Презентация 5

  • pptx
  • 02.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Понятие дроби. Обыкновенная дробь.pptx

Понятие дроби. Обыкновенная дробь

1

Давным -давно…

Хорошо, когда на столе есть целое яблоко, и можно его съесть одному. Но иногда приходится делить яблоко на части, т.е. дробить, чтобы поделиться с кем-нибудь.
Так получаются ДРОБИ.

Помните, как было в детском мультфильме:
«Мы делили апельсин,
Много нас, а он один…
Приведите свой жизненный пример
деления одного целого предмета на части.
Интересно, а в древности знали про дроби ?

2

В древности к целым и дробным числам относились по-разному: предпочтения были на стороне целых чисел.
«Если ты захочешь делить
единицу, математики
высмеют тебя
и не позволят это делать», -
писал основатель
афинской Академии Платон.
Но не все древнегреческие математики соглашались с Платоном. С дробями свободно обращались Архимед и Герон
Александрийский.

3

Даже Пифагор, который трепетно
относился к натуральным числам, создавая теорию музыкальной шкалы, связал основные музыкальные интервалы с дробями.

 

4

Хочу всё знать и уметь

– А как половину записать цифрами?
Возьмите полоску бумаги. Разделите её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведите черту.



– На сколько равных частей разделили полоску? ( На 2 части )
Запишем число 2 под чертой вот так: . Черту называют дробной,


а число, записанное под чертой – знаменателем.

Закрасьте одну часть красным цветом .



Сколько частей закрасили красным цветом? (1 часть)
Запишем число 1 над дробной чертой вот так:

Число, записанное над чертой, называют числителем.
ВЫВОД: красным цветом закрашена (одна вторая) часть полоски

( на практике обозначает половину некоторой величины)

5

Обыкновенные дроби

Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать обыкновенной.
Назовите числитель и знаменатель
каждой дроби

6

Изображение дробей в Древнем Египте

7

В Древнем Китае вместо черты использовали точку

8

Дроби в Древней Руси

½ - «половина», «пол»
⅓ - «треть»
¼ - «четверть»
⅙ - «полтрети»
⅛ - «полчети»
⅟12 «пол-полтрети»

В древней Руси дроби
называли  долями или ломаными числами. 

9

Индия

Современную систему записи дробей с числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель - снизу и не писали дробной черты.

10

Арабская письменность

А записывать дроби в точности, как сейчас, стали арабы.

11

Первым дробную черту
ввёл итальянский
математик Леонардо Пизанский
(Фибоначчи) в 1202 году

12

Физминутка

Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Раз – поднялись, потянулись, Два – нагнулись, разогнулись, Три – в ладоши три хлопка Головою три кивка.

13

ЗАПОМНИТЕ !

…называют рациональными числами, обыкновенными дробями или короче
– дробями

числитель
дробная черта

знаменатель (на сколько разделили)

Знаменатель не равен нулю!

14

При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.)
Например: - одна пятая;

- две шестых;

- восемьдесят три
сто пятьдесят вторых

15

Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято.
Прочитайте дроби. Что показывает числитель и знаменатель каждой дроби?

16

Решите задачу:

Шустрый мышонок Джерри успел взять кусок сыра и вернулся ещё за сыром, но не тут-то было…

Какую часть сыра взял мышонок, и какая часть сыра досталась Тому?
Какую часть сыра составляет каждый кусок ?
Сверим ответы: 1) ; 2) ; 3) ; ; .

17

Закрашенная часть каждой фигуры обозначена дробью . Если дробь записана верно, то хлопайте; если дробь записана неверно, то топайте.

19

Запишите в виде обыкновенной дроби

Две седьмых
Четыре девятых
Одна сотая
Шесть восьмых
Три двадцать пятых
Половина
Проверка:

18

Решите задачу:

1. Сколько в сутках часов?
2. Какая часть суток пройдёт, если будильник будет показывать:
а) 1 час, б) 3 часа, в) 5 часов, г)11часов ?

1. 24 часа

а) 1 ч –

суток;

суток;

суток;

в) 5 ч –

г) 11 ч –

суток;

б) 3 ч –

20

Рефлексия

Выбери утверждение:

Все понял, могу помочь другим
Запомню надолго
Все понял
Могу, но нужна помощь
Ничего не понял

21

Домашнее задание

П. 4.1., № 718, 726.
Вкусное задание:
1) Купи мандарин или апельсин.
Раздели его на дольки, посчитай, сколько
всего долек? Угости своих родных и не забудь записать, какую часть фрукта получил каждый, и какая часть досталась тебе.
2) Купи большую шоколадку.
Раздели её на дольки, посчитай,
сколько всего долек?
Угости своих родных и не забудь записать, какую часть шоколадки получил каждый, и какая часть досталась тебе.

22