Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«АРМАВИРСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
по дисциплине «История»
На тему: «Возникновение языков»
Работу выполнил студент:
Чепурнов Александр
Группа: 2 Акс
Армавир, 2021
Содержание
Введение………………………………………………………………..………3
1. Происхождение языка и многоязычие человечества…………..…….……4
2. Звукоподражательная и междометная теории…………………..….……...5
3. Социальные теории……………………………………………..……….…...8
4. Марксистское учение о происхождении языка……………………….…..12
Заключение …………………………………….……………………………...14
Литература …………………………………………………………………….15
Введение
Происхождение человеческой речи – очень сложный вопрос, который изучается не только языкознанием, но и другими науками – антропологией и психологией, биологией и этнографией. Происхождение языка связано с происхождением сознания и общества, а это уже вопросы философии.
Сложность решения данной проблемы состоит в том, что о первоначальной человеческой речи и причинах её возникновения мы можем судить только на основании косвенных источников.
Поэтому проблема происхождения человеческой речи ограничивается рассмотрением условий и причин её возникновения, характеристикой возможностей речевого аппарата, структуры и функций древнейших единиц языка.
Происхождение человеческого языка и происхождение отдельных языков и семей языков (например, индоевропейских) – это совершенно разные, хотя и в равной степени важные вопросы.
Возникновение человеческого языка, родственных и отдельных языков происходило в разное время, в разных условиях и было вызвано разными конкретными причинами.
1. Происхождение языка и многоязычие человечества
Происхождение языка – составная часть проблемы происхождения человека и человеческого общества. Человек возник в результате длительной эволюции животного мира, а именно человекообразных обезьян. Примитивная человекообразная обезьяна (проконсул – от лат. префикса pro- – раньше и новолат. konsul – шимпанзе (родовое название).
Жила на земле примерно 25-40 млн. лет тому назад. Английский антрополог Луис Лики и его жена Мери обнаружили в районе озера Виктория (в Кении) окаменелые остатки черепа существа, жившего около 14 млн. лет тому назад. У этого существа глазные зубы лишь слегка длиннее остальных (у человекообразных обезьян эти зубы значительно ниже уровня других); на скуле этого существа обнаружена также впадина под глазом (такие впадины присущи только человеку: их нет у человекообразных обезьян).
Эти признаки позволили доктору Лики сделать предположение, что существо, жившее 14 млн. лет назад, видимо, развивалось по направлению к человеку, но человеком не являлось. Возникнув более миллиона лет назад (в период каменного века, или, по другой классификации, в низшей степени дикости), древние люди долгое время вырабатывали биологические и социальные свойства человека.
«Главное достижение этого периода – возникновение членораздельной речи» (Ф. Энгельс). Членораздельная речь помогла людям выделиться из животного мира, объединиться в общества, развить своё мышление, организовать совместный труд. Однако происхождение языка предполагает не только возникновение биологических предпосылок, но и самого общества.
История человечества делится на два периода – доисторический и исторический (последний период включает историю сложившегося человеческого общества).
Доисторический период представляет собой историю первобытного стада, т.е. период формирования, становления, складывания человеческого общества.
Первобытное человеческое стадо было социально-биологическим организмом. В нём был развит инстинктивный труд, заключающийся не в производстве новых продуктов и орудий труда, а в присвоении готовых предметов природы. Эти предметы служат также орудием защиты и охоты.
Инстинктивный труд создаёт условия для возникновения сознания и языка. Собственно человеческая трудовая деятельность начинается с изготовления искусственных орудий труда, и человек отличается от человекообразных обезьян тем, что он, по выражению Б. Франклина, есть животное, делающее орудие (tool-taking animal).
Необходимость производить новые предметы, которые планируются и закрепляются в сознании, порождает производительную деятельность, производительные силы и производственные отношения, которые всё более и более вытесняли отношения биологические. Первобытное стадо постепенно сменяется родовым строем.
Так начинается история человеческого общества; первой экономической формацией была первобытнообщинная; в это время начался процесс возникновения родственных языков. Среди условий, в которых возникал язык, были факторы, связанные с превращением первобытного стада в общество. Поэтому великое множество высказываний о происхождении языка можно разделить на две основные группы: 1) теории биологические, 2) теории социальные.
2. Звукоподражательная и междометная теории
Биологические теории объясняют происхождение языка эволюцией человеческого организма – органов чувств, речевого аппарата и мозга. Положительным в этих теориях является то, что они рассматривают возникновение языка как результат длительного развития природы, отвергая тем самым разовое (божественное) происхождение языка.
Среди биологических теорий наиболее известны две – звукоподражательная и междометная. Звукоподражательная теория объясняет происхождение языка эволюцией органов слуха, воспринимающих крики животных (особенно домашних). Язык возник, по этой теории, как подражание животным (ржание коней, блеяние овец) или как выражение впечатления о называемом предмете. Например, Лейбниц считал, что лат. mel (мёд) – сладок на вкус, а название его приятно ласкает слух, что leben (жить) и lieben (любить) указывают на мягкость, а Lauf (бег), Löwe (лев) – на быстроту.
Сторонниками этой теории были Лейбниц, Гердер, Гумбольдт. Звукоподражательная теория основывается на двух предположениях:
1) первые слова были звукоподражанием,
2) в слове значение символично, имеет значение по природе вещи.
Однако оба эти предположения не соответствуют фактам языков. Действительно, в языках имеются звукоподражательные слова и словесное табу. язык речь звукоподражательный
Однако звукоподражательных слов в языке мало, и, главное, они различны в разных языках, причём в языках примитивных их не больше, чем в языках развитых. Это можно объяснить только при условии, если признать, что звукоподражательные слова есть результат развития языка.
Звукоподражательные слова имеют звуки и формы, уже существующие в языке.
Вот почему утка кричит для русского кря-кря (крякает), для англичанина квак-квак (quack), для француза кан-кан (cancaner), а для датчанина рап-рап (rapper).
Различны и подзывные слова, с которыми обращается человек к домашнему животному, например, свинье, утке, гусю. Междометная (или рефлексная) теория объясняет происхождение языка теми переживаниями, которые испытывает человек. Первые слова, по этой теории, – непроизвольные выкрики, междометия, рефлексы. Эмоционально выражали боль или радость, страх или голод. В ходе дальнейшего развития выкрики приобретали символическое значение, обязательное для всех членов данного сообщества.
Сторонниками рефлексной теории были Штейнталь и Дарвин, Потебня и Кудрявский. Если в звукоподражательной теории толчком был внешний мир (звуки животных), то междометная теория толчком для появления слов считала внутренний мир живого существа, его эмоции.
Общим для обеих теорий является признание наряду со звуковым языком наличие языка жестов, который выражал более рациональные понятия.
Так, например, Вундт считал, что первоначально существовало два языка – язык жестов (движение рук и лица) и язык звуков (движение языка и губ). При помощи звуков выражали чувства, при помощи жестов – представления о природе. Вундт различал три вида жестов – указательные (например, указание пальцем), изобразительные (например, круговое движение рукой), символические (например, палец у губ).
Рукой и мимикой выражали разрешение и запрет, указание и просьбу, угрозу и радость. В ходе эволюции человека звуковой язык всё более и более совершенствуется, а язык жестов начинает играть всё более и более вспомогательную роль. Жесты менее удобны, чум звуки: их не видно ночью и в сумерках, из-за дерева; их нельзя делать, когда рука занята работой. Звуковые сигналы могли совершенствоваться как за счёт дифференциации звука, так и за счёт сложных звуковых сигналов. Слово поэтому убило жест. Звукоподражательные и междометные теории во главу угла ставят изучение происхождения механизма говорения, в основном в психофизиологическом плане.
Недоучёт социального фактора в этих теориях привёл к скептическому отношению к ним: звукоподражательную теорию стали в шутку называть «теорией гав-гав», а междометную – «теорией тфу-тфу». И действительно, в этих теориях биологическая сторона вопроса преувеличивается, происхождение языка рассматривается исключительно в плане происхождения речи. Не принимается с должным вниманием тот факт, что возникают человек и человеческое общество, существенно отличные от животного и его стада.
3. Социальные теории
Социальные теории происхождения языка объясняют его появление общественными потребностями, возникшими в труде и в результате развития сознания человека.
Так, уже Диодор Сицилийский писал: «Первоначально люди жили, говорят, неустроенной и сходной со звериной жизнью, выходили вразброд на пастбища и питались вкусной травой и древесными плодами. При нападении зверей нужда научила их помогать друг другу, и, собираясь вместе от страха, они начали постепенно друг друга узнавать.
Голос их был ещё бессмысленным и нечленораздельным, но постепенно они перешли к членораздельным словам и, установив друг с другом символы для каждой вещи, создали понятное для них самих изъяснение относительно всего».
В данном отрывке изложена теория социального договора: язык рассматривался как сознательное изобретение и творение людей.
В XVIII в. она была поддержана Ж. Дю Белле и Э.Б. де Кондильяком, Адамом Смитом и Ж.Ж. Руссо.
У Руссо теория социального договора связана с делением жизни человечества на два периода – природного и цивилизованного. В первый период человек был частью природы и язык происходил от чувств, страсти (passion). «Язык первых людей, – писал Руссо, – был не языком геометров, как обычно думают, а языком поэтов», так как «страсти вызывали первые звуки голоса». Звуки первоначально служили символами предметов, действующих на слух; предметы, воспринимаемые зрением, изображались жестами.
Однако это было неудобно, и они стали заменяться звуками-предложениями; увеличение количества издаваемых звуков вело к совершенствованию речи. «Первые языки» были богаты синонимами, необходимыми для выражения «богатств души» природного человека.
С возникновением собственности и государства возникла социальная договорённость, рациональное поведение людей, слова стали употребляться в более общем смысле. Язык из богатого и эмоционального стал «сухим, рассудочным и методическим».
Историческое развитие языка рассматривается как падение, регресс. Призыв Руссо «назад к природе», «к природному первобытному языку» был протестом против феодальной несправедливости.
Правильно, что осознание языка происходило постепенно, но антиисторическим является представление, будто разум управлял людьми, которые сознательно изобрели язык. «человек, - писал В.Г. Белинский, - владел словом прежде, нежели узнал, что он владеет словом; точно так же дитя говорит правильно грамматически, ещё и не зная грамматики».
В конце 70-х годов прошлого столетия немецкий философ Л. Нуаре выдвинул рабочую теорию происхождения языка, или теорию трудовых выкриков.
Эту теорию поддержал К. Бюхер. Л. Нуаре справедливо подчеркнул, что «мышление и действие были первоначально неразрывны», так как, прежде чем люди научились изготовлять орудия труда, они в течение продолжительного времени испробовали на разных объектах действие различных естественных предметов.
При совместной работе выкрики и возгласы облегчают и организуют трудовую деятельность. Когда женщины прядут, а солдаты маршируют, они «любят сопровождать свою работу более или менее ритмическими возгласами». Эти выкрики, вначале непроизвольные, постепенно превратились в символы трудовых процессов. Первоначально язык был набором глагольных корней.
Теория трудовых выкриков, по сути, оказывается вариантом междометной теории. Трудовое действие рассматривается как параллельное звуковому языку – выкрикам, причём язык может и не сопровождать трудовое действие.
При таком подходе работа, музыка и поэзия признаются равнозначными. Г.В. Плеханов, рассматривая книгу К. Бюхера «Работа и ритм», подвергает критике такой дуализм, считая тезис «мнения правят миром» неправильным, поскольку «человеческий разум не мог быть демиургом истории, потому что он сам является её продуктом». «Основная причина общественного-исторического процесса есть развитие производительных сил» (с. 647).
Язык выступает как условие и орудие, причина и следствие общественности. Естественно, что человек возникает не сразу, а путём длительной эволюции природы, как это показал Ч. Дарвин. Было такое время, когда в жизни человекоподобных предков орудия играли такую же ничтожную роль, какую играет ветка в жизни слона.
Однако как только человек становится общественным, развитие возникших отношений «совершается по своим собственным внутренним законам, действие которых ускоряет или замедляет развитие производительных сил, обусловливающее историческое движение человечества» (с. 689).
Производственные силы определяют организацию того или иного общества, его сознание и искусство. Плеханов убедительно показывает, что охотничьи пляски отражали процесс охоты, военные пляски воспроизводили сцены сражения.
Искусство было вплетено в производство, являлось его непосредственным образом. Так, подражания телодвижениям животного составляли весьма существенную часть охоты. «Не удивительно поэтому, – продолжает Г.В, Плеханов, – что, когда у охотника является желание вновь испытать удовольствие, причиняемое употреблением силы на охоте, он принимается подражать телодвижениям животных и создаёт свою оригинальную охотничью пляску».
На роль подражания при возникновении искусства и языка, как и на происхождение их из синкретических действий первобытного человека, указывалось многими исследователями. Например, Р. Пэджет, наблюдая за речью глухонемых, приходит к выводу о том, что язык возник из пантомимических жестов рук, которым бессознательно подражал рот; пантомима рук переводилась на движение губ и сопровождалась эмоциональными горловыми звуками.
Культовое происхождение звукового языка признаётся в трудмагической теории Н.Я. Марра. Он полагал, что язык первоначально был орудием жрецов (магов). «Потребность в звуковой речи, – писал Марр, – возникла с образованием зачатков классовой дифференциации, когда в связи с магией выработалась специальная группировка с таинственными магическими действиями в плясках, песнях и играх, где в процессе мерного выкрикивания стали выделяться артикулированные звучания, членораздельные комплексы будущих отдельных звуков, слова-символы магического значения».
Праязыковое состояние, приведшее в период искусственной обработки камня к образованию языка, имело, по Марру, два социальных типа языка – кинетический (язык жестов и мимики) и звуковой язык.
Мышление прошло три стадии – тотемическую, космическую и технологическую.
Язык жестов наблюдается у многих племён. У австралийского племени аранда известно около 450 различных жестов, которые не только указывают на конкретные предметы, но и обозначают общие представления. Язык жестов у аранда, как и у других племён, дополняет звуковой и применяется в особых случаях. Вдовам австралийского племени варрамунга запрещается говорить в течение года, а между тем, собравшись на стоянке, молча, женщины ведут оживлённый разговор при помощи пальцев и локтей.
Индейцы Америки ручную речь используют при межплеменном общении. Звуки древнейшей речи не были расчленены как с точки зрения звучания, так и семантически. Звуковые и семантические переходы были самые разные, так как в глубокой древности основным процессом развития племенных языков было скрещивание. «В самом возникновении и естественном дальнейшем творческом развитии языков, – писал Марр, – основную роль играет скрещение. Чем более скрещение, тем выше природа и форма возникающей в его результате речи».
4. Марксистское учение о происхождении языка
Принципиальное значение в марксистском учении имеют следующие положения:
1. Сознание, членораздельная речь и общественность являются существенными признаками человека. Возникновение языка – процесс длительный, сложный и многофакторный.
2. Несмотря на признание разных факторов, оказавших воздействие на формирование человека и его языка, марксистская постановка вопроса состоит в том, что из всех этих факторов ведущим признаётся производительная деятельность, которая может быть только в обществе. Язык возникает как средство общения и средство выражения, передачи мысли.
3. Для марксистской постановки проблемы происхождения языка характерно рассмотрение её не только в связи с происхождением человека и общества, но и сознания, т.е. понимания человеком своего существования, своего отношения к внешнему миру и отношений предметов внешнего мира между собой.
4. Основной мыслительной и речевой деятельности является высокоразвитое строение нервно-мышечного аппарата.
5. Первоначальный язык человека был примитивен и беден, что только в ходе дальнейшей эволюции и истории языка он превратился в тонкое и богатое орудие общения, передачи и закрепления сообщений.
Заключение
Проблема происхождения человеческого языка не является чисто лингвистической. Её решение может быть достигнуто только совместными усилиями представителей истории, археологии, геологии, антропологии, биологии, палеоневрологии, общей теории коммуникации, семиотики и многих других наук.
Решаться она должна в рамках комплексной проблемы «Происхождение человека, общества, сознания, языка». Данных, которыми располагает современная наука, достаточно лишь для выдвижения общих гипотез.
Литература
1. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 2015.
2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 2011.
3. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 2016.
4. Семчинский С.В. Общее языкознание. К., 2016.
5. Чикобава А.С. Введение в языкознание. Часть 1. М., 2015.
Размещено на Allbest.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.