Портрет
(от франц. – изображать,
передавать «черта в черту»)
– это изображение человека или группы людей, реально существующих,
либо существовавших в прошлом.
Самый древний портрет
Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет.
Оно обнаружено в пещере Вильонер близ города Ангулем (Франция).
«Портрет» сделан мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прочерчены горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос.
Древнеегипетский портрет
Назначение портрета в египетском искусстве было обусловлено культовыми, религиозными, магическими задачами.
Существовала необходимость «дублирования» модели (то есть портрет был двойником умершего в загробной жизни).
У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не существовало.
У них был обычай награждать победителей спортивных игр постановкой их статуй в публичных местах, однако это были идеальные фигуры атлетов, которые изображали их лишь в общих чертах, идеализированно, и были выполнены по идеальному канону красоты.
Эллинские республики даже запрещали общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические портреты, считая, что они могут развить в гражданах тщеславие и противоречат принципу равенства между ними.
Только в V веке до н.э. впервые появились у греков настоящие портретные гермы и статуи.
Реалистическое направление окончательно утвердилось в портретной скульптуре в эллинистическом искусстве — при Александре Македонском, благодаря Лисиппу и его брату Лисистрату, который первый стал формовать маски с натуры.
Эллинистические портреты, сохраняя свойственный греческим художникам принцип типизации, несравненно более передают не только черты внешнего облика, но и различные оттенки душевного переживания модели.
С конца V в. до н. э. древнегреческий портрет всё более индивидуализируется, в конце концов тяготея к драматизации образа.
Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расшире- нием круга портретируемых.
В основе художественной структуры многих древнеримских портретов — чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.