Александр Сергеевич Пушкин вошел в историю русской литературы как
поэт-романтик,
чьи произведения до сих пор вызывают светлые и теплые чувства у читателей.
Баллада с её рассказом о таинственных и неожиданных событиях, с прерывистым, тревожным ритмом её строк всегда властно привлекала поэтов. Не оставил без внимания этот жанр и А.С. Пушкин. Сам поэт неоднократно признавался в том,
что в таких произведениях он может наиболее полно и красочно раскрыть сюжет.
Первые свои баллады Пушкин основывал на русском эпосе, включая в повествования те народные притчи и легенды, которые еще в детстве услышал от своей няни
Арины Родионовны.
Однако по мере знакомства с мировой литературой
поэт увлекся рассказами о рыцарских подвигах Средневековья и библейскими сюжетами.
Именно на их основе построена знаменитая пушкинская баллада
«Жил на свете рыцарь бедный…»,
созданная поэтом в 1829 году.
Баллада - один из любимейших лирико-эпических жанров русских романтиков, который позволял полностью отойти от реальности, создать собственный фантастический мир, противопоставленный миру реальности.
Баллада- это краткий стихотворный рассказ преимущественно героико-исторического или фантастического характера.
В фольклоре балладами называют сюжетные песни, в которых излагается
ряд событий и действует несколько персонажей.
Основная тема таких песен - семейные или родственные
отношения. Один из героев неправильно ведет себя,
нарушает норму, и из-за этого страдают многие, в том
числе и он сам. Часто к нему приходит раскаяние, но
уже поздно. Поэтому баллады обычно имеют
трагический финал.
Вспомните
известные литературные баллады и их авторов:
«Светлана», «Людмила»…
Василий Андреевич Жуковский.
«Вересковый мёд»…
Роберт Льюис Стивенсон.
«Лесной царь»…
Иоганн Вольфганг Гёте.
«Бородино»…
Михаил Юрьевич
Лермонтов.
Литературоведы считают, что утверждение в русской поэзии жанра баллады произошло в творчестве А.С. Пушкина. Его балладный репертуар невелик, но разнообразен и объединяет в себе основные направления предшествующего развития жанра.
У А.С.Пушкина есть несколько стихотворений, приближающихся к балладе:
«Песнь о вещем Олеге» (1822)
«Жених» (1825) с первоначальным разъяснением « простонародная сказка»
«Утопленник» (1829) - «простонародная сказка»
«Жил на свете рыцарь бедный» (1829)
«Гусар» (1833)
Переводные из Адама Мицкевича «Воевода» и
«Будрыс и его сыновья» (1833)
«Песни западных славян» (1834)
Следуя традиции В.А. Жуковского, А.С. Пушкин создаёт балладу «Ворон к ворону летит» (переложение первой половины одной из шотландских песен «Два ворона»). Изменил он немногое, но создал своё оригинальное произведение.
Атмосфера загадочности и таинственности, сочетание эпического и лирического начал привлекли к этому произведению композиторов (её положили на музыку 14 русских композиторов, среди них Алябьев, Верстовский, Даргомыжский,
А. Рубинштейн и
Римский-Корсаков).
Многие стихи А. С. Пушкина становились романсами и песнями (Н. Корсаков, лицейский товарищ, написал романсы в 1815,1816 г.г.).
Некоторые пелись прежде публикаций их текстов. Автор музыки к предлагаемой вашему вниманию балладе
«Жил на свете рыцарь бедный» (1829г.) неизвестен.
https://www.youtube.com/watch?v=3yNWWFNe4Qk
Жил на свете рыцарь бедный...
"Песня Мери" (Пир во время чумы) -- "Маленькие трагедии»
А. С. Пушкин
ДОЛГ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ РЫЦАРЯ.
Рыцарь – это прежде всего профессиональный воин.
Рыцарь должен был быть верен своему сеньору, защищать его честь и достоинство, участвовать в военных походах вместе со своим властителем. Война была самым важным занятием во время крестовых походов.
Рыцари продолжали совершенствовать своё мастерство в инсценированных сражениях, называемых рыцарскими турнирами.
Но рыцарство заключалось не только в сражениях. От рыцаря требовалось быть не только смелым, но справедливым и благородным, помогать бедным и защищать слабых. Эти качества формировали идеал, известный как рыцарское достоинство, хотя не все рыцари соблюдали эти стандарты.
Во время турниров большинство рыцарей носили с собой талисман, подаренный женщиной, например шарф или перчатку, чтобы показать, что они сражаются в её честь.
Каждый рыцарь должен был иметь свою даму сердца, которая являлась, как правило, женой сюзерена, вздыхать о ней, посвящать ей свои подвиги, довольствуясь лишь поклонением и счастьем любить свою избранницу.
Культ прекрасной дамы подразумевал поклонение конкретной живой женщине, хотя этот образ, как правило,
идеализировался. В её честь слагали баллады, посвящали ей победы на рыцарских турнирах.
В знаменитой легенде о любви Тристана и Изольды раскрывается распространенный средневековый конфликт между
нормами общественной морали и
верностью своим чувствам.
Мотив любовного напитка помогает
снять с героев ответственность
за их взаимное влечение, “очистить”
их, однако в самом тексте отчетливо прослеживается скрытое
осуждение церковных догм,
прославление полноты
жизни и свободы.
Стихотворение «Жил на свете рыцарь бедный» А. Пушкин задумал еще во время своего летнего путешествия на Кавказ. Он пробует себя в жанре баллады времен крестовых походов. Поэт тщательно отделывает свою колоритную легенду, стремясь придать ей достоверный вид песни менестреля.
Стихотворение написано в 1829 году. Его автору исполнилось 30 лет, он находится под негласным надзором властей за крамольные стихи, подавлен и разочарован: мать Натальи Гончаровой отказалась дать согласие на их брак. Ему хочется уехать куда-нибудь далеко, но из-за политической неблагонадежности это желание так и не осуществилось.
Стихотворение «Жил на свете рыцарь бедный» Александр Сергеевич Пушкин включил, изрядно подсократив, в свои «Сцены из рыцарских времен».
Возвратясь в свой замок дальный,Жил он строго заключён,Всё влюбленный, всё печальный,Без причастья умер он;Между тем как он кончался,Дух лукавый подоспел,Душу рыцаря сбиралсяБес тащить уж в свой предел:Он-де Богу не молился,Он не ведал-де поста,Не путём-де волочилсяОн за Матушкой Христа.Но Пречистая сердечноЗаступилась за негоИ впустила в царство вечноПаладина Своего.
Жил на свете рыцарь бедный,Молчаливый и простой,С виду сумрачный и бледный,Духом смелый и прямой.Он имел одно виденье,Непостижное уму,И глубоко впечатленьеВ сердце врезалось ему.Путешествуя в Женеву,На дороге у крестаВидел он Марию Деву,Матерь Господа Христа.С той поры, сгорев душою,Он на женщин не смотрел,И до гроба ни с одноюМолвить слова не хотел.С той поры стальной решёткиОн с лица не подымалИ себе на шею чёткиВместо шарфа привязал.
Несть мольбы Отцу, ни Сыну,Ни Святому Духу ввекНе случилось паладину,Странный был он человек.Проводил он целы ночиПеред ликом Пресвятой,Устремив к Ней скорбны очи,Тихо слёзы лья рекой.Полон верой и любовью,Верен набожной мечте,Ave, Mater Dei[1*] кровьюНаписал он на щите.Между тем как паладиныВстречу трепетным врагамПо равнинам ПалестиныМчались, именуя дам,Lumen coelum, sancta Rosa![2*]Восклицал всех громче он,И гнала его угрозаМусульман со всех сторон.
1*. Радуйся, Матерь Божия (лат.).
2*. Свет небес, святая Роза (лат.).
Какие образы рыцарей вам вспомнились, когда вы слушали это стихотворение А. С. Пушкина?
О каких исторических событиях напомнило вам описание жизни «бедного рыцаря»?
Какие из предложенных ниже существительных, прилагательных и глаголов могут быть использованы при характеристике рыцаря, о котором повествуется в стихотворении А. С. Пушкина?Существительные: герой, всадник, воин, странник, завоеватель, христианин.Прилагательные: благородный, великодушный, добрый, покорный, верный, преданный, самоотверженный.Глаголы: скакать, гарцевать, красоваться,
защищать, молиться, служить, поклоняться.
Какие черты главного героя выделяет поэт?
Жил на свете рыцарь бедный,Молчаливый и простой,С виду сумрачный и бледный,Духом смелый и прямой.
Почему в первой строфе появляется эпитет «бедный»?
«Бедный» здесь – герой, не ставящий себе задачи обрести сокровища на земле, обогатиться. Он чем-то похож на монаха. Это противопоставляет героя другим рыцарям
Чей образ так поразил душу «бедного» рыцаря?
В чём необычность его дамы сердца?
Путешествуя в Женеву,
На дороге у креста
Видел он Марию Деву,
Матерь Господа Христа.
В чём необычность «бедного» рыцаря, что его выделяет из круга других рыцарей?
Возвратясь в свой замок дальный,
Жил он строго заключён,
Всё влюбленный, всё печальный,
Без причастья умер он;
За что и почему хочет наказать бес рыцаря?
Между тем как он кончался,
Дух лукавый подоспел,
Душу рыцаря сбирался
Бес тащить уж в свой предел:
Он-де Богу не молился,
Он не ведал-де поста,
Не путём-де волочился
Он за Матушкой Христа.
Опошлить — сделать пошлым; исказить, представив мелким,
ничтожным.
Но Пречистая сердечно
Заступилась за него
И впустила в царство вечно
Паладина Своего.
Одержал ли бес победу над рыцарем?
Бес опошлил чувства рыцаря.
Но Пречистая сердечно
Заступилась за него
И впустила в царство вечно
Паладина Своего.
Почему «Пречистая» заступается
за «бедного рыцаря»?
Основная мысль баллады - мысль о всепобеждающей силе любви, которая не боится никаких испытаний, которая бескорыстна и находит отклик, заступничество даже в мире божественном.
Ко всем ли рыцарям применимы приведённые выше характеристики? Известен ли вам сюжет «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «СКУПОЙ РЫЦАРЬ»?
Что необычного в названии этого произведения?
Старый барон – скряга, который не дает ни гроша своему сыну-рыцарю Альберу. А юноша, как и все, желает участвовать и в поединках храбрецов, и в придворных праздниках. Сын вынужден брать деньги в долг у ростовщика Соломона, но и он уже давать взаймы не хочет, и даже предлагает барона отравить. Жадный барон часами разглядывает свои сокровища в подвалах. Каждая монетка добыта разными путями, в том числе, и через слезы вдовы. Альбер обращается к герцогу за помощью: тот зовет барона к себе. Альбер уходит в другую комнату. Барон вначале стойко держится. По его словам, Альбер отшельник, плут и вообще хотел его ограбить. Альбер вбегает и называет отца лжецом. Тот бросает ему перчатку – это вызов на смертный бой. Герцог разнимает отца с сыном. Альбер уходит. Барон в шоке: его сундуки хотят открыть. Он скоропостижно умирает, требуя подать себе ключи от сундуков. Герцог сетует на «ужасные сердца», которые породил «ужасный век».
Какие значения слова «рыцарь» применимы по отношению к главному герою стихотворной легенды А. С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...»?
Что сближает этот образ с образом Дон Кихота?
Феодал в средневековой Европе.
Конный воин с тяжёлым вооружением и снаряжением, верный своему долгу, смелый и благородный.
Самоотверженный, великодушный и благородный человек.
Чем отличаются друг от друга два «рыцаря бедных»? Подтвердите свои суждения примерами из текста стихотворения.
Главные темы стихотворения – вера и любовь, герой увлечен служению Деве Марии, его сердце наполнено верностью набожной мечте, он отказался от всего. По мнению Пушкина, этого достаточно, чтобы считать человека по-настоящему верующим. Также в стихотворении звучат сатирические антиклерикальные мотивы.
Произведение написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмовкой, состоит из 14 строф. Лирический герой – паладин, отказавшийся от женщин во имя явившейся ему однажды на пути в Женеву Богоматери. Автор описывает длительный отрезок жизненного пути героя, его смерть и то, как Богоматерь заступилась за него и привела в рай. Таким образом композиция – линейная, события
развиваются в их хронологической последовательность.
По жанру – это баллада, стилизованная под средневековые легенды.
ТЕМА
ЖАНР
КОМПОЗИЦИЯ
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
ЭПИТЕТЫ
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
МЕТАФОРЫ
Сумрачный и бледный рыцарь, духом смелый и прямой рыцарь, глубоко впечатленье, скорбны очи, набожная мечта, дух лукавый, трепетным врагам,
царство
вечно.
Отсутствует.
С той поры, сгорев душою;
и гнала его угроза мусульман со всех сторон;
и глубоко впечатленье в сердце врезалось ему.
Мелодичность, ритмичность балладе придает использование
аллитерации и ассонанса,
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
а также синтаксического параллелизма и лексических повторов:
"С той поры, сгорев душою, он на женщин не смотрел – С той поры стальной решетки он с лица не подымал".
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.