Презентация к уроку литературы в 11 классе на тему "Течения модернизма в русской литературе начала 20 века: акмеизм"

  • ppt
  • 29.10.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала К уроку литературы в 11 классе. Акмеизм.ppt

Акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) - одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Акмеисты объединились в группу "Цех поэтов", в 1912-1913 гг. издавали журнал "Гиперборей". Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в 1913 году в №1 журнала «Аполлон» (литературном органе группы в период ее расцвета), издававшемся под редакцией С. Маковского..

Основные принципы акмеизма

освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

стремление придать слову определённое, точное значение;

предметность и чёткость образов, отточенность деталей;

обращение к человеку, к "подлинности" его чувств;

поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;

перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, "тоска по мировой культуре"

К сравнительной таблице
модернистских течений рубежа 19-20 веков

Критерии для сопоставления

АКМЕИЗМ

1. Отношение к миру

Мир познаваем

2. Роль поэта

Поэт возвращает слову ясность, простоту

3. Отношение к слову

Чёткая определённость слова

4. Особенности формы

Конкретная образность, отточенность деталей

5. Близкий род искусства

Живопись, архитектура, скульптура

6. Представители

Стр. 36-42- выписать

Критерии для сопоставления

АКМЕИЗМ

1. Отношение к миру

Мир познаваем

2. Роль поэта

Поэт возвращает слову ясность, простоту

3. Отношение к слову

Чёткая определённость слова

4. Особенности формы

Конкретная образность, отточенность деталей

5. Близкий род искусства

Живопись, архитектура, скульптура

6. Представители

Стр. 231-234 - выписать

Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Часто состояние чувств не раскрывалось непосредственно, оно передавалось психологически значимым жестом, перечислением вещей. Подобная манера овеществления переживаний была характерна, в частности, для многих стихотворений А. А. Ахматовой.

Анна Ахматова
***
Сжала руки под тёмной вуалью... "Отчего ты сегодня бледна?" – Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: "Шутка Всё, что было. Уйдёшь, я умру". Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: "Не стой на ветру".

8 января 1911 (сборник "Вечер")

1889 (Одесса, Российская империя) –
1966 (Домодедово, СССР)

О. Э. Мандельштам отмечал, что акмеизм не только литературное, но и общественное явление в русской истории. С ним вместе в русской поэзии возродилась нравственная сила. Изображая мир с его радостями, пороками, несправедливостью, акмеисты демонстративно отказывались от решения социальных проблем и утверждали принцип «искусство для искусства».

1891 (Варшава, Российская империя) –
1938 (Владивосток, СССР)

Осип Мандельштам
***
Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза, Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь. Вся комната напоена Истомой -- сладкое лекарство! Такое маленькое царство Так много поглотило сна. Немного красного вина, Немного солнечного мая - И, тоненький бисквит ломая, Тончайших пальцев белизна.

1909

Николай Гумилёв

Сонет
Я, верно, болен: на сердце туман, Мне скучно всё – и люди, и рассказы, Мне снятся королевские алмазы И весь в крови широкий ятаган.

Мне чудится (и это не обман), Мой предок был татарин косоглазый, Свирепый гунн... Я веяньем заразы, Через века дошедшей, обуян.

Молчу, томлюсь, и отступают стены: Вот океан, весь в клочьях белой пены. Закатным солнцем залитый гранит

И город с голубыми куполами. С цветущими жасминными садами, Мы дрались там... Ах, да! Я был убит.

1912

1886 (Кронштадт, Российская империя) –
1921 (Петроград, Российская) империя)

Сергей Городецкий

Весна Застрекотала птица в голых ветках. И люди в темных, тесных клетках На солнце, к окнам, как ростки, От вешней тянутся тоски. И ты, росток, стремительный и дикий, Ты, сердце, пламенные клики Услышав в небе над собой, Сорвавшись, мчишься в светлый бой. 1909

1884 (Санкт-Петербург, Российская империя) –
1967 (Обнинск, СССР)

Владимир Нарбут
Встреча
Тебя забыл я... И какою Ты предо мной тогда прошла, Когда к вечернему покою Сходила мгла на купола?..

В равнинном устье бесконечно Текли позорные года. Я думал: уж тебя, конечно, Не повстречаю – никогда...

Но как обманут был нежданно: Стекло зеркал ночных следя, Заметил профиль сребротканый И лилию – хрустальней льда!

И вот – ты предо мной в тумане Стоишь такой, как в первый раз: Со взором, никнущим в обмане Янтарно-чёрных скорбных глаз... 1909

1888 (Черниговская губерния, Российская империя) –
1938 (Колымский край, ГУЛАГ, СССР)

Михаил Зенкевич
Ноябрьский день

Чад в мозгу, и в лёгких никотин - В туман пополз... О, как тяжёл ты После льдистых дождевых крестин, День визгливый под пелёнкой жёлтой!

Узкий выход к белому удушью, – Все сирены плачут, и гудки  С воем одевают взморье тушью, И трясут дома ломовики.

И бесстыдней скрытые от взоров Нечистоты дня в подземный мрак Пожирает чавкающий боров Сточных очистительных клоак.

И в тревоге вновь душа томится, Чтоб себя пред тьмой не обмануть: Золота промытого крупица Не искупит всю дневную муть.

1912 

1886 (Саратовская губерния, Российская империя) –
1973(Москва, СССР)

1892 (Москва, Российская империя) –
1972 (Ницца, Франция)

Георгий Адамович
***
Вот всё, что помню: мосты и камни, Улыбка наглая у фонаря... И здесь забитые кем-то ставни. Дожди, безмолвие и заря.

Брожу... Что будет со мной, не знаю, Но мысли, – но мысли только одни. Кукушка, грустно на ветке качаясь, Считает гостю редкому дни.

И дни бессчётны. Пятнадцать, сорок. Иль бесконечность? Всё равно. Не птице серой понять, как скоро Ветхий корабль идёт на дно.

1915

Марина Цветаева
***
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.

Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим — сон глубок.
1916

1892 (Москва, Российская империя) –
1941 (Елабуга, Татарская АССР)

Домашнее задание

Подготовить сообщения о поэтах-акмеистах ИЛИ сделать сложный план статьи учебника об акмеизме.
Выучить стихотворение поэта-акмеиста