Акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) - одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Акмеисты объединились в группу "Цех поэтов", в 1912-1913 гг. издавали журнал "Гиперборей". Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в 1913 году в №1 журнала «Аполлон» (литературном органе группы в период ее расцвета), издававшемся под редакцией С. Маковского..
Основные принципы акмеизма
освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
стремление придать слову определённое, точное значение;
предметность и чёткость образов, отточенность деталей;
обращение к человеку, к "подлинности" его чувств;
поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, "тоска по мировой культуре"
К сравнительной таблице
модернистских течений рубежа 19-20 веков
Критерии для сопоставления | АКМЕИЗМ |
1. Отношение к миру | Мир познаваем |
2. Роль поэта | Поэт возвращает слову ясность, простоту |
3. Отношение к слову | Чёткая определённость слова |
4. Особенности формы | Конкретная образность, отточенность деталей |
5. Близкий род искусства | Живопись, архитектура, скульптура |
6. Представители | Стр. 36-42- выписать |
Критерии для сопоставления | АКМЕИЗМ |
1. Отношение к миру | Мир познаваем |
2. Роль поэта | Поэт возвращает слову ясность, простоту |
3. Отношение к слову | Чёткая определённость слова |
4. Особенности формы | Конкретная образность, отточенность деталей |
5. Близкий род искусства | Живопись, архитектура, скульптура |
6. Представители | Стр. 231-234 - выписать |
Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Часто состояние чувств не раскрывалось непосредственно, оно передавалось психологически значимым жестом, перечислением вещей. Подобная манера овеществления переживаний была характерна, в частности, для многих стихотворений А. А. Ахматовой.
Анна Ахматова
***
Сжала руки под тёмной вуалью..."Отчего ты сегодня бледна?"– Оттого, что я терпкой печальюНапоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,Искривился мучительно рот...Я сбежала, перил не касаясь,Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: "ШуткаВсё, что было. Уйдёшь, я умру".Улыбнулся спокойно и жуткоИ сказал мне: "Не стой на ветру".
8 января 1911 (сборник "Вечер")
1889 (Одесса, Российская империя) –
1966 (Домодедово, СССР)
О. Э. Мандельштам отмечал, что акмеизм не только литературное, но и общественное явление в русской истории. С ним вместе в русской поэзии возродилась нравственная сила. Изображая мир с его радостями, пороками, несправедливостью, акмеисты демонстративно отказывались от решения социальных проблем и утверждали принцип «искусство для искусства».
1891 (Варшава, Российская империя) –
1938 (Владивосток, СССР)
Осип Мандельштам
***
Невыразимая печальОткрыла два огромных глаза,Цветочная проснулась вазаИ выплеснула свой хрусталь.Вся комната напоенаИстомой -- сладкое лекарство!Такое маленькое царствоТак много поглотило сна.Немного красного вина,Немного солнечного мая -И, тоненький бисквит ломая,Тончайших пальцев белизна.
1909
Николай Гумилёв
Сонет
Я, верно, болен: на сердце туман,Мне скучно всё – и люди, и рассказы,Мне снятся королевские алмазыИ весь в крови широкий ятаган.
Мне чудится (и это не обман),Мой предок был татарин косоглазый,Свирепый гунн... Я веяньем заразы,Через века дошедшей, обуян.
Молчу, томлюсь, и отступают стены:Вот океан, весь в клочьях белой пены.Закатным солнцем залитый гранит
И город с голубыми куполами.С цветущими жасминными садами,Мы дрались там... Ах, да! Я был убит.
1912
1886 (Кронштадт, Российская империя) –
1921 (Петроград, Российская) империя)
Сергей Городецкий
ВеснаЗастрекотала птица в голых ветках.И люди в темных, тесных клеткахНа солнце, к окнам, как ростки,От вешней тянутся тоски.И ты, росток, стремительный и дикий,Ты, сердце, пламенные кликиУслышав в небе над собой,Сорвавшись, мчишься в светлый бой.1909
1884 (Санкт-Петербург, Российская империя) –
1967 (Обнинск, СССР)
Владимир Нарбут
Встреча
Тебя забыл я... И какоюТы предо мной тогда прошла,Когда к вечернему покоюСходила мгла на купола?..
В равнинном устье бесконечноТекли позорные года.Я думал: уж тебя, конечно,Не повстречаю – никогда...
Но как обманут был нежданно:Стекло зеркал ночных следя,Заметил профиль сребротканыйИ лилию – хрустальней льда!
И вот – ты предо мной в туманеСтоишь такой, как в первый раз:Со взором, никнущим в обманеЯнтарно-чёрных скорбных глаз...1909
1888 (Черниговская губерния, Российская империя) –
1938 (Колымский край, ГУЛАГ, СССР)
Михаил Зенкевич
Ноябрьский день
Чад в мозгу, и в лёгких никотин -В туман пополз... О, как тяжёл тыПосле льдистых дождевых крестин,День визгливый под пелёнкой жёлтой!
Узкий выход к белому удушью, –Все сирены плачут, и гудки С воем одевают взморье тушью,И трясут дома ломовики.
И бесстыдней скрытые от взоровНечистоты дня в подземный мракПожирает чавкающий боровСточных очистительных клоак.
И в тревоге вновь душа томится,Чтоб себя пред тьмой не обмануть:Золота промытого крупицаНе искупит всю дневную муть.
1912
1886 (Саратовская губерния, Российская империя) –
1973(Москва, СССР)
1892 (Москва, Российская империя) –
1972 (Ницца, Франция)
Георгий Адамович
***
Вот всё, что помню: мосты и камни,Улыбка наглая у фонаря...И здесь забитые кем-то ставни.Дожди, безмолвие и заря.
Брожу... Что будет со мной, не знаю,Но мысли, – но мысли только одни.Кукушка, грустно на ветке качаясь,Считает гостю редкому дни.
И дни бессчётны. Пятнадцать, сорок.Иль бесконечность? Всё равно.Не птице серой понять, как скороВетхий корабль идёт на дно.
1915
Марина Цветаева
***
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим — сон глубок.
1916
1892 (Москва, Российская империя) –
1941 (Елабуга, Татарская АССР)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.