Дефектация деталей.Дефекты.Изнашивание
Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации
ФГАОУ ВО «СевГУ» Морской колледж
«Важно не количество знаний,
а качество их»
Лев Толстой
Составил: Минаев Николай Александрович,
преподаватель Морского колледжа ФГАОУ ВО «СевГУ»
Дефектация деталей
Дефект – отклонение конструктивных параметров деталей от установленных техническими условиями или рабочими чертежами
Дефектация – контроль деталей с целью обнаружения дефектов
Виды дефектов :
Классификация дефектов:
1. По месту расположения
Методы определения дефектов
Внешний осмотр
Проверка на ощупь
Простукивание
Керосиновая проба
Измерение
Проверка твёрдости
Гидравлическое (пневматическое) испытание
Магнитный способ
Ультразвуковой способ
Люминесцентный способ
При дефектации детали сортируют на 3 группы:
Причины появления дефектов
1. Износ рабочих поверхностей деталей
2. Деформация деталей
3. Усталость материала
4. Коррозионные, эрозионные и кавитационные повреждения
Изнашивание деталей
Изнашивание — это процесс постепенного разрушения деталей, происходящий при трении или других видах контакта с внешней средой и сопровождающийся изменением размеров или свойств (твёрдости, пластичности, структуры и т.д.)
Износ – величина изнашивания в установленных единицах.
Изнашивание при заедании (адгезионное изнашивание) - это изнашивание в результате схватывания и последующего вырывания металла
Такое изнашивание возникает при значительных нагрузках и сопровождается выделением значительного количества теплоты и наибольшей интенсивностью изнашивания.
Для снижения вероятности возникновения изнашивания при заедании необходимо:
1 – канал подачи смазочного материала;
2 – вкладыш;
3 – корпус;
4 – зазор, заполненный смазочным материалом;
5 – цапфа вала
Абразивное изнашивание — изнашивание в результате механических воздействий твёрдых частиц
В процессе изнашивания происходит срезание с поверхности микростружек более твердыми абразивными частицами.
Абразивные частицы, обладая большей, чем металл твёрдостью, разрушают поверхность деталей и резко увеличивают износ
Варианты защиты деталей и узлов от абразивного изнашивания:
Гидро- и газоабразивное изнашивание - абразивное изнашивание в результате действия твердых абразивных частиц, увлекаемых потоком жидкости (газа).
Абразивные частицы попадают в поток жидкости (газа) в результате загрязнения топлива, масла, рабочих жидкостей при заправках, неудовлетворительной герметизации и фильтрации.
Такому изнашиванию подвергаются детали насосов, гидроприводов, гидроусилителей, ЦПГ двигателей.
Для снижения интенсивности гидроабразивного (газоабразивного) изнашивания необходимо:
Эрозионное изнашивание — это изнашивание поверхности в результате воздействия потока жидкости (газа)
В результате трения происходит расшатывание и вымывание отдельных частиц материала.
Методы снижения эрозионного изнашивания :
Усталостное изнашивание вызывает изменение трущейся поверхности или отдельных её участков в результате деформирования материала, приводящего к возникновению трещин и отделению частиц
На поверхности детали появляются микротрещины, которые в дальнейшем в результате отслаивания и выкрашивания частиц металла приводят к возникновению углублений и впадин.
Усталостное изнашивание наблюдается на беговых дорожках подшипников, зубьях шестерён
Основное мероприятие, снижающее усталостное изнашивание - более точный монтаж деталей с соблюдением оптимальных зазоров и натягов в подвижных и неподвижных соединениях.
Кавитационное изнашивание
Последствия кавитации приводят к сильному износу рабочих частей и заметно сокращают срок службы турбин, насосов, гидравлических машин и т.д.
Для уменьшения кавитационного изнашивания необходимо:
Коррозионно-механическое изнашивание - изнашивание при трении металла, вступившего в химическое взаимодействие со средой. Характеризуется образованием пленок окислов, химических соединений и последующим разрушением этих образований.
Фреттинг-коррозия - это коррозионно-механическое изнашивание соприкасающихся тел при малых колебательных относительных перемещениях.
Причиной таких перемещений могут быть вибрации, динамические нагрузки, периодический изгиб или скручивание сопряженных деталей.
Данному виду коррозии подвержены болтовые соединения, посадочные поверхности подшипников качения, листовые рессоры, шестерни, муфты и т.д.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.