Актуальность
Экология и культура – базовые ценности, которые формируют мировоззрение и активную жизненную позицию, и вызывают живой интерес и отклик со стороны молодежи. Одной из ключевых мер должно стать повышение уровня экологической культуры в нашем обществе – изменение отношения людей к окружающей среде, осознание равноправия человека и природы. В первую очередь это касается молодого поколения. Ему предстоит жить в 21 веке и от уровня его эко-культуры во многом зависит будущее нашей страны.
С каждым годом в больших городах растет объем бытовых отходов. Если в двадцатом столетии мусор вывозили на специально оборудованные свалки, так называемые полигоны, то в наше время утилизация отходов таким способом становится все больше невозможной. Ведь известно даже школьникам, что все материалы, из которых производят бытовую технику, детские игрушки и даже простой одноразовый стаканчик, могут пролежать в земле на протяжении многих лет без видимых следов процесса распада... В некоторых случаях утилизация отходов бытового характера производится путем их сжигания на специализированных мусоросжигательных предприятиях. Но в случае сжигания отходов необходимо учитывать, что не весь мусор горит, а когда горит, не всегда безопасен.
Цель проекта: разработать технологию изготовления панно из старой кожи, как способ утилизации твердых бытовых отходов, используя доступные средства и методы обработки.
Задачи проекта:
Проанализировать необходимость и возможные способы творческой утилизации кожи.
Изучить историю развития кожевного.
Исследовать виды и состав кожи, продукты загрязнения окружающей среды при утилизации кожи, способы её реставрации и окраски для изготовления панно.
Научиться практическим навыкам работы со старой кожей, отделке и оформлению панно.
Гипотеза:
При условии творческого подхода к вопросу утилизации старых кожаных вещей, каждый из нас может способствовать уменьшению твёрдых бытовых отходов и способствовать охране окружающей среды.
Обработка кожи – один из традиционных видов ремесла. Из кожи делали колчаны, мужские пояса, обувь, мастерили конскую сбрую, колчан сосуды типа подойника – конек, узкогорлые фляги с круглым туловом, и другие.
Создавали настенное панно, кожаные сундуки и т.д. Рельефным тиснением украшались и кожаные сосуды.
Посуда и утварь была приспособлена к подвижному образу жизни: легкая, небьющаяся, из кожи и дерева.
Виды натуральной кожи
Велюр изготавливают из кож хромового дубления, которые на лицевой стороне имеют пороки. Поэтому с бахтармяной стороны их отшлифовывают, и они приобретают вид замши.
Замша получается из шкур оленей, коз, теляти путём жирового дубления.
Опоек- это кожа, получаемая из шкур телят. Для получения лаковой кожи на кожу наносят слой лаковой плёнки.
У спилка бахтармяный слой с двух сторон, он непрочен.
Шевро. Мягкая кожа хромового дубления из шкур коз.
Шеврет. Кожа хромового дубления, отличается рыхлостью и высокой растяжимостью, изготавливается из овечьих шкур.
Лайка. Тонкая, мягкая, очень эластичная кожа, в основном из шкур и новорожденных овец.
Юфть. Дубленая корой ивы и обработанная жиром толстая кожа из шкур свиней, лошадей, оленей.
Процесс получения кожи
Большая часть кожи производится из шкур крупного рогатого скота, овец, свиней и коз. Используется также кожа акул, страусов, крокодилов, змей и ящериц. Шкуры, снятые с животных, обычно хранятся в консервированном виде до тех пор, пока не поступят на производство кожаных изделий. Для консервации шкур применяют три основных метода: воздушная сушка, сухой посол и мокрый посол.
Для подготовки кожи к использованию, необходим завершающий процесс – дубление.
Окраска кожи
Окраска кожи
Восстановить окраску кожи, если она пострадала, имеет смысл до раскроя. Для этого можно использовать специальные нитрокраски, которые бывают в продаже. Такую краску наносят кистью.Нитрокраска для кожи в аэрозольных баллонах сама ложится ровным, тонким слоем. Распылительную головку баллончика лучше держать на расстоянии 15— 20 см и быстро перемещать вдоль поверхности. Подсушив кожу 10—15 мин, нанесите следующий слой, и так повторите несколько раз, пока не получите прочную равномерную окраску. Еще 1 час потребует окончательная сушка.. Для декоративных кожаных поделок, особенно для таких, которые не будут испытывать сильные изгибы и растяжения, приемлемы и масляные краски для живописи. Старую нитрокраску можно соскоблить и отшлифовать мелкозернистой наждачной бумагой. Можно окрасить и выкроенные детали, применяя акриловые красители.
Выводы: обобщив изученный материал, я сделала вывод, что в панно в основном используются цветочные мотивы. Для придания изделию естественного вида применяются различные виды окраски. Лучше всего применять акриловые краски или аэрозоль.
Термическая обработка кожи
Старые вещи аккуратно распороть, удалить все нитки, клеевые прокладки (у сапог используются только голенища). Кусочки кожи промыть в теплой воде (30-40°). Наиболее загрязненные места слегка потереть губкой с добавлением <Детского> мыла, затем тщательно прополощите в воде с добавлением уксуса и соли (на 1 литр теплой воды 1 стакан 9%-го уксуса и 50 грамм соли). После стирки влажную кожу растянуть на листе толстой фанеры бахтармой вверх. По периметру куска, максимально близко к краю, с небольшим наклоном вбить маленькие гвоздики на расстоянии приблизительно 1,5-2 см друг от друга. Сушите кожу вдали от нагревательных приборов. По мере высыхания гвоздики перебиваются поближе к центру куска - это делается для того, чтобы кожа не перетянулась.
Пока кожа сушится, ее подвергают дополнительному жированию, так как в процессе стирки часть жиров вымылась и их необходимо восполнить для того, чтобы кожа не потеряла свою эластичность. Чуть влажную кожу слегка пропитывают касторовым маслом, в которое добавляется немного нашатырного спирта. Можно также протереть кожу вазелином или яичным белком, эмульсией из сливочного масла и теплой воды с добавлением небольшого количества нашатырного спирта.
Правила безопасной работы с инструментом
1.Для того чтобы в процессе работы инструменты не терялись, не портились, приготовьте для их хранения чехол с кармашками, или подставки. Для ножей сделать чехлы.
2. Осторожно работать с режущими инструментами. Все режущие инструменты для работы с кожей должны быть острыми. Кожа- материал эластичный, и недостаточно острый нож будет тянуть, и мять ее. Поэтому приобретайте ножи острые, заточенные мастером, чтобы в процессе работы вам оставалось только подправлять лезвия.
3.Ножницы передавать ручками вперед.
4. Проветривать помещение при работе со свечой и электроплиткой.
5. Осторожно пользоваться открытым огнем от свечи.
6. При пользовании электроплиткой не разбрызгивать воду на рабочем месте.
7. Включать и выключать электроприборы, держась за вилку.
8.Содержать рабочее место в порядке.
Экономический расчёт
№п\п | Название материала | Цена за единицу тг | Расход | Всего затрачено | |
1 | кожа | Расход не учитывается, так как использованы остатки от старых изделий | |||
2 | крагис | остатки некондиционного крагиса | |||
3 | Акриловые краски шесть цветов | 1упаковка –700 руб. | Половина упаковки | 350 руб. | |
6 | Клей «Момент» | 200 руб. | Пол. тюбика | 100 руб. | |
ИТОГО |
| 450 руб. |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Изделия из кожи». 2004г. Издательство «Сталкер», «АСТ».
2. Зурабян К.М., Краснов Б.Я., Бернштейн И.М. Материаловедение изделий из кожи. М.: Легпромбытиздат, 1988.
3.Практикум по технологии изделий из кожи. Под ред. В.Л. Раяцкаса. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.
4. Шварц А.С., Гвоздев Ю.М. Химическая технология изделий из кожи. М.: Легпромбытиздат, 1986.
5. Лабораторный практикум по материаловедению изделий из кожи / М.М. Бернштейн, А.П. Жихарев, Г.П. Булатов и др. М.: Легпромбытиздат, 1993
6. «Поделки из кожи». 2008г. Москва. Автор – Шахова Н.А.
Издательство «Эксмо».
7. Раяцкас В.Л., Нестеров В.П. Технология изделий из кожи. В 2 ч. Ч. 2. М.: Легпромбытиздат, 1988.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
http://textileclub.ru/index.php?option=articles&task=viewarticle&artid=193&Itemid=3
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.