Презентация "Анализ стихотворения Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный…» 7 класс

  • pptx
  • 15.09.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Анализ стихотворения Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный…».pptx

Александр Сергеевич Пушкин вошел в историю русской литературы как
поэт-романтик,
чьи произведения до сих пор вызывают светлые и теплые чувства у читателей.

Баллада с её рассказом о таинственных и неожиданных событиях, с прерывис­тым, тревожным ритмом её строк всегда властно привлекала поэтов. Не оставил без внимания этот жанр и А.С. Пушкин. Сам поэт неоднократно признавался в том,
что в таких произведениях он может наиболее полно и красочно раскрыть сюжет.

Первые свои баллады Пушкин основывал на русском эпосе, включая в повествования те народные притчи и легенды, которые еще в детстве услышал от своей няни
Арины Родионовны.

Однако по мере знакомства с мировой литературой
поэт увлекся рассказами о рыцарских подвигах Средневековья и библейскими сюжетами.
Именно на их основе построена знаменитая пушкинская баллада
«Жил на свете рыцарь бедный…»,
созданная поэтом в 1829 году.

Баллада - один из любимейших лирико-эпических жанров русских романтиков, который позволял полностью отойти от реальности, создать собственный фантастический мир, противопоставленный миру реальности.
Баллада- это краткий стихотворный рассказ преимущественно героико-исторического или фантастического характера.
В фольклоре балладами называют сюжетные песни, в которых излагается
ряд событий и действует несколько персонажей.
Основная тема таких песен - семейные или родственные
отношения. Один из героев неправильно ведет себя,
нарушает норму, и из-за этого страдают многие, в том
числе и он сам. Часто к нему приходит раскаяние, но
уже поздно. Поэтому баллады обычно имеют
трагический финал.

Вспомните
известные литературные баллады и их авторов:

«Светлана», «Людмила»…
Василий Андреевич Жуковский.

«Вересковый мёд»…
Роберт Льюис Стивенсон.

«Лесной царь»…
Иоганн Вольфганг Гёте.

«Бородино»…
Михаил Юрьевич
Лермонтов.

Жанровые особенности баллады:

 Литературоведы считают, что утверждение в русской поэзии жанра баллады произошло в творчестве А.С. Пушкина. Его балладный репертуар невелик, но разнообразен и объединяет в себе основные направления предшествующего развития жанра.

У А.С.Пушкина есть несколько стихотворений, приближающихся к балладе:
«Песнь о вещем Олеге» (1822)
«Жених» (1825) с первоначальным разъяснением « простонародная сказка»
«Утопленник» (1829) - «простонародная сказка»
«Жил на свете рыцарь бедный» (1829)
«Гусар» (1833)
Переводные из Адама Мицкевича «Воевода» и
«Будрыс и его сыновья» (1833)
«Песни западных славян» (1834)

Следуя традиции В.А. Жуковского, А.С. Пушкин создаёт балладу «Ворон к ворону летит» (переложение первой половины одной из шотландских песен «Два ворона»). Изменил он немногое, но создал своё оригинальное произведение.

Атмосфера загадочности и таинственности, сочетание эпического и лирического начал привлекли к этому произведению композиторов (её положили на музыку 14 русских композиторов, среди них Алябьев, Верстовский, Даргомыжский,
А. Рубинштейн и
Римский-Корсаков).

Многие стихи А. С. Пушкина становились романсами и песнями (Н. Корсаков, лицей­ский товарищ, написал романсы в 1815,1816 г.г.).

Некоторые пелись прежде публикаций их текстов. Автор музыки к предлагаемой вашему вниманию балладе
«Жил на свете рыцарь бед­ный» (1829г.) неизвестен.

https://www.youtube.com/watch?v=3yNWWFNe4Qk

Жил на свете рыцарь бедный...
"Песня Мери" (Пир во время чумы) -- "Маленькие трагедии»
А. С. Пушкин

Как вы понимаете значение слова «РЫЦАРЬ»?

ДОЛГ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ РЫЦАРЯ.

Рыцарь – это прежде всего профессиональный воин.

Рыцарь должен был быть верен своему сеньору, защищать его честь и достоинство, участвовать в военных походах вместе со своим властителем. Война была самым важным занятием во время крестовых походов.
Рыцари продолжали совершенствовать своё мастерство в инсценированных сражениях, называемых рыцарскими турнирами.

Но рыцарство заключалось не только в сражениях. От рыцаря требовалось быть не только смелым, но справедливым и благородным, помогать бедным и защищать слабых. Эти качества формировали идеал, известный как рыцарское достоинство, хотя не все рыцари соблюдали эти стандарты.

Во время турниров большинство рыцарей носили с собой талисман, подаренный женщиной, например шарф или перчатку, чтобы показать, что они сражаются в её честь.

Каждый рыцарь должен был иметь свою даму сердца, которая являлась, как правило, женой сюзерена, вздыхать о ней, посвящать ей свои подвиги, довольствуясь лишь поклонением и счастьем любить свою избранницу.

Культ прекрасной дамы подразумевал поклонение конкретной живой женщине, хотя этот образ, как правило,

идеализировался. В её честь слагали баллады, посвящали ей победы на рыцарских турнирах.

В знаменитой легенде о любви Тристана и Изольды раскрывается распространенный средневековый конфликт между
нормами общественной морали и
верностью своим чувствам.
Мотив любовного напитка помогает
снять с героев ответственность
за их взаимное влечение, “очистить”
их, однако в самом тексте отчетливо прослеживается скрытое
осуждение церковных догм,
прославление полноты
жизни и свободы.

Анализ
стихотворения
А. С. Пушкина
«Жил на свете рыцарь бедный…»

Стихотворение «Жил на свете рыцарь бедный» А. Пушкин задумал еще во время своего летнего путешествия на Кавказ. Он пробует себя в жанре баллады времен крестовых походов. Поэт тщательно отделывает свою колоритную легенду, стремясь придать ей достоверный вид песни менестреля.

Стихотворение написано в 1829 году. Его автору исполнилось 30 лет, он находится под негласным надзором властей за крамольные стихи, подавлен и разочарован: мать Натальи Гончаровой отказалась дать согласие на их брак. Ему хочется уехать куда-нибудь далеко, но из-за политической неблагонадежности это желание так и не осуществилось.

Стихотворение «Жил на свете рыцарь бедный» Александр Сергеевич Пушкин включил, изрядно подсократив, в свои «Сцены из рыцарских времен».

Возвратясь в свой замок дальный, Жил он строго заключён, Всё влюбленный, всё печальный, Без причастья умер он; Между тем как он кончался, Дух лукавый подоспел, Душу рыцаря сбирался Бес тащить уж в свой предел: Он-де Богу не молился, Он не ведал-де поста, Не путём-де волочился Он за Матушкой Христа. Но Пречистая сердечно Заступилась за него И впустила в царство вечно Паладина Своего.

Жил на свете рыцарь бедный, Молчаливый и простой, С виду сумрачный и бледный, Духом смелый и прямой. Он имел одно виденье, Непостижное уму, И глубоко впечатленье В сердце врезалось ему. Путешествуя в Женеву, На дороге у креста Видел он Марию Деву, Матерь Господа Христа. С той поры, сгорев душою, Он на женщин не смотрел, И до гроба ни с одною Молвить слова не хотел. С той поры стальной решётки Он с лица не подымал И себе на шею чётки Вместо шарфа привязал.

Несть мольбы Отцу, ни Сыну, Ни Святому Духу ввек Не случилось паладину, Странный был он человек. Проводил он целы ночи Перед ликом Пресвятой, Устремив к Ней скорбны очи, Тихо слёзы лья рекой. Полон верой и любовью, Верен набожной мечте, Ave, Mater Dei[1*] кровью Написал он на щите. Между тем как паладины Встречу трепетным врагам По равнинам Палестины Мчались, именуя дам, Lumen coelum, sancta Rosa![2*] Восклицал всех громче он, И гнала его угроза Мусульман со всех сторон.

1*. Радуйся, Матерь Божия (лат.).
2*. Свет небес, святая Роза (лат.).

Какие образы рыцарей вам вспомнились, когда вы слушали это стихотворение А. С. Пушкина?

О каких исторических событиях напомнило вам описание жизни «бедного рыцаря»?

Какие из предложенных ниже существительных, прилагательных и глаголов могут быть использованы при характеристике рыцаря, о котором повествуется в стихотворении А. С. Пушкина? Существительные: герой, всадник, воин, странник, завоеватель, христианин. Прилагательные: благородный, великодушный, добрый, покорный, верный, преданный, самоотверженный. Глаголы: скакать, гарцевать, красоваться,
защищать, молиться, служить, поклоняться.

Какие черты главного героя выделяет поэт?

Жил на свете рыцарь бедный, Молчаливый и простой, С виду сумрачный и бледный, Духом смелый и прямой.

Почему в первой строфе появляется эпитет «бедный»?

«Бедный» здесь – герой, не ставящий себе задачи обрести сокровища на земле, обогатиться. Он чем-то похож на монаха. Это противопоставляет героя другим рыцарям

Чей образ так поразил душу «бедного» рыцаря?
В чём необычность его дамы сердца?

Путешествуя в Женеву,
На дороге у креста

Видел он Марию Деву,
Матерь Господа Христа.

В чём необычность «бедного» рыцаря, что его выделяет из круга других рыцарей?

Возвратясь в свой замок дальный,
Жил он строго заключён,
Всё влюбленный, всё печальный,
Без причастья умер он;

За что и почему хочет наказать бес рыцаря?

Между тем как он кончался,
Дух лукавый подоспел,
Душу рыцаря сбирался
Бес тащить уж в свой предел:

Он-де Богу не молился,
Он не ведал-де поста,
Не путём-де волочился
Он за Матушкой Христа.

Опошлить — сделать пошлым; исказить, представив мелким,
ничтожным.

Но Пречистая сердечно
Заступилась за него
И впустила в царство вечно
Паладина Своего.

Одержал ли бес победу над рыцарем?

Бес опошлил чувства рыцаря.

Но Пречистая сердечно
Заступилась за него
И впустила в царство вечно
Паладина Своего.

Почему «Пречистая» заступается
за «бедного рыцаря»?

Основная мысль баллады - мысль о всепобеждающей силе любви, которая не боится никаких испытаний, которая бескорыстна и находит отклик, заступничество даже в мире божественном.

Ко всем ли рыцарям применимы приведённые выше характеристики? Известен ли вам сюжет «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «СКУПОЙ РЫЦАРЬ»?
Что необычного в названии этого произведения?

Старый барон – скряга, который не дает ни гроша своему сыну-рыцарю Альберу. А юноша, как и все, желает участвовать и в поединках храбрецов, и в придворных праздниках. Сын вынужден брать деньги в долг у ростовщика Соломона, но и он уже давать взаймы не хочет, и даже предлагает барона отравить. Жадный барон часами разглядывает свои сокровища в подвалах. Каждая монетка добыта разными путями, в том числе, и через слезы вдовы. Альбер обращается к герцогу за помощью: тот зовет барона к себе. Альбер уходит в другую комнату. Барон вначале стойко держится. По его словам, Альбер отшельник, плут и вообще хотел его ограбить. Альбер вбегает и называет отца лжецом. Тот бросает ему перчатку – это вызов на смертный бой. Герцог разнимает отца с сыном. Альбер уходит. Барон в шоке: его сундуки хотят открыть. Он скоропостижно умирает, требуя подать себе ключи от сундуков. Герцог сетует на «ужасные сердца», которые породил «ужасный век».

Какие значения слова «рыцарь» применимы по отношению к главному герою стихотворной легенды А. С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...»?

Что сближает этот образ с образом Дон Кихота?

Феодал в средневековой Европе.
Конный воин с тяжёлым вооружением и снаряжением, верный своему долгу, смелый и благородный.
Самоотверженный, великодушный и благородный человек.

Чем отличаются друг от друга два «рыцаря бедных»? Подтвердите свои суждения примерами из текста стихотворения.

Главные темы стихотворения – вера и любовь, герой увлечен служению Деве Марии, его сердце наполнено верностью набожной мечте, он отказался от всего. По мнению Пушкина, этого достаточно, чтобы считать человека по-настоящему верующим. Также в стихотворении звучат сатирические антиклерикальные мотивы.

Произведение написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмовкой, состоит из 14 строф. Лирический герой – паладин, отказавшийся от женщин во имя явившейся ему однажды на пути в Женеву Богоматери. Автор описывает длительный отрезок жизненного пути героя, его смерть и то, как Богоматерь заступилась за него и привела в рай. Таким образом композиция – линейная, события
развиваются в их хронологической последовательность.

По жанру – это баллада, стилизованная под средневековые легенды.

ТЕМА

ЖАНР

КОМПОЗИЦИЯ

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

ЭПИТЕТЫ

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

МЕТАФОРЫ

Сумрачный и бледный рыцарь, духом смелый и прямой рыцарь, глубоко впечатленье, скорбны очи, набожная мечта, дух лукавый, трепетным врагам,
царство
вечно.

Отсутствует.

С той поры, сгорев душою;
и гнала его угроза мусульман со всех сторон;
и глубоко впечатленье в сердце врезалось ему.

Мелодичность, ритмичность балладе придает использование
аллитерации и ассонанса,

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

а также синтаксического параллелизма и лексических повторов:
"С той поры, сгорев душою, он на женщин не смотрел – С той поры стальной решетки он с лица не подымал".

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1) подготовить сообщение о биографии и творчестве У. Шекспира, используя материалы статьи учебника и дополнительные источники; 2) прочитать пролог и акт первый трагедии
У. Шекспира «Ромео и Джульетта».