Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887гг.)
Родился 12 ноября 1833 г. в Петербурге.Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова,
отчество и фамилию получил от камердинера князя — Порфирия Бородина.
Родители дали Александру неплохое домашнее образование. В 1850 г. он поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию, которую блестяще окончил в 1856 г. Научная карьера складывалась успешно. В 1858 г. Бородин получил степень доктора медицины, в 1864 г. стал профессором, в 1874 г. заведующим кафедрой химии Медико-хирургической академии, в 1877 г. — академиком. Его работы в области химии до сих пор не утратили своего научного значения.
В то же время учёный с детства увлекался музыкой и на этом поприще достиг не меньших успехов. Технику композиции Бородин усвоил самостоятельно. В 60-х гг. XIX в. он стал членом кружка «Могучая кучка», возглавлявшего М. А. Балакиревым.
А.П.Бородин М.А.Балакирев
История создания оперы «Князь Игорь»
18 апреля 1869 года на музыкальном
вечере у Л.И. Шестаковой В.В. Стасов
предложил композитору в качестве
оперного сюжета «Слово о полку Игореве»
А. П. Бородин с интересом взялся за
работу, побывал в окрестностях Путивля,
изучал исторические и музыкальные
источники, связанные с описываемым
временем.
Опера писалась в течении 18 лет, но в 1887 году композитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А.П. Бородина работу завершили Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков.
Александр Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую он слышал в авторском исполнении на фортепиано, закончил и оркестровал третье действие.
Н.А. Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвёртое действия и половецкий марш.
Вот как описывает те далёкие времена исследователь древнерусской литературы Дмитрий Сергеевич Лихачёв
«Весна 1185 года. Огромная, бескрайняя,
проросшая буйной травой дикая степь…
Со всех сторон опасность: степь
принадлежит тем, кто в ней кочует,
кто идёт на сёла и города русских,
чтобы захватить детей, женщин, мужчин,
поживиться золотом, мехами, тканями,
оружием. Степняки объединены…
Воюя, они движутся всем народом.
Это страшный враг, ужас
и проклятие Руси - половцы».
I действие картина вторая
Входят думные бояре, друзья Ярославны.
Они пришли с плохими новостями
(хор «Мужайся княгиня»).
Бояре рассказывают, что на Путивль
идёт хан Кончак, русская рать разбита,
а Игорь вместе с братом и сыном
попали в плен.
Слышен звон небратского колокола,
виднеется зарево пожара.
II действие Ария князя Игоря
Ария князя открывается небольшим
вступлением оркестра. Тяжёлые аккорды
передают душевные терзания героя.
Благородная мелодия, полная глубокой
душевности и теплоты, связана в
арии князя с воспоминаниями о жене,
Ярославне. Перед мысленным взором
мелькают картины затмения солнца,
горечь поражения, позор плена.
Все перечисленные эпизоды арии
позволяют почувствовать трагедию переживаемую Игорем.
IV действие
Городская стена и площадь в Путивле. Раннее утро. Ярославна одна на городской стене. Она горько плачет.
«Плач Ярославны»
В музыкальной характеристике
Ярославны композитор не использовал
подлинно народные мелодии,
но она пронизана народными
интонациями таких древних
песенных жанров, как плач,
причет, причитания
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.