Презентация к уроку литературы в 11 классе на тему "Течения модернизма в русской литературе начала 20 века: акмеизм"
Оценка 4.7

Презентация к уроку литературы в 11 классе на тему "Течения модернизма в русской литературе начала 20 века: акмеизм"

Оценка 4.7
ppt
29.10.2023
Презентация к уроку литературы в 11 классе на тему "Течения модернизма в русской литературе начала 20 века: акмеизм"
К уроку литературы в 11 классе. Акмеизм.ppt

Акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) - одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция…

Акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) - одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция…

Акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) - одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Акмеисты объединились в группу "Цех поэтов", в 1912-1913 гг. издавали журнал "Гиперборей". Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в 1913 году в №1 журнала «Аполлон» (литературном органе группы в период ее расцвета), издававшемся под редакцией С. Маковского..

Основные принципы акмеизма освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности,…

Основные принципы акмеизма освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности,…

Основные принципы акмеизма

освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

стремление придать слову определённое, точное значение;

предметность и чёткость образов, отточенность деталей;

обращение к человеку, к "подлинности" его чувств;

поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;

перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, "тоска по мировой культуре"

К сравнительной таблице модернистских течений рубежа 19-20 веков

К сравнительной таблице модернистских течений рубежа 19-20 веков

К сравнительной таблице
модернистских течений рубежа 19-20 веков

Критерии для сопоставления

АКМЕИЗМ

1. Отношение к миру

Мир познаваем

2. Роль поэта

Поэт возвращает слову ясность, простоту

3. Отношение к слову

Чёткая определённость слова

4. Особенности формы

Конкретная образность, отточенность деталей

5. Близкий род искусства

Живопись, архитектура, скульптура

6. Представители

Стр. 36-42- выписать

Критерии для сопоставления

АКМЕИЗМ

1. Отношение к миру

Мир познаваем

2. Роль поэта

Поэт возвращает слову ясность, простоту

3. Отношение к слову

Чёткая определённость слова

4. Особенности формы

Конкретная образность, отточенность деталей

5. Близкий род искусства

Живопись, архитектура, скульптура

6. Представители

Стр. 231-234 - выписать

Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя

Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя

Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Часто состояние чувств не раскрывалось непосредственно, оно передавалось психологически значимым жестом, перечислением вещей. Подобная манера овеществления переживаний была характерна, в частности, для многих стихотворений А. А. Ахматовой.

Анна Ахматова *** Сжала руки под тёмной вуалью

Анна Ахматова *** Сжала руки под тёмной вуалью

Анна Ахматова
***
Сжала руки под тёмной вуалью... "Отчего ты сегодня бледна?" – Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: "Шутка Всё, что было. Уйдёшь, я умру". Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: "Не стой на ветру".

8 января 1911 (сборник "Вечер")

1889 (Одесса, Российская империя) –
1966 (Домодедово, СССР)

О. Э. Мандельштам отмечал, что акмеизм не только литературное, но и общественное явление в русской истории

О. Э. Мандельштам отмечал, что акмеизм не только литературное, но и общественное явление в русской истории

О. Э. Мандельштам отмечал, что акмеизм не только литературное, но и общественное явление в русской истории. С ним вместе в русской поэзии возродилась нравственная сила. Изображая мир с его радостями, пороками, несправедливостью, акмеисты демонстративно отказывались от решения социальных проблем и утверждали принцип «искусство для искусства».

Варшава, Российская империя) – 1938 (Владивосток,

Варшава, Российская империя) – 1938 (Владивосток,

1891 (Варшава, Российская империя) –
1938 (Владивосток, СССР)

Осип Мандельштам
***
Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза, Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь. Вся комната напоена Истомой -- сладкое лекарство! Такое маленькое царство Так много поглотило сна. Немного красного вина, Немного солнечного мая - И, тоненький бисквит ломая, Тончайших пальцев белизна.

1909

Николай Гумилёв Сонет Я, верно, болен: на сердце туман,

Николай Гумилёв Сонет Я, верно, болен: на сердце туман,

Николай Гумилёв

Сонет
Я, верно, болен: на сердце туман, Мне скучно всё – и люди, и рассказы, Мне снятся королевские алмазы И весь в крови широкий ятаган.

Мне чудится (и это не обман), Мой предок был татарин косоглазый, Свирепый гунн... Я веяньем заразы, Через века дошедшей, обуян.

Молчу, томлюсь, и отступают стены: Вот океан, весь в клочьях белой пены. Закатным солнцем залитый гранит

И город с голубыми куполами. С цветущими жасминными садами, Мы дрались там... Ах, да! Я был убит.

1912

1886 (Кронштадт, Российская империя) –
1921 (Петроград, Российская) империя)

Сергей Городецкий Весна Застрекотала птица в голых ветках

Сергей Городецкий Весна Застрекотала птица в голых ветках

Сергей Городецкий

Весна Застрекотала птица в голых ветках. И люди в темных, тесных клетках На солнце, к окнам, как ростки, От вешней тянутся тоски. И ты, росток, стремительный и дикий, Ты, сердце, пламенные клики Услышав в небе над собой, Сорвавшись, мчишься в светлый бой. 1909

1884 (Санкт-Петербург, Российская империя) –
1967 (Обнинск, СССР)

Владимир Нарбут Встреча Тебя забыл я

Владимир Нарбут Встреча Тебя забыл я

Владимир Нарбут
Встреча
Тебя забыл я... И какою Ты предо мной тогда прошла, Когда к вечернему покою Сходила мгла на купола?..

В равнинном устье бесконечно Текли позорные года. Я думал: уж тебя, конечно, Не повстречаю – никогда...

Но как обманут был нежданно: Стекло зеркал ночных следя, Заметил профиль сребротканый И лилию – хрустальней льда!

И вот – ты предо мной в тумане Стоишь такой, как в первый раз: Со взором, никнущим в обмане Янтарно-чёрных скорбных глаз... 1909

1888 (Черниговская губерния, Российская империя) –
1938 (Колымский край, ГУЛАГ, СССР)

Михаил Зенкевич Ноябрьский день

Михаил Зенкевич Ноябрьский день

Михаил Зенкевич
Ноябрьский день

Чад в мозгу, и в лёгких никотин - В туман пополз... О, как тяжёл ты После льдистых дождевых крестин, День визгливый под пелёнкой жёлтой!

Узкий выход к белому удушью, – Все сирены плачут, и гудки  С воем одевают взморье тушью, И трясут дома ломовики.

И бесстыдней скрытые от взоров Нечистоты дня в подземный мрак Пожирает чавкающий боров Сточных очистительных клоак.

И в тревоге вновь душа томится, Чтоб себя пред тьмой не обмануть: Золота промытого крупица Не искупит всю дневную муть.

1912 

1886 (Саратовская губерния, Российская империя) –
1973(Москва, СССР)

Москва, Российская империя) – 1972 (Ницца,

Москва, Российская империя) – 1972 (Ницца,

1892 (Москва, Российская империя) –
1972 (Ницца, Франция)

Георгий Адамович
***
Вот всё, что помню: мосты и камни, Улыбка наглая у фонаря... И здесь забитые кем-то ставни. Дожди, безмолвие и заря.

Брожу... Что будет со мной, не знаю, Но мысли, – но мысли только одни. Кукушка, грустно на ветке качаясь, Считает гостю редкому дни.

И дни бессчётны. Пятнадцать, сорок. Иль бесконечность? Всё равно. Не птице серой понять, как скоро Ветхий корабль идёт на дно.

1915

Марина Цветаева *** Имя твое — птица в руке,

Марина Цветаева *** Имя твое — птица в руке,

Марина Цветаева
***
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.

Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим — сон глубок.
1916

1892 (Москва, Российская империя) –
1941 (Елабуга, Татарская АССР)

Домашнее задание Подготовить сообщения о поэтах-акмеистах

Домашнее задание Подготовить сообщения о поэтах-акмеистах

Домашнее задание

Подготовить сообщения о поэтах-акмеистах ИЛИ сделать сложный план статьи учебника об акмеизме.
Выучить стихотворение поэта-акмеиста

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2023