Презентация опыта работы по теме "Смысловое чтение в начальной школе"

  • pptx
  • 28.08.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Роменская.pptx

Роменская Анна Геннадьевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ№24 им.И.И.Вехова ст.Александрийской

«Смысловое чтение на уроках в начальной школе»

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать.»
Дени Дидро

формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе…

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
стр. 3

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

Основные умения смыслового чтения

I этап
Работа с текстом до чтения
II этап
Работа с текстом во время чтения
III этап
Работа с текстом после чтения

Технология продуктивного чтения.

Антиципация

Заголовок – окошко для взгляда вперёд.
Посмотри и подумай, что тебя ждёт?
Заголовок это не просто слова,
Эти слова – всему голова!
С. Бондаренко

Памятка

Прочитав заголовок, остановитесь!
1. Сформулируйте для себя, о чём пойдет речь в тексте.
2. Вспомните всё, что вы уже знаете на эту тему
3. Поставьте вопросы, на которые, по вашему мнению,
будут даны ответы в тексте.
4. Попытайтесь, на сколько это возможно, дать на эти
вопросы предположительные ответы до чтения текста.
5. После этого приступайте к чтению. Читая,
сопоставляйте выдвинутые вами предположения
с реальным содержанием текста.

К. Паустовский "Кот-ворюга"   .

Прогнозирование на уровне иллюстрации

Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть кислое слово - … ,
Есть слово с окошком - … ,
Есть слово колючее - …,
Есть слово промокшее -…,
Есть слово упрямое -… ,
Есть слово колючее- … ,
Есть книжное слово - …,
Есть слово лесное - …,
Есть слово пушистое - … ,
Есть слово весёлое - …

Четыре девочки (рассказ Д. Лунича)
Идёт мама по улице и ведёт за руку четырёх маленьких девочек.
Мама говорит:
Куплю большую сумку.
Четыре девочки говорят:
- И ещё четыре маленьких сумочки!
Мама говорит:
Куплю большой платок.
Четыре девочки говорят:
И ещё четыре…
Мама говорит:
А ещё куплю большую щётку, пол мыть.




В. Д. Берестов «Честное гусеничное»

Если текст запомнить сложно –
Нарисуй его тогда.
Разделив его на части -
Ты расскажешь без труда!

С вопроса, с удивления начинается мышление.

 
 Внимательно прочти текст. Ответь на все вопросы теста.
Виктор Хмельницкий
В саду красили зелёной краской Скамейки.
- Ага, мы уже зелёные! - хвастались свежеокрашенные Скамейки.
- Мы тоже скоро зазеленеем, - отвечали Деревья и Кусты.
- Когда это ещё будет? - улыбались Скамейки. На душе у них было весело: еще бы - они зазеленели первыми!
 
Задание 1. Укажите, в какое время года происходит действие (обведи в кружок верный ответ).
А. Весна.         Б. Лето.        В. Осень.        Г. Зима.
Задание 2. Укажи, где происходит действие (обведи в кружок верный ответ).
А. В парке.         Б. В лесу.        В. В саду.        Г. На улице.
Задание 3. Озаглавь этот текст.
Это текст можно озаглавить
_______________________________________________________

Пословица похожа на орешек. В ней , как и в орешке, есть скорлупа и ядрышко.
«Скорлупка» – это то, о чём говорится напрямую.
«Ядрышко» пословицы – это скрытая в ней мысль. О ней не говорится прямо, она спрятана за «скорлупкой».

Пословица – это народа творенье.
В ней мудрость его и его наблюденья.
Одна только фраза,
Её не растянешь,
Поймёшь её смысл
И умнее ты станешь! Е .Баратынский

Основные умения

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное дело».
К.Д. Ушинский