Конструктивизм
это направление в архитектуре, получившее развитие после Первой мировой войны в связи с ростом индустриальной техники, внедрением новых типов зданий и сооружений.
Конструктивизм требовал в архитектурных сооружениях выявлять его конструкцию (отсюда его название), требовал функциональной, конструктивной целесообразности, рациональности форм. Поэтому в разных странах это направление получило специфические названия: рационализм, функционализм. Для конструктивистских построек характерны обнажение конструкции, предельное упрощение формы, контраст глухих поверхностей стен с большими площадями остекления. В советской архитектуре конструктивизм занимал господствующее положение в конце 20-х - начале 30-х гг. Его основные черты - функциональная целесообразность, геометрическая чёткость объёмов, острая динамика композиции, длинные полосы остекления («ленточные» окна).
В Европе термин «конструктивизм» появился лишь в 1922 г и был занесен туда, судя по всему, Лисицким из Советской России. Появление терминов «конструктивизм» и «конструктивист» следует связывать с образованием Рабочей группы конструктивистов ИНХУКа, на заседаниях которой была поставлена задача борьбы с художественной культурой прошлого и агитацию нового мировоззрения.
Братья Веснины - ключевые фигуры того процесса, в ходе которого формировался советский архитектурный авангард.
В семье Весниных было три сына - Леонид, Виктор и Александр Братья были почти погодки и уже в детстве в семье сложился дружный коллектив трех братьев.
Все три брата учились сначала в Московской практической академии коммерческих наук (среднее учебное заведение с правами реального училища), затем Леонид поступил на архитектурный факультет Петербургской академии художеств, а Александр и Виктор - в Петербургский институт гражданских инженеров.
Конструктивизм в архитектуре г. Екатеринбурга
Судьбоносным для города, теперь уже Свердловска, стало решение съезда ВКП(б) в 1925 году о социалистической индустриализации страны, в программе которой Свердловску предназначалось особое место. Новый статус административного центра крупного промышленного региона России обязывал к преобразованию его застройки.
Уездный торговый город - оплот патриархального купечества, с богатыми культурными традициями, с размеренным провинциальным укладом, преображался в промышленный центр - зримое воплощение реализации социалистических идей. Частная жизнь «вытеснялась» под натиском глобальных государственных проблем.
Новая схема генерального плана отражала увеличение городских территорий, новое направление производственной деятельности города, размах промышленного и гражданского строительства. Эта работа была подготовительным этапом к созданию плана Большого Свердловска, который проектировали под руководством архитектора С.В.Домбровского.
Параллельно с составлением генплана в городе шло интенсивное строительство. Образовавшиеся жилищно-строительные кооперативы (к 1928 году их было 16) возводили по заказу предприятий и учреждений компактные поселки (Октябрьский, Красная звезда, Красная кровля, Новый и др.) на северных окраинах города. Поселки состояли в основном из рубленых деревянных домов, коттеджей и домов барачного типа. Они, как и соцгородки, имели регулярную планировку, но не обладали их уровнем благоустройства, системой культурно-бытового обслуживания.
Первым из соцгородов в 1928 году стал строиться Уралмаш, где было построено множество интересных в архитектурном плане общественных зданий в стиле конструктивизм. Отработанные в процессе этого строительства приемы и методы были использованы затем в возведении Эльмаша, Химмаша и Вторчермета.
Утрачивали или меняли свое назначение торговые площади, как следствие господствовавшей в тогдашней идеологии установке на государственный атеизм сносились храмы. Массовым образом ликвидировалась усадебная застройка.
Вдоль проспекта Ленина (бывший Главный) формировалась новая система площадей.
Наиболее интенсивно перестраивались две самые крупныеплощади Торговая, с примыкающей к ней площадью 1905 года (бывшей Кафедральной), и площадь Двух театров (бывшая Дровяная) -старый и новый центры города.
Планировалось закончить строительство нового гостиного двора и товарной биржи. В конце 1920-х - начале 1930-х годов здесь возводится ряд крупных административно-финансовых и торговых зданий. Несмотря на провозглашение планом «Большой Свердловск» площади Двух театров в качестве главной, деловым центром города остается старая Торговая площадь с окружающими ее улицами.
Новые административно-культурные сооружения в стиле конструктивизм на площади Двух театров и формирующая ее застройка 1930-х годов по плану «Большой Свердловск» определяли функциональное назначение этой площади Дом промышленности, гостиница Большой Урал, Синтетический театр, Дом печати, «Городок чекистов», Клуб строителей.
Застройка тридцатых годов буквально захватывала пустующие торговые площади: на Сенной был возведен жилой комплекс 3-го дома горсовета; на Хлебной разбит дендропарк, на Коковинской - центральный рынок. Комплексное строительство на месте снесённых усадеб одна из самых характерных черт этого времени. Так возводились: 4-й дом горсовета (Ленина, 5. 1929 год. Архитектор С.В.Домбровский); Дом Уралоблсовста (Малышева, 21. 1930 - 1933 годы. Архитекторы М.Я.Гинзбург, А.Л.Пастернак, инженер С.П.Прохоров); Жилкомбинат НКВД (8 Марта, 2. 1930 годы. Архитекторы П.И.Антонов, В.Д.Соколов), жилой комплекс Дома Госпромурала (Ленина 52-54. 1931 - 1938 годы. Архитекторы Е.Н. Коротков, Г.П.Валенков).
В 1930-е годы Свердловск в известном смысле был лабораторией экспериментального строительства в масштабах страны.
Наиболее выдающимися объектами экскурсионного показа по стилю конструктивизм являются следующие здания:
Жилой комплекс «Дом чекиста». 1930-е годы. Архитекторы И.П.Антонов, В. Д. Соколов. 8 марта, 2 / Володарского, 5.
Расположен в квартале к северу от площади. Фасады дома раскрываются на две улицы. Состоит из двух сооружений: двухэтажного П-образного, с трехэтажной центральной частью, и двенадцати этажного дома-башни.
Комплекс расположен на большом дворовом участке, обнесенном оградой. Построен на месте невзрачных одноэтажных построек. Это первое в городе монументальное 12-ти этажное здание, первая высотка в городе. Второй Дом Советов представляет собой редко встречающееся смешение стилистики конструктивизма и неоклассики.
Здание Промбанка. 1920-е годы. Автор проекта инженер И.Н.Крысов.
8 Марта, 8 Б. Крупномасштабное каменное здание в четыре этажа входит в блок корпусов, возведенных в советский период на месте бывшего гостиного двора и образующих сплошной фронт по периметру квартала. Угловое положение дома подчеркнуто закруглением объема, заглубленным главным входом и повышенной частью аттикового этажа. В композиции уличных фасадов преобладают вертикальные линии лопаток, заполняющих простенки, горизонтали широкого пояса, отделяющего аттиковый этаж, и навесы над входом.
Комплекс «Дома обороны». 1933 год. Архитектор Г.П.Валенков. Малышева, 31 Д. Возведение военизированного спортивного комплекса было обусловлено широким распространением спортивных сооружений, не имевших аналогов в дореволюционной практике. Отличался крупномасштабностью, планировался на площади целого квартала, ограниченного улицами Малышева, 8 Марта, Воеводина и проспектом Ленина. Комплекс включал здание клуба и техникума, образующих двор, жилой дом, обращенные торцами на улицу Малышева. Композиционным центром комплекса планировалось грандиозное здание для спортивных занятий, увенчанное куполом и обращенное главным фасадом к проспекту Ленина (не осуществлено). Комплекс проектировался в формах конструктивизма, с использованием символики в создании архитектурного образа клуба.
Здание магазина «Проводник». 1900-е годы (ориентировочно). Малышева, 29 / Вайнера, 18.
В начале XX века каменное двухэтажное здание, в силу своего местоположения - на углу тогдашних Покровского проспекта и торговой улицы Успенской - и яркой зрелищной композиции в стиле модерн, стало «визитной карточкой» торгового центра Екатеринбурга. Его угловой объем открывал перспективу улицы, с непрерывной цепью корпусов торговых построек по ее четной стороне, и примыкал к магазину Агафуровых. В советский период, в течение 1930-х годов (ориентировочно), здание было надстроено до четырех этажей и лишилось декоративного убранства. После перестройки преемственность с первоначальным обликом просматривалась лишь в отдельных фрагментах композиции: наличие углового акцента, вертикальные членения лопатками, продолженные на новую высоту фасадов, частый рисунок переплетов окон верхних этажей напоминают о модерне. В новом качестве постройка представляла смешение конструктивистских форм с остаточными элементами стилистики модерна.
В настоящее время вновь перестроено со стилизацией в формах модерна.
Здание Государственного банка. 1930-е годы. Вайнера, 24. Каменное трехэтажное здание банка расположено в торговом центре Екатеринбурга - Свердловска. Главный фасад симметричен, его оформление основано на типичных для стилистики конструктивизма приемах: контрасте вертикально и горизонтально развивающихся форм, глухих и остекленных поверхностей. Остекленные эркеры в двух боковых ризалитах выразительно «читаются» на фоне глухих фрагментов стены. Центральная часть фасада, организованная рядами окон, имеет развитый аттик, в поле которого помещены надпись и герб. Вход в банк акцентирован выступом и глухой горизонтальной полосой, объединяющей заглубленные порталы и окна.
Здание облисполкома. Начало 1930 годов. Архитектор С.В.Захаров. Проспект Ленина, 32 - 34. Строительство здания осуществлялось в рамках концепции плана «Большой Свердловск», разработанного в 1930-е годы. Согласно этому плану, Екатерининская площадь после сноса Екатерининского собора приобретала новое функциональное назначение и новое наименование - площадь Труда.
Здание гостиницы «Большой Урал». 1929 -1930-е годы. Архитекторы Б.Е.Захаров, В.И.Смирнов. Красноармейская 1. Каменный многоэтажный корпус замыкает южную границу площади Парижской коммуны и протяжен по всему фронту квартала между улицами Мамина-Сибиряка и Красноармейской (бывшей Солдатской).
Белая башня. 1929 г. Архитектор М.В. Рейшер. Проспект Культуры. Башня - воплощенный образец смелой и талантливой технической мысли, шедевр конструктивистской архитектуры. Эта башня символизирует в строительстве новую эру, эру железобетона, демонстрируя возможности нового строительного материала. Был объявлен конкурс на лучший проект. На проектирование времени было мало. Участвовали многие. Решения были самые разные. Фидлер предложил стальной бак на стальной башне пространственной конструкции системы инженера Шухова (автор Шаболовской радиобашни в Москве). Безруков свой вариант задумал в дереве с использованием объема внизу под баком для размещения жилья. Рейшер предложил вариант в железобетоне оригинальной консольной конструкции. На варианте Рейшера и остановились единогласно. До сих пор едва ли кто знает, что бак имеет необычную, трудно объяснимую без знания истории ее возникновения, конструкцию: стенки из железа, корпус и опорное кольцо - железобетон с жесткой арматурой, сферическое днище - обычный железобетон. Построенная в 1930 году водонапорная башня по праву признана памятником промышленного зодчества эпохи конструктивизма и широко известна под именем "Белая башня" далеко за пределами не только города, но и за рубежом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.