхностью моря», отмечая её большую «подвижность». Он пишет, что французская печать значительно превосходит английскую изяществом, остроумием, темпераментом и неподражаемым искусством ежедневно набрасывать пеструю, хотя и не всегда верную, картину мировой жизни в данный момент. Благодаря этим свойствам национального гения французская печать быстрее и легче немецкой и английской прошла первые ступени своего развития. Уже первый французский листок шел дальше простого сообщения известий и старался возбудить в обществе сочувствие к определенным идеям.

Периодические издания появились во Франции несколько позже, чем в Германии или Италии, но ежедневная жизнь интересовала ещё первых французских хроникеров. Элементы журналистики присутствовали и в «Газете парижского буржуа» (1409 – 1444 гг.), и в «Скандальной хронике» Жана де Труайе (1461 – 1483 гг.), и в «Газете парижского буржуа» времен Франциска – 1 (1515 – 1536 гг.).

Изобретение печатного станка Гутенбергом не осталось незамеченным во Франции. С 1470 года ректор Сорбонны Гийом Фише и приор Жан Эйниен были увлечены идеей создания типографии при университете. Первая продукция французского печатного станка появилась в 1475 году. Печатались поначалу, как и везде, книги.

Чаще всего печатались хроники:

1 – хроники придворной жизни. Они были посвящены описанию военных походов, заключению брачных союзов, похоронам и крестинам и т.п.

2 – бюллетени дипломатических отношений. Это, прежде всего, послания и тексты договоров, например, договор между Людовиком – 11 и Максимилианом Австрийским;

3 – хроники религиозного содержания.

Неповторимым национальным явлением французской журналистики были canard. Canard можно назвать французским журналистским фольклором Поначалу они не были самостоятельной формой публикации. В период с 1515 по 1529 годы бесчисленное количество их появлялось в «Газете парижского буржуа». В большом количестве они были напечатаны во «Французском Меркурии». Canard как самостоятельная форма публикаций, получившая широкое распространение в 16 – 17 веках, представляли собой брошюры форматом 80 на 125мм.

Помимо canard существовали и другие формы ранней периодики. Это прежде всего религиозные издания. Они получили очень большое распространение во Франции 16 – 17 столетий.[2]

 

 

 

 

1.2 Политическое влияние на становление газеты XVII- XVIII вв

 

 

Альманахи и календари, во множестве производимые французскими типографиями, уже несли в себе элемент четкой периодичности. Существенное влияние на развитие французской периодики оказали бельгийские и голландские издатели. Газета Верховена, а так же «Галло-бельгийский Меркурий», издававшийся во Франкфурте, послужил примером для издания в 1611 году «Французского Меркурия». В первом номере этого ежегодника рассказывалось о событиях во Франции и за её пределами, начиная с 1605 года. Начал издавать «Французский Меркурий» Жан Ришар, продолжили его дело Этьен Ришар и Сливье Варен.

Кардинал Ришелье – первый государственный деятель Франции, осознавший необходимость идеологического воздействия на общественное мнение. Придя к власти, тоесть став министром Франции, кардинал Ришелье сделал ежегодник одним из своих орудий. Однако малотиражный «Меркурий», выходивший в свет один раз в год, не соответствовал политическим задачам Ришелье. Кардинал искал возможность систематического воздействия на общественное мнение, а для этого необходимо было периодическое издание иного типа.

1631 - «La Gazette» Т. Ренодо - политическая официальная газета.

«Газетт» оставалась лидером французской прессы долгие годы. Появившиеся в первой половине 18 столетия провинциальные газеты не могли с ней соперничать. Даже первой французской ежедневной газете «Журналь де Пари», возникшей в 1777 году, это было трудно сделать. Только Великая французская революция, поднявшая печать на качественно новый уровень, давшая огромный толчок развитию журналистики, смогла создать прессу более совершенную, чем, в частности, «Газетт».

Журналистика стала зеркалом Великой французской революции, в ней отразились все её течения и противоречия. Но 1789 год не только вызвал к жизни огромное количество новых газет (только в Париже их насчитывалось свыше 150), но сделал их орудием борьбы. Именно в период буржуазных революций идеологическая функция журналистики подавила её информативное и коммерческое начало, определив дальнейшую судьбу средств массовой информации как особой области идеологии. Эпоха буржуазных революций породила такое уникальное явление как «персональный журнализм».

Пожалуй, самой яркой личностью, общепризнанным лидером, «отцом народа» был депутат от третьего сословия, потомственный аристократ Оноре-Габриэль де Мирабо. (оратор, публицист). Вступив на арену политической деятельности в Париже в 1789 году, Мирабо стал издавать газету «Journal des Etats generaux» («Газета Генеральных штатов»), которая вскоре была запрещена королевским министром Неккером. Но неукротимый трибун возобновил издание под другим названием: «Письма к моим избирателям». Газета Мирабо была одним из первых революционных изданий. Памфлет «Опыт о деспотизме»

Жан-Поль Марат. (защищал интересы народа, разоблачал власть).

Франсуа Бабёф. книга под названием «Записки для земельных собственников и собственников сеньорий». основал газету «Пикардийский корреспондент». Выступает с критикой лидеров революции, нападает на постановления правительства.

Газета Эбера “Папаша Дюшен” была одним из самых известных периодических изданий демократического прессы периода Великой французской революции. Она появилась в Париже в 1791 г. и сразу же привлекла к себе большое внимание.

1793г – происходит якобинский переворот, результатомтом чего стал разгром жирондистских газет. В ответ жирондисты пытаются уничтожить радикальные газеты, например, «Папаша Дюшен», однако газета продолжает существовать. После смерти Марата  приобретает еще больше влияния.

Когда Наполеон становится Первым консулом в 1800 г, он издает особый консульский указ о запрещении большинства политических газет.  так он начал выстраивать авторитарную системуму печати по вертикальному принципу. Вверху -  официальные органы правительства – Париж, газета «Монитёр». Ей сопутсвуют газеты, которые находятся в русле политики, провозглашенные в «Монитёре». Все остальные политические газеты должны были  печатать политическую информацию только путем перепечатывания из «Монитёра».[1]

Наполеон всяч.пыт-ся изгнать из сознания народа все завоевания ФБР. Даже слово «революция» запрещено употреблять. Фамилии деятелей тоже запрещено употреблять в статьях.

Привонциальные политические газеты тоже были  по сути копиями столичных, самостоятельной  политической информации не должно было появляться. Но считалось, что газеты, как и армия, должны сами себя кормить. Дотации государства получал лишь «Монитёр» и еще несколько «наполеоновски» изданий. Открытие новой  политической  газеты было почти невозможным и по политическим, и по финансовым причинам. Тиражи газет росли, большинство парижских газет имели своих информаторов за рубежом. Газеты распромтранялись  по подписке.

Наполен превратил прессу в совершенно свободный государственный институт. Его критикуют в большинстве Французских газет и журлов, но он не меняет своей  либеральной политики по отношению к прессе. Опыт очень  важный  в истории журналистки. По сути Наполеон создал настоящую машину манипулирования общественным сознанием, модель которой позже будет воплощена Бисмарком, Сталиным, Гитлером и другими диктаторами.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Популяризация прессы в XIX вв.

 

 

29 авг.1848г появляется  новый  закон о печати, который не только восстанавливает предварительный  залог, но и увеличил его настолько, что закрылось еще несколько газет. Принимается ряд законов, которые увеличивает гербовый сбор, расширяют список наказуемых действий печати, ограничивают распределение газет, облагается дополнительным налогом публикацию романов в продолжением.

В связи с тем, что давление б. слишком сильным, вновь стал назревать социальный протест. В ноябре 1860-го появляются  новые законы, более либерального характера. Расширились полномочия законодательного корпуса и сената. Некоторые послабления коснулись и  печати. Печать получила  право освобождения дебатов в законных органах. В это время  ситуация в прессе радикально не меняется. Развлекательные газеты преобладают в столице, и в провинции. Олицетворением успеха такой прессы  становится  газета «ФигаРО» Вимессан – издатель. И по сей день эта газета пользуется популярностью.

В это время  широкое распространение получает розничная продажа газет. В 1846г – первые газет киоски. Теперь на всех вокзалах. Сделан прорыв в технике печати. Изобретена ротационная машина Маринони. 20 тыс. экземпляров двустраничных газет в час, притом, что раньше только 4 тыс. экземпляров  являлось возможным. Таким образом, в 60-е годы  создаются  технические, экономические и политические факторы для появления не просто дешевой, но массовой газеты.

Уже достаточно давно печатные издания Франции подразделялись на столичные и региональные, местные. Из группы столичных СМИ в определенный момент выделилась группа национальных газет, распространение которых уже не ограничивалось только Парижем, а осуществлялось в общенациональном масштабе.

Сегодня к национальным газетам относятся «Монд», «Экип», «Фигаро», «Либерасьон», «Франс-Суар», «Ожурдюи», «Круа», «Юманите». В ряду региональных изданий – газеты «Уэст-Франс», «Паризьен», «Сюд-Уэст», «Вуа дю Нор», «Нувель Репюблик дю Сантр-Уэст», «Монтань», «Депеш дю Миди».[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Контроль за выпуском прессы во Франции XIX-XX вв.

 

Французская печать находится под контролем нескольких медиа-объединений. Перечислим наиболее крупные и влиятельные из них.

Группа АШЕТТ. Была образована в 1826 г. Луи Ашеттом. Наряду с выпуском периодических изданий, является лидером в издании книг. Имеет связи с корпорациями Великобритании, Испании, США. Неплохо представлена на рынках Восточной Европы благодаря местным версиям своих журналов и музыкальных радиостанций. Объединение продолжает расширять деятельность в Азии (в Японии вышел журнал «Премьер»).

Группа Р. ЭРСАНА владеет большим числом ежедневных газет («Франс Суар», «Фигаро») и другой периодики. Издает газеты в Бельгии, имеет типографии в ряде крупных городов Франции.

Группа Ф. АМОРИ. Газеты этой группы возглавляют список тиражей, но управляется она старыми консервативными методами. К числу изданий этого медиа-объединения откосятся газета «Париэьен», еженедельное приложение к ней и национальный выпуск этой газеты – «Ожурдюи», еженедельник «Компьютер Плюс». Среди проектов, приносящих доходы издательской группе, – спортивная ежедневная газета «Экип».

Объединение БАЙЯР-ПРЕСС было основано в 1873 г., занимается выпуском католической прессы. Наиболее известными изданиями группы являются журналы «Капиталь Сайте», «Эврика», «Максимум». Развивается деятельность группы в других странах – открыто представительство в Нью-Йорке.

ПЛЮРИКОММЮНИКАСЬОН — общество, объединившее пять предприятий по выпуску ежедневной прессы — парижской и провинциальной, в частности столичной «Монд».

Парижские газеты издаются и распространяются преимущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и местным изданиям. Процесс концентрации в газетно-издательской сфере осложнил“Экспресс” - популярный информационный еженедельник, основанный в 1953 году Жан-Жаком Серван-Шрейбером.

Журнал ориентируется на аудиторию образованных читателей, состоящую из инженерно-технической и научной интеллигенции, врачей, деятелей культуры, руководителей предприятий, высокооплачиваемых служащих. Еженедельник отличается разнообразием содержания, четким разделением материалов по тематическим рубрикам, привлекательным оформлением. Еженедельники типа “Экспресса” стремятся дать наиболее полный отчет о событиях прошедшей недели и перспективный прогноз надвигающихся событий. Комментарий к ним занимает более скромное место. Журнал позволяет читателю, потерявшемуся в море ежедневной прессы, постоянно и быстро получать дополнительную информацию по вопросам внутренней и внешней политики, проблемам науки, культуры и т.д. “Это еженедельник, - утверждал Брюно Монье, когда был директором “Экспресса”, - который освобождает по необходимости от чтения ежедневных газет.” Помимо информационных материалов, в еженедельнике довольно много аналитических статей по различным вопросам политической и общественной жизни.

“Elle” (“Она”-франц.)- популярный журнал для женщин, принадлежащий издательской группе Ашетт. В настоящее время выходит в 22-х странах, в том числе в России (с 1995-го г.)[3]

 

 

 

1.5 Особенности современной прессы во Франции

 

При характеристике современной печати следует принимать во внимание следующие особенности:

1.      Скрытая или явная поддержка политических взглядов тех или иных партий и движений (что обусловлено историческими особенностями формирования политической культуры Франции)

2.      Концепция печати вокруг крупных  медиа-групп.

3.      Разделение изданий по территории распространения (национальные и региональные).

Идеология прессы.

Еще в годы оккупации Франции Германией пресса страны  была расколота на 2 лагеря.

Подавляющее большинство  изданий большой прессы (ежедневные «Тан», «Экю де Пари», «Паризьен», «Матен») пошло на сотрудничество с захватчиками (оккупационная пресса).

Другая возникла в ходе антифашисткой деятельности, выходила нелегально. (Газета коммунистов «Юманите» всего 400 номеров). Период освобождения (1944) – рост количества левых изданий. 46 – начало холодной войны. 40-60 – межпартийная борьба сторонников 3х партий – социалистической, капиталистической и народно-республиканской. СМИ не остались в стороне.

Парижская пресса того времени делится на:

1.      Правонационалистиеская печать (газеты «Паризьен либере», «Орор», еженедельник «Карефур» и др). Эти издания настроены к правительству оппозиционно.

2.      Печать, отражающая взгляды среднего класса (газеты «Фигаро», журнал «Пари Матч»)

3.      Либерально-объективистская (газета «Монд»). Монд – наиболее серьезная.  – большой объем информации, в основном внешнеполитической. СМИ левых группировок интеллигенции («Тан Модерн», «Франс Обсерватэр»). Редакторы критиковали внешнеполитический курс Франции, но не могли повлиять.

 Газета Французской коммунистической партии «Юманите» (основана в 1904, выходила более 60 лет) состояла из 5 отделов:

 

·         внутренней политики,

·         иностранного, культуры,

·         общей информации

·         и спорта.

 

 В настоящее время деление прессы во Франции не столь категорично.

Французы чаще классифицируют по тематике:

 

·         общей или политической направленности,

·         специализированную периодику (женская пресса, молодежная, техническая, экономическая, научная и т.д.).

 

Серьезную конкуренцию составляют в последнее время бесплатные газеты, содержащие как рекламу, так и журналистские материалы.

Медиа-группы.

Французская печать находится под контролем нескольких медиа-объединений.

1.      Группа АШЕТТ. (образов 1826) Луи Ашеттом. Наряду с выпуском периодических изданий, является лидером в издании книг.[3]

 

2.      Объединение Байяр –пресс (основ в 1873), занимается выпуском католической прессы. Журналы «Капиталь Санте», «Эврика», «Максимум».

 Территория распространения.

Издания разделяются на столичные и региональные, местные. Они очень конкурируют между собой.

Из группы столичных СМИ в определенный момент выделилась группа национальных газет, распространение которых уже не ограничивалось только Парижем, а осуществлялось в общенациональном масштабе.

Ныне тенденция такова, что парижские газеты издаются и распространяются преимущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и местным изданиям.

С 1982 французское правительство оказывает помощь газетам общей и политической информации на французском  языке, тираж которых меньше 250 000, а доход от рекламы не превышает 25% общего дохода.

Национальные газеты в большинстве своем можно отнести к качественной прессе («Монд», «Фигаро»).

Среди местных и региональных газет нередко встречаются издания с признаками массовой печати («Паризьен»).

В целом французский рынок периодики находится в состоянии медленного роста после кризисного 2002 – 2003г. Доля подписки в продажах постоянно растет, однако в настоящее время преобладает розничная продажа. Совокупный тираж французской прессы неуклонно сокащается во всех категориях.

Можно выделить две основные особенности французского газетного рынка: 1) большая доходность и более высокие тиражи региональной прессы по сравнению с центральной; 2) преобладание интереса читателей к журнальной периодике и, как следствие, высокая доходность этого рынка.

В настоящее время общий объем рынка общенациональной общественно-политической прессы, включая ежедневную и еженедельную, составляет 1,994 млрд. долларов.

Специализированная массовая пресса – самая популярная и имеет наибольший объем рынка, который составляет 5,563 млрд. долларов. При этом она собирает меньше всего рекламы – чуть больше 30% доходов. Остальное приходится на продажи, причем в первую очередь продажи номеров.

На фоне медленно растущего рынка информационных изданий необходимо отметить чрезвычайно низкий уровень дохода от рубричной рекламы.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В конце ХХ – начале XХI вв., в период развития цифровых технологий, под угрозу поставлено само существование прессы как способа доставки информации. Информация стала распространяться в режиме реального времени в виртуальном пространстве, с бесплатным доступом к ней. Самой уязвимой в этой ситуации оказалась ежедневная и еженедельная платная газета. Кризис периодических изданий во Франции приобрел особенно острые формы. С 1970-х г. пресса Франции не выходит из состояния тяжелого кризиса. Отмена государственной монополии на аудиовизуальные СМИ, активное развитие радиовещания и телевидения, прогресс региональных ежедневных газет и журнальной периодики осложнили ее положение. Сегодня во Франции ни одна ежедневная и еженедельная платная газета не имеет тираж 1 млн., экземпляров.3

Замена и одновременно новая жизнь ежедневной и еженедельной прессы Франции на сегодняшний день сконцентрирована в Интернете.  Новая модель и особенность французской прессы-  это блоги. Это веб сайт, который состоит из небольших заметок, изображений, ссылок, характерной особенностью которого является легкость его редактирования.

     В эпоху мультимедийных инноваций, в которую вступило медийное сообщество Франции, крайне важное значение отводится концепции блога в Интернет СМИ, которая предполагает привлечение внимания читателей к тому или иному масс медиа. Читатель любит чувствовать себя близким к авторам того, что он ежедневно читает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Захарова М.В. Государственная помощь прессе в период финансово-экономического кризиса (опыт Франции) // Материалы XVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2009». - М. : Ф-т журн. МГУ, 2009. - 0,12 п.л.

2. Захарова М.В. Государственная помощь прессе в период финансово-экономического кризиса (опыт Франции) // Медиаскоп. — Выпуск 3. — 2009 г. - 0,9 п.л.

3. Захарова М.В. Выживет ли французская национальная ежедневная газета? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2009. - №6. — 0,35 п.л.

4. Захарова М.В. Становление и расцвет «Пти журналь», первой высокотиражной массовой газеты во Франции // Четыре века газеты. Будет ли пятый? - М. : Ф-т журн. МГУ, 2010. - 0,4 п.л.

5. Захарова М.В. Ежедневная пресса Франции в условиях финансово-экономического кризиса // Журналистика в 2009 году. Трансформация систем СМИ в современном мире. — М. : Ф-т журн. МГУ, 2010. - 0,01 п.л.

6. Захарова М.В. Франция принимает законы о соблюдении прав интеллектуальной собственности в интернете // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2010. - №2. - 0,65 п.л.


 

Скачано с www.znanio.ru