Презентация к уроку в 10 классе на тему "Язык и стиль пьесы "Моцарт и Сальери""

  • Домашняя работа
  • Занимательные материалы
  • Иллюстрации
  • Видеоуроки
  • Карточки-задания
  • Конкурсы
  • Лекции
  • Презентации учебные
  • ppt
  • 31.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

данная презентация разработана в помощь учителю , проводящему уроки в 10 классах
Иконка файла материала Язык и стиль пьесы Моцарт и Сальери.ppt

Тема урока: А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Гений и злодейство-две вещи несовместные.

Создание коллаборативной среды

Стратегия «Мне нравится, что ты….»
Разбираем эпиграф урока по стратегии «Дерево ожидания»

Читаем аналитическую статью «Моцарт и Сальери» и составляем цитатный план.

Дневник вдумчивого читателя

Какие мысли и эмоции вызвало у вас это произведение? Запишите , что поразило вас в большей степени.
Отразите в Дневнике то, как меняется в процессе анализа ваше восприятие произведения.

Ключевые понятия

Искусство-образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе.
Музыка-искусство звуков, организованных главным образом по высоте и во времени.
Театр-вид искусства, сценическое представление драматических произведений, которое осуществляют актеры перед зрителями.
Кино-вид художественного творчества, основанный на различных технических способах записи и восприятия изображения в движении, как правило, в сопровождении звука.
Киноискусство –синтез литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.

А. С. Пушкин был одним из тех мастеров слова, которым прекрасно удавались психологические портреты своих героев.

Творческое наследие А.С.Пушкина

Наследие А.С.Пушкина обширно и разнообразно, включат поэзию, прозу, драматургию. Осенью 1830 года в Болдино Пушкин написал четыре трагедии: «Пир во время чумы», «Каменный гость», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери».
Трагедия «Моцарт и Сальери» исследователи относят к классицизму. Написано произведение «белым» пятистопным ямбом, который ещё называют «шекспировским». Произведение состоит всего из двух сцен. Здесь Пушкин поднимает глубокие вопросы, раскрывает трагедию человеческой души, проникает в психологию своих героев. Дружба, творчество, отношение к себе и миру, понятие о таланте и гениальности-все это переплетено в драматическом конфликте пьесы.

26 октября - "Моцарт и Сальери"


Что вам известно о реальных Моцарте и Сальери?
Почему Пушкин обращается к теме Моцарта Сальери?
Что послужило поводом к написанию этой трагедии?

Прототипы образов пьесы

Анализ монолога Сальери 1-группа

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.

Согласны ли вы с мнением Бонди, считавшим, что сцена с уличным скрипачом введена «для опошления образа музыки Моцарта?»

Анализ сцены со скрипачом
2-я группа

Крушение теории Сальери

В начале второй сцены в развитии внутреннего конфликта новый поворот.

О чем сообщает Моцарт Сальери?
Какова реакция Сальери?
Роли героев несколько меняются
-Каким предстает «гуляка праздный», жизнелюбец Моцарт?
-А мрачный Сальери, теперь хладнокровно готовящийся к убийству?
-Что выражает фраза Моцарта: «Он же гений, как ты да я. А гений и злодейство- две вещи несовместимые?»

«В простодушных словах Моцарта,- писал Белинский,- было соединено все жгучее и терзающее для раны, которою страдал Сальери. Он знал себя, как человека, способного на злодейство, а между тем сам гений говорит, что гений и злодейство несовместны и что, следовательно, он, Сальери,- не гений. А! Так я не гений? Вот же тебе, - и яд брошен в стакан гения»

Исполнение Моцартом «Реквиема»- кульминация пьесы. По мнению Бонди, Моцарт в этой сцене «отпевает сам себя»

Ты заснешь Надолго, Моцарт! Но ужель он прав, И я не гений? Гений и злодейство Две вещи несовместные. Неправда: А Бонаротти? Или это сказка Тупой, бессмысленной толпы- и не был Убийцею создатель Ватикана? Сожалеет ли Сальери о содеянном?

Обобщение

-Можно ли назвать это произведение исторической или историко-биографической пьесой?
-Как вы думаете, почему в пьесе гибнет носитель созидающего, светлого начала? Что Пушкин хотел этим сказать?
-Кто противопоставлен свободному новатору?

Заключение

Вечные темы «Маленьких трагедий» служат современности, они и прочитываются как современные произведения на историческом материале.
Пушкин придал своим пьесам характер философской поэзии. Вот почему «Маленькие трагедии» можно назвать большими трагедиями, большими и глубокими по вложенному в них смыслу.

Диаграмма Венна

Искустсство

Ремесло

Общие черты

д/з

Составьте сообщение: «Что объединяет литературу как искусство словесного творчества и другие виды искусства»,
Синквейн «Искусство»,работа слитературным справочником на стр 107

Рефлексия

 
 Поделитесь впечатлениями от урока. Используйте начало фразы из предложенного списка.
*На уроке я …
*Понял(а) …
*Научился(ась0 …
*Самый большой мой успех ̶ это …
*Самые значительные трудности я ощутил(а) …
*Я не знал(а), а теперь знаю …
*Я не умел(а), а теперь умею…
*Я изменил(а) свое отношение к …
*На следующем уроке я хочу …

«Свободный микрофон»