Ольга Трушина – жизнь и песни
Работу выполнил: обучающийся 4 класс Быков Арсений.
«Известные люди Смоленщины»
Руководитель: учитель начальных классов
Жукова Марина Анатольевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тирянская основная школа» Кардымовского района Смоленской области
Моя радость, жизнь моя, песни!Как я вас люблю…(Н.В. Гоголь)
Введение:
Одной из актуальных современных задач является возрождение и дальнейшее развитие национальных культурных традиций. Большое значение в этом деле приобретает собирание и изучение старинных (традиционных) народных песен. Русские народные песни на протяжении многих веков были самым тесным образом связаны с жизнью народа, правдиво отражали его жизнь и мировоззрение. Радищев в русских народных песнях видел «образование души нашего народа», «скорбь душевную», По меткому выражению Герцена, в народных песнях получили свое ярчайшее выражение «все поэтические начала, бродившие в душе русского народа». Народные песни – это наша история. По ним можно узнать о многих исторических событиях, имевших место, как в истории страны, так и в истории Смоленщины.
Теперь сравнительно редко можно услышать исполнение народных песен. В большинстве случаев эти песни хранятся в пассивной памяти пожилых людей и исполняются ими по просьбе собирателей фольклора. Но что важно, народные песни органически вошли в произведения русской литературы, музыкальные произведения. Они источник их распространения в наше время. Но следует заметить, что старинные народные песни представляют собой образцы подлинного национального искусства и особенно в наше время имеют большое историко-познавательное и живое эстетическое значение.
Предметом исследования моей исследовательской работы стала жизнь и творчество замечательной женщины, народной певицы и хранительницы народного песенного творчества Трушиной Ольги Владимировны
Основные задачи нашей работы сводятся к следующему:
- изучение биографии и творческого наследия Трушиной О.В.;
- изучение материалов, связанных с народным песенным творчеством Смоленщины;
- расширение и углубление знаний об истории народного песенного творчества Смоленской области;
- систематизация информации, полученной из разных источников, на основе критического осмысления;
Источниковая база исследования включает в себя: источники личного характера – воспоминания земляков о Трушиной О.В., публикации в периодической печати, материалы интернет - ресурсов, фотографии и фонограммы выступлений Трушиной О.В.
Основная часть:«Ольга Трушина – жизнь и песни.»
В верхнем течении Днепра, между Белоруссией и Подмосковьем, Псковщиной и Полесьем исторически сложилась особая народная музыкальная культура, которую условно можно обозначить как песенную традицию Смоленского Поднепровья.
Насколько когда-то была богата и полна эта традиция, может свидетельствовать тот факт, что еще в третьей четверти XX века в памяти коренного крестьянского населения Смоленщины хорошо сохранились обрядовые и не обрядовые песни, восходящие к древнейшим слоям славянского языческого календаря: масленичные, постовые, благовещенские, волочебные, майские, купальские и т. п. припевки и заклички, свадебные и лирические песни, хороводы, духовные стихи.
Фольклорная песенная традиция Смоленского Поднепровья, будучи классическим сводом устойчивых интонационных форм и поэтических текстов среднерусской песенности, начиная уже с творчества М.И. Глинки — уроженца этих мест, активно влияла на формирование русской профессиональной музыкальной культуры. Собирание и изучение смоленского фольклора началось в XIX веке В. Н. Добровольским.
В 70 - 80-х годах ХХ века наиболее активно работали в Смоленском Поднепровье сотрудники Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. Одной из несомненных удач фольклористов-собирателей ИРЛИ можно считать знакомство с выдающейся русской певицей Ольгой Владимировной Трушиной летом 1981 года.
О. В. Трушина — певица-самородок. Всю свою жизнь (родилась в 1919 г.) она проработала на селе (Семехино и Нетризово) в Кардымовском районе Смоленской области. Петь специально нигде не училась, на сцене до встречи с фольклористами не выступала. Она пела только «для себя», но пела всегда и везде, чутко прислушиваясь к тому, что и как поют другие.
Родилась Ольга Владимировна в деревне Семехино Нетризовского сельского совета. Теперь этой деревни не существует.
В полтора года осталась без отца, он погиб на гражданской войне. Жила вместе с матерью и братом, как рассказывала сама ольга владимировна, «очень бедно, часто и есть было нечего в доме, а когда подросла, то меня взяла к себе бабка проскова (мать матери). У нее было четыре коровы и их нужно было пасти. Бывало, выгонят коров, бабка и говорит: «ольга, пастивай коров, ходи кругом и пой песни». А какие песни в 7 лет… вот, хожу и пою — ла-ла-ла. Потом придет бабка и скажет: «ну, давай, внученька, я тебя песню научу петь», и пела песни, а знала она их великое множество, а я те песни перенимала. Бабушкины песни все грустные были, ведь песни то все про крестьянскую нелегкую долю, да женскую судьбу».
Ольга Владимировна закончила всего 3 класса школы. Рано пошла работать. Жизнь была трудная, но, как она сама вспоминала, веселая. Деревня тогда была большая, людная. Все праздники отмечали дружно и весело. На Святки, как положено, две недели каждый день вечеринки.
В 18 лет Ольга вышла замуж за хорошего парня Василия, и они переехали жить в город. Муж работал на железной дороге, а она поступила санитаркой в психиатрическую больницу, и проработала там до Великой Отечественной войны, затем вернулась в деревню, так как готовилась стать матерью. 18 июля 1941 года Василий поехал по делам в Смоленск, по дороге встретил раненого советского солдата, ползущего вдоль дороги и решил ему помочь. Когда нагнулся, чтобы поднять его на телегу, раздалась пулеметная очередь (стрелял фашистский солдат), оба упали замертво. Сын родился уже без отца, прожил три с половиной года и умер.
После войны, 1947 году, Ольга Владимировна вышла замуж во второй раз за парня из соседней деревни. Не прожили и полгода, как он умер после операции из-за полученного в войну ранения . Остался у Ольги на руках маленький месячный сын.
Жизнь не была легкой. Пережила пожар дома, после которого все пришлось начинать с нуля. Работала всегда в колхозе, часто получала премии, так как во всем старалась быть лучшей и всегда вместе с ней была русская песня, что называется и в горе, и в радости.
Уже когда вышла на пенсию от колхоза «Днепр» дали ей часть дома в деревни Нетризово. Там и нашла ее фольклорная экспедиция.
Участники экспедиции были удивлены обилию песен, которые знала и хранила Ольга Владимировна, а также ее голосу. Записывающая аппаратура выходила из строя, а Ольга все пела и пела.
Осенью 1981 года О.В. Трушина была приглашена в Ленинград и участвовала в фольклорном концерте в зале консерватории. Очень скромно одетая, она вышла на сцену и запела также уверенно как у себя в Нетризове.
У нее была подготовлена программа из 6 песен, но успех был таким, что пришлось подобрать еще столько же песен.В тот первый приезд в Ленинград О.В. Трушину записывали на студиях фонограмм архива ИРЛИ и Дома музыки. Два часа без перерыва продолжалась запись на радио. Несколько позднее, во второй свой приезд в Ленинград, она выступила на телевидении. Уже тогда Ольга Владимировна сшила себе концертный сарафан, красивый фартук. Этому наряду суждена была долгая артистическая жизнь. В нем она участвовала в концертах пленума Союза композиторов во Владимире и Суздале, выступала в Москве и Ленинграде, Смоленске и, конечно, в Кардымове. Сейчас костюм хранится в Кардымовском районном музее, имеется и грампластинка «Песни Смоленского Поднепровья» в исполнении Ольги Владимировны.
Ольга Владимировна Трушина – дважды лауреат Всесоюзного народного творчества.
Ольга Владимировна Трушина принадлежала к тому удивительному кругу людей из народа, которые олицетворяли собой характерный национальный тип; именно о таких людях, о таких «певцах» писал И. С. Тургенев. От природы одаренная во всем, она не только творила в своих песнях прекрасное, но и воспринимала весь мир сквозь призму прекрасного и сама постоянно тяготела к нему. Поэтому она, вероятно, сначала стихийно, а затем уже вполне осознанно стала самобытным собирателем русской народной песни. При этом ее особое внимание было обращено на лирику, на песни, посвященные тяжелой доле русской крестьянки прошлых времен. Трагическая окраска образов этих песен была, вероятно, в чем-то созвучна у О. В. Трушиной с ее собственной судьбой, в которую наиболее драматические страницы вписала прошедшая семьдесят пять лет назад война. Помимо великолепного сильного и красивого голоса, прекрасной памяти и поразительного по своему разнообразию и объему фольклорного репертуара (около 400 песен) О. В. Трушину отличала еще одна важная особенность — она певица-солистка. В ее исполнении многоголосная хоровая песня получала обобщенное, принципиально одноголосное воплощение. Ее исполнительской манере были присущи артистизм и мастерство, одухотворенность и глубина познания и передачи фольклорной традиции.
Заключение:
Работая над темой о жизни и творчестве Трушиной Ольги Владимировны- народной певицы и хранительницы русского народного песенного творчества, я открыл для себя огромный пласт истории культуры своей Родины. Собирая и изучая материалы по теме, я осознал всю глубину русской народной песенной культуры, её разнообразие, связь с историей нашей страны. Я понял, что необходимо сохранять, систематизировать и знакомить людей с творчеством народных талантов, подобных Ольге Владимировне Трушиной. Изучение народного творчества позволяет человеку ощутить национальную идентичность, принадлежность к русскому народу, гордость за своё Отечество.
Интернет ресурсы
Трушина Ольга Владимировна// https://ru.wikipedia.
Трушина О.В. фотографии//https://yandex.ru//images
«Знамя труда.» Кардымово 2013 №59.// https://gazeta.kardymovo.ru
Трушина О.В. // https://glasz-news.ru
Трушина О.В. песни .// https://musice.net
Песни Трушиной О.В. .// https://umorina.info
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.