Спишите пословицы и поговорки, раскрывая скобки. Назовите морфологические признаки разносклоняемых существительных.
1) Дорог подарок ко (время).
2) Лучше глаза лишиться, чем доброго (имя).
3) По (семя) и плод.
4) Какого рода, такого и (племя).
5) Любишь жить — дорожи (время).
2. Комментированное письмо
1) На этом берегу Красноярск... я стоял и думал: какая полная умная и смелая жизнь осветит со врем..нем эти берега. (А. Чехов)
2) Наблюдаем черного дятла любуемся его замечательным малиновым пятном на тем..ни.
(Д. Заворыкин)
3) Лопух дарит проходящим мимо людям и животным шашеч(?)ки со своими сем..нами расселяет их на новые места. (В. Бианки)
4) Налетел ветер. Липа вздохнула — и посыпались миллионы листиков. На темных ветках остались только редкие монетки, словно язычки плам..ни. (М. Пришвин)
5) Выбор им..ни для всего, о чем хочется сказать,— вещь сложная. Именно про это и говорят «муки слова». (Т. Пахнова)
6) Дог..рит з..лотистым плам..нем из темн… воска свеча. (С. Есенин)
3. Выпишите из текста словосочетания с разносклоняемыми существительными.
Обозначьте в существительных суффикс и окончание.
Садоводам потребовалось много времени, чтобы вырастить орхидею. Из маленького семени вырос удивительно прекрасный цветок, который напоминает причудливых тропических бабочек. Ему дали название «феленопсис». В этом необычном имени заключается простой смысл: «подобный бабочке».
(Из журнала «Юный натуралист»)
4. Спишите, расставив знаки препинания.
Выделенные слова запишите в дательном и предложном падежах. Объясните графически правописание гласной в суффиксах данных слов.
Чуть-чуть белеет темя гор еще в тумане лес и долы.
(к, о) (Ф. Тютчев)
2) Имя девочки должно быть подобно сиянию звезды.
(по, об) (Р. Гамзатов)
3) Тревожное было время. Мы память храним о нем. Но дружба нужна мужская не только лишь под огнем.
(ко, о) (М. Матусовский)
Задание: подобрать подходящее по смыслу разносклоняемое существительное и записать в тетради.
В стародавнее древнее…
В шалашах без окон и дверей
Жило – было лохматое…
Первобытных людей – дикарей.
Они не знали, для чего корове… ,
Как написать свою фамилию и … ,
Зачем на лошадь надевать седло и … -
Необразованное было это … .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их … забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер … ,
Что кислород всегда поддерживает …
Над тем, как в булку превратить простое … ,
С утра до вечера они чесали… .
Время, племя, вымя,
имя, стремя, племя,
бремя, знамя, пламя,
семя, темя.
Задание: подобрать подходящее по смыслу разносклоняемое существительное и записать в тетради.
В стародавнее древнее время
В шалашах без окон и дверей
Жило – было лохматое племя
Первобытных людей – дикарей.
Они не знали, для чего корове вымя ,
Как написать свою фамилию и имя ,
Зачем на лошадь надевать седло и стремя -
Необразованное было это племя .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их бремя забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер знамя ,
Что кислород всегда поддерживает пламя.
Над тем, как в булку превратить простое семя ,
С утра до вечера они чесали темя .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.