автор презентации к лекции по истории искусства Орлова Валерия
Александровна МБОУ Гимназия 4, г. Новосибирск
Этрусска яархитектура играет важную роль в эволюции римкой архитектуры.
Племена этрусков возникли в малой Азии, а поселились в западно-центральной Италии (Этрурии), между реками Арно и Тибр. С конца 7 в до н.э. их влияние росло, некоторое время Рим находился под властью этрусских царей.
Но с созданием Республики в 509 г. До н.э. этрусская цивилизация начала приходить в упадок и их города были завоеваны.
Но их архитектурная деятельность сохраняла особый характер до 1 в. до н.э.
Особенно восхитительны были гробницы.
В период Республики в Древнем Риме появилась новая форма архитектуры, основанная на этрусско-итальянских традициях с принятием греческого классического стиля и римских методов строительства. Инновационный поиск новых строительных материалов, типов зданий и декоративнрй выразительности.
Большой цирк в Риме . 4 в
до н.э.
![]() |
Храм Весты (1 в. До н.э.)
Храм Весты(1 в. До н.э.)
Храм Фортуны Вирилис (1
в. До н.э.)
Храм Фортуны Вирилис (1
в. До н.э.)
![]() |
Фриз Букраний
Помпеи- к югу от Неаполе, основан в 3 в.
До н.э. пострадали от землятрясений в 63 г .н.э., потом погребены под толстым
слоем пепла после извержения Визувия.
Домус
Домус
![]() |
![]() |
Храм Весты В Тиволи :
туф и травертин
Нильская мозаика
Нильская мозаика
Нильская мозаика
Римская республика
Римская республика
Римская республика
Театр Помпея в Риме, Храм Венеры , Венус Виктрикс
Театр Помпея в Риме, Храм Венеры , Венус Виктрикс
Арка – конструкция,
перекрывающая отверстие. Ее вершина изогнута, а сами арки варьируются от
горизонатальной плоскостьи до полукруглой и полуэллиптической, а также до
остроконечной или стрельчатой.
Во всем древнем мире архитектура Рима не имеет себе равных по
высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству
композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные
сооружения: акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы, применили новые
строительные материалы и конструкции. Они переработали принципы греческой
архитектуры, и прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной
конструкцией.
республика
ТЕРМЫ В РИМЕ НЕ СТОИТ РАССМАТРИВАТЬ КАК МЕСТА, ГДЕ ЛЮДИ
МОГЛИ ТОЛЬКО ПОПАРИТЬСЯ И СБРОСИТЬ С СЕБЯ НАКОПИВШИЙСЯ
НЕГАТИВ. ИЗВЕСТНО, ЧТО ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНИ БЫЛИ ВАЖНОЙ
ЧАСТЬЮ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ВОЗМОЖНОСТЬЮ ВСТРЕТИТЬ СТАРЫХ ПРИЯТЕЛЕЙ И ОБЗАВЕСТИСЬ НОВЫМИ ЗНАКОМСТВАМИ, НАЙДЯ В ТЕРМАХ ДРУЗЕЙ ПО ИНТЕРЕСАМ.
КРОМЕ ТОГО, ИМПЕРАТОРЫ ДРЕВНЕГО РИМА ОТДАВАЛИ СЕБЕ ОТЧЕТ В ВАЖНОСТИ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ НАРОДА, ПОНИМАЛИ, ЧТО КАЧЕСТВЕННЫЕ ТЕРМЫ ПОМОГАЮТ СНИЗИТЬ ГРАДУС НЕДОВОЛЬСТВА В ОБЩЕСТВЕ. ИМЕННО ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ ОНИ ОБИЛЬНО ФИНАНСИРОВАЛИ СТРОИТЕЛЬСТВО БАНЬ ПО ВСЕМУ РИМУ.
•Аподитериумы, или раздевалки
•Кальдарии – отапливаемые комнаты с бассейнами, наполненными горячей водой, с богатым оформлением и большими окнами, пропускающими много света;
•Лаконии и судатории – парные с сухим и влажным паром;
•Обширные бассейны на открытом воздухе;
•Тепидарии – тёплые комнаты с сооружёнными внутри бассейнами с холодной водой;
•Паластры – помещения, где посетители могли выполнять физические упражнения;
•Массажные комнаты,
•Сады для прогулок на свежем воздухе;
•И даже залы для совещаний.
В НАРОДЕ СЧИТАЛОСЬ НОРМОЙ ОТДЫХАТЬ МУЖЧИНАМ И ЖЕНЩИНАМ ВМЕСТЕ. ТАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ ПРИШЛОСЬ НЕ ПО ДУШЕ АДРИАНУ, КОТОРЫЙ НАМЕРЕВАЛСЯ ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ. ИМЕННО С ЕГО ПОДАЧИ РИМСКИЕ ТЕРМЫ БЫЛИ РАЗДЕЛЕНЫ ПО
ГЕНДЕРНОМУ ПРИЗНАКУ, ХОТЯ ЛЮДИ НЕ ПРИДАЛИ РАСПОРЯЖЕНИЮ МНОГО ВНИМАНИЯ. НАСЕЛЕНИЮ ОЧЕНЬ НРАВИЛАСЬ ТРАДИЦИЯ НАХОЖДЕНИЯ В ТЕРМАХ ВСЕМ И СРАЗУ, ПОЭТОМУ БОРЬБА С НЕЙ НЕ ИМЕЛА СУЩЕСТВЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ СЛЕДОВАЛО МЫТЬСЯ ГОРЯЧЕЙ ВОДОЙ, ЗАТЕМ В
ХОЛОДНОЙ. ПОБЛИЗОСТИ ОТ ЗАЛОВ БЫЛИ ЖАРОВЫЕ КАМЕРЫ, ГРАЖДАНЕ РИМА ПРИ ПОСЕЩЕНИИ ТЕРМ МОГЛИ ДАЖЕ ЗАНЯТЬСЯ СПОРТОМ.
•.
РИМСКИЕ ТЕРМЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ИНТЕРЕС ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ СИСТЕМОЙ
ЦЕНТРАЛЬНОГО ОТОПЛЕНИЯ, КОТОРАЯ ПРЕДУСМАТРИВАЛА ПРОГРЕВ СТЕН И
ПОЛА. НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ПЕЧЬ ГРЕЛА ВОДУ И ВОЗДУХ, ОТПРАВЛЯЮЩИЕСЯ В
ДВИЖЕНИЕ ПОД НЕСУЩИМИ КОНСТРУКЦИЯМИ. СЕКРЕТ КОМФОРТНОГО ОТДЫХА
В ТЕРМАХ – ДВОЙНЫЕ ПОКРЫТИЯ: ДЛЯ ВЕРХНЕГО ИСПОЛЬЗОВАЛИ КРУПНЫЕ
КИРПИЧИ, БИТУЮ ГЛИНУ И СЛОЙ НА ПОВЕРХНОСТИ. МНОГОСЛОЙНЫЕ ОПОРЫ ПОМОГАЛИ КОНСТРУКЦИЯМ СОХРАНЯТЬ УСТОЙЧИВОСТЬ. СТЕНЫ ТЕРМ В РИМЕ, КАК ПРАВИЛО, УКРАШАЛИ МРАМОРОМ ИЛИ ШТУКАТУРИЛИ..
ТЕРМЫ В РИМЕ СЧИТАЛИСЬ НЕ ТОЛЬКО ОТЛИЧНЫМ ВАРИАНТОМ ОТДЫХА, НО И
МЕСТОМ ДЛЯ ПРОЦЕДУР, КОТОРЫЕ СПОСОБНЫ ПОПРАВИТЬ ЗДОРОВЬЕ. ВРАЧУ
ДРЕВНЕГО РИМА АСКЛЕПИАДУ ПРИНАДЛЕЖАТ ЗАМЕТКИ О ТОМ, ЧТО ДЛЯ
ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ БОЛЕЗНЕЙ ТРЕБУЮТСЯ ЗАНЯТИЯ ГИМНАСТИКОЙ, МАССАЖ, СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ, ПОСЕЩЕНИЕ ТЕРМ, ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПРОГУЛКИ.
ПОНЯТЬ, ЧТО БАНЯ ОТКРЫТА, МОЖНО БЫЛО ПО БОЮ БАРАБАНОВ.
ОБСЛУЖИВАНИЕ ТЕРМ ВЫЗЫВАЕТ ВОСХИЩЕНИЕ: ЖИТЕЛИ РИМА
МОГЛИ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К МАССАЖИСТАМ, ТЕМПЕРАТУРА КОНТРОЛИРОВАЛАСЬ ИСТОПНИКАМИ, А ЗА ЧИСТОТОЙ В ПОМЕЩЕНИЯХ СЛЕДИЛИ ОТДЕЛЬНО.
Период «Римского Мира» началась в 27 г до н.э. – продолжалась 200 лет
.
Театр Марцелла
Театр, как и задумывалось, стал самым большим в Риме. Он мог вместить от 11 000 (при ширине сиденья 50 см) до 20 000 зрителей в целом. Высота фасада трехэтажного сооружения равнялась 32,6 метра, а диаметр — 130 метрам. Материалом служили туф и цемент. Для облицовки использовали каменные блоки, покрытые белым травертином. Здесь же впервые был использован обожженный римский кирпич, технология изготовления которого была взята у греков.
Театр Марцелла
Театр
Марцелла
Мавзолей Августа
Мавзолей Августа
Храм Конкордии в Риме
Храм Марса Ультора в Риме
Храм Кастора и Поллукса
Колизей (амфитеатр Флавия)
Колизей был построен на территории Золотого дома Нерона ( его внутреннего двора с прудом)
Дворец До наших дней дошли только фрагменты дворца, располагающиеся в парке Траяна, расположенном северо- востоку от Колизея. Именно он был полностью отстроен при жизни императора.
О размерах дворца можно судить по
тому, что, как пишет Светоний (Svetonio), протяженность портиков вдоль боковых
стен превышала полтора километра, во внутреннем дворике находился пруд, поля,
посадки винограда, лес, свободно обитали дикие животные и паслись домашние. В
передней находилось 36-метровое скульптурное изображение Нерона.
Залы для пиршеств были с открывающимися в потолке люками, из которых на пирующих рассыпались лепестки цветов и разбрызгивались благовония. Центральный зал был подвижным, чтобы поворачиваться вместе с небесным куполом. В термах вода была соленая, как в море, и серная, как в целебных источниках. Такие описания сохранились в труде Светония «Жизнь 12-ти Цезарей».
На территории:
Колизей;
Римский форум;
Термы Траяна (Terme di Traiano);
Триумфальная арка Тита (Arco di Tito);
Базилика Максенция и Константина (Basilica di
Massenzio e Costantino)
Тосканский Ордер
«Все дороги ведут в Рим»- древнее изречение. В нём заложен не только буквальный смысл, но и выражено величие центра огромной Римской империи.
С VI в. до н.э.
центром деловой и общественной жизни города стал знаменитый римский Форум.
Архитектура, история и культура древнего Рима собранная на участке в 500 м2....
.
Здесь проходили народные собрания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки, слушались судебные разбирательства, кипели страсти…На территории Форума было много зданий, памятников и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города.
Римский Форум (лат. Forum Romanum) — площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на ней размещался рынок, позже она включила в себя комиции (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрела также политические функции.
Форум служил центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом.
Первая постройка
Храм Венеры-Очистительницы Первой значительной постройкой на
площади стал Храм ВенерыОчистительницы (Venus Cloacina). Это святилище не
сохранилось до наших дней, однако древние предания гласят, что в храме
производили обряд очищения римских воинов
Римский форум имеет еще одно легендарное место – мраморный обелиск
«Черный камень» (Lapis Niger). Датированный VI веком до н.э. памятник,
согласно древним манускриптам, отметил место гибели Ромула, одного из
основателей Рима. Под поверхностью камня при раскопках были найдены плиты с
древними письменами, которые позволяют проследить формирование латыни, как
производной от греческого языка.
В царский период на площади Рима был заложен небольшой храм под
названием Пуп города (Umbilicus urbis). Правители решили подчеркнуть значимость
Римского форума, обозначить его ключевую роль в жизни столицы. Некогда
торжественное здание, украшенное мрамором, в настоящее время превратилось в
руины.
Храм Диоскуров С V по II века до н.э. Римская империя успела
поучаствовать в разнообразных военных конфликтах, в том числе и в трех
мощнейших войнах с финикийцами, что наложило свой отпечаток на облик столицы.
Величественный Рим получил деньги для наведения лоска. Одной из построек того
периода является Храм Диоскуров (Aedes Castoris), в котором почитали сыновей
бога Юпитера – Кастора и Поллукса. Древнее святилище дошло до
современных дней в виде античных колон, носящих название «Три сестры».
На юго-западе – Храм Сатурна (Templum Saturni).
Грандиозный храм был воздвигнут в честь победы римлян над
этрусским правителем Тарквинием. Достопримечательность имела непростую судьбу,
она обращалась в пепел и воскресала, подобно птице Феникс. Продолжительное
время храм Сатурна исполнял функции
казначейства и налоговой службы,
именуемой Эрарием от
латинского слова «aerarium» – «жалование, казна
Храм Конкордии и Храм
Веспасиана У самой западной границы Форума в IV веке до н.э. был
построен Храм Конкордии (Tempio della Concordia), богини согласия. Появление
этого храма символизировало примирение между римской знатью и выходцами из
народа. Чуть южнее храма Конкордии можно увидеть руины храма Веспасиана.
Несколько уцелевших колонн – это все, что осталось от святилища, посвященного
императору Веспасиану (Templum divi Vespasiani) и его приемнику Титу
Базилика Порция (лат. Basilica Porcia) появилась благодаря
стараниям политика Марка Порция Катона (лат. Marcus Porcius Cato), известного
блюстителя закона. Порций превратил
базилику в зал суда, где вершил правосудие над сребролюбцами и разрешал финансовые споры. Здание было уничтожено огнем в I
в.
до н.э....
В I столетии до н.э. Юлий Цезарь решил переместить место для
собраний Римского Сената в Курию Юлия (Curia Iulia). Карта площади
говорит о том, что новое здание расположилось чуть севернее Комиция.
Изначальная архитектура курии не сохранилась, до наших дней дошли останки
реконструированной в III веке н.э. постройки. В VII столетии курия была
превращена в церковь. О солидной истории здания напоминают античные половые
плиты. Внутри церкви хранятся элементы декора Курии Юлия – ростры, покрытые
рельефными рисунками
В 27 году до н.э. Римская республика трансформировалась в империю.
Первый ее император – Юлий Цезарь и его приемник – Октавиан Август приложили
максимум усилий, чтобы превратить Римский Форум в культурный, политический и
религиозный центр своего государства. Императорские победы были отмечены
триумфальной аркой Августа, которая расположилась рядом с Храмом Цезаря (Aedes
Divi Iuli). После гибели, тело первого императора Рима было предано огню. На
месте сожжения впоследствии был выстроен храм, в котором произошло
обожествление Цезаря.
Храмом Весты (Aedes Vestae) покровительница домашнего очага
получила в свое распоряжение круглый храм. Днем и ночью в здании горело пламя,
дым от которого возносился к небесам. Императорские дочери и жрицывесталки
следили за огнем и проводили обряды, чтобы умилостивить богиню.
Храм Венеры и Ромы.
Во II веке н.э. император Адриан (лат. Traianus Hadrianus)
распорядился создать грандиозный храм, посвященный двум покровительницам Рима –
богиням Венере и Роме (Tempio di Venere e Roma). Архитектура масштабной
постройки имела необычный вид: две целлы (купола) святилища были построены друг
напротив друга. По бокам храм был ограничен чередой античных колон. Эта
архитектурная композиция соединяла Колизей и Римский Форум (восточный край).
Впоследствии одну из целл превратили в церковь СантаФранческа-Романа (Santa
Francesca Romana), поэтому она сохранилась лучше всех остальных построек
Самым впечатляющим и масштабным строением Форум Романум была и остается
Базилика Максенция и
Константина (Basilica di Massenzio)
Начало строительства в 308 году н.э. положил император Максенций,
которого вскоре сверг Константин. Таким образом, на востоке площади вырос
огромный трехнефный храм размерами 100 на 65 метров. Останки древней постройки
позволяют получить представление о том, какова была архитектура базилики. В
лучшие времена храм украшала огромная статуя Максенция, которую позже заменили
скульптурой Константина. Листовое золото и мрамор шикарно дополняли каменное
воплощение правителя
Базилика Максенция и
Константина
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Римские триумфальные арки – удивительные сооружения, которые выстояли под открытом небом с древности до наших времен. В Древнем Риме триумфальные арки возводили в честь великих военных побед, императоров-завоевателей. Устанавливали их на въезде в город или главной улице. Сохранившиеся до наших дней и ставшие узнаваемыми – триумфальные арки Тита, Септимия Севера, Константина.
Триумфальная арка Тита в Риме – одна из старейших. Много веков она служила образцом для аналогичных сооружений во всем мире
Особенности архитектуры В Триумфальной арке Тита всего один
пролет, однако это не умаляет ее
величия, ведь высота составляет почти 15,5 м, а ширина – 13,5 м. Ширина проема – 5,33 м. привлекает декор строения: полуколонны; барельеф, изображающий императора на колеснице; надпись на латинском языке о посвящении арки Титу; барельефы, увековечившие боевой поход императора; фигуры богини Виктории; барельеф, изображающий уход римского правителя в мир иной, его обожествление.
История строительства и реставрации
Арку построили в 205 году н.э. с целью воспеть
правление императора Септимия Севера и военные победы его сыновей – Каракаллы, Геты.
Особенности архитектуры Арка Септимия Севера – это трехпролетное
сооружение высотой 20,9 м, шириной
23,3 м.. Это
рельефы о подготовке к войне, битве,
обращении императора к легионерам.
Медальоны
Рельефы демонстрируют окончание сражения, римский военный совет.
Со стороны города высеченные из камня рельефы также «повествуют» о военных
кампаниях в Парфию Септимия Севера и его сыновей.
Массивные, почти 9-метровые колонны с капителями и каннелюрами стоят перед триумфальной аркой Рима, придавая ей торжественный вид.
Внешним видом это строение отличается от арки Тита и Септимия Севера. Также она является самой большой и «молодой» из них, так как построена в 315 году н.э.
История строительства и реставрации Триумфальная арка Константина
возведена в честь его победы над внутригосударственным врагом – узурпатором
Максенцием.
.
Особенности архитектуры Высота трехпролетной арки Константина составляет 21 м, ширина – 25,7 м, ширина центрального проема – 6,5 м, боковых – 3,4 м. Главная особенность строения – использование в качестве декора элементов других построек.
Так, в верхней части арки обращает на себя внимание восемь скульптур эпохи Траяна. Между ними расположены попарные военные барельефы времен Марка Аврелия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.