Первым русским мультипликатором был Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, создатель первых в мире кукольных мультфильмов. С 1906 по 1909 год он поставил ряд лент с танцующими фигурками (12 кукол) на фоне неподвижных декораций, в которых с точностью воспроизвёл балетные партии. Куклы у Ширяева были как живые и выполняли невероятные движения, что удивляет даже современных мультипликаторов.
В 1912 году Владислав Старевич снял вышедший в широкий прокат короткометражный фильм «Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами», в котором жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей вплоть до середины 1920-х годов.
Вскоре после «Люканиды» на экраны вышли кукольные короткометражки «Месть кинематографического оператора» (1912), «Стрекоза и муравей» (1913), «Рождество обитателей леса» (1913), «Лилия Бельгии» (1915) и другие, которые вошли в золотой фонд мирового кинематографа..
В 1924 году на студии «Культкино» коллектив художников за два года выпустили огромное количество рисованных мультфильмов: «История одного разочарования», «Германские дела и делишки», (режиссёр и художник-постановщик Александр Бушкин), «Советские игрушки», (режиссёр Дзига Вертов) и другие.
Еще один человек , который внес свой вклад в развитие нашей мультипликации это Александр Птушко. Он стал особенно известен после создания мультфильма «Новый Гулливер» в 1935 году. Птушко смог соединить два совершенно разных направления в киноиндустрии: мультфильм и актерскую игру. Теперь в мультиках появляются эмоции кукол, массовость, активность.
Советская послевоенная мультипликация была основана на мультфильмах Уолта Диснея. Многие ведущие наши и режиссеры, и художники, были под большим влиянием этой зарубежной студии. Наш «Союзмультфильм», взяв от Диснея самое лучшее, стал производить ленты мирового уровня.
Для мультфильмов 1945—1959 годов характерен высокий уровень реализма фонов и персонажей. В 1952 году был создан полный аналог диснеевской многоплановой камеры (multiplan - камера, укрепленная над многоярусным съемочным станком, позволяющая делать глубинные наезды и фокусировать либо размывать разные планы).
Так же были освоены все методы классической мультипликации и изобретены новые: например, эффект «пушистости» в фильме «Непослушный котёнок» в 1953 году.
Мультфильмы послевоенного времени зачастую имели не только художественную, но и воспитательную ценность, например, «Федя Зайцев» и «Часовые полей». В этот период снято множество полнометражных мультфильмов (практически все являются экранизациями), один из самых известных — «Снежная королева» (1957).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.