Создание коллаборативной среды
Стратегия «Мне нравится, что ты….»
Разбираем эпиграф урока по стратегии «Дерево ожидания»
Читаем аналитическую статью «Моцарт и Сальери» и составляем цитатный план.
Дневник вдумчивого читателя
Какие мысли и эмоции вызвало у вас это произведение? Запишите , что поразило вас в большей степени.
Отразите в Дневнике то, как меняется в процессе анализа ваше восприятие произведения.
Ключевые понятия
Искусство-образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе.
Музыка-искусство звуков, организованных главным образом по высоте и во времени.
Театр-вид искусства, сценическое представление драматических произведений, которое осуществляют актеры перед зрителями.
Кино-вид художественного творчества, основанный на различных технических способах записи и восприятия изображения в движении, как правило, в сопровождении звука.
Киноискусство –синтез литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.
А. С. Пушкин был одним из тех мастеров слова, которым прекрасно удавались психологические портреты своих героев.
Творческое наследие А.С.Пушкина
Наследие А.С.Пушкина обширно и разнообразно, включат поэзию, прозу, драматургию. Осенью 1830 года в Болдино Пушкин написал четыре трагедии: «Пир во время чумы», «Каменный гость», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери».
Трагедия «Моцарт и Сальери» исследователи относят к классицизму. Написано произведение «белым» пятистопным ямбом, который ещё называют «шекспировским». Произведение состоит всего из двух сцен. Здесь Пушкин поднимает глубокие вопросы, раскрывает трагедию человеческой души, проникает в психологию своих героев. Дружба, творчество, отношение к себе и миру, понятие о таланте и гениальности-все это переплетено в драматическом конфликте пьесы.
Что вам известно о реальных Моцарте и Сальери?
Почему Пушкин обращается к теме Моцарта Сальери?
Прототипы образов пьесы
Анализ монолога Сальери1-группа
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет и выше. Для меня
Согласны ли вы с мнением Бонди, считавшим, что сцена с уличным скрипачом введена «для опошления образа музыки Моцарта?»
Анализ сцены со скрипачом
2-я группа
Крушение теории Сальери
В начале второй сцены в развитии внутреннего конфликта новый поворот.
О чем сообщает Моцарт Сальери?
Какова реакция Сальери?
Роли героев несколько меняются
-Каким предстает «гуляка праздный», жизнелюбец Моцарт?
-А мрачный Сальери, теперь хладнокровно готовящийся к убийству?
-Что выражает фраза Моцарта: «Он же гений, как ты да я. А гений и злодейство- две вещи несовместимые?»
«В простодушных словах Моцарта,- писал Белинский,- было соединено все жгучее и терзающее для раны, которою страдал Сальери. Он знал себя, как человека, способного на злодейство, а между тем сам гений говорит, что гений и злодейство несовместны и что, следовательно, он, Сальери,- не гений. А! Так я не гений? Вот же тебе, - и яд брошен в стакан гения»
Исполнение Моцартом «Реквиема»- кульминация пьесы. По мнению Бонди, Моцарт в этой сцене «отпевает сам себя»
Ты заснешьНадолго, Моцарт! Но ужель он прав,И я не гений? Гений и злодействоДве вещи несовместные. Неправда:А Бонаротти? Или это сказкаТупой, бессмысленной толпы- и не былУбийцею создатель Ватикана?Сожалеет ли Сальери о содеянном?
Обобщение
-Можно ли назвать это произведение исторической или историко-биографической пьесой?
-Как вы думаете, почему в пьесе гибнет носитель созидающего, светлого начала? Что Пушкин хотел этим сказать?
-Кто противопоставлен свободному новатору?
Заключение
Вечные темы «Маленьких трагедий» служат современности, они и прочитываются как современные произведения на историческом материале.
Пушкин придал своим пьесам характер философской поэзии. Вот почему «Маленькие трагедии» можно назвать большими трагедиями, большими и глубокими по вложенному в них смыслу.
д/з
Составьте сообщение: «Что объединяет литературу как искусство словесного творчества и другие виды искусства»,
Синквейн «Искусство»,работа слитературным справочником на стр 107
Рефлексия
Поделитесь впечатлениями от урока. Используйте начало фразы из предложенного списка.
*На уроке я …
*Понял(а) …
*Научился(ась0 …
*Самый большой мой успех ̶ это …
*Самые значительные трудности я ощутил(а) …
*Я не знал(а), а теперь знаю …
*Я не умел(а), а теперь умею…
*Я изменил(а) свое отношение к …
*На следующем уроке я хочу …
«Свободный микрофон»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.