Презентаия по географии "Якуты"
Оценка 4.7

Презентаия по географии "Якуты"

Оценка 4.7
Презентации учебные
ppt
география
8 кл—9 кл
23.01.2017
Презентаия по географии "Якуты"
В данной презентации рассказывается о народе проживающем в Республики Саха (Якутия). Данную работу можно использовать на уроках географии по теме :"Население России" В работе рассказывается о культуре народа проживающего в самом большом по площади субъекте Российской Федерации о его самобытности.
Якуты.ppt

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
   Численность ­ 381922 человека.Язык  Численность ­ 381922 человека.Язык  ­ тюркская группа алтайской семьи  ­ тюркская группа алтайской семьи  языков. языков.  Расселение ­ Республика Саха  Расселение ­ Республика Саха  (Якутия).  (Якутия).

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
Республика Саха (Якутия)

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
 В 1858 г. по инициативе ученого и миссионера И.Е.  В 1858 г. по инициативе ученого и миссионера И.Е.  Вениаминова была издана первая «Краткая  Вениаминова была издана первая «Краткая  грамматика якутского языка». В становлении  грамматика якутского языка». В становлении  народа участвовали как местные тунгусо­язычные  народа участвовали как местные тунгусо­язычные  племена, так и пришлые из Прибайкалья тюрко­ племена, так и пришлые из Прибайкалья тюрко­ монголы, расселившиеся в Сибири в X — XIII вв. и  монголы, расселившиеся в Сибири в X — XIII вв. и  ассимилировавшиеся с местным населением.  ассимилировавшиеся с местным населением.  Окончательно этнос сформировался в конце XVI в.  Окончательно этнос сформировался в конце XVI в.  К тому времени якуты подразделялись на 35 — 40  К тому времени якуты подразделялись на 35 — 40  экзогамных «племен». Крупнейшие насчитывали до  экзогамных «племен». Крупнейшие насчитывали до  2 — 5 тыс. человек. Племена делились на родовые  2 — 5 тыс. человек. Племена делились на родовые  группы — «отцовские роды» (ага­уса) и более  группы — «отцовские роды» (ага­уса) и более  мелкие «материнские роды» (ийэ­уса). Частые  мелкие «материнские роды» (ийэ­уса). Частые  межплеменные войны, известные в народе как  межплеменные войны, известные в народе как  события кыргыс юйэтэ — «век битв, сражений»,  события кыргыс юйэтэ — «век битв, сражений»,  сделали необходимым военное обучение мальчиков.  сделали необходимым военное обучение мальчиков.  К 18 годам оно заканчивалось посвятительным  К 18 годам оно заканчивалось посвятительным  обрядом с участием шамана, который «вселял» в  обрядом с участием шамана, который «вселял» в  юношу духа войны (илбис).  юношу духа войны (илбис).

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
Река Лена Река Лена

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
   Самоназвание — саха. По территории  Самоназвание — саха. По территории  расселения их делят на амгинско­ленских  расселения их делят на амгинско­ленских  (между pp. Леной, Нижним Алданом и Амгой,  (между pp. Леной, Нижним Алданом и Амгой,  а также на левобережье Лены), вилюйских (в  а также на левобережье Лены), вилюйских (в  бассейне р. Вилюя), олекминских (в бассейне  бассейне р. Вилюя), олекминских (в бассейне  р. Олекмы) и северных (в тундровой зоне,  р. Олекмы) и северных (в тундровой зоне,  бассейнах pp. Анабара, Оленека, Колымы,  бассейнах pp. Анабара, Оленека, Колымы,  Яны и Индигирки). Говоры объединяются в  Яны и Индигирки). Говоры объединяются в  центральную, вилюйскую, северозападную и  центральную, вилюйскую, северозападную и  таймырскую группы. 65% якутов владеют  таймырскую группы. 65% якутов владеют  русским языком и еще 6% считают его  русским языком и еще 6% считают его  родным.  родным.

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
Якутская семья Якутская семья

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
 ). Традиционная культура наиболее полно  ). Традиционная культура наиболее полно  представлена у амгинско­ленских и  представлена у амгинско­ленских и  вилюйских якутов. Северные более близки  вилюйских якутов. Северные более близки  к эвенкам и юкагирам, у олекминских очень  к эвенкам и юкагирам, у олекминских очень  заметно влияние русских. Традиционное  заметно влияние русских. Традиционное  занятие — разведение крупного рогатого  занятие — разведение крупного рогатого  скота и лошадей. Были выведены особые  скота и лошадей. Были выведены особые  породы этих животных, приспособленные к  породы этих животных, приспособленные к  суровым климатическим условиям Севера:  суровым климатическим условиям Севера:  выносливые и неприхотливые, но  выносливые и неприхотливые, но  малопродуктивные (доились только летом).  малопродуктивные (доились только летом).

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
   В русских источниках XVII в. якутов называли «конными  В русских источниках XVII в. якутов называли «конными  людьми». За лошадьми ухаживали мужчины, за коровами  людьми». За лошадьми ухаживали мужчины, за коровами  — женщины. Летом скот держали на подножном корме,  — женщины. Летом скот держали на подножном корме,  зимой — в хлевах. Сенокошение применяли еще до  зимой — в хлевах. Сенокошение применяли еще до  прихода русских. Животные занимали отдельное место в  прихода русских. Животные занимали отдельное место в  культуре якутов, им посвящены специальные обряды.  культуре якутов, им посвящены специальные обряды.  Особое место отводилось образу лошади, известны даже  Особое место отводилось образу лошади, известны даже  ее захоронения вместе с человеком. Добывали лося,  ее захоронения вместе с человеком. Добывали лося,  дикого оленя, медведя, кабана, пушных зверей — лисицу,  дикого оленя, медведя, кабана, пушных зверей — лисицу,  песца, соболя, белку, горностая, ондатру, куницу, росомаху  песца, соболя, белку, горностая, ондатру, куницу, росомаху  — и других животных. При этом применяли весьма  — и других животных. При этом применяли весьма  специфические приемы, например охоту с быком (когда  специфические приемы, например охоту с быком (когда  охотник подкрадывался к добыче, прячась за быка,  охотник подкрадывался к добыче, прячась за быка,  которого гнал перед собой), конную гоньбу по следу,  которого гнал перед собой), конную гоньбу по следу,  иногда с собаками. Охотились с луком и стрелами, копьем,  иногда с собаками. Охотились с луком и стрелами, копьем,  а с XVII в. — с огнестрельным оружием.  а с XVII в. — с огнестрельным оружием.

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
На На якутских якутских простор простор ахах

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
 Использовали засеки, загороди, ловчие ямы, силки,  Использовали засеки, загороди, ловчие ямы, силки,  капканы, самострелы, пасти. Особую роль в  капканы, самострелы, пасти. Особую роль в  хозяйстве играло рыболовство. Для якутов, не  хозяйстве играло рыболовство. Для якутов, не  имевших скота, рыболовство было основным  имевших скота, рыболовство было основным  хозяйственным занятием. В документах XVII в.  хозяйственным занятием. В документах XVII в.  слово балысыт — «рыболов» употребляли в  слово балысыт — «рыболов» употребляли в  значении «бедняк». На реках добывали осетра,  значении «бедняк». На реках добывали осетра,  чира, муксуна, нельму, сига, хариуса, тугуна, на  чира, муксуна, нельму, сига, хариуса, тугуна, на  озерах — гольяна, карася, щуку и других рыб.  озерах — гольяна, карася, щуку и других рыб.  Орудиями промысла служили верши, морды, сети,  Орудиями промысла служили верши, морды, сети,  невода из конского волоса; крупную рыбу били  невода из конского волоса; крупную рыбу били  острогой. Осенью устраивали коллективную  острогой. Осенью устраивали коллективную  рыбалку неводом, добычу делили поровну. Зимой  рыбалку неводом, добычу делили поровну. Зимой  занимались подледным ловом.  занимались подледным ловом.

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
Рыбак. Якутия Рыбак. Якутия

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
   Распространению земледелия (особенно в Амгинском и  Распространению земледелия (особенно в Амгинском и  Олекминском округах) способствовали русские ссыльные  Олекминском округах) способствовали русские ссыльные  поселенцы. Выращивали специальные сорта пшеницы, ржи  поселенцы. Выращивали специальные сорта пшеницы, ржи  и ячменя, которые успевали созреть за короткое и жаркое  и ячменя, которые успевали созреть за короткое и жаркое  лето. Культивировали также огородные культуры. По  лето. Культивировали также огородные культуры. По  лунно­солнечному календарю год (сыл) наступал в мае и  лунно­солнечному календарю год (сыл) наступал в мае и  делился на 12 месяцев, по 30 дней в каждом: январь  делился на 12 месяцев, по 30 дней в каждом: январь  ­тохсунньу — «девятый», февраль — олунньу —  ­тохсунньу — «девятый», февраль — олунньу —  «десятый», март — кулун тутор — «месяц подкармливания  «десятый», март — кулун тутор — «месяц подкармливания  жеребят», апрель — муусустар — «месяц ледохода», май  жеребят», апрель — муусустар — «месяц ледохода», май  — ыам ыйа — «месяц удоя коров», июнь — бэс ыйа —  — ыам ыйа — «месяц удоя коров», июнь — бэс ыйа —  «месяц заготовки сосновой заболони», июль — от йыа —  «месяц заготовки сосновой заболони», июль — от йыа —  «месяц сенокоса», август — атырдьах ыйа ­«месяц  «месяц сенокоса», август — атырдьах ыйа ­«месяц  стогования сена», сентябрь — балаган ыйа ­«месяц  стогования сена», сентябрь — балаган ыйа ­«месяц  перекочевки с летников в зимники», октябрь ­алтыннъи —  перекочевки с летников в зимники», октябрь ­алтыннъи —  «шестой», ноябрь — сэтиннъи — «седьмой», декабрь —  «шестой», ноябрь — сэтиннъи — «седьмой», декабрь —  ахсынньы — «восьмой».  ахсынньы — «восьмой».

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
Якутская семья Якутская семья

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
   Из ремесел были развиты кузнечество,  Из ремесел были развиты кузнечество,  ювелирное дело, обработка дерева,  ювелирное дело, обработка дерева,  бересты, кости, кожи, меха, изготовление  бересты, кости, кожи, меха, изготовление  лепной керамики, мастерили посуду, из  лепной керамики, мастерили посуду, из  конского волоса плели и ссучивали шнуры,  конского волоса плели и ссучивали шнуры,  которыми вышивали. Железо выплавляли в  которыми вышивали. Железо выплавляли в  сыродувных горнах, из золота, серебра и  сыродувных горнах, из золота, серебра и  меди (переплавляя русские монеты) делали  меди (переплавляя русские монеты) делали  женские украшения, конскую сбрую,  женские украшения, конскую сбрую,  культовые предметы. Жили якуты  культовые предметы. Жили якуты  сезонными поселениями.  сезонными поселениями.

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
Якутское жилище Якутское жилище

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
   Зимние из 1 — 3 юрт располагали вблизи,  Зимние из 1 — 3 юрт располагали вблизи,  летние (до 10 юрт) — у пастбищ. В зимнем  летние (до 10 юрт) — у пастбищ. В зимнем  жилище (кыпынны дъиэ — балаган)  жилище (кыпынны дъиэ — балаган)  обитали с сентября по апрель. Оно имело  обитали с сентября по апрель. Оно имело  наклонные стены из тонких бревен на  наклонные стены из тонких бревен на  бревенчатом каркасе и низкую пологую  бревенчатом каркасе и низкую пологую  двускатную крышу. Стены обмазывали  двускатную крышу. Стены обмазывали  глиной с навозом, крышу поверх  глиной с навозом, крышу поверх  бревенчатого настила покрывали корой и  бревенчатого настила покрывали корой и  землей.  землей.

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
Балаган. Якутия Балаган. Якутия

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
   С XVIII в. распространились многоугольные  С XVIII в. распространились многоугольные  срубные юрты с пирамидальной крышей. Вход  срубные юрты с пирамидальной крышей. Вход  устраивали в восточной стене, окна — в южной и  устраивали в восточной стене, окна — в южной и  западной, крышу ориентировали с севера на юг. В  западной, крышу ориентировали с севера на юг. В  северо­восточном углу, справа от входа,  северо­восточном углу, справа от входа,  устанавливали очаг типа чувала, вдоль стен  устанавливали очаг типа чувала, вдоль стен  ­дощатые нары. Почетной считали нару, идущую от  ­дощатые нары. Почетной считали нару, идущую от  середины южной стены к западному углу. Вместе с  середины южной стены к западному углу. Вместе с  примыкавшей к ней частью западной нары она  примыкавшей к ней частью западной нары она  образовывала почетный угол. Далее к «северу»  образовывала почетный угол. Далее к «северу»  находилось место хозяина. Нары слева от входа  находилось место хозяина. Нары слева от входа  предназначались для молодых мужчин и  предназначались для молодых мужчин и  работников, справа, у очага, — для женщин. В  работников, справа, у очага, — для женщин. В  переднем углу ставили стол и табуреты, другую  переднем углу ставили стол и табуреты, другую  обстановку составляли сундуки и разнообразные  обстановку составляли сундуки и разнообразные  ящики. С северной стороны к юрте пристраивали  ящики. С северной стороны к юрте пристраивали  хлев. Вход в него находился позади очага. Перед  хлев. Вход в него находился позади очага. Перед  дверью в юрту сооружали навес или сени. Жилище  дверью в юрту сооружали навес или сени. Жилище  окружала невысокая насыпь, часто с заборчиком.  окружала невысокая насыпь, часто с заборчиком.

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
Балаган. Внутреннее Балаган. Внутреннее устройство. Якутия устройство. Якутия

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
   У юрты устанавливали коновязь (сэргэ),  У юрты устанавливали коновязь (сэргэ),  украшенную богатой резьбой. Со второй половины  украшенную богатой резьбой. Со второй половины  XVIII в. для зимы начали строить русские избы с  XVIII в. для зимы начали строить русские избы с  печью. Летнее жилище (ураса), в котором жили с  печью. Летнее жилище (ураса), в котором жили с  мая по август, представляло собой  мая по август, представляло собой  цилиндроконическое сооружение из жердей с  цилиндроконическое сооружение из жердей с  крышей из бересты. На севере были известны  крышей из бересты. На севере были известны  крытые дерном каркасные постройки типа  крытые дерном каркасные постройки типа  эвенкийского голомо (холуман). В селениях  эвенкийского голомо (холуман). В селениях  сооружали амбары (ампаар), ледники (булуус),  сооружали амбары (ампаар), ледники (булуус),  погреба для хранения молочных продуктов (тар  погреба для хранения молочных продуктов (тар  иинэ), коптильные землянки, мельницы. Поодаль от  иинэ), коптильные землянки, мельницы. Поодаль от  летнего жилища ставили хлев для телят и  летнего жилища ставили хлев для телят и  сооружали навесы.  сооружали навесы.

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
Якутская коновязь Якутская коновязь (сэргэ) (сэргэ)

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
   Передвигались в основном верхом, грузы перевозили  Передвигались в основном верхом, грузы перевозили  вьюком. Зимой ходили на лыжах, подбитых конским камусом,  вьюком. Зимой ходили на лыжах, подбитых конским камусом,  ездили на санях с полозьями из дерева с корневищем  ездили на санях с полозьями из дерева с корневищем  имевших естественную кривизну; позднее — на санях типа  имевших естественную кривизну; позднее — на санях типа  русских дровен, в которые обычно запрягали быков.  русских дровен, в которые обычно запрягали быков.  Северные якуты пользовались оленьими прямокопытными  Северные якуты пользовались оленьими прямокопытными  нартами. По воде сплавлялись на плотах, лодках­долбленках,  нартами. По воде сплавлялись на плотах, лодках­долбленках,  челноках, берестяных лодках. В пищу употребляли молоко,  челноках, берестяных лодках. В пищу употребляли молоко,  мясо диких зверей, конину, говядину, оленину, рыбу,  мясо диких зверей, конину, говядину, оленину, рыбу,  съедобные растения. Чаще всего варили мясо, жарили  съедобные растения. Чаще всего варили мясо, жарили  печень, готовили зразы, похлебку из потрохов, суп с  печень, готовили зразы, похлебку из потрохов, суп с  грудинкой, уху из карася (собо минэ), фаршированного  грудинкой, уху из карася (собо минэ), фаршированного  карася, оладьи из икры, строганину.  карася, оладьи из икры, строганину.

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
 Рыбу также замораживали и заквашивали на зиму  Рыбу также замораживали и заквашивали на зиму  в ямах. Молочные блюда — кумыс из кобыльего  в ямах. Молочные блюда — кумыс из кобыльего  молока, молочная пенка, взбитые сливки,  молока, молочная пенка, взбитые сливки,  простокваша, масло. Сливки заготавливали на  простокваша, масло. Сливки заготавливали на  зиму, замораживая в больших берестяных чанах с  зиму, замораживая в больших берестяных чанах с  добавлением ягод, кореньев, костей. Из муки  добавлением ягод, кореньев, костей. Из муки  готовили похлебку (саламат), лепешки  готовили похлебку (саламат), лепешки  (лэппиэскэтэ), оладьи (баахыла) и др. Собирали  (лэппиэскэтэ), оладьи (баахыла) и др. Собирали  грибы, ягоды, луговой и береговой лук, дикий  грибы, ягоды, луговой и береговой лук, дикий  чеснок, корни сараны, толокнянку, сосновую и  чеснок, корни сараны, толокнянку, сосновую и  лиственничную заболонь.  лиственничную заболонь.

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
Мальчик с Мальчик с чороном. чороном.

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
 В Олекминском районе издавна были  В Олекминском районе издавна были  известны овощи. Традиционная  известны овощи. Традиционная  деревянная утварь — чаши, ложки,  деревянная утварь — чаши, ложки,  мутовки, венички для взбивания  мутовки, венички для взбивания  сливок, берестяные туеса, ягод, масла,  сливок, берестяные туеса, ягод, масла,  сыпучих продуктов и т.п. Резные  сыпучих продуктов и т.п. Резные  деревянные кубки для кумыса (чороны)  деревянные кубки для кумыса (чороны)  играли важную роль в обрядах на  играли важную роль в обрядах на  празднике ысыах и были двух типов —  празднике ысыах и были двух типов —  на коническом поддоне и на трех  на коническом поддоне и на трех  ножках в виде лошадиных копыт. ножках в виде лошадиных копыт.

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
Забой скота Забой скота

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
 Для якутов характерны малые семьи. До  Для якутов характерны малые семьи. До  XIX в. бытовало многоженство, причем  XIX в. бытовало многоженство, причем  жены часто жили раздельно, каждая вела  жены часто жили раздельно, каждая вела  свое хозяйство. В брак вступали в возрасте  свое хозяйство. В брак вступали в возрасте  от 16 до 25 лет, заключали его по  от 16 до 25 лет, заключали его по  сватовству с уплатой калыма. Среди  сватовству с уплатой калыма. Среди  малоимущих были распространены браки  малоимущих были распространены браки  убегом», с похищением невесты, отработка  убегом», с похищением невесты, отработка  за жену. Имели место левират и сорорат.  за жену. Имели место левират и сорорат.  Существовали обычаи кровной мести (чаще  Существовали обычаи кровной мести (чаще  заменявшейся выкупом), гостеприимства,  заменявшейся выкупом), гостеприимства,  обмена подарками.  обмена подарками.

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
 Выделялась аристократия – тойоны. Они  Выделялась аристократия – тойоны. Они  управляли родом с помощью старейшин, выступали  управляли родом с помощью старейшин, выступали  военными вождями. Тойоны владели большими  военными вождями. Тойоны владели большими  стадами (до нескольких сот голов), имели рабов,  стадами (до нескольких сот голов), имели рабов,  они и их домочадцы проживали в отдельных  они и их домочадцы проживали в отдельных  юртах. Были обычаи отдавать бедным скот на  юртах. Были обычаи отдавать бедным скот на  выпас, на прокорм на зиму, передавать  выпас, на прокорм на зиму, передавать  обнищавшие семьи и сирот на иждивение богатому  обнищавшие семьи и сирот на иждивение богатому  сородичу (кумаланство), торговать детьми,  сородичу (кумаланство), торговать детьми,  позднее — нанимать работников. Скот являлся  позднее — нанимать работников. Скот являлся  частной собственностью, а охотничьи, пастбищные  частной собственностью, а охотничьи, пастбищные  угодья и сенокосы — общинной.  угодья и сенокосы — общинной.

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
Семья тойона Семья тойона

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
 Родильные обряды связывали с культом  Родильные обряды связывали с культом  богини плодородия Айыы­сыт,  богини плодородия Айыы­сыт,  покровительницы детей. По поверью, она  покровительницы детей. По поверью, она  живет на восточной стороне неба и дает  живет на восточной стороне неба и дает  новорожденному душу. Роды проходили в  новорожденному душу. Роды проходили в  левой половине юрты, на полу. Место родов  левой половине юрты, на полу. Место родов  отгораживали занавесом. Летом рожали в  отгораживали занавесом. Летом рожали в  амбаре, иногда (во время сенокоса) — в  амбаре, иногда (во время сенокоса) — в  поле. Роженице помогала повивальная  поле. Роженице помогала повивальная  бабка. На сороковой день после родов  бабка. На сороковой день после родов  женщина отправлялась в церковь, где  женщина отправлялась в церковь, где  совершала церковный обряд очищения.  совершала церковный обряд очищения.

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
Невеста на приданом Невеста на приданом олене. олене.

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
 Ребенка крестили и давали имя постороннего  Ребенка крестили и давали имя постороннего  человека, первым вошедшего в дом после  человека, первым вошедшего в дом после  рождения. Этот человек мог и сам дать имя  рождения. Этот человек мог и сам дать имя  новорожденному. Некоторые имена связывали с  новорожденному. Некоторые имена связывали с  обстоятельствами появления на свет малыша:  обстоятельствами появления на свет малыша:  Сайынгнгы — «летний», Булумдьу — «найденыш»,  Сайынгнгы — «летний», Булумдьу — «найденыш»,  т.е. рожденный внебрачно. Были имена­обереги:  т.е. рожденный внебрачно. Были имена­обереги:  Бере («волк»), отпугивающий злых духов, Кусаган  Бере («волк»), отпугивающий злых духов, Кусаган  («плохой») — на него злые духи не обращают  («плохой») — на него злые духи не обращают  внимания, а также имена оценочного характера,  внимания, а также имена оценочного характера,  например Кырынаас («горностай»), т.е. быстрый,  например Кырынаас («горностай»), т.е. быстрый,  подвижный. В древности якуты хоронили умерших  подвижный. В древности якуты хоронили умерших  воздушным способом, а с XVIII в. их стали  воздушным способом, а с XVIII в. их стали  предавать земле, укладывая головой на запад.  предавать земле, укладывая головой на запад.  Покойников одевали в лучшие одежды, увешанные  Покойников одевали в лучшие одежды, увешанные  украшениями, в могилу клали оружие и орудия  украшениями, в могилу клали оружие и орудия  труда, запасы мясной и молочной пищи. Известны  труда, запасы мясной и молочной пищи. Известны  захоронения с конем.  захоронения с конем.

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
Экспонат Экспонат Якутског Якутског о о краеведч краеведч еского еского музея музея (Шаман) (Шаман)

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
   По представлениям древних якутов в Верхнем мире жили  По представлениям древних якутов в Верхнем мире жили  Юрюнг Айыы Тойон (Белый бог­творец) — верховное  Юрюнг Айыы Тойон (Белый бог­творец) — верховное  божество, Иэйхсит — покровительница и заступница  божество, Иэйхсит — покровительница и заступница  человеческого рода, Айыы­сыт — богиня плодородия и  человеческого рода, Айыы­сыт — богиня плодородия и  чадородия, Кюн Джесегей Тойон — бог лошадей и другие  чадородия, Кюн Джесегей Тойон — бог лошадей и другие  боги. В Среднем мире вместе с людьми обитали Баай  боги. В Среднем мире вместе с людьми обитали Баай  Байанай — дух леса, Аан Алахчин хотун — богиня земли,  Байанай — дух леса, Аан Алахчин хотун — богиня земли,  Хатан Тэми­эрийэ — дух огня и другие духи. Их нужно  Хатан Тэми­эрийэ — дух огня и другие духи. Их нужно  было ублажать с помощью жертвоприношений. Нижний  было ублажать с помощью жертвоприношений. Нижний  мир — обитель страшных чудовищ. Шаманов разделяли на  мир — обитель страшных чудовищ. Шаманов разделяли на  белых и черных. Первые служили небожителям  белых и черных. Первые служили небожителям  различными приношениями, заклинаниями, руководили  различными приношениями, заклинаниями, руководили  праздником ысыах. Вторые должны были вести борьбу со  праздником ысыах. Вторые должны были вести борьбу со  злыми духами, вызывавшими стихийные бедствия, падеж  злыми духами, вызывавшими стихийные бедствия, падеж  скота, болезни.  скота, болезни.

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
Белый Белый шаман шаман

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
 Право стать шаманом  Право стать шаманом  передавалось по наследству.  передавалось по наследству.  Посвящение сопровождалось  Посвящение сопровождалось  сложным обрядом. Каждый  сложным обрядом. Каждый  шаман имел духа­покровителя  шаман имел духа­покровителя  (эмэгэтп), изображение  (эмэгэтп), изображение  которого в виде медной бляхи  которого в виде медной бляхи  на¬шивали на грудь одежды, и  на¬шивали на грудь одежды, и  животного­двойника (ийэ­кыыл  животного­двойника (ийэ­кыыл  — «мать­зверь»). Шаманские  — «мать­зверь»). Шаманские  бубны (дюргюр) — овальные, с  бубны (дюргюр) — овальные, с  широким ободом — похожи на  широким ободом — похожи на  эвенкийские. Знахари  эвенкийские. Знахари  (отосугпы) имели  (отосугпы) имели  специализацию: одни  специализацию: одни  занимались кровопусканием,  занимались кровопусканием,  другие — массажем или  другие — массажем или  костоправством, лечили  костоправством, лечили  глазные болезни, женские и т.д.  глазные болезни, женские и т.д.

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
   Национальная одежда состоит из однобортного  Национальная одежда состоит из однобортного  кафтана сон (зимой — мехового, летом — из  кафтана сон (зимой — мехового, летом — из  коровьей или конской шкуры шерстью внутрь, у  коровьей или конской шкуры шерстью внутрь, у  богатых — из ткани), который шили из четырех  богатых — из ткани), который шили из четырех  клиньев с добавочными клиньями у пояса и  клиньев с добавочными клиньями у пояса и  широкими, собранными у плечей рукавами,  широкими, собранными у плечей рукавами,  коротких кожаных штанов (сыайа), кожаных  коротких кожаных штанов (сыайа), кожаных  ноговиц (соторо) и меховых носков (кээнчэ).  ноговиц (соторо) и меховых носков (кээнчэ).  Позднее появились тканевые ру¬бахи с отложным  Позднее появились тканевые ру¬бахи с отложным  воротником. Мужчины подпоясывались ремнем,  воротником. Мужчины подпоясывались ремнем,  богатые — с серебряными и медными бляшками.  богатые — с серебряными и медными бляшками.  Женские свадебные шубы (сангыйах) — длиной до  Женские свадебные шубы (сангыйах) — длиной до  пят, расширяющиеся книзу, на кокетке, с  пят, расширяющиеся книзу, на кокетке, с  вшивными рукавами и меховым воротником­ вшивными рукавами и меховым воротником­ шалькой — украшали широкими полосами  шалькой — украшали широкими полосами  красного и зеленого сукна, позументом,  красного и зеленого сукна, позументом,  серебря¬ными деталями, бляхами, бисером,  серебря¬ными деталями, бляхами, бисером,  бахромой. Их ценили очень дорого и передавали  бахромой. Их ценили очень дорого и передавали  по наследству.  по наследству.

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
 Якутские  Якутские  женщины в  женщины в  праздничной  праздничной  одежде одежде

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
 Женский свадебный головной убор (дьабакка) из  Женский свадебный головной убор (дьабакка) из  меха соболя или бобра имел вид колпака с  меха соболя или бобра имел вид колпака с  высоким верхом из красного или черного сукна,  высоким верхом из красного или черного сукна,  бархата или парчи, густо обшитым бисером,  бархата или парчи, густо обшитым бисером,  позументом, и непременно с большой серебряной  позументом, и непременно с большой серебряной  сердцевидной бляхой надо лбом. Старинные  сердцевидной бляхой надо лбом. Старинные  уборы украшены султаном из птичьих перьев.  уборы украшены султаном из птичьих перьев.  Женскую одежду дополняли пояс, нагрудные,  Женскую одежду дополняли пояс, нагрудные,  наспинные, шейные украшения, серебряные,  наспинные, шейные украшения, серебряные,  нередко золотые с гравировкой серьги,  нередко золотые с гравировкой серьги,  браслеты, накосники и кольца. Для зимы  браслеты, накосники и кольца. Для зимы  изготавливали высокие сапоги из оленьих или  изготавливали высокие сапоги из оленьих или  конских шкур мехом наружу, для лета — сапоги  конских шкур мехом наружу, для лета — сапоги  из замши с голенищами, покрытыми сукном, у  из замши с голенищами, покрытыми сукном, у  женщин — с аппликацией.  женщин — с аппликацией.

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
Якутская Якутская невеста невеста

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
Якуты Якуты

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
 В якутском фольклоре центральное место занимает  В якутском фольклоре центральное место занимает  героический эпос олонхо, считающийся главным родом  героический эпос олонхо, считающийся главным родом  поэзии, а по характеру исполнительского искусства —  поэзии, а по характеру исполнительского искусства —  основой народной оперы. Ведущая тема олонхо —  основой народной оперы. Ведущая тема олонхо —  повествование о древних богатырях­первопредках,  повествование о древних богатырях­первопредках,  жителях Среднего мира, которые чувствуют себя частью  жителях Среднего мира, которые чувствуют себя частью  могучего племени айыы аймага, созданного и опекаемого  могучего племени айыы аймага, созданного и опекаемого  божествами айыы. Создателями и хранителями устной  божествами айыы. Создателями и хранителями устной  традиции эпического исполнительского искусства  традиции эпического исполнительского искусства  являются олонхосуты. По поверьям, они обладали  являются олонхосуты. По поверьям, они обладали  божественным даром. Эти люди всегда были окружены  божественным даром. Эти люди всегда были окружены  почетом, пользовались большим уважением. У северных  почетом, пользовались большим уважением. У северных  якутов термин олонхо объединяет героический эпос и  якутов термин олонхо объединяет героический эпос и  сказки о животных, волшебные, бытовые. Сюжеты и  сказки о животных, волшебные, бытовые. Сюжеты и  образы бытовых сказок строятся на основе повседневной  образы бытовых сказок строятся на основе повседневной  жизни, отражают нравственные идеалы народа.  жизни, отражают нравственные идеалы народа.

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
Верхний мир Верхний мир мирмир Серединный Серединный

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
Спасибо за внимание Спасибо за внимание Презентацию  подготовила Библиотекарь  МОБУ СОШ № 24 имени С. И. Климакова Бадяева И. В.

Презентаия по географии "Якуты"

Презентаия по географии "Якуты"
 http://www.yakutskhistory.net http://www.yakutskhistory.net  http://ru.wikipedia.org/wiki/Олонхо http://ru.wikipedia.org/wiki/Олонхо  http://www.ufms14.ru/culture http://www.ufms14.ru/culture  http://festival.1september.ru/articles/556 http://festival.1september.ru/articles/556 324324