Акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) - одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Акмеисты объединились в группу "Цех поэтов", в 1912-1913 гг. издавали журнал "Гиперборей". Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в 1913 году в №1 журнала «Аполлон» (литературном органе группы в период ее расцвета), издававшемся под редакцией С. Маковского..
Основные принципы акмеизма
освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
стремление придать слову определённое, точное значение;
предметность и чёткость образов, отточенность деталей;
обращение к человеку, к "подлинности" его чувств;
поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, "тоска по мировой культуре"
К сравнительной таблице
модернистских течений рубежа 19-20 веков
Критерии для сопоставления | АКМЕИЗМ |
1. Отношение к миру | Мир познаваем |
2. Роль поэта | Поэт возвращает слову ясность, простоту |
3. Отношение к слову | Чёткая определённость слова |
4. Особенности формы | Конкретная образность, отточенность деталей |
5. Близкий род искусства | Живопись, архитектура, скульптура |
6. Представители | Стр. 36-42- выписать |
Критерии для сопоставления | АКМЕИЗМ |
1. Отношение к миру | Мир познаваем |
2. Роль поэта | Поэт возвращает слову ясность, простоту |
3. Отношение к слову | Чёткая определённость слова |
4. Особенности формы | Конкретная образность, отточенность деталей |
5. Близкий род искусства | Живопись, архитектура, скульптура |
6. Представители | Стр. 231-234 - выписать |
Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Часто состояние чувств не раскрывалось непосредственно, оно передавалось психологически значимым жестом, перечислением вещей. Подобная манера овеществления переживаний была характерна, в частности, для многих стихотворений А. А. Ахматовой.
Анна Ахматова
1889 (Одесса, Российская империя) –
1966 (Домодедово, СССР)
О. Э. Мандельштам отмечал, что акмеизм не только литературное, но и общественное явление в русской истории. С ним вместе в русской поэзии возродилась нравственная сила. Изображая мир с его радостями, пороками, несправедливостью, акмеисты демонстративно отказывались от решения социальных проблем и утверждали принцип «искусство для искусства».
1891 (Варшава, Российская империя) –
1938 (Владивосток, СССР)
Осип Мандельштам
Николай Гумилёв
1886 (Кронштадт, Российская империя) –
1921 (Петроград, Российская) империя)
Сергей Городецкий
1884 (Санкт-Петербург, Российская империя) –
1967 (Обнинск, СССР)
Владимир Нарбут
1888 (Черниговская губерния, Российская империя) –
1938 (Колымский край, ГУЛАГ, СССР)
Михаил Зенкевич
Ноябрьский день
1886 (Саратовская губерния, Российская империя) –
1973(Москва, СССР)
1892 (Москва, Российская империя) –
1972 (Ницца, Франция)
Георгий Адамович
Марина Цветаева
1892 (Москва, Российская империя) –
1941 (Елабуга, Татарская АССР)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.