Презентация на тему: «Китай и Япония в Средние века»

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 15.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Китай и Япония в Средние века.pptx

Тема: «Китай и Япония в Средние века»

1185 год – Завершение периода Хэйан; победа кланов Тайра и Минамото в битве при Данноура.
1192 год – Основание диктатуры сёгуната Минкато под руководством сёгуна Минамото-но Ёритомо; начало периода Камакура.
1274 год – Первый монгольский поход на Японию; нападение хана Кублая на Японию, который не удался благодаря тайфуну (который позднее назовут "камикдзе").
1281 год – Второй монгольский поход; ещё одно неудачное нападение на Японию, также остановленное тайфуном.
1333 год – Падение сёгуната Камакура в результате восстания, возглавленного Такэда Шингэна.
1336 год – Начало периода Muromachi со сёгунатом Ашикага; установление нового правления, сёгуната Нового времени.
1467–1477 годы – Период Сэнгоку (войны за государственную власть); внутренние конфликты между феодальными лордами (даймё).
1573 год – Падение сёгуната Ашикага; начало более централизованного правления после объединения Японии.
1603 год – Основание сёгуната Токугава; начало периода Эдо, характеризующегося длительным миром

III век – Падение империи Хань; начало Средних веков в Китае.
III–IV века – Эпоха Шестнадцати царств, распад Северного Китая.
439 год – Объединение всего Северного Китая.
581 год – Полководец Ян Цзянь основывает династрию Суй; начинается ряд реформ.
618–907 годы – Период династии Тан; расцвет культуры и экономики, отмена системы наделов.
907 год – Свержение последнего танского императора; начало периода смуты.
Конец XIII века – Падение Сунского государства под ударами монголов и начало династии Юань.
1368–1644 годы – Эпоха династии Мин; изгнание монголов и успешная внутренняя и внешняя политика.

Япония

Япония находится на островах восточнее Китая и Кореи, что обеспечивало ей изоляцию и защиту от нашествий. Основные центры находились на островах Хонсю, Кюсю и Сикоку, в то время как мелкие острова и Хоккайдо использовались для военной экспансии. Страна страдала от природных катастроф, таких как цунами и землетрясения, а вулкан Фудзияма почитался в синтоизме.

Экономика

Большинство населения средневековой Японии составляли крестьяне, занимающиеся земледелием и скотоводством, с акцентом на выращивание риса, пшеницы и сои. В прибрежных регионах важным было рыболовство. Крестьяне жили в сплочённых общинах, где ценились семейственность и родство, и платили налоги в зависимости от обрабатываемой земли.
В начале Средневековья ремесло и торговля в Японии были слабо развиты. Со временем мастера из Китая и Кореи способствовали прогрессу, и к XIII–XIV векам японские ремесленники достигли высокого мастерства в обработке металлов и тканей, что увеличивало население городов.




Во главе Японии стоял император, считавшийся сыном богини солнца Аматэрасу, и его власть считали священной. Императора называли «тэнно́» — «небесный хозяин», и все земли империи считались его собственностью. Однако на практике он редко занимался делами государства, участвуя только в важных церемониях, пока управление осуществляли представители родовой знати и чиновники. Потомки первых императоров продолжили номинально оставаться у власти в Японии.
В Японии кланы родовой знати играли ведущую роль в управлении государством, передавая чины по наследству. Высшей должностью был титул «сёгун», который занимал главнокомандующий армией.

Управление империей

Сёгун — (япон. «генерал») — титул, который изначально носили японские полководцы, а затем правители Японии.




Должностные лица

Знатные семьи и чиновники - получали земли за службу и занимали важные должности.
Даймё - крупные князья-землевладельцы, обладали обширными землями и были практически независимы, собирали налоги и содержали армии.
Самураи - воины, получавшие небольшие земельные участки и обязанные подчиняться своим господам; следовали кодексу бусидо.

Столицей был Нара, затем в конце VIII века её перенесли в Киото.
Реальная власть императора уменьшалась, а влияние кланов родовой знати возрастало.
В IX веке император стал зависим от сановников, часто назначались малолетние родственники.
В XII веке Япония была расколота войной двух знатных фамилий — Минамото и Тайра.
Минамото Ёритомо в 1192 году стал сёгуном, получив практически неограниченную власть.
Сёгунат издавал указы и принимал законы, а император оставался лишь участником религиозных церемоний.
Эпоха сёгуната продолжалась до последней трети XIX века.

Политическое развитие

В XII в. страна была расколота войной двух знатных фамилий ― Минамото и Тайра. Сражения самурайских армий перемежались этапами придворной борьбы за высокие должности. В итоге военачальник Минамо́то Ёрито́мо (1147–1199) путём хитрости и насилия сумел устранить всех своих конкурентов. В 1192 г. он был назначен сёгуном ― верховным командующим имперской армией.

- В XIII веке монголы под предводительством хана Хубилая вторгнуться в Японию с армией в 100 тысяч воинов.
- Половина монгольского флота была уничтожена штормом, а оставшаяся армия была разбита самураями.
- Роль армии в управлении страной возрастала, сёгуны опирались на военачальников.
Это привело к новым раздачам земли и усилению крупных землевладельцев.
- К XV веку Япония была разделена на части между самурайскими кланами, началась эпоха междоусобиц.
- Эпоха междоусобиц длилась почти до конца XVI века, что вызвало хозяйственное разорение и ослабление страны.

Культурное развитие

Японцы с древних времён придерживались синтоизма, почитающего духов предков и природные божества.
В VI–VII веках правитель Сётоку Тайси пригласил буддийских монахов в Японию и распорядился почитать Будду.
Буддизм начал распространяться, с поддержкой монахов из Китая, привезших достижения в науках и искусствах.
Синтоизм и буддизм сосуществовали, и японцы начали практиковать обе религии.

Синтои́зм (япон. «путь богов») ― древняя религия Японии, в основе которой лежит почитание божеств природы и духов предков.

Письменность, литература.

В древние времена из Китая в Японию пришла письменность в виде иероглифов.
Японцы сначала использовали китайскую письменность, для получения образования необходимо было уезжать в Китай.
В VIII–IX веках в Японии появились школы и собственная система письменных знаков.
Японцы начали обозначать иероглифами отдельные буквы и слоги, в отличие от китайцев, использовавших иероглифы для целых слов.
Средневековая литература и искусство Японии находились под влиянием китайской культуры.
В VII–VIII веках были написаны «Кодзики» и «Нихонги» — первые выдающиеся памятники японской литературы.
Образованные японцы должны были уметь сочинять стихи, рисовать и играть на музыкальных инструментах.
Популярен был поэтический жанр вака, известный своей краткостью и образностью.

Театр и живопись

Японцы любили театральные представления, которые показывали бродячие артисты.
В XIV–XV веках возник японский театр но, основанный на народных сказаниях, мифах и религиозных сюжетах.
Актёры выступали в специальных масках, отражающих характер персонажа, с музыкой и танцами.
Часто актёры импровизировали, творчески изображая своих персонажей.
Японское искусство было связано с религиозными верованиями, преобладали изображения природы и мифологических сюжетов.
Величественными архитектурными сооружениями были синтоистские и буддийские храмы, а также крепости даймё.

Китай

618–907 гг. ― династия Тан в Китае
960–1279 гг. ― династия Сун в Китае
1271–1368 гг. ― династия Юань в Китае
1368‒1644 гг. ― династия Мин в Китае
Персоналии: Ду Фу, Ли Бо, Хубила́й, Чжу Юаньчжа́н

Территория и столицы

Восточные границы Китайского государства ограничивались морским побережьем, южные — джунглями Индокитая, западные — Тибетским нагорьем, а северные — степью и Великой Китайской стеной.
В Средние века границы Китая менялись из-за войн и внутренних кризисов, иногда распадаясь на независимые княжества, но единство империи восстанавливалось.
Население Китая в X–XI веках составляло около 100 миллионов человек, что превышало население всех европейских королевств вместе взятых.
Китай был многонациональным государством с различными политическими традициями и культурами в каждой провинции.
Китай условно делился на Северную (по реке Хуанхэ и к северу от неё) и Южную (по реке Янцзы и к югу) части.
Столица неоднократно перемещалась;
северная Кайфын, Чанъань и Пекин,
южными — Нанкин и Ханчжоу.

Верховная власть в Китае принадлежала императору, считавшемуся священной фигурой ― Сыном Неба, а его резиденции отличались роскошью.
Повседневная жизнь правителя была окружена сложными церемониями с участием тысяч придворных сановников.
Для управления великой империей требовалась многочисленная армия чиновников, находившихся под контролем центральной власти.
Назначение на должности происходило после сдачи экзаменов, где проверяли знания языка, поэзии и конфуцианской философии.
В отличие от европейских феодалов, китайские чиновники не составляли замкнутое сословие; крестьянин мог подняться до высоких должностей.
Чиновник мог передать сыну лишь часть своих земель, оставшаяся часть возвращалась государству или передавалась другому чиновнику.

Население и экономика

Около 90% населения Китая составляли крестьяне, занятые земледелием; юг был более богатым из-за риса.
Крестьяне зависели от центральной власти, имели земельные наделы и платили налог в 1/5 урожая.
Крупные землевладельцы обременяли крестьян высокими повинностями, что вызывало восстания.
Города были центрами ремесла и торговли, и крупнейший город Чанъань имел население около 1 млн человек.
Китайские ремесленники первыми начали производить бумагу и порох и вывозили больше товаров, чем ввозили.

220 г. н.э. – Распад империи Хань на независимые княжества из-за экономического кризиса и налогов.
581 г. – Ян Цзянь объединяет Северный и Южный Китай, становится императором династии Суй.
618 г. – Династия Суй свергнута, военачальник Ли Юань основывает династию Тан (618–907).
749 г. – Китайская армия захватывает Ташкент, но терпит поражение от Арабского халифата через два года.
907 г. – Династия Тан распадается, империя делится на несколько враждующих княжеств.
960 г. – Объединение Китая под властью династии Сун (960–1279), правители облегчают положение крестьян.
XII в. – Племена чжурчжэней завоевывают почти весь север Китая и создают империю Цзинь.

Политическое развитие в III–XII вв.

Политическое развитие в XIII ― начале XVI в.
Начало XIII века – Возникновение Монгольской империи на севере от китайской границы.
1211 г. – Монгольская армия вторгается в Северный Китай; через несколько лет захватывает Пекин.
Середина 1230-х годов – Чжурчжэни разгромлены, Северный Китай под властью монголов.
1250-е годы – Войска Монгольской империи начинают вторжение в Южный Китай, разоряя селения.
1279 г. – Весь Китай оказывается под властью иноземцев.
1271–1294 гг. – Хан Хубилай становится императором и основателем династии Юань (1271–1368).
XIV век – Монголы перенимают множество китайских традиций, но население страдает под высокими налогами.
Середина XIV века – Возвышение освободительного движения; лидер повстанцев Чжу Юаньчжан организует армию.
1368 г. – Чжу Юаньчжан провозглашает себя императором и основывает династию Мин (1368–1644).

Чжу Юаньчжан родился и вырос в крестьянской семье на юге страны. Оставшись без родителей в юношеском возрасте, он ушёл в буддийский монастырь. Вскоре монастырь закрылся, и будущий император вынужден был скитаться по стране и попрошайничать. В стремлении к лучшей жизни он организовал группу разбойников. Когда началось восстание против монголов, Чжу Юаньчжан сумел добиться руководящего положения среди повстанцев, женившись на дочери одного из главарей мятежников. Во время восстания он проявил себя. Его воины имели на вооружении флот и огнестрельное оружие. В 1356 г. войско Чжу Юаньчжана захватило Нанкин, который затем стал столицей новой империи. В государственных делах он отличался подозрительностью, недоверием к чиновникам и стремлением к усилению личной власти. Чжу Юаньчжан в 1368 г. провозгласил себя императором под именем Хунъу и правил в 1368–1398 гг. После восшествия на престол он создал тайную полицию, которая преследовала противников его власти. По верным и ложным обвинениям были казнены десятки тысяч чиновников. В отношении чиновников и купцов было усилено налоговое бремя. Однако император проявлял редкую доброжелательность к крестьянам. Он понизил налоги и стал предоставлять им на выгодных условиях пустующие земли в северной части страны. В его правление были упорядочены законы, укреплена армия, восстановлены разрушенные крепости, каналы и водохранилища.

Культура

Культура средневекового Китая была богатой и разнообразной, определяемой религиозными и философскими учениями.
Центральная власть контролировала распространение религиозных движений; свободно распространялись конфуцианство, даосизм, буддизм, ислам и ограниченное христианство.
Конфуцианство оказало наибольшее влияние на организацию власти, ставя благо общества выше личных интересов.
В литературе важное место занимала проза с серьёзным отношением к историческим хроникам, находившимся под контролем чиновников.
Художественные сочинения, такие как романы и рассказы, пользовались популярностью, а поэзия отличалась многообразием и выразительностью.
Величайшими поэтами были Ли Бо и Ду Фу, чьи стихи исследовали человеческие цели и восхваляли добродетели.
Многие поэты Средневековья можно считать гуманистами.

Китайцы высоко ценили изобразительное искусство, украшая фарфоровую посуду и предметы быта орнаментами и пейзажами, особенно в жанрах «горы и воды» и «цветы и птицы».
Архитектура была под влиянием религиозных культов, сохранились буддийские пагоды, императорские дворцы и резиденции знати с характерными крышейми.
Китайцы сделали выдающиеся научные открытия, включая освоение производства бумаги в II–III вв., что облегчило распространение грамотности и литературы.
Книгопечатание применялось с X–XI вв., используя деревянные формы для оттисков, а в эпоху династии Тан был изобретён порох, механические часы и усовершенствован компас.
Китайские технические достижения включали спички, висячие и арочные мосты, сухие доки, поршневые насосы, а также прогнозирование землетрясений и создание камнемётных орудий.
На высоком уровне находились астрономия и математика; учёные могли предсказывать затмения, а китайский календарь был самым совершенным, расходясь с реальным астрономическим годом только на 27 секунд.