ПРОТЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Протестная деятельность является одной из форм деятельности подростков и молодежи, выражающаяся в инициировании конкурентных акций или участии в них с целью оказания влияния и/или изменения общественной ситуации
Причины появления протестной деятельности у подростков
– особенности социально-экономического состояния современного общества;
– недостаточно активная деятельность социальных институтов (семьи, образовательных организаций, молодежных общественных организаций) по социализации и воспитанию подростков, отсутствие подростковых общественных организаций;
– появление молодежных субкультур и контркультур;
– материальные затруднения семьи, снижение уровня жизни, обостренное ощущение социального неравенства и незащищенности;
Причины появления протестной деятельности у подростков
– множественная политическая самоидентификация, как особый вид социальной идентичности, направленный на самоопределение подростка в политическом плане, стремление участвовать в политическом процессе;
– снижение культурного уровня и отсутствие преемственности ценностей и убеждений у поколения;
– отсутствие возможностей проведения досуга посредством организованных культурно-массовых мероприятий, энергия подростков не находит конструктивного выражения;
– ослабление социального контроля за счет снижения значимости родственных, соседских и иных социальных отношений;
– получение искажённой информации через Интернет или «вирусных» новостных агентств, интерпретирующих и представляющих информацию в определенном ракурсе;
– любопытство, за компанию с друзьями;
– заработать денег.
Молодежные общественные организации, которые инициируют и организуют протестные акции на территории Российской Федерации
Национал большевистская партия (далее НБП, запрещенная)
Евразийский союз молодежи, молодежное движение Демократическая инициатива.
Союз Коммунистической молодежи Российской Федерации
Революционный коммунистический союз молодежи «Другая Россия»
Молодежное экологическое движение «Местные»
Протестная активность
«Статистика говорит, что процент молодых людей, участвующих в несанкционированных уличных акциях, растет. Уменьшение среднего возраста участников протестов нас, как ответственных за ситуацию, настораживает» Начальник главка МВД по противодействию экстремизму Т. Валиулин
КТО ВОВЛЕКАЕТ ПОДРОСТКОВ В ПРОТЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?
ПРОТЕСНЫЕ АКЦИИ
Санкционированные
Не санкционированные
Публичные мероприятия (соревнования, фестивали, концерты, флешмобы, конференции, туристские слёты, парады, шествия) имеют строгий порядок поведения, установленный Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Проводится без предварительного согласования с исполнительным органом власти
Несанкционированные мероприятия незаконны!!! Возрастает риск провокаций, направленных на нарушение общественного порядка, что угрожать безопасности подросткам-участникам акций!!!
Митинги
Массовое собрание людей для публичного выражения мнения относительно важных проблем. Право на мирное и без оружия проведение митингов гарантировано статьей 31 Конституции РФ
Участнику санкционированного мероприятия запрещено:
• Скрывать лицо маской или другим средством маскировки;
• Иметь при себе оружие, боеприпасы, отравляющие вещества, пиротехнику, горючие материалы, алкоголь и т. д.;
• Находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Подростки по статье 20.2 КоАП РФ привлекаются или к оплате штрафа от 10 до 300 тыс. рублей, или обязательным работам до 200 часов, или административному аресту сроком до 30 суток. Также предполагается постановка на учет в подразделение МВД по делам несовершеннолетних.
Административная ответственность
Родители (законные представители), согласно статье 5.35. КоАП РФ за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних могут быть оштрафованы в размере от 100 до 500 рублей.
Статистика участия несовершеннолетних подростков в митингах (данные ДОНГМ)Департамент образования и науки города Москвы
Массовые мероприятия
Массовые мероприятия это - соревнования, фестивали, концерты, флешмобы, конференции, туристские слёты, парады и шествия, при проведении которых нужно придерживаться определённых требований.
Массовое мероприятие – это чёткое соблюдение главных условий, порядка и требований к его проведению, сохранение личной безопасности каждого присутствующего. Проведение предусматривает неоспоримую роль здравоохранения, автотранспортных и торговых предприятий, учреждений бытового обслуживания, информационных и интернет - ресурсов
Для проведения широкомасштабных мероприятий:
ТОЛПА
Толпа — это бесструктурное скопление большого количества людей, лишенных четких осознаваемых целей, но взаимно связанных определенным эмоциональным состоянием и общим объектом внимания
Стихийная
Ведомая
Организованная
Экспрессивная
Действующая
Агрессивная
Паническая
Стяжательская
Повстанческая
Виды толпы
Человек в толпе
поддается общему настроению,
теряет контроль за собой и событиями
может совершить противоправные действия, нарушить закон
Анонимность. Инстинктивность.
Бессознательность.
Состояние единения (ассоциации).
Состояние гипнотического транса
Ощущение неодолимой силы Заражаемость. Аморфность Безответственность. Социальная деградация.
Основные черты человека в толпе
Революция роз – массовые протесты, охватившие Грузию в начале ноября 2003 года. Закончились победой протестующих и оппозицией, и отставкой Эдуарда Шеварнадзе.
Оранжевая революция – волнения на Украине, начавшиеся в ноябре 2004 года. Вызваны президентскими выборами, на которых по предварительным итогам победил премьер-министр Виктор Янукович. Закончились перевыборами и победой Виктора Ющенко.
Тюльпановая революция – массовые волнения в Киргизии. Причинами стали коррупция и безработица, а также фальсификации на парламентских выборах. Кульминацией стал захват власти 24 марта оппозицией и бегство Аскара Акаева в Россию – а вскоре прошли досрочные президентские выборы, на которых победил Курманбек Бакиев (исполняющий обязанности президента до того).
В марте 2006 года, в Минске (столице Беларуси) шли массовые протесты против победы Александра Лукашенко на президентских выборах. Оппозиция потребовала отставки Лукашенко, и проведения новых выборов. Однако, результатов протесты не принесли – они были разогнаны полицией, а Лукашенко пошел на ещё один срок.
Апрель 2010 года ознаменовался ещё одной революцией в Киргизии – она прошла против президентства Бакиева, который вогнал страну ещё в большую бедность, чем при Акаеве. События начались с захвата оппозиции Таласа 6 апреля. 7 апреля волнения охватили Бишкек, митингующие разогнали правительственные войска, но были встречены огнём у Президентского Дворца. Жесткое и напряжённое противостояние привело к бегству Бакиевых из страны и полным захватом власти оппозиции. Было сформировано временное правительство, а Бакиев вскоре ушел в отставку.
В 2011-2013 на территории России также шли активные протесты, вызванные политикой Владимира Путина и «Единой России», а также их победами на выборах. Кульминацией волнений стал разгон Марша миллионов на Болотной площади в Москве 6 мая 2012 года. Результатов «Болотная революция» не принесла – Владимир Путин пошел на третий срок, а «Единая Россия» получила большинство в парламенте (Государственной Думе).
В 2014 вторая революция произошла и на Украине – её вызвало нежелание руководства Украины вступать в Евросоюз. Прозападная оппозиция устроила многочисленные митинги, которые закончились сменой власти (фактически, государственным переворотом) 24 февраля и отставкой президента Виктора Януковича. Украина стала кандидатом в Евросоюз, разорвала все связи с Россией, а вскоре потеряла Крым и Донбасс (первый вошел в состав России, на втором началась война).
В июне-сентябре 2015 года на территории Армении шли массовые волнения, вызванные повышением тарифов на электроэнергию. Однако, они были разогнаны полицией и не принесли результатов.Однако, уже в апреле-мае 2018 года Армению захлестнули новые протесты, которые привели к победе оппозиции.
Технологии, вовлекающие в протестную деятельность подростков
Обещание денежного вознаграждения за участие в акции;
Регулярные социологические исследования, анкетирование;
Приглашения (нередко именные) на различные партийно-политические мероприятия: манифестации, митинги, собрания, дискуссии и т.п.
Использование сети интерне: Twitter, Facebook, Vkontakte, Odnoklassniki, Instagram и другие
Модные молодёжные площадки скрытого воздействия «Территория смыслов», «Таврида», «Машук» и др.;
Включение их в кадровый резерв органов власти общественно-политическими организациями.
Включение их в кадровый резерв органов власти общественно-политическими организациями имеет две стороны
Положительная сторона
Отрицательная сторона
Цели, задачи профилактической работы в образовательных организациях
Профилактика представляет собой совокупность мер воспитательного воздействия на обучающихся образовательной организации в целях недопущения совершения ими участия в несанкционированных акциях и митингах.
Задачи
— изучение возможности участия обучающихся в протестных акциях (анкетирование, опрос, анализ активности в соцсетях, наблюдение и пр.);
— организация и проведение мероприятий по правовому воспитанию, разъясняющих обучающимся содержание федеральных законов от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии терроризму», от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О противодействии экстремистской деятельности», Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 09.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021), Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) «Об административной и уголовной ответственности за участие в экстремистских, террористических и протестных акциях»;
— организация и проведение мероприятий, направленных на формирование критического мышления, психологической грамотности в вопросах манипулятивного воздействия и противостояния, обучение навыкам поведения в условиях массового скопления людей;
— оказание психологической и иной помощи подросткам и их родителям (законным представителям), оказавшихся в ситуации вовлечения в протестную деятельность;
— педагогическое просвещение педагогов и родителей (законных представителей) по предупреждению вовлечения несовершеннолетних в протестные акции, манипулятивного воздействия, по созданию условий для доверительного отношения подростков со взрослыми;
— организация и проведение мероприятий с несовершеннолетними, состоящими на учете в органах внутренних дел (и иных органах или учреждениях системы профилактики) по предупреждению и контролю их участия в протестных акциях и митингах, выявление фактов пропусков занятий на период проведения протестных акций, своевременное информирование родителей (законных представителей).
Профилактические мероприятия по предупреждению участия обучающихся в протестных акциях и митингах
Профилактические мероприятия должны быть проведены с использованием интерактивных методов и форм, обеспечивающих конструктивный диалог и взаимодействие с обучающимися, стимулирующих их участие в создании и реализации социально значимых проектов.
Мероприятия с группой. Целевая аудитория – отдельная группа обучающихся. Проводятся для устранения причин и предупреждения участия в несанкционированных акциях и митингах, развития критического мышления, навыкам поведения в условиях массового скопления людей и др.
Обще профилактические мероприятия. Целевая аудитория все обучающиеся образовательной организации. Проводятся для развития правового и гражданского самосознания, активной гражданской позиции.
Индивидуальные мероприятия. Целевая аудитория – конкретный обучающийся, на которого необходимо оказать воспитательное воздействие с целью предупреждения их участия, в том числе повторных, в протестных акциях и митингах
Мероприятия с Родителями (законными представителями). Проводятся с целью обучения родителей действиям и общению с подростками при выявлении факта вовлечения их детей в протестные акции и митинги.
Мероприятия в образовательных организациях по минимизации участия обучающейся молодежи в протестной деятельности должны быть ориентированы на:
Организацию работы по формированию правовой компетентности несовершеннолетних обучающихся;
Активизацию деятельности студенческих общественных объединений в жизни образовательных организациях, повышение степени их влияния на процессы в студенческой среде;
Организацию свободного времени несовершеннолетних с целью включения в социально-значимую, конструктивную деятельность, молодежные общественные организации;
Организацию социальных зон конструктивной направленности, проведение студенческих национальных праздников и фестивалей, выставок культур разных народов, концертов художественного творчества разных народов, мастер-классов по народным ремёслам, круглых столов по особенностям межкультурного взаимодействия и т. д.;
Включение обучающихся в социокультурное пространство, способствующее формированию ответственной, успешной личности, ориентированной на основанные на принципах гражданственности и патриотизма нравственные ценности;
Развитие умений и навыков взаимодействия в социуме, рефлексии, формирование у обучающихся навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных организаций и субкультур;
Воспитание у молодёжи толерантного мировоззрения и межнационального общения.
Мероприятия, направленные на недопущение участия несовершеннолетних в несанкционированных акциях и митингах по направлениям
Конференция «Человек и современное общество».
Международная конференция «Дети России против терроризма».
Слёт-фестиваль «Я голосую за Мир».
Дебаты «Долг Родине! Честь никому!».
Правовой ликбез «Мы знаем! Мы выбираем!».
Создание клубов интернациональной дружбы.
Всероссийская патриотическая акция «Поклонимся великим тем годам».
Федеральный проект «Мы вместе!».
Международный форум гражданского участия #МЫВМЕСТЕ.
Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий, «Моя страна — моя Россия».
Выпуск газеты «Неравнодушные».
Всероссийская военно-спортивная игра «Победа».
Социальные акции «Мы рождены, чтоб сделать мир добрее».
Тематический конкурс социальных роликов.
Волонтерское движение.
Интерактивные тематические выставки литературы антиэкстремистской и антитеррористической направленности.
ОБЩЕПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Мероприятия, направленные на недопущение участия несовершеннолетних в несанкционированных акциях и митингах по направлениям
Проблемные лекций, дебаты, дискуссии, предупреждающие диалоги о технологиях вовлечения и возможных последствиях участия в протестных акциях, информирование о действующем законодательстве в сфере противодействия террористической и экстремистской деятельности, об уголовной и административной ответственности.
Трансцендентные тренинги (помощь подросткам в осознании его поступков, раскрытие его положительных качеств и акцентирование на них).
Тренинги личностного роста «Строим свой маршрут».
На занятиях и классных часах использование ситуативных моделей, позволяющие отработать поведение.
Просмотр художественных и документальных фильмов с их обсуждением.
Проведение тематических встреч с представителями общественных организаций, МВД по делам несовершеннолетних и др. по осуществлению профилактических мер для предотвращения вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Проведение классных часов по правовым основам противодействия экстремизму и терроризму, а также направленных на повышение грамотности при пользовании сетью «Интернет» совместно с представителями OAO «Мегафон», «ТЕЛЕ-2» «МТС» и правоохранительных органов.
Факультативные курсы по изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму и идеологии терроризма.
Групповые занятия с использованием медиативных техник, таких как «круги примирения» (форма работы, в рамках которой подросток высказывает свое мнение и цивилизованно отстаивает его в групповом споре).
Дискуссионный клуб для обсуждения злободневных вопросов «Я за или против власти!?», «Имею право», «Подросток и закон» и др.
МЕРОПРИЯТИЯ С ГРУППОЙ
Мероприятия, направленные на недопущение участия несовершеннолетних в несанкционированных акциях и митингах по направлениям
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Оказание психологической помощи и поддержки несовершеннолетним.
Индивидуальные занятия по изучению психологических технологий вовлечения в протестную, экстремистскую и террористическую деятельность.
Разыгрывание ситуативных моделей, позволяющие отработать поведение.
Консультации психологов, социальных педагогов и др.
Мероприятия, направленные на недопущение участия несовершеннолетних в несанкционированных акциях и митингах по направлениям
МЕРОПРИЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
(ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
Собрания и консультации по профилактике предупреждения распространения террористических и экстремистских идей среди обучающихся, по вопросам воспитания межнациональной и межрелигиозной толерантности.
Встречи с представителями органов правоохранительной системы по вопросам профилактики вовлечения обучающихся в экстремистскую, террористическую и протестную деятельности.
Проведение мастер-классов, направленных на получение навыков выявления угроз безопасности несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», совместно с представителями OAO «Мегафон», «ТЕЛЕ-2» «МТС» и правоохранительных органов.
Проверяем знания1. Что такое публичное мероприятие? Дайте своё определение и сравните его с определением в учебнике.2. С кем нужно согласовывать публичные мероприятия? Как вы думаете, почему нужно проводить эти согласования?3. Приведите примеры цветных революций.4. Какие цели преследуют цветные революции? Всегда ли эти цели достигаются?ПРАКТИКУМ1. Поработайте в Интернете, приведите примеры публичных мероприятий, в которых участвовали подростки. Дайте свою оценку, почему подростки не должны участвовать в таких мероприятиях. Обоснуйте свою позицию.2. Разработайте памятку для одноклассников против вовлечения в несанкционированные протестные движения.3. Почему молодёжь, подростки привлекают организаторов цветных революций и различных протестных движений? Как противостоять этому вовлечению?4. Изучите в Интернете законодательные акты и подготовьте презентацию на тему «Ответственность за участие в несанкционированных публичных мероприятиях».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.