Сошествие Святого Духа, 1884
Кирилловская церковь
Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» –окончательно сформировалась
в его киевские годы
(1884–1889),
причем в русле
церковного
искусства.
Самостоятельную жизнь художника Врубель начал в Киеве. В ожидании заработка он отдавал на время свои картины в ссудную кассу и получал за них немного денег. Дочь владельца кассы всегда восторженно встречала художника, всегда внимательно следила за каждым его движением.В кассе хранилось много красивых вещей — старинные ткани, восточные ковры, драгоценности. Врубель подолгу задерживался в лавке: рассматривал цвет и выделку тканей, узоры ковров. Однажды он усадил девочку на узорчатый ковёр, одел в платье, повесил ей на шею жемчужные бусы, нити алых гранатов, украсил перстнями пальцы — и написал этот портрет.С картины пристально, не отрываясь, смотрят на художника и на зрителей широко открытые глаза девочки; в них тревога, печаль, какая-то недоступная тайна. В руках у неё две розы, выписанные словно живая драгоценность. Кисть художника, будто жезл волшебника, преобразила ссудную кассу в сказочный шатёр, превратила дочь ростовщика в таинственную принцессу, а её портрет в манящую и прекрасную восточную сказку.
История картины
«Девочка на фоне персидского ковра» 1884
В 1880—1890-е годы творческие искания Врубеля не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства, однако его постоянным заказчиком сделался С. И. Мамонтов.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягелевских ретроспективах, и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи — как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
О картинах Врубеля конца девятнадцатого столетия интересно высказывается известный критик В.М. Алпатов:
«Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами; такова его картина "К ночи" (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его "Пан" (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова "Царевна Лебедь" (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Все эти произведения в силу занимательности, сказочности своего сюжета пользуются наибольшей известностью, хотя в них проглядывает нечто от оперной бутафории или от мифологических картин Беклина».
Демон сидящий,1899
Третьяковская галерея, Москва
Еще в 1885 году, сразу после возвращения из Венеции, Врубель так описывал своего «Демона» отцу: «Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том Дух властный и величавый».
Все девяностые годы Врубеля занимала тема Демона и зла.
В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – «Портрет Н.И. Забелы на фоне березок»
(1904. в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством («Жемчужина», «Портрет Брюсова» -работ, переходных от модерна к авангарду.
В 1906 художник ослеп.
Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века.
Последние годы жизни…
Поэт Александр Блок сказал над могилой художника:
«Врубель пришел к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера.
Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи.
Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.